Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 10:10, курсовая работа
Цель исследования — определение отличительных особенностей американской и японской моделей управления качеством.
Для достижения цели ставятся задачи: провести сравнительный анализ американского и японского менеджмента в области качества.
Задачи курсовой работы:
Дать определения: качество, управление качеством;
Рассмотреть с чего началось и как развивалось управление качеством;
Введение
1 Теоритические аспекты
1.1 Понятие управления качеством
1.2 Эволюция управления качеством
2 Изучение опыта управление качества в зарубежных странах
2.1 Управление качеством в Японии
2.1.1 Опыт управления качеством в Японии
2.1.2 Основные положения японской школы управления качеством
2.2 Управление качеством в США
2.2.1 Опыт управления качеством в США
2.2.2 Формирование и развития американской школы управления качеством
3 Сравнительный анализ концепций качества в американской и японской моделях
Заключение
Список литературы
Однако в конце 40-х — начале 50-х годов японские специалисты, пройдя обучение у авторитетных американских ученых по управлению качеством Э.Деминга и Дж. Джурана, стали успешно применять эти знания в промышленности Японии.
Был внедрен так называемый цикл Деминга, связанный с проектированием, производством, сбытом продукции, анализом и вытекающими из его результатов изменениями для повышения уровня качества — цикл РВСА «планирование — выполнение — проверка — корректирующее воздействие».
Активно использовались контрольные карты для управления технологическим процессом.
Отличительными элементами японского подхода к управлению качеством являются:
1) ориентация на
постоянное совершенствование
2) ориентация на контроль качества процессов, а не качества продукции;
3) ориентация на
предотвращение возможности
4) тщательное исследование и анализ возникающих проблем по принципу восходящего потока, т.е. от последующей операции к предыдущей;
5) культивирование принципа: «Твой потребитель - исполнитель следующей производственной операции»;
6) полное закрепление
ответственности за качество
результатов труда за
7) активное использование
человеческого фактора, развитие
творческого потенциала
Основная концепция «японского чуда» — совершенная технология, будь то технология производства, управления или обслуживания. На фирмах широко внедряются вычислительная и микропроцессорная техника, новейшие материалы, автоматизированные системы проектирования, широко применяются статистические методы, которые полностью компьютеризированы.
Характерной особенностью разработки системы управления качеством в последние годы является то, что в ее состав включают систему связи с потребителем и систему связи с поставщиками.
При наличии доверительных отношений с поставщиками, Основывающихся на совместном поиске путей повышения качества продукции, обеспечивается переход на распространенную в Японии систему доверия, дающую значительную экономию времени и средств, необходимых на проведение входного контроля материалов и деталей, поступающих с фирмы-поставщика.
Важнейшей предпосылкой успешной работы по качеству является подготовка и обучение персонала, проблема в том, что в Японии осуществляется подготовка кадров не на узкую специальность как в США.
В свою очередь, в США наблюдается высокая текучесть кадров.
При таких условиях трудно ожидать высокого качества. В Японии используется система «семейного» найма, во многих случаях гарантируется пожизненный наем. Делается большой упор на обучение кадров, особенно на подготовку в области управления качеством. В США же, при существующих условиях, очень сложно внедрить такие мероприятия.
Экономические и технологические различия представлены в виде следующей таблицы.
Таблица 1 – Сравнение концепций качества в американской и японской моделях [9]
Концепции качества | |
Американская модель |
Японская модель |
1. Более высокое качество
равносильно более высоким |
1. Более высокое качество
равносильно более низким |
2. Более высокое качество
равносильно более низкой |
2. Более высокое качество
равносильно более высокой |
3. Контроль качества находится в руках инспектора по контролю за качеством |
3. За качество отвечает коллектив рабочих |
4. Производство более крупных изделий равносильно низким издержкам |
4. Производство более
мелких изделий снижает |
5. Производительность труда растет благодаря разделению труда между теми, кто думает и кто производит |
5. Все рабочие должны думать: думающий рабочий - это продуктивный рабочий |
6. Всегда существуют потери в затратах, качестве и при доставке |
6. Никаких потерь в затратах, качестве и доставке |
7. Автоматизация может
позволить сократить затраты
и устранить производственные
дефекты, но сама она вызовет
проблемы в отношениях с |
7. Автоматизация сокращает трудовые издержки и устраняет производственные дефекты |
|
8. Высокое качество гарантирует
потребительское доверие на |
|
9. Низкое качество равносильно лишним затратам, а лишние затраты недопустимы. |
Если не вдаваться в подробности, то основополагающие отличительные моменты западного (США) и восточного (Япония) подходов к качеству можно привести в таблице:
Западный подход |
Восточный подход |
Качество основывается на низком уровне цен |
Качество основывается на низком уровне дефектов |
Первая цель – прибыль; качество - категория случайная |
Первая цель – качество; прибыль не замедлит последовать |
По вопросам качества покупатели должны просить согласие поставщика |
Согласие с требованиями покупателей по вопросам качества |
Общие идеи насчет качества |
Строгая политика качества к каждому предмету |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как мы смогли увидеть, между деятельностью по управлению качеством в Японии и аналогичной деятельностью в США существует множество различий. Это обуславливается социальными, культурными, традиционными особенностями стран. Ведь любая деятельность, осуществляемая в рамках производства, не может быть оторвана от культурных и социальных условий.
Одним из главным аспектов, отличающих эти две системы, является отношение к профессионализму. В США ему уделяется большое внимание, и когда возникают вопросы, связанные с качеством, они сразу отправляются профессионалам в этой области. То есть компания использует только очень узких специалистов. В Японии же инженера, поступившего на работу, могут направить работать в любое подразделение, в том числе и в отдел по управлению качеством. Такая система не создает профессионалов с высочайшей квалификацией.
Нельзя не отметить существенное отличие эффекта метода Тейлора на работу сотрудников. Согласно ему, рабочих предоставляются производственные и технические нормы, которым они должны безоговорочно следовать. Он превращает работников в роботов. В современной же Японии, где ценится самосознание и образованность, такой метод навязывать нельзя. В Америке люди трудятся, потому что они вынуждены это делать, то есть ни о каком вдохновении не идет и речи. Если к людям относиться как к машинам, повышаются показатели абсентеизма и текучести кадров, что не может не влиять на уровень качества продукции.
Важную роль в Японии сыграло правительство, правильно проведя политику стимулирования. В начале 60-х Япония вступила на путь либерализации торговли. Она могла выпускать высококачественную продукцию по низкой себестоимости; фирмы вступали в жесткую конкуренцию между собой и становились конкурентоспособными в международном масштабе.
Как уже говорилось, Япония сильна правильным и результативным применением на практике разработанных концепций, в то время как в Америке получило мощное развитие именно теоретическое направление методов управления качеством. Таким образом, родилось понятие, о котором уже упоминалось в первой главе – Всеобщее Управление Качеством. Оно включает в себя сильные стороны обеих концепций и объединяет последовательно разработанные принципы американских ученых и проверенные опытом японских управляющих подходы в применении их на практике управления фирмой.
В настоящее время концепция TQM широко применяется в том числе ведущими мировыми компаниями. Правильное его применение является мощным инструментом в борьбе с конкурентами, а также позволяет вовремя и наилучшим образом отвечать запросам потребителей. Как уже говорилось, наиболее широкое практическое применение она получила в Японии. И сегодня нельзя отрицать тот факт, что продукт с подписью «сделано в Японии», будет продаваться по всему миру и всегда будет востребован. Качество делает свое дело.
На основе всего обзора можно сделать вывод, что фирма, наиболее полно и грамотно использующая результаты японских и американских ведущих фирм в области управления качеством, может рассчитывать на успех во всех отношениях. Ведь эта концепция включает в себя упорядочивание всех сфер работы предприятия, что является залогом успеха вне зависимости от направленности на обеспечение уровня качества.
Безусловно, эта система не может не совершенствоваться в будущем, поскольку всякая концепция нуждается в доработке в зависимости от изменяющихся рыночных, социальных, экономических и многих других условий. Но основные ее положения все равно будут оставаться фундаментальными знаниями, без применения которых фирме крайне сложно будет рассчитывать на достижение поставленных целей в области качества. Таким образом, цель написания работы достигнута, задачи выполнены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Размещено на Allbest
Информация о работе Японская и американская модели системы управления качеством