Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:15, курсовая работа
Поиск правильного стиля руководства людьми в организациях, представляет собой сегодня сферу приложения усилий множества людей. В век повышенного спроса на информацию и творчество, быстрых перемен во внешнем мире, многое зависит от того, насколько умело управляют человеком в организации. Стиль не тождественен индивидуальным особенностям человека (характеру, личностным чертам, установкам и др.), а выступает в качестве психологической системы их согласования с совокупностью условий его деятельности и внешней среды.
Введение…………………………………………………......................................3
1 Теоретико-методологические основы изучения управления персоналом...7
1.1 Теории управления персоналом……………………………………………..7
1.2 Стили руководства……………………….………………………..………..15
2 Влияние стиля руководства на производительность труда в организации
ОАО «Русполимет», отдел ОНиИз. Дирекция по закупкам…..……..……..23
2.1Анализ стиля руководства и его влияние на производительность труда ………………………………………………………………………………..…..23
2.2 Практические рекомендации по усовершенствованию стиля руководства ................................................................................................................................31
Заключение....…………………………………………………………… …..….32
Список используемых источников……………………..………………..…....35
Главные идеи классической теории:
−работа большинства индивидов не приносит удовлетворения и имело таких индивидов, которые могут выполнять работу, которая нуждается в творчестве, самостоятельности, инициативы или самоконтроля;
−главной целью руководства есть суровый контроль и наблюдения за подчиненными; он должен разложить задачи на простые, легкозасвоювани и повторяемые операции, разработать простые процедуры работы и продвигать их в практике;
−индивиды могут управлять своей работой при уму, если будет соответствующая заработная плата и если руководитель будет справедливым, если задачи будут в достаточной мере упрощенные и если индивиды будут сурово контролироваться, то они смогут соблюдаться норм производства.
2.) Теории человеческих отношений стали применять с начала 1930-х гг.
Индивиды стремятся быть полезными и значимыми, они испытывают желание быть интегрированными в общее дело и признанными как личности. Эти потребности являются более важными в побуждении и мотивированности к труду, чем уровень заработной платы.
Главная задача руководителя — сделать так, чтобы каждый трудящийся чувствовал себя полезным и нужным. Он должен информировать своих подчиненных, а также учитывать их предложения, направленные на улучшение планов деятельности организации. Руководитель должен предоставлять своим подчиненным определенную самостоятельность, что предполагает личный самоконтроль над исполнением.
Главные идеи теории человеческих отношений:
-индивиды
хотят к тому, чтобы быть полезными,
они желают быть
-главная
задача руководителя – сделать
так, чтобы каждый работник
ощущал себя нужным и полезным;
он должен информировать своих
подчиненных, а также
-руководитель должен предоставлять своим подчиненным возможность определенной самостоятельности и определенного личного контроля над выполнением рутинных операций;
-факт
обмена информацией и их
3.) Теории человеческих ресурсов являются современными. Труд большинству индивидов доставляет удовлетворение. Индивиды стремятся внести свои вклад в реализацию целей, понимаемых ими, в разработке которых они участвуют сами. Большинство индивидов ответственны, способны к самостоятельности, к творчеству, к личному самоконтролю, даже большему, чем это требует занимаемое индивидом по иерархии место.
Главной задачей руководителя является более рациональное использование человеческих ресурсов. Он должен в коллективе создать такую обстановку, в которой каждый человек может максимально проявить свои способности. Руководитель способствует участию каждого в решении важных проблем, постоянно расширяя самостоятельность и самоконтроль у своих подчиненных. Вся история управления персоналом как отрасли науки явилась основой формирования науки об управлении и рассматривается как путь к установлению самостоятельного статуса этого научного направления.
Главные идеи теории человеческих ресурсов:
-работа
большинства индивидов
-большинство
индивидов способные к
-главной
задачей руководителя есть
-факт расширения влияния самостоятельности и самоконтроля своих подчиненных приводит к повышению эффективности производства; работник благодаря работе может повысить свой статус, поскольку подчиненные наиболее полно смогут использовать человеческие ресурсы.
Главное отличие концепции человеческих ресурсов от концепции управления персоналом заключается в признании экономической целесообразности и капиталовложений в сферах:
−привлечение лучшей по качеству рабочей силы;
−беспрерывное обучение персоналу;
−создание условий работы и корпоративной культуры, которые позволяют реализовать потенциал работника;
−признание вклада организации в развитие профессионализма работника.
Подход
к персоналу как ресурса
-индивидуальный подход ко всем рабочим в пределах совмещения интересов организации и рабочего;
-осознание
организацией проблемы
-понимание
организацией того, что квалифицированный
персонал не “бесплатный
-понимание стратегического измерения в управлении персоналом.
Теории управления персоналом могут строиться различными способами: с помощью дедукции – переход от общего к частному, или по средствам формулировки общих положений; по средствам индукции – восхождения от наблюдения и описания явления, которое имеет место в действительности, к понятиям и суждениям, от отдельного, особенного – к общему.( Васильев Ю. В. Теория управления. Москва. Финансы и статистика. 2005г. 606 с.)
Важным для формирования теорий управления персоналом является учет влияющих на ее построение факторов, в том числе принятие во внимание обстоятельства, что теория управления персоналом предполагает определенную пространственно-временную область действия, где пространственное ограничение обусловлено неодинаковыми нормами и социокультурной средой, а также стадией интернационализации бизнеса.
Следовательно,
как конкретная специфическая область
научного познания управление персоналом
может быть предметом разработки
соответствующей научной
1.2 Стили руководства
Корни управления персоналом уходят глубоко в историю человеческого общества. Еще первые представители человечества, объединенные в родовые общины, ежедневно решали проблемы использования собственных, весьма ограниченных физических и интеллектуальных ресурсов, сталкивались с вопросами разделения труда, трудовой мотивации и дисциплины. Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство и наука управления. Даже в самых древних обществах требовались личности, которые координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). При рассмотрении развития теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.
I период - древний период. Был наиболее длительным - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э., примерно до XYIII века. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления. Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления. Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.
II период - индустриальный период (1776-1890).
III период - период систематизации (1856-1960).
Выделяют четыре основных подхода в развитии теории управления: подход с точки зрения основных школ в управлении, процессный, системный подходы. Первый из них наиболее важен именно в историческом плане, поскольку он образован совокупностью достаточно четко сменявшихся «школ», рассматривавших управление с различных точек зрения. Такие, как школы научного управления, административного управления («классическая школа»), человеческих отношений и поведенческих наук, а также школа количественных методов управления. Три других подхода, также имеющих исторический интерес, более важны для характеристики современного состояния науки об управлении.
Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой. Наиболее известными ее представителями, наряду с Ф. Тейлором, были братья Ф. И Л. Гилбреты, Г. Гант, Г. Эмерсон и др. Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления. В своих работах «Управление фабрикой» (1903 г.) и «Принципы научного менеджмента» (1911 г.) Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.
Главная заслуга Ф. Тейлора состоит в том, что он как основатель школы «Научного управления» разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих, разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими. Таким образом, к 1916 г. сформировалось целое направление в исследованиях: первая научная школа, получившая несколько названий,
- «научного менеджмента», «классическая» и «традиционная». Разновидностью классической школы управления является «Административная школа» (1920-1950 гг.). Она занималась изучением вопросов роли и функции менеджера. Одним из пионеров этой школы был А. Файоль (1841-1925 гг.) и его последователи: Л. Урвик, Д. Муик, Э. Геймс,
О. Шелдас, Л. Аллен и др. А. Файоль разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль.
Второе направление - это разработка системы универсальных принципов управления; по А. Файолю, это - следующие принципы: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство распорядительства, подчиненность личных интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, скалярная цепь (принцип иерархии в руководстве), порядок, справедливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива, корпоративный дух. Несмотря на выдающийся вклад в развитие управленческой науки, «классическая» школа не была свободна от некоторой ограниченности своего подхода. Ее мало интересовали, например, социальные аспекты управления (что затрудняло ее синтез с социологическим направлением). Явно недостаточное внимание уделялось его важной категории факторов работы организации - собственно психологическим, поведенческим.
Определенный прорыв в области менеджмента, ознаменовался появлением школы «человеческих отношений» (1930-1950гг.); подход с точки зрения науки о поведении. Принципиальная переориентация исследований изучения человеческого фактора как основного элемента эффективной организации постепенно приводит к оформлению поведенческой школы в управлении. Работы Р. Лайкерта, Д. Макгрегора, К. Аржириса, А. Маслоу, Ф. Херцберга, Р. Блейка, Д. Моутона, Ф. Фидлера и др. главной целью этой школы становится повышение эффективности организаций на основе человеческого фактора. В целом поведенческий подход приобретает столь большую популярность и масштабы, что почти полностью охватывает основную проблематику теории управления. Более поздние теории управления разработаны в основном представителями школы «количественных методов в управлении» (1950 г. - по настоящее время). Появление данной школы - следствие применения математики и компьютеров в управлении.
Все рассмотренные нами выше школы управления сформировали определенные методы и стили руководства. Слово «стиль» греческого происхождения, означает стержень или почерк. Отсюда можно считать, что стиль руководства - это своего рода «почерк» в действиях менеджера.
Информация о работе Влияние стиля руководства на производительность труда