Японская и американская модели системы управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — определение отличительных особенностей американской и японской моделей управления качеством.
Для достижения цели ставятся задачи: провести сравнительный анализ американского и японского менеджмента в области качества.
Задачи курсовой работы:
Дать определения: качество, управление качеством;
Рассмотреть с чего началось и как развивалось управление качеством;

Оглавление

Введение
1 Теоритические аспекты
1.1 Понятие управления качеством
1.2 Эволюция управления качеством
2 Изучение опыта управление качества в зарубежных странах
2.1 Управление качеством в Японии
2.1.1 Опыт управления качеством в Японии
2.1.2 Основные положения японской школы управления качеством
2.2 Управление качеством в США
2.2.1 Опыт управления качеством в США
2.2.2 Формирование и развития американской школы управления качеством
3 Сравнительный анализ концепций качества в американской и японской моделях
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Американские и японские модели управления качеством сравнительный анализ .docx

— 79.68 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новосибирский Государственный Университет

Экономический факультет

Кафедра Моделирования и Управления Промышленным Производством

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Японская и американская модели системы управления качеством

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1 Теоритические аспекты

1.1 Понятие управления качеством

1.2 Эволюция управления качеством

2 Изучение опыта управление качества в зарубежных странах

2.1 Управление качеством в Японии

2.1.1 Опыт управления качеством в Японии

2.1.2 Основные положения японской школы управления качеством

2.2 Управление качеством в США

2.2.1 Опыт управления качеством в США

2.2.2 Формирование и развития американской школы управления качеством

3 Сравнительный анализ  концепций качества в американской и японской моделях

Заключение

Список литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Управление качеством на сегодняшний день является основным способом создания конкурентоспособной продукции.

Мировая практика по управлению качеством выработала методы и приемы, действенность которых подвергать сомнению, нет оснований.

Мировой опыт управления качеством продукции показал, что обеспечить стабильное качество изделия невозможно, если не добиться стабильности качества исходных материалов. Поэтому отмечается тенденция к все более тесному взаимодействию изготовителя изделий с поставщиками сырья, материалов, комплектующих деталей. Это имеет место, как в развитых, так и развивающихся странах, хотя и в разной форме. Не случайно процедуру выбора поставщика международный стандарт предлагает как элемент системы обеспечения качества.

Любая фирма, выпускающая продукцию или предоставляющая какие-либо услуги, стремится максимально удовлетворить спрос и привлечь как можно больше потребителей. В свою очередь всякий потребитель судит о фирме по качеству продукции или услуги и по степени удовлетворенности, получаемой от их приобретения. Именно поэтому вопрос об обеспечении и контроле качества является одним из самых главных для руководства любого предприятия. Необходимо не просто обеспечить выпуск продукции без каких бы то ни было дефектов и брака, но и грамотно наладить весь процесс производства, дающий на выходе продукт соответствующего уровня качества. Поскольку для обеспечения качественной продукции необходим очень сложный многоуровневый процесс организации работников на всех этапах производства, нынешний успех многих фирм был достигнут не сразу и далеко не легким путем. Соединенные Штаты Америки и Япония – эти два государства добились наибольших успехов в разработке и внедрении различных идей по повышению уровня качества.

На фирмах важным действующим лицом в бизнесе является менеджер по качеству, получивший соответствующую подготовку. В развитых странах дисциплины по управлению качеством преподаются в университетах, институтах, колледжах. Существует аспирантура. Такие имена, как японский профессор К. Исикава, американцы Джуран и Фейгенбаум, итальянец Сегецци известны на весь мир, а их труды стали настольной книгой для всех, кто всерьез занимается проблемой качества. Фирмы тратят немалые средства на обучение и переподготовку кадров, создают ту самую атмосферу, когда постоянно повышать свою квалификацию — престижно.

Актуальность исследования заключается в том, что в современном мире компании тщательно подходят к выбору стиля эффективного управления качеством. Поэтому богатейший опыт навыков и приемов американских и японских компаний может помочь  на практике с учетом адаптации этого опыта под новую среду.

Цель исследования — определение  отличительных особенностей американской и японской моделей управления качеством.

Для достижения цели ставятся задачи: провести сравнительный анализ американского и японского менеджмента в области качества.

Задачи курсовой работы:

  • Дать определения: качество, управление качеством;
  • Рассмотреть с чего началось и как развивалось управление качеством;
  • Отметить исторические и практические особенности менеджмента качества в Японии и США;
  • Сделать сравнительный анализ на основе полученного обзора, а также сделать выводы;

Подробно рассмотрев каждый из пунктов, мы сможем получить наглядную картину того, какие же задачи выполняет управление качеством, какие подходы были сделаны для решения этих задач и применение каких концепций дает в итоге действительно качественную продукцию, готовую конкурировать на любом рынке.

Объект исследования — американская и японская модели управления качеством.

Предмет — особенности и отличия американского и японского менеджмента в сфере качества.

 

Методы исследования:

  • поиск информационных источников;
  • изучение научной литературы;
  • изучение статей СМИ;
  • анализ статистических данных;

Во введении обоснована актуальность темы курсовой работы, сформулирована цель работы и поставлены задачи для достижения этой цели, определена практическая значимость курсовой работы.

Работа состоит из введения, 2 разделов, заключения, списка использованной литературы, включающего 23 наименований.

Работа изложена на 35 страницах машинописного текста, содержит 1 рисунок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Понятие управления качеством

 

Качество — это емкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и аспектов. В зависимости от того, с какой целью рассматривается и используется этот термин, существует ряд аспектов качества:

  • философский,
  • правовой,
  • социальный,
  • экономический
  • технологический.

Так как для нас будут важны последние два аспекта, дадим следующее определение качества:

«Качество — общая совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия или услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации.»[5]

Поскольку с конца 70-х годов прошлого столетия в промышленно развитых странах разрабатываются стандарты на систему управления качеством (ISO 9000), необходимо определить, что называется качеством в рамках этих стандартов:

«Качество — степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям. ( Гост Р ИСО 9000-2001)»[6].

Другими словами, потребности людей и их требования по поводу уровня качества должны являться главнейшими стимулами для роста и совершенствования работы всего производства.

В условиях рынка и конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной.

Приведем основные причины, определяющие необходимость повышения и обеспечения качества:

  • существенное непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей;
  • возрастание роли и темпов НТП в развитии науки, техники, производства, экономики и всего мирового сообщества;
  • усовершенствование услуг, конструкций выпускаемой продукции и повышение значимости выполняемых функций;
  • увеличение объемов производства продукции и оказываемых услуг и, как следствие, возможный рост стоимости брака и рекламаций;
  • неприятие потребителями продукции и услуг с относительно невысоким уровнем качества;
  • ужесточение требований к интенсификации производства и повышению его эффективности как необходимого фактора благополучного существования предприятий.

Таким образом, необходимость обеспечение качества на всех этапах производства порождает такое понятие, как управление качеством.

Управление качеством — целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объекты управления для установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества.[5]

Поскольку с середины ХХ века в развитых странах в этой сфере преобладает воплощение системы Всеобщего Управления Качеством (Total Quality Management ), и говорить мы в основном будет о ней, стоит подробно рассмотреть ее основные положения и принципы.

Всеобщее управление качеством (TQM) — это подход к управлению организацией, нацеленный на качество, который основан на участии всех ее членов ( персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры ) и направлен на достижение как долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя, так и выгоды для членов организации и общества.[5]

Стремясь к достижению долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителя, сотрудников организации и общества в целом, перед TQM стоят следующие задачи [5]:

  • Постоянное улучшение качества путем постоянного анализа результатов и корректировки деятельности;
  • Полная ликвидация дефектов производства и непроизводственных затрат;
  • Выполнение намеченного точно в срок.

Тактика TQM заключается в нескольких пунктах:

  • Предупреждение причин дефектов;
  • Вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества;
  • Активная разработка стратегии управления;
  • Непрерывное совершенствование качества продукции и процессов производства;
  • Использование научных подходов;
  • Регулярная самооценка;

 






 

 

Рисунок 1.1 – Важнейшие элементы TQM, обеспечивающие успех стратегии качества. [5]

Интерпретируя рисунок 1, можно отметить, что наиболее важными элементами TQM являются:

  • Обязательное широкое вовлечение высшего руководства в решение проблем качества;
  • Обеспечение условий и реальное участие каждого в процессе удовлетворения запросов потребителя;
  • Базирование всех решений только на фактах, а не на интуиции или опыте работников;
  • Фокусирование внимания на процессах, рассматриваемых как оптимальная система для достижения главной цели – максимизация ценности продукта и минимизация его стоимости.

Перечисленные особенности являются важнейшими, но не единственными элементами Всеобщего Управления Качеством. Так же в него входят системный подход к организации управления качеством и необходимость уделять особое внимание отношениям с поставщиками.

Также стоит отметить некоторые отличия Всеобщего управления качеством от основных принципов традиционного управления качеством.

В TQM применяются [4]:

  • Обучение управлению качеством всего персонала, а не только сотрудников отдела контроля качества;
  • Разработка преимущественно предупреждающих, а не корректирующих воздействий;
  • Удовлетворение потребностей не только заказчика, но и общества и сотрудников организации;
  • Планирование, обеспечение и контроль улучшения качества в непрерывном режиме;
  • Регулярное выявление и решение проблем в области качества, долгосрочное планирование качества и способов его достижения;
  • Принятие решений на основе фактов;
  • Деятельность, направленная на результат и ориентированная на эффективные действия, а не на обсуждения.

Итак, определившись с понятием управления качеством и, более узкого, Всеобщего управления качеством, мы можем перейти к истории возникновения и развития этой сферы управления, ибо она, как любая наука, возникла не сразу в том виде, в котором мы знаем ее сейчас.

 

1.2 Эволюция управления качеством

 

Понятие Всеобщего Управления Качеством возникло не сразу. Этой теории предшествовали работы ученых из самых разных наук: социологии, экономики, математической статистики, психологии и других. Поэтому историю возникновения Всеобщего Управления качеством составляют следующие четыре науки и их представители:

  1. Научный менеджмент. 1900-1930 гг. (годы расцвета и применения на практике этих наук )

С его появлением связаны имена таких ученых как Ф. Тейлор, считающийся основателем управленческой науки и выпустивший книгу «Принцип научного управления» (разделил ответственность за разработку и осуществление проекта, разбил сложные управленческие операции на более простые), А. Файоль, которого считают основателем административной школы управления и отцом менеджмента (создал универсальную функциональную модель ), М. Вебер, который создал классическую теорию бюрократии («эффективность» бюрократии) и ввел понятия «власти» и «авторитета».

Информация о работе Японская и американская модели системы управления качеством