Сотрудничество РФ и РБ в области трансграничной преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Создание благоприятных условий для динамического развития любого государства связано с эффективной внешнеэкономической и внешнеполитической деятельностью, то есть с расширением экспорта товаров и услуг на новые рынки, решением вопросов доступа к сырьевым ресурсам, налаживанием плодотворного сотрудничества с зарубежными странами, а также созданием надежных систем обеспечения международной и региональной безопасности. Все эти факторы должны учитываться Беларусью и Россией в рамках строительства Союзного государства (далее – СГ).
Усиливающаяся территориальная неравномерность развития интеграционных отношений, обострение борьбы за энергетические ресурсы в условиях продолжающегося финансово-экономического кризиса вызывают к жизни новые разнообразные формы международных экономических связей, в их числе – трансграничное сотрудничество.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 512.69 Кб (Скачать)

Уровень автоматизации в пунктах пропуска и качество пограничного контроля не уступают европейским аналогам. Сегодня все делается для того, чтобы пересечение границы СГ было наиболее комфортным, но в, тоже время максимально обеспечивался заслон криминальным факторам на границе. Осуществлена комплектация авиации органов Пограничной службы Республики Беларусь современной техникой. Проводится планомерное обучение белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях Российской Федерации.

Полученные результаты показывают необходимость продолжения взаимодействия в области охраны внешней границы СГ. Для выполнения этой задачи на коллегии Пограничного комитета Союзного государства  в 2010 г. принято решение о начале разработки программы укрепления пограничной безопасности СГ на период 2012–2016 годов. Постановлением Совета Министров Союзного государства от 12 декабря 2012 г. № 47 утверждена программа «Укрепление пограничной безопасности Союзного государства на период 2012–2016 годов»7.

Цель программы – реализация основных положений пограничной политики и укрепление пограничной безопасности Российской Федерации и Республики Беларусь путем выполнений мероприятий, направленных на нейтрализацию основных угроз интересам безопасности СГ.

В проекте предусматривается дальнейшая модернизация и переоснащение автоматизированных систем пограничного контроля, создание интегрированной системы охраны границы, развитие пограничной инфраструктуры, продолжение подготовки высококвалифицированных кадров для пограничных органов.

Таким образом, в ходе взаимодействия в сфере борьбы с трансграничной преступностью Государственный пограничный комитет Республики Беларусь осуществляет сотрудничество с Пограничной службой Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Взаимодействие осуществляется как на многосторонней (в рамках Совета командующих Пограничными войсками государств – участников СНГ и Совета по пограничным вопросам государств – членов ЕврАзЭС), так и на двухсторонней основе в рамках Пограничного комитета Союзного государства. Все это позволяет проводить мероприятия по обустройству внешней границы СГ, положительно влиять на проведение совместной борьбы с трансграничной преступностью, а также позволяет значительно повысить качество оперативно-служебной деятельности органов Пограничной службы Республики Беларусь и Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Правовые проблемы унификации уголовного законодательства Союзного государства в сфере борьбы с трансграничной преступностью.

Учреждение СГ Республики Беларусь и Российской Федерации создает новые возможности для совершения трансграничных преступлений за пределами национальных границ указанных государств.

Представляется, что функционирование СГ Республики Беларусь и Российской Федерации обязывает данные государства к модификации своих национальных уголовных законов и правоприменительных практик с учетом положений и договоров СГ. Другими словами, уголовная политика должна претерпеть изменения, как на нормотворческом, так и на правоприменительном уровнях.

При решении задачи в сфере нормотворческой деятельности государства-участники СГ неизбежно сталкиваются с немалым количеством проблем. Среди этих проблем выделим, в частности, следующие.

С 1 января 2012 г. начало действовать Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, основными принципами функционирования которого является обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников Единого экономического пространства (далее – ЕЭП). Тем самым в рамках Таможенного союза (далее – ТС) на территории СГ действует единое таможенное и экономическое пространство8.

Единое таможенное и экономическое пространство обязывает государства-членов СГ к унификации уголовного законодательства не только за таможенные, но и за иные экономические преступления. За преступления, связанные с оборотом объектов интеллектуальной собственности, историко-культурных ценностей, за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ, оружия и других вещей, запрещенных или ограниченных к обороту или перемещению через таможенную границу, а также за другие преступления, прежде всего носящие трансграничный характер. Такой подход должен обеспечить единообразное формулирование указанными государствами признаков составов этих преступлений не только в национальном уголовном законе, но и в нормах национального законодательства, определяющих признаки преступлений, предусмотренных уголовно-правовыми нормами с бланкетной диспозицией.

Согласно п. 2 ст. 3 Договора от 21 февраля 1995 г. «О совместных усилиях в охране государственной границы Республики Беларусь»9 стороны обязались принять меры по внесению изменений в свое законодательство, предусматривающее уголовную ответственность за нарушения таможенного законодательства ТС и законодательства сторон, и приведению к единообразному определению противоправности таких деяний.

Сторонам необходимо прилагать усилия не только к единообразному определению противоправности таможенных и иных трансграничных деяний, имеющих уровень общественной опасности, свойственный преступлениям. Должен обеспечиваться сходный подход и к определению наказуемости этих преступлений в санкциях статей уголовного закона. Не могут не быть предметом унификации многие нормы общих частей Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК РБ) и Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), лежащие в основе определения базовых понятий и институтов уголовного права («преступление», «категории преступлений», «множественность преступлений», «соучастие» и др.), в том числе и нормы, устанавливающие правила отграничения преступлений от административных правонарушений.

Увы, нормы УК РБ и УК РФ не в полной мере соответствуют  надгосударственным нормам законодательства СГ. Например, в ст. 228 УК РБ10 до сих пор предусматривается уголовная ответственность за незаконное перемещение предмета контрабанды через таможенную границу Республики Беларусь, а не через таможенную границу ТС в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу Республики Беларусь с Российской Федерацией в рамках СГ. Как это сделано, например, в статьях 104.1, 226.1 и 229.1 УК РФ11. Правда, до приведения ст. 228 УК РБ12 (в части использования в ней термина «таможенная граница Республики Беларусь») в соответствие с таможенным законодательством ТС и ЕЭП следует применять предписания Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 № 319 «О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах»13. В нем закреплено, что для целей применения таможенного законодательства Республики Беларусь и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, обеспечивающих реализацию требований этого законодательства, до приведения таможенного регулирования в белорусском государстве в соответствие с таможенным законодательством ТС, термин «таможенная граница Республики Беларусь» надлежит использовать в значении «таможенная граница Таможенного союза в значении, определенном Таможенным кодексом Таможенного союза».

В государствах-членах СГ не унифицированы нормы об ответственности за контрабанду. К примеру, посредством признания утратившей силу ст. 188 УК РФ14 в этом государстве декриминализирована товарная контрабанда. Однако в ст. 228 УК РБ15 товарная контрабанда признается преступлением.

Декриминализация товарной контрабанды не всеми российскими криминалистами встречена с одобрением. Надо полагать, что противники такого законодательного решения найдутся также в Республике Беларусь.

Не согласованы между собой нормы национального законодательства указанных государств в сфере незаконного оборота наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых и психотропных веществ, прекурсоров. Как следствие, возможно вполне легальное согласно белорусскому законодательству перемещение через таможенную границу Республики Беларусь (она же является и белорусской частью таможенной границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС) с последующей доставкой в Российскую Федерацию средств (веществ), не включенных в республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь16. Притом, что такие средства, вещества, прекурсоры относятся к категории наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в Российской Федерации. Выявленные при таможенном досмотре на таможенной границе Республики Беларусь такие средства, вещества, прекурсоры не могут быть изъяты, а изъятые подлежат возврату. Не может быть возбуждено и уголовное дело в целях пресечения таких действий и привлечения лица к уголовной ответственности (эти действия не являются преступлением в Республике Беларусь). Тем самым создаются объективные препятствия для уголовного преследования этих действий в Российской Федерации, в которой они являются преступными и подлежат уголовной ответственности. Белорусская часть таможенной границы ТС в рамках ЕврАзЭС и государственная граница Республики Беларусь с Российской Федерацией становятся широким коридором для безнаказанного проникновения на территорию Российской Федерации веществ, не признанных в Республике Беларусь наркотиками, психотропными веществами, прекурсорами, незаконный оборот которых признан преступлением в этих государствах.

В белорусском законодательстве до недавнего времени не было легализовано понятие «аналог наркотического средства, психотропного вещества» (далее – аналог), хотя предложения о необходимости положительного решения этого вопроса высказывались специалистами в области уголовной ответственности неоднократно, в том числе при разработке в 2001 г. национального закона о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах. Наконец, спустя 10 лет после принятия первого белорусского закона, посвященного обороту наркотиков и психотропных веществ, в пришедшем ему на смену Закон Республики Беларусь от 13 июня 2012 г. № 408-З «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах»17 (далее – Закон № 408-З), содержится законодательное определение этого понятия.

С принятием Закона № 408-З, внесшего также изменения и дополнения в статьи УК РБ, посвященные уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров (ст. ст. 27, 30, 64, 228, 317-1, 318, 327, 328, 330, 331, 332, 334, примечания к главе 24)18, Республика Беларусь ввела уголовную ответственность за действия, связанные с незаконным оборотом аналогов, совершенные не ранее 20 октября 2012 г.

Российская Федерация, как и немалое число других государств, установил уголовную ответственность за незаконный оборот аналогов в 2003 г. Хотя понятие «аналоги наркотических средств и психотропных веществ» было определено в законодательном порядке еще в 1998 г. («аналоги наркотических средств и психотропных веществ – запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят»).

Нельзя не отметить, что, принимая Закон № 408-З и вводя уголовную ответственность за незаконный оборот аналогов, Республика Беларусь не воспользовалась в полной мере опытом законодательного определения понятия «аналог наркотиков и психотропных веществ», имеющегося в законодательстве России. Белорусское определение аналога лишь отчасти согласовано с российским определением этого понятия. К тому же в определении рассматриваемого понятия «аналог наркотических средств, психотропных веществ», имеющемся в абзаце втором ст. 1 Закона № 408-З19, избран, как представляется, едва ли верный подход при указании конструктивных признаков, позволяющих идентифицировать вещество как аналог.

В указанном определении под аналогами наркотических средств, психотропных веществ понимаются «химические вещества, не включенные в Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь, структурные формулы, которые образованы заменой в структурных формулах наркотических средств, психотропных веществ одного или двух атомов водорода на заместители атомов водорода». Иными словами, отличительными признаками веществ, признаваемых аналогами, являются два следующих признака, которые должны иметься в совокупности20:

  1. эти вещества не указаны в Республиканском перечне наркотических средств;
  2. вещества, не указанные в Республиканском перечне наркотических средств, должны иметь структурную формулу, которая образована заменой в структурных формулах наркотических средств, психотропных веществ одного или двух атомов водорода на заместители атомов водорода.

Получается, что для установления того, является ли вещество аналогом, требуется проведение экспертизы. Нужны специальные познания в области химии. Если лицо, осуществляющее действия с какими-либо веществами, не обладает такими специальными познаниями, то оно не сознает, что это вещество является предметом преступления. В таком случае отсутствует один из обязательных элементов прямого умысла, поскольку предмет преступления определен через признак, требующий специальных познаний («структурные формулы которых образованы заменой в структурных формулах наркотических средств, психотропных веществ одного или двух атомов водорода на заместители атомов водорода»21).

Если предмет преступления определен как вещество, которое имеет сходный химический состав с каким-либо из наркотических средств или психотропных веществ и вызывает аналогичное действие в человеческом организме (признаки, которые указаны в законодательстве России), то эти признаки лицо, осуществляющее их незаконный оборот, может и должно сознавать. Оно потому и занимается их оборотом, что ему известно их действие на человека, схожее с действием наркотиков и психотропных веществ. Понятно, что в этом случае имеются основания для утверждения о наличии у него сознания признаков предмета преступления.

Если же требуется осознание лицом химической формулы с детализацией (замена одного или двух атомов водорода на заместители атомов водорода), то к уголовной ответственности за незаконный оборот аналогов можно привлечь только лицо, обладающее специальными познаниями в химии. Т.е. лицо, например, имеющее диплом о высшем или среднем специальном химическом образовании, либо лицо, не обладающее такими познаниями, но осознававшее, что химическая формула данного вещества сходна с химической формулой наркотика, психотропного вещества и в них осуществлена замена одного или двух атомов водорода на заместители атомов водорода.

Это «химическое» определение понятия «аналог наркотических средств, психотропных веществ», имеющееся в Законе № 408-З, продублировано в примечании к ч. 3 ст. 327 УК РБ22 и дополнено к тому же указанием на то, что перечни заместителей атомов водорода в структурных формулах наркотических средств, психотропных веществ устанавливаются Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

Информация о работе Сотрудничество РФ и РБ в области трансграничной преступности