Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:48, курсовая работа
Очевидно, что необходимым является построение модели административно-правового регулирования организации и управления органов безопасности, которая неизбежно будет складываться в результате проводимых преобразований в административной сфере. На практике реформа уже воздействует на систему органов безопасности, что выражается в принятии законов, подзаконных актов и ведомственных актов управления, регулирующих различные стороны деятельности органов безопасности. Помимо этого организация управления в области безопасности является
Введение…………………………………………………………………………3-5
Глава 1 Правые основы управления органов, обеспечивающих
безопасность Российской Федерации ………….……………………..............6-17
1.1. Правовые основы деятельности ФСБ, ФСО, СВР…….…….……...6-9 1.2. Организация управления органами, обеспечивающими
безопасность РФ………………………………….…………..……10-17
Глава 2. Общая характеристика системы органов, обеспечивающих безопасность РФ…………………………………………………..……….…. 18-30
2.1. Общая характеристика органов Федеральной службы
безопасности Российской Федерации……………………..…..………18-20
2.2. Общая характеристика органов Федеральной службы
охраны Российской Федерации................................................................20-27
2.3. Общая характеристика органов Службы внешней разведки Российской Федерации..............................................................................27-30
Заключение……………………………………………..……………………...31-34
Список нормативных актов и литературы…………………..……………...35-36
3
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ОБЕПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ РФ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Правые основы управления органов, обеспечивающих
безопасность Российской Федерации ………….……………………..............6-1
1.1. Правовые основы деятельности ФСБ, ФСО, СВР…….…….……...6-9 1.2. Организация управления органами, обеспечивающими
безопасность РФ………………………………….…………..……10-17
Глава 2. Общая характеристика системы органов, обеспечивающих безопасность РФ…………………………………………………..……….…. 18-30
2.1. Общая характеристика органов Федеральной службы
безопасности Российской Федерации……………………..…..………18-20
2.2. Общая характеристика органов Федеральной службы
охраны Российской Федерации.....................
2.3. Общая характеристика органов Службы внешней разведки Российской Федерации.....................
Заключение……………………………………………..…
Список нормативных актов и литературы…………………..……………...35-
Преобразования, происходящие в системе российского административного права, во многом связаны с осуществляемыми в нашей стране судебной, правовой и административной реформами. Вся система органов безопасности также была подвергнута реформированию как структурно, так и касаемо компетенции органов безопасности и отдельных его должностных лиц. Было бы правильным установление конечных целей реформирования органов безопасности, однако ученые продолжают обсуждать вопросы взаимосвязи данных органов и гражданского общества, а также общие вопросы реформирования их деятельности.
Очевидно, что необходимым является построение модели административно-правового регулирования организации и управления органов безопасности, которая неизбежно будет складываться в результате проводимых преобразований в административной сфере. На практике реформа уже воздействует на систему органов безопасности, что выражается в принятии законов, подзаконных актов и ведомственных актов управления, регулирующих различные стороны деятельности органов безопасности. Помимо этого организация управления в области безопасности является важнейшим административно-правовым институтом, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль "локомотива" для обеспечения "безопасного движения" государства[1]. По моему мнению, в настоящее время данная тема не только не потеряла актуальности и значимости, но даже и укрепилась идея выделения из структуры административного права такой подотрасли, как право обеспечения безопасности
Степень изученности работы. Данную тему разрабатывали такие авторы, как: Адушкин Ю.С., Багишаев З.А., Бахрах Д.Н., Габричидзе Б.Н., Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Козлов Ю.М., Манохин В.М., Петров С.М., Попов Л.Л., Чернявский А.Г. и многие заслуженные юристы.
В основу исследования положены такие методы, как общенаучный, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие.
Объектом исследования являются общественные отношения между органами безопасности государства, уполномоченными издавать властные волеизъявления и другими субъектами административно-правовых отношений.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов безопасности
Целью курсовой работы ставлю исследование правовых основ органов государственной безопасности, а также их характеристика.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть правовые основы деятельности органов безопасности;
2. Осуществить анализ организация управления органами, обеспечивающими безопасность РФ;
3. Рассмотреть правовые основы управления в органах ФСБ, ФСО, СВР;
4. Показать основные направления государственного управления в сфере обеспечения безопасности.
Исходя из поставленных задач, на защиту курсовой работы выносятся следующие положения:
1. Органы государственной безопасности в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, которое регулирует порядок их деятельности и административно- правовой статус данных федеральных органов;
2. Организация управления органами государственной безопасности, как неотъемлемый критерий организации управления государства и стабильности его развития ;
3. Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.
4. Федеральная служба охраны - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации.
5. Служба внешней разведки Российской Федерации, как составная частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации, призванная защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз.
Глава 1. Правые основы управления органов, обеспечивающих безопасность Российской Федерации
1.1. Правовые основы деятельности ФСБ, ФСО, СВР
Под безопасностью в соответствии с Законом РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности — ее прав и свобод, общества — его материальных и духовных ценностей и государства — его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности[2].
В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г[3]., выражены цели и государственная стратегия в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «О безопасности» общее руководство органами обеспечения безопасности возложено на Президента Российской Федерации[4]. Он контролирует и координирует деятельность органов обеспечения безопасности, принимает в случае необходимости оперативные решения в этой области.
Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает руководство государственными органами безопасности. Оно организует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами, государственными комитетами и другими подведомственными ему органами, а также субъектами Российской Федерации.
В систему специальных органов обеспечения безопасности входит Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), основы организации и деятельности которой закреплены в Законе Российской Федерации от 22 февраля 1995 года «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской федерации»[5] и в Положении «О Федеральной службе безопасности Российской федерации» от 23 июня 1995 года.
Являясь федеральным органом исполнительной власти, ФСБ России возглавляет единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности, в которую входят управления- (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности ); управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках), которые непосредственно подчиняются в своей деятельности ФСБ России.
Правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О безопасности», непосредственно Федеральный закон «О федеральной службе безопасности», Указ Президента «Вопросы Федеральной службы безопасности»[6] другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Составной частью системы обеспечения безопасности являются органы внешней разведки Российской Федерации, основы организации и деятельности которых закреплены в законе Российской Федерации от декабря 1995 года «О внешней разведке»[7].
В систему органов внешней разведки входит Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР РФ), органы внешней разведки Минобороны России, органы разведки Федеральной службы безопасности. Перечисленные органы осуществляют свою деятельность путем добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц, а также оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Правовую основу разведывательной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О безопасности», напрямую регулирующий разведывательную деятельность Федеральный закон «О внешней разведке» и другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, касающиеся внешней разведки Российской Федерации.
Органы внешней разведки Российской Федерации в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации издают нормативные правовые акты, регулирующие их деятельность.
Специальным органом обеспечения безопасности является Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО РФ), задачи и полномочия которой закреплены в Законе Российской Федерации от 24 апреля 1996 года «О государственной охране»[8], а также Служба безопасности Президента Российской Федерации, задачи которой определены названным Законом, а также Положением «О Службе безопасности Президента Российской Федерации».
ФСО России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, прямо связанными с задачами ФСО, как например Федеральный закон «О государственной охране», актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, делая вывод по первому параграфу, необходимо отметить, что вся деятельность органов государственной безопасности регулируется законодательством. Этот тезис напрямую закреплен в руководящих документах федерального законодательства для каждого ведомства, службы или иного элемента системы органов государственной безопасности. Кроме того, необходимо отметить, что кроме отечественного законодательства, правовую основу деятельности этих органов составляет также и международное законодательство. Это закреплено напрямую в законах, как например, в статье 4 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности».
1.2. Организация управления органами, обеспечивающими
безопасность РФ
Организация управления в области безопасности - важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль "локомотива" для обеспечения "безопасного движения" государства. Исследование теоретических проблем российской безопасности происходило в постсоветское время в условиях стремительно развивающегося законодательства о безопасности, появления новых доктрин, публикации множества научных трудов. По мнению ведущих ученых юристов, в настоящее время не только не потеряла актуальности и значимости, но даже и укрепилась идея выделения из структуры административного права такой подотрасли, как право обеспечения безопасности.
В последние годы в России изданы учебники, учебные пособия, справочники, комментарии, монографии и научные статьи, посвященные проблемам организации управления органами, обеспечивающих безопасность Российской Федерации. Организация управления этими органами рассматривается учеными и в контексте обсуждения более общих государственно-правовых явлений: например, когда речь идет о функциях государства, государственном аппарате и его деятельности. Однако лишь в немногих научных публикациях авторы пытаются обобщить опыт нормативного регулирования государственно-служебных отношений в Российской Федерации. Между тем потребность в серьезном анализе основных норм действующего законодательства об управлении в области безопасности давно назрела, так как и в теории, и на практике встречается множество проблем организации и функционирования российских спецслужб[9].