Сотрудничество РФ и РБ в области трансграничной преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Создание благоприятных условий для динамического развития любого государства связано с эффективной внешнеэкономической и внешнеполитической деятельностью, то есть с расширением экспорта товаров и услуг на новые рынки, решением вопросов доступа к сырьевым ресурсам, налаживанием плодотворного сотрудничества с зарубежными странами, а также созданием надежных систем обеспечения международной и региональной безопасности. Все эти факторы должны учитываться Беларусью и Россией в рамках строительства Союзного государства (далее – СГ).
Усиливающаяся территориальная неравномерность развития интеграционных отношений, обострение борьбы за энергетические ресурсы в условиях продолжающегося финансово-экономического кризиса вызывают к жизни новые разнообразные формы международных экономических связей, в их числе – трансграничное сотрудничество.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 512.69 Кб (Скачать)

 

 

Введение.

Создание благоприятных условий для динамического развития любого государства связано с эффективной внешнеэкономической и внешнеполитической деятельностью, то есть с расширением экспорта товаров и услуг на новые рынки, решением вопросов доступа к сырьевым ресурсам, налаживанием плодотворного сотрудничества с зарубежными странами, а также созданием надежных систем обеспечения международной и региональной безопасности. Все эти факторы должны учитываться Беларусью и Россией в рамках строительства Союзного государства (далее – СГ).

Усиливающаяся территориальная неравномерность развития интеграционных отношений, обострение борьбы за энергетические ресурсы в условиях продолжающегося финансово-экономического кризиса вызывают к жизни новые разнообразные формы международных экономических связей, в их числе – трансграничное сотрудничество.

В условиях трансграничного сотрудничества государств-участников СГ, существует вид преступности как трансграничная преступность. Проблема объединения усилий стран СГ в борьбе с трансграничной преступностью возникла сразу же после распада единого правового поля противодействия ей, но при этом сохранилось единое криминальное пространство и тесные связи преступного сообщества. Возникшие пограничные и таможенные барьеры, несовершенство и фрагментарность законодательства, и ряд других проблем в значительной степени затруднили контакты и совместную деятельность правоохранительных органов. В сложившихся условиях резко активизировали свою деятельность международные преступные группировки, учитывая, что регион СГ является транзитной территорией между Европой и Азией.

Состояние преступности в государствах-участниках СГ по ряду опасных криминальных проявлений сохраняет тенденцию к дальнейшему осложнению. Вызывают обеспокоенность проблемы, связанные с незаконной миграцией, торговлей людьми, прежде всего женщинами и детьми, вывозимыми за границу для принудительного труда и сексуальной эксплуатации, незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ, оружия и другими трансграничными преступлениями.

Исходя из вышеизложенного, актуальность указанной темы считаю обозначенной.

Объект исследования – организационно-правовое сотрудничество компетентных органов СГ в сфере борьбы с трансграничной преступностью.

Предмет исследования – правовые нормы, труды ученых и практика деятельности компетентных органов в сфере борьбы с трансграничной преступностью в рамках СГ.

Цель исследования – на основе комплексного исследования теории и практики сотрудничества государств-участников СГ, сделать теоретические выводы по современному состоянию и совершенствованию деятельности в сфере борьбы с трансграничной преступностью.

Цель курсовой работы позволила сформулировать задачи:

  1. рассмотреть и изучить правовые основы деятельности СГ в борьбе с трансграничной преступностью;
  2. выявить правовые проблемы унификации уголовного законодательства СГ в сфере трансграничной преступности;
  3. определить деятельность Пограничного комитета Союзного государства в борьбе с трансграничной преступностью.

Методологическая основа – представлена использованием следующих методов: системного анализа и исследования, сравнения и аналогии, дедукции, системного подхода. Все методы использовались комплексно для достижения наибольшей объективности исследования.

В ходе данного исследования, будут использованы официальные документы СГ и его участников, современная научная и, частично, публицистическая литература, соответствующая избранной тематике, официальные интернет-сайты излагающие информацию, имеющую непосредственное отношение к вопросам международного сотрудничества СГ.

Структурно настоящая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы, приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Правовые основы деятельности Союзного государства в борьбе с трансграничной преступностью.

В настоящее время развитие приграничных контактов в различных сферах гуманитарной и социально-экономической деятельности является неотъемлемой частью внешнеэкономической стратегии практически всех стран мира, в том числе Республики Беларусь и Российской Федерации.

Благодаря трансграничному сотрудничеству выявляются новые резервы углубления экономической и политической интеграции.

Такое сотрудничество Беларуси и России с определенными государствами в значительной степени способствует интеграционным процессам на микроуровне, решению многих социально-культурных и территориальных проблем приграничных территорий, воплощению принципа добрососедства, является составной частью формирования единого экономического пространства двух стран и зоны свободной торговли с Европейским союзом (далее – ЕС), особенно в условиях СГ.

Приоритетным направлением российско-белорусского сотрудничества является обеспечение безопасности внешней границы СГ. Согласованная пограничная политика как часть внешней и внутренней политики государств-участников СГ направлена на построение целостной системы обеспечения пограничной безопасности, предупреждения и пресечения посягательств на суверенитет и территориальную целостность государств-участников СГ, охраны и защиты их государственных границ1.

Стратегической целью согласованной пограничной политики является защита в пограничных пространствах общих и национальных интересов государств-участников СГ.

Главными приоритетами при реализации стратегической цели согласованной пограничной политики являются:

  1. сотрудничество в обеспечении надежной безопасности государств-участников СГ, сохранении и укреплении их суверенитета и территориальной целостности;
  2. принятие совместных мер в соответствии с международными договорами о предотвращении военной опасности, кризисов и конфликтов в пограничных пространствах государств-участников СГ;
  3. совместное противодействие терроризму и иным проявлениям экстремизма, организованной преступности, незаконной миграции, незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров и иным современным вызовам и угрозам безопасности;
  4. создание благоприятных условий социально-экономического подъема приграничных территорий, роста благосостояния и духовного развития населения как важнейшего условия обеспечения национальной безопасности государств-участников СГ;
  5. сотрудничество в проведении политических, дипломатических, специальных и других акций на государственных границах и приграничных территориях, способствующих укреплению дружественных отношений между государствами.

Белорусско-российское пограничное сотрудничество успешно развивалось еще до образования СГ. Его основой стал Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 21 февраля 1995 г. «О совместных усилиях в охране государственной границы Республики Беларусь»2. В соответствии с ним Беларусь взяла на себя обязательства обеспечивать интересы России на своей государственной границе с Польшей, Латвией, Литвой и Украиной на участке протяженностью около 2250 км.

В связи с этим у Российской Федерации отпала необходимость создания пограничной инфраструктуры на белорусско-российском участке границы (протяженность около 1240 км). Также уполномоченные органы Республики Беларусь и Российской Федерации (далее – стороны) принимают меры к сближению своих законодательных и иных нормативных актов, регулирующих охрану их государственных границ и порядок их пересечения.

Для координации совместных усилий Пограничной службы Российской Федерации и органов Пограничных службы Республики Беларусь в охране государственной границы СГ и реализации согласованной пограничной политики стороны создали Координационный совет.

Важной составляющей в ходе борьбы с трансграничной преступностью стал Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерации от 8 декабря 1999 г. «О создании Союзного государства»3, в котором к исключительному ведению СГ относится вопрос пограничной политики СГ.

Программой действий Российской Федерации и Республики Беларусь от 8 декабря 1999 г. «По реализации положений Договора о создании Союзного государства»4 определено что, государства-участники будут осуществлять согласованную пограничную политику, разрабатывать и реализовывать совместные программы по пограничным вопросам на основе принятой Концепции пограничной политики СГ, которая определяет единый подход к решению проблем не только на границах Союза, но и в их пограничном пространстве.

Пограничная политика СГ формируется в первую очередь исходя из приоритетов внутренней и внешней политики в СГ, придерживаясь прогрессивной линии развития взаимоотношений в пограничной сфере.

Особая роль в борьбе с трансграничной преступностью и обеспечение безопасности СГ отведена совместным действиям Пограничных служб Республики Беларусь и Российской Федерации.

С 1999 г. ежегодно разрабатывается и принимается совместная директива об охране внешней границы СГ. Разработан механизм осуществления взаимодействия между Пограничной службой Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь.

Для решения приоритетных задач по обеспечению единой пограничной политики, осуществлению действенных мероприятий по защите и охране внешней границы СГ, а также борьбы с трансграничной преступностью, разработано и реализовано на территории Республики Беларусь три союзных программы.

Постоянный комитет СГ уделяет особое внимание пограничной безопасности. Успешно реализована «Программа обустройства внешней границы Союзного государства на период 2002 – 2005 годы с продлением срока ее реализации на 2006 год» от 18 декабря 2002 г.5 (далее – программа). Проведенная в рамках программы работа стала весомым шагом в борьбе с трансграничной преступностью. Достигнуто существенное продвижение в создании единых стандартов охраны государственной границы, ее обустройства, в развитии межгосударственных отношений в области обеспечения безопасности внешней границы СГ. Программа явилась составной частью комплекса основных мероприятий по реализации Концепции безопасности Союзного государства.

Главной целью программы предусматривалось обеспечение защиты национальных интересов Республики Беларусь и Российской Федерации, безопасности личности, общества и государств-участников СГ в их пограничных пространствах.

Программой был охвачен широкий спектр мероприятий, проведенных на внешней границе СГ, а именно строительство и реконструкция объектов казарменно-жилого фонда и сооружений пограничной инфраструктуры. Проведена оптимизация и выработаны более рациональные решения по проектированию пограничных комендатур, застав, постов, разработаны типовые и повторно применяемые проекты на данные категории военных городков. Применение данных проектов позволило существенно сократить сроки проектирования объектов.

Выполнение мероприятий по строительству и реконструкции объектов пограничной инфраструктуры позволило значительно улучшить бытовые условия военнослужащих, существенно повысить качество выполняемой ими оперативно-служебной деятельности по охране государственной границы, а также сформировать новую и развить существующую инфраструктуру органов Пограничных службы Республики Беларусь.

Результаты реализации программы послужили существенным организационным заделом в области охраны внешней границы СГ.

В числе важнейших результатов реализации программы хочется отметить снижение объемов нарушений внешней границы, надежность защиты от проникновения оружия, наркотиков, увеличение задержаний контрабанды и незаконных мигрантов, ослабление позиций организованной трансграничной преступности и снижение уровня криминализации приграничных регионов, повышение уровня защищенности прав и интересов СГ. Динамика этих показателей напрямую связана со значительным улучшением уровня обеспеченности пограничных органов новейшей специальной техникой6.

Достигнутые результаты показали необходимость продолжения взаимодействия в области охраны внешней границы СГ. Для решения этой задачи разработана, принята и успешно реализована новая «Программа обустройства внешней границы Союзного государства на период 2007 – 2011 годы» от 20 декабря 2007 г. (далее – программа).

В программе раскрыты наиболее важные направления, предусматривающие формирование и развитие пограничной инфраструктуры на участках внешней границы СГ, а также другие неотложные мероприятия по ее защите и охране на период до конца 2011 года. Она разрабатывалась исходя из вероятных угроз пограничной безопасности Российской Федерации и Республики Беларусь с учетом потребностей в обустройстве внешней границы СГ в целях адекватного противодействия внешним угрозам. Основной целью программы являлось повышение надежности охраны внешней границы СГ до уровня, адекватного реальным и потенциальным угрозам национальным интересам и безопасности государств-участников СГ в его пограничном пространстве. Реализация программы позволила обустроить Прибалтийский и Украинский участки внешней границы СГ.

Информация о работе Сотрудничество РФ и РБ в области трансграничной преступности