Развитие животных в ювинильный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Одна из центральных проблем зоопсихологии – вопрос о врожденных и приобретенных компонентах поведения животного. Этот вопрос тесно соприкасается с изучением онтогенеза поведения. Важно оценить, какие элементы поведения передаются особи по наследству (а значит, генетически закреплены), а какие - приобретаются в ходе индивидуального развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3


РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ЮВЕНИЛЬНОМ (ИГРОВОМ) ПЕРИОДЕ……………………….4



3. МАНИПУЛЯЦИОННЫЕ ИГРЫ……………………………………7


4. СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ………………………………………………10


5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………. …………15


6. ЛИТЕРАТУРА………………………………………...………...……16

Файлы: 1 файл

ЗОО.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

       Очень хорошо развиваются манипуляционные  игры у обезьян. У этих животных  передние конечности не специализируются  на каких-то одних функциях, а выполняют множество дополнительных. Именно поэтому у обезьян не только расширяется круг возможных манипуляций, но они приобретают и новые формы.

      Игровая активность видотипична.  Например, в играх щенков динго  преобладают действия, связанные с преследованием одной особи другими. Это хорошо согласуется с образом жизни взрослых динго, которые охотятся, загоняя добычу. Лисята часто во время игр подпрыгивают, затаиваются. Это объясняется специфичными для данного вида приемами охоты. 

4. СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ

    Часто игровая деятельность осуществляется  несколькими животными одновременно, т.е. приобретает характер совместных  игр. В ход таких игр помимо уже указанных функций, выполняется еще одна очень важная функция – формирование общения и группового поведения животных. Совместные игры – это игры, при которых происходит согласованное действие как минимум двух партнеров. Групповое поведение не только формируется в процессе игр, но и закладывается наследственно, т.е. оно инстинктивно. Если животное с раннего возраста изолированно от других особей, во взрослом состоянии у него все равно проявятся некоторые элементы группового поведения.

      Совместные игры могут либо  носить характер манипуляционных,  либо быть неманипуляционными, т.е.  выполняться при полном отсутствии посторонних предметов. Второй вариант наиболее широко распространен. В совместных играх проявляются особенности жизни животных данного вида. Например, у морских свинок игры очень активны, состоят преимущественно в совместных пробежках и прыжках, в их играх отсутствуют приемы борьбы, которая появляется онтогенезе поведения только при наступлении полового созревания. У другого вида грызунов – сурков – наблюдается обратная ситуация. У детенышей этих животных излюбленный метод игры – совместная борьба, толчки и бегство как часть игры. Однако в целом их игры не так подвижны, как морских свинок.

      Очень широко распространены игры у хищников и млекопитающих. У куньих, например, они не редко приобретают характер игровой охоты и последующей борьбы, при этом преследуемое животное меняется местами с преследователем. В результате каждая особь получает возможность приобрести двигательные навыки. У детенышей медведя игровая деятельность также проявляется в борьбе, кроме того, медвежата плавают и бегают наперегонки, а также прячутся друг от друга, «репетируя» и отрабатывая приемы охоты затаиванием.

      В ходе совместных игр, особенно  в ходе игровой борьбы, часто  складываются простейшие иерархические  отношения между особями. Животные  пока как бы получают навыки установки таких отношений, но не устанавливают сами непосредственные отношения соподчинения. Например, у псовых первые взаимные нападения появляются в возрасте менее месяца, а в 1 – 1,5 месяца соподчиненные отношения среди щенков уже начинают устанавливаться. При этом детеныши проявляют агрессивное поведение, которое не несет ритуализованного характера – трепание и наскакивание на партнера. В отличии от этих форм, имеющих сигнальное значение, ритуализованная агрессия, служащая для установления иерархии у взрослых псовых, появляется в их поведении значительно позднее.

     При совместных манипуляционных  играх животные не общаются  непосредственно, потому что совместные  действия детенышей в этой  ситуации направлены не друг  на друга, а на предметы среды. Такие игры имеют большое значение для формирования коммуникации животных, их способности к совместным действиям по изменению среды. Часто совместные манипуляционные игры носят характер называемых - трофейных игр.  Цель такой игры – завладеть каким-либо предметом, отняв его у партнеров по игре. В трофейных играх четко прослеживаются элементы демонстрационного поведения – демонстрируется обладание предметом, кроме того, происходят игровая борьба, сравнение сил, установление простых первичных иерархических отношений.

    Большое значение в совместных играх имеет согласованность действий животных, которая достигается путем обоюдной сигнализации. Такая сигнализация является врожденной, это своего рода ключевой раздражитель для игровой деятельности, поэтому она понятна каждому животному. В качестве сигналов могут выступать специфические позы, движения или звуки, они выполняют стимулирующую роль. Например, у детенышей псовых есть своеобразный ритуал «приглашение к игре» - щенок припадает на передние конечности, совершает резкие прыжки в сторону, виляет хвостом, коротко лает визгливым голосом, дотрагивается до партнера передней лапой, при этом уголки его рта растянуты, уши направлены вперед, а на лбу появляются продольные складки. В игру включаются и сигналы «умиротворения», которые должны показать партнеру, что деятельность носит игровой характер. В противном случае, как иногда происходит у взрослых животных, игра может перейти в настоящую борьбу с тяжелыми повреждениями.

     Игровое поведение в сфере  общения также характеризуется сменой функций. Так, сигналы, стимулирующие партнера к игре, вне игровой ситуации имеют характер подлинной угрозы и сигнализируют об агрессивном поведении.

     Игровая деятельность тесно связана  с исследовательской активностью  животного. Однако некоторые ученые считают, что сходство между игрой и исследовательским поведением является лишь внешним и не имеет существенного значения. Скорее всего, исследовательская деятельность в этот период сочетается с игровой, в ходе которой также происходит сбор информации об окружающей среде. В любой игре есть элемент исследовательской деятельности, но исследование у молодого животного далеко не всегда происходит в форме игры. Высшей формой ориентировочно-исследовательской деятельности являются манипуляционные игры с биологически нейтральными предметами.

       Отмечено, что игровое манипулирование  особенно интенсивно проявляется  при предъявлении животному малознакомых  или новых предметов. Именно  в таких играх животное активно  воздействует на объект. В играх, не имеющих манипуляционного характера, например в беге наперегонки, исследовательская активность проявляется в минимальной степени. При совместных трофейных играх можно говорить об общей исследовательской деятельности животных, что имеет большое значение для формирования общения.

      В процессе индивидуального развития  познавательная и исследовательская  деятельность животного усложняется,  т.е. функция этой формы поведения  расширяется. После того кА животное выходит из гнезда, его исследовательская активность направляется на качественно другие объекты, т.е. помимо расширения функций, происходит и их смена.

       В различных играх развиваются  общие физические способности животного, например глазомер, сила, ловкость, быстрота и другие качества. Кроме того, совершенствуются элементы поведенческих реакций, связанных с питанием, размножением и другими жизненно важными и биологически важными значимыми действиями, формируются навыки общения, устанавливается иерархия.

     У обезьян можно наблюдать  особый род манипуляционных игр. Этот тип характеризуется сложностью форм обращения животных с предметами, а подвижность при этом невысока. Животное манипулирует предметами, подолгу оставаясь на одном месте, причем действия несут в основном деструктивный характер. Животное производит такие игровые действия в одиночестве. Такие игры следует относить к играм высшего ранга. При таких играх совершенствуются высокодифференцированные и тонкие эффекторные способности (прежде всего пальцев) и развивается комплекс кожно-мышечной чувствительности и зрения. Познавательный аспект приобретает здесь особую значимость, животное обстоятельно и углубленно знакомится со свойствами предметных компонентов среды, при чем особое значение приобретает исследование внутреннего строения объектов манипулирования в ходе их деструкции. Особое значение приобретает и то обстоятельство, что объектами манипулирования являются чаще всего «биологически нейтральные» предметы. Благодаря этому существенно расширяется сфера получаемой информации, животное знакомится с весьма различными по своим свойствам компонентами среды и приобретает при этом большой запас разнообразных потенциально полезных «знаний».

     Интересные данные получены при  сопоставлении игрового поведения  животных и детей. Так в некоторых играх детей младшего возраста можно четко выявить определенные компоненты, соответствующие формам игровой активности детенышей высших животных. Однако уже на этой стадии онтогенеза в играх детей прослеживается социально обусловленное содержание. В более старшем возрасте ребенка эта особенность игр только усиливается, а игра становится  специфичной для «детеныша человека». Специфическое отличие игровой деятельности животных от игры, зачаточные формы которой мы впервые наблюдаем у детей дошкольного возраста, прежде всего в том, что игры последних представляют собой предметную деятельность. Последняя, составляя основу осознания ребенком мира человеческих предметов, определяет собой содержание игры ребенка.

      В играх детей, как и в  играх животных, осуществляется сложная перестройка связей с факторами и стимулами внешней среды. В ходе онтогенеза изменяются и действия по отношению к этим стимулам. В обоих случаях при переходе от доигрового периода к игровому резко изменяется двигательная активность, особенно манипуляционная, меняются способы и объекты манипулирования. Однако становление и развитие игровой деятельности у детей имеет сложный характер, чем у животных, даже высших. 
 

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

          Игровая деятельность одновременно  охватывает множество функциональных сфер и при этом постоянно развивается. Игровая активность наполняет основное содержание процесса развития поведения в ювенильном периоде. Игра представляется не какой-то особой категорией поведения, а совокупностью специфически ювенильных проявлений обычных форм поведения. Игра является ювенильной фазой развития поведения в онтогенезе.

      Таким образом, в ювенильном  периоде основной путь формирования  поведения – игры. Однако те  компоненты онтогенеза, которые  действовали на более ранних  стадиях, не исчезают. В ювенильном периоде сохраняются и эти факторы, но часто в измененном виде, сливаясь с игровой деятельностью. Игра осуществляется на инстинктивной основе, в ней есть элементы научения как факультативного, так и облигатного. Важно отметить, что в ходе игрового поведения совершенствуются не сами взрослые поведенческие акты целиком, а их отдельные компоненты. В процессе игровой деятельности животное накапливает индивидуальный опыт, который будет применен на практике значительно позднее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. ЛИТЕРАТУРА 
 

  1. «Зоопсихология» - С.Б.Ступина, «ООО Высшее образование» - 2006г.
 
 
  1. «Основы зоопсихологии» - К.Э.Фабри, М., 1992г.
 
 

     3.  «Проблемы развития психики» - 3-е изд., А.Н.Леонтьев, М., 1972.

Информация о работе Развитие животных в ювинильный период