Японская и американская модели системы управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — определение отличительных особенностей американской и японской моделей управления качеством.
Для достижения цели ставятся задачи: провести сравнительный анализ американского и японского менеджмента в области качества.
Задачи курсовой работы:
Дать определения: качество, управление качеством;
Рассмотреть с чего началось и как развивалось управление качеством;

Оглавление

Введение
1 Теоритические аспекты
1.1 Понятие управления качеством
1.2 Эволюция управления качеством
2 Изучение опыта управление качества в зарубежных странах
2.1 Управление качеством в Японии
2.1.1 Опыт управления качеством в Японии
2.1.2 Основные положения японской школы управления качеством
2.2 Управление качеством в США
2.2.1 Опыт управления качеством в США
2.2.2 Формирование и развития американской школы управления качеством
3 Сравнительный анализ концепций качества в американской и японской моделях
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Американские и японские модели управления качеством сравнительный анализ .docx

— 79.68 Кб (Скачать)

Однако в конце 40-х — начале 50-х годов японские специалисты, пройдя обучение у авторитетных американских ученых по управлению качеством Э.Деминга и Дж. Джурана, стали успешно применять эти знания в промышленности Японии.

Был внедрен так называемый цикл Деминга, связанный с проектированием, производством, сбытом продукции, анализом и вытекающими из его результатов изменениями для повышения уровня качества — цикл РВСА «планирование — выполнение — проверка — корректирующее воздействие».

Активно использовались контрольные карты для управления технологическим процессом.

Отличительными элементами японского подхода к управлению качеством являются:

1) ориентация на  постоянное совершенствование процессов  и результатов труда во всех  подразделениях;

2) ориентация на  контроль качества процессов, а  не качества продукции;

3) ориентация на  предотвращение возможности допущения  дефектов;

4) тщательное исследование  и анализ возникающих проблем  по принципу восходящего потока, т.е. от последующей операции к предыдущей;

5) культивирование  принципа: «Твой потребитель - исполнитель следующей производственной операции»;

6) полное закрепление  ответственности за качество  результатов труда за непосредственным  исполнителем;

7) активное использование  человеческого фактора, развитие  творческого потенциала рабочих  и служащих, культивирование морали: «Нормальному человеку стыдно  плохо работать».

Основная концепция «японского чуда» — совершенная технология, будь то технология производства, управления или обслуживания. На фирмах широко внедряются вычислительная и микропроцессорная техника, новейшие материалы, автоматизированные системы проектирования, широко применяются статистические методы, которые полностью компьютеризированы.

Характерной особенностью разработки системы управления качеством в последние годы является то, что в ее состав включают систему связи с потребителем и систему связи с поставщиками.

При наличии доверительных отношений с поставщиками, Основывающихся на совместном поиске путей повышения качества продукции, обеспечивается переход на распространенную в Японии систему доверия, дающую значительную экономию времени и средств, необходимых на проведение входного контроля материалов и деталей, поступающих с фирмы-поставщика.

Важнейшей предпосылкой успешной работы по качеству является подготовка и обучение персонала, проблема в том, что в Японии осуществляется подготовка кадров не на узкую специальность как в США.

В свою очередь, в США наблюдается высокая текучесть кадров.

При таких условиях трудно ожидать высокого качества. В Японии используется система «семейного» найма, во многих случаях гарантируется пожизненный наем. Делается большой упор на обучение кадров, особенно на подготовку в области управления качеством. В США же, при существующих условиях, очень сложно внедрить такие мероприятия.

Экономические и технологические различия представлены в виде следующей таблицы.

 

Таблица 1 – Сравнение концепций качества в американской и японской моделях [9]

Концепции качества

Американская модель

Японская модель

1. Более высокое качество  равносильно более высоким издержкам

1. Более высокое качество  равносильно более низким издержкам

2. Более высокое качество  равносильно более низкой производительности

2. Более высокое качество  равносильно более высокой производительности

3. Контроль качества находится  в руках инспектора по контролю за качеством

3. За качество отвечает  коллектив рабочих

4. Производство более  крупных изделий равносильно  низким издержкам

4. Производство более  мелких изделий снижает издержки

5. Производительность труда  растет благодаря разделению  труда между теми, кто думает  и кто производит

5. Все рабочие должны  думать: думающий рабочий - это продуктивный  рабочий 

6. Всегда существуют потери  в затратах, качестве и при  доставке

6. Никаких потерь в  затратах, качестве и доставке

7. Автоматизация может  позволить сократить затраты  и устранить производственные  дефекты, но сама она вызовет  проблемы в отношениях с профсоюзами 

7. Автоматизация сокращает  трудовые издержки и устраняет  производственные дефекты

 

 

8. Высокое качество гарантирует  потребительское доверие на долгий  срок 

 

 

9. Низкое качество равносильно  лишним затратам, а лишние затраты  недопустимы.


 

 

 

Если не вдаваться в подробности, то основополагающие отличительные моменты западного (США) и восточного (Япония) подходов к качеству можно привести в таблице:

Западный подход

Восточный подход

Качество основывается на низком уровне цен

Качество основывается на низком уровне дефектов

Первая цель – прибыль; качество - категория случайная

Первая цель – качество; прибыль не замедлит последовать

По вопросам качества покупатели должны просить согласие поставщика

Согласие с требованиями покупателей по вопросам качества

Общие идеи насчет качества

Строгая политика качества к каждому предмету


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как мы смогли увидеть, между деятельностью по управлению качеством в Японии и аналогичной деятельностью в США существует множество различий. Это обуславливается социальными, культурными, традиционными особенностями стран. Ведь любая деятельность, осуществляемая в рамках производства, не может быть оторвана от культурных и социальных условий.

Одним из главным аспектов, отличающих эти две системы, является отношение к профессионализму. В США ему уделяется большое внимание, и когда возникают вопросы, связанные с качеством, они сразу отправляются профессионалам в этой области. То есть компания использует только очень узких специалистов. В Японии же инженера, поступившего на работу, могут направить работать в любое подразделение, в том числе и в отдел по управлению качеством. Такая система не создает профессионалов с высочайшей квалификацией.

Нельзя не отметить существенное отличие эффекта метода Тейлора на работу сотрудников. Согласно ему, рабочих предоставляются производственные и технические нормы, которым они должны безоговорочно следовать. Он превращает работников в роботов. В современной же Японии, где ценится самосознание и образованность, такой метод навязывать нельзя. В Америке люди трудятся, потому что они вынуждены это делать, то есть ни о каком вдохновении не идет и речи. Если к людям относиться как к машинам, повышаются показатели абсентеизма и текучести кадров, что не может не влиять на уровень качества продукции.

Важную роль в Японии сыграло правительство, правильно проведя политику стимулирования. В начале 60-х Япония вступила на путь либерализации торговли. Она могла выпускать высококачественную продукцию по низкой себестоимости; фирмы вступали в жесткую конкуренцию между собой и становились конкурентоспособными в международном масштабе.

Как уже говорилось, Япония сильна правильным и результативным применением на практике разработанных концепций, в то время как в Америке получило мощное развитие именно теоретическое направление методов управления качеством. Таким образом, родилось понятие, о котором уже упоминалось в первой главе – Всеобщее Управление Качеством. Оно включает в себя сильные стороны обеих концепций и объединяет последовательно разработанные принципы американских ученых и проверенные опытом японских управляющих подходы в применении их на практике управления фирмой.

В настоящее время концепция TQM широко применяется в том числе ведущими мировыми компаниями. Правильное его применение является мощным инструментом в борьбе с конкурентами, а также позволяет вовремя и наилучшим образом отвечать запросам потребителей. Как уже говорилось, наиболее широкое практическое применение она получила в Японии. И сегодня нельзя отрицать тот факт, что продукт с подписью «сделано в Японии», будет продаваться по всему миру и всегда будет востребован. Качество делает свое дело.

На основе всего обзора можно сделать вывод, что фирма, наиболее полно и грамотно использующая результаты японских и американских ведущих фирм в области управления качеством, может рассчитывать на успех во всех отношениях. Ведь эта концепция включает в себя упорядочивание всех сфер работы предприятия, что является залогом успеха вне зависимости от направленности на обеспечение уровня качества.

Безусловно, эта система не может не совершенствоваться в будущем, поскольку всякая концепция нуждается в доработке в зависимости от изменяющихся рыночных, социальных, экономических и многих других условий. Но основные ее положения все равно будут оставаться фундаментальными знаниями, без применения которых фирме крайне сложно будет рассчитывать на достижение поставленных целей в области качества. Таким образом, цель написания работы  достигнута, задачи выполнены.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Астанина Л.Д. Управление качеством: учебно-методические материалы к курсу. – Москва: НГУ, 2011. – 74 с.
  2. В.В. Окренилов Управление качеством.//М: Экономика, 1996г.
  3. Гиссин В.И. Управление качеством продукции: учебное пособие. Ростов-на-Дону. - «Феникс», 2000
  4. Г.Д. Крылова «Зарубежный опыт управления качества»./М: ЮНИТИ, 1998г.
  5. Исикава К. Японские методы управления качеством. - М.: «Экономика», 1988
  6. Как работают японские предприятия.// Под ред. Я. Мондера и др. М.: Экономика, 2012. – 156 с.
  7. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления //М.: Норма. – 2001. –  Часть VI. Гл.16.2. –  528 с.
  8. Комарова Н. В. Теоретические основы менеджмента //М.: Доброе слово. – 2005. – 64 с.
  9. Кузнецова Н. В. История менеджмента: Учебное пособие //Владивосток: ТИДОТ ДВГУ. – 2001. – 199 с.
  10. Лачугина Ю.Н. Карьера сотрудника в организации //Ульяновск: УлГТУ. – 2010. – 74 с.
  11. Ломакин В. К. Мировая экономика: Учебник для вузов //М.: Финансы. ЮНИТИ. – 1998. – 762 с.
  12. Мишин В. Управление качеством: учебное пособие для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
  13. М. Кане, Б. Иванов и др. Системы, методы и инструменты менеджмента качества. - «Питер», 2008
  14. Нива Г. «Пространство доктора Деминга». Перевод Рубаника Ю.Т.
  15. Пивоваров С. Э., Максимцев И. А. Сравнительный менеджмент/СПб: Питер. – 2008. – 480 с.
  16. Салимова Т.А. Управление качеством: учебник по специальности «менеджмент организации». - М.: «Омега-Л», 2007
  17. С.Д. Ильенкова, С.Ю. Ягудина «Управление качеством»./М: ЮНИТИ, 1998г.
  18. Семенова И.И. История менеджмента: Пособие для вузов//М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2000. – 222 с.
  19. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции. //М.: Экономика, 1988. — с. 374
  20. Хамел Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. – М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2002. – 288 с.
  21. Шиба, А. Грэхэм, Д. Вальден. Новое американское тотальное управление качеством

 

Размещено на Allbest

 

 

 


Информация о работе Японская и американская модели системы управления качеством