Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:48, курсовая работа
Очевидно, что необходимым является построение модели административно-правового регулирования организации и управления органов безопасности, которая неизбежно будет складываться в результате проводимых преобразований в административной сфере. На практике реформа уже воздействует на систему органов безопасности, что выражается в принятии законов, подзаконных актов и ведомственных актов управления, регулирующих различные стороны деятельности органов безопасности. Помимо этого организация управления в области безопасности является
Введение…………………………………………………………………………3-5
Глава 1 Правые основы управления органов, обеспечивающих
безопасность Российской Федерации ………….……………………..............6-17
1.1. Правовые основы деятельности ФСБ, ФСО, СВР…….…….……...6-9 1.2. Организация управления органами, обеспечивающими
безопасность РФ………………………………….…………..……10-17
Глава 2. Общая характеристика системы органов, обеспечивающих безопасность РФ…………………………………………………..……….…. 18-30
2.1. Общая характеристика органов Федеральной службы
безопасности Российской Федерации……………………..…..………18-20
2.2. Общая характеристика органов Федеральной службы
охраны Российской Федерации................................................................20-27
2.3. Общая характеристика органов Службы внешней разведки Российской Федерации..............................................................................27-30
Заключение……………………………………………..……………………...31-34
Список нормативных актов и литературы…………………..……………...35-36
В своей деятельности органы внешней разведки опираются на принципы, закрепленные в федеральном законе «О внешней разведке». К ним относятся разделение полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации, законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, подконтрольности Президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию, сочетания гласных и негласных методов и средств.
СВР России имеет своей основной целью обеспечение высших должностных лиц разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, создание условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности, а также содействует экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации. Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных законом.
Для достижения возложенных на нее целей СВР осуществляет широкий круг полномочий. В ее компетенцию входит:
1) установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;
2) осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
3) использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки Российской Федерации;
4) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны Российской Федерации;
5) заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;
6) организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;
7) обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания.
Это далеко неполный ряд полномочий, которыми наделена служба внешней разведки. Однако уже отсюда становиться понятно, насколько сложные и важные функции на нее возложены. В своей деятельности данный федеральный орган исполнительной власти очень тесно взаимодействует с другими службами, министерствами и агентствами, осуществляющими разведывательную деятельность. В систему органов, осуществляющих внешнюю разведку, входят также органы внешней разведки Министерства обороны РФ, ФСБ России, СССИ ФСО России и другие.
Каждый из указанных органов внешней разведки имеет свою сферу деятельности. Так, Служба внешней разведки РФ осуществляет свою деятельность в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах. К ведению СВР относится также обеспечение безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами ее территории, и командированных за пределы территории страны граждан РФ, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Органы внешней разведки Минобороны России действуют в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сфере.
В свою очередь федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие органам внешней разведки Российской Федерации в осуществлении ими разведывательной деятельности, если она не связана с изменением основных направлений деятельности указанных федеральных органов исполнительной власти. Порядок взаимодействия органов внешней разведки Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти в вопросах, касающихся оказания содействия органам внешней разведки Российской Федерации в осуществлении разведывательной деятельности, определяется Президентом Российской Федерации.
Условия взаимоотношений органов внешней разведки Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации устанавливаются соответствующими договорами.
Таким образом, органы внешней разведки, являясь составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации, призваны защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием специальных, в том числе гласных и негласных методов и средств. Она наделена широким спектром полномочий в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сфере.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На мой взгляд, поставленные цели перед курсовой работой были достигнуты. В результате работы я провел комплексное исследование правовых основ организации и управления органов обеспечения безопасности Российской Федерации. Тем самым, отводя этим органам одно из центральных мест в системе органов исполнительной власти и возлагая на них функции по обеспечению безопасности, государство уделяет очень большое значение регламентации их деятельности.
В процессе написания работы были решены следующие задачи: раскрыты правовые основы деятельности органов безопасности, осуществлен анализ организации управления органами, обеспечивающими безопасность РФ, рассмотрены правовые основы управления в органах ФСБ, ФСО, СВР; показаны основные направления государственного управления в сфере обеспечения безопасности.
В настоящее время Россия стремиться к построению правового государства. Существенную роль в этом играют органы исполнительной власти, на которые государство возложило обязанности по обеспечению безопасности. Об этом мы убедились в ходе проделанной работы, и, опираясь на проработанный материал, я сделал несколько выводов.
По положениям, выносимым на защиту:
По первому положению: «Органы государственной безопасности в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, которое регулирует порядок их деятельности и административно-правовой статус данных федеральных органов».
Понимая под безопасностью состояние защищенности жизненно важных интересов личности — ее прав и свобод, общества — его материальных и духовных ценностей и государства — его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности видно что, законодатель вложил в это определение глубокий смысл. Именно с этой целью он столь детально регламентирует деятельность органов, на которые возлагаются функции по обеспечению безопасности. Эти органы в основе своей деятельности опираются на Конституцию РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, на акты органов исполнительной власти, а также на ведомственные акты управления. Помимо этого они также руководствуются международно-правовыми актами и договорами, ратифицированными Российской Федерацией.
По второму положению: «Организация управления органами государственной безопасности, как неотъемлемый критерий организации управления государства и стабильности его развития.
Организация управления в области безопасности представляет собой отдельный административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль "локомотива" для обеспечения "безопасного движения" государства. Общее руководство в данной области осуществляет Президент РФ, а уже частное руководство возложено на руководителей федеральных органов исполнительной власти и отдельных структурных подразделений в каждом ведомстве. Помимо этого, принимая во внимание вертикаль построения структуры данных органов, управление организуется на основе субординации и единоначалия, так как служба в этих органах имеет статус военной.
По третьему положению: «Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации».
ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации. Он обеспечивает информационную безопасность и реализует основные направления деятельности своих органов, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти. В силу большого объема возлагаемых на нее задач ФСБ России имеет особый статус в системе органов исполнительной власти. Он характеризует ФСБ как организацию, направленную соблюдение безопасности и правопорядка, укрепление конституционных основ РФ, соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
По четвертому положению: «Федеральная служба охраны - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации»
Федеральная служба охраны имеет статус особого федерального органа исполнительной власти, который регулирует сферу жизненно важных интересов РФ. В ходе широкомасштабной реформы органов государственной безопасности в систему органов ФСО вошла служба специальной связи и информации, тем самым расширив полномочия данного органа государственной власти.
Еще один важный момент, характеризующий ФСО России как особый орган исполнительной власти, состоит в обеспечении им защиты официальной резиденции Президента РФ — Московского Кремля, официальной резиденции Правительства РФ, зданий Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
По пятому положению: «Служба внешней разведки Российской Федерации, как составная частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации, призванная защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз».
Любое сильное государство для обеспечения своей защищенности проводит политику, направленную на добычу и сбор информации, проводимую за пределами собственной территории, то есть осуществляет внешнюю разведку. В нашей стране эти обязанности возложены на службу внешней разведки РФ. Которая в свою очередь в соответствии с законом осуществляет деятельность по добыче и обработке информации, затрагивающей жизненно важные интересы Российской Федерации, а также о реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств в отношении РФ.
СПИСОК НОРМАТИНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации принятая на всенародном референдуме 12.12.1993г. // Российская газета.25 декабря. 1993г.
2. ФЗ «О федеральной службе безопасности РФ» от 3.04.1995 N 40-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 10.04.1995, N 15, ст. 1269.
3. ФЗ «О государственной охране РФ» от 27.05.1996 N 57-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 4.06.1996, N 17, ст. 1569.
4. ФЗ «О внешней разведке» от 10.01.1996 N 5-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 143.
5. ФЗ «О системе государственной службы» от 27.05.2003 N 58-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 02.06. 2003, N 22, ст. 2063.
6. ФЗ «О оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 14.08. 1995, N 33, ст. 3349.
7. ФЗ «О государственной тайне» от 21.08.1997 N 122-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 13.10. 1997, N 41 ст. 8820.
8. Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 // "Собрание законодательства РФ", 26.05. 1992, N 2446-1.
9. Указ Президента РФ «Об утверждении Концепции национальной безопасности» от 17.12.1997 N 1300 // "Российская газета" N 247 от 26.12.1997.
10. Указ Президента РФ «Вопросы федеральной службы безопасности» от 11.03.2003. N 960 // "Российская газета" N 161 от 15.08.2003.
11. Указ Президента РФ «Вопросы федеральной службы охраны» от 7.08.2004. N 1013 // "Собрание законодательства РФ", 09.08.2004, N 32, ст. 3314.
Учебная и научная литература:
1. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: «Норма», 2002.- 640с.