Управление качеством в строительстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Данная контрольная работа содержит три теоретических вопроса: эволюция теории управления качества, стандарты ИСО 9000 в Беларуси, анализ качества продукции и пути ее повышения на строительном предприятии.

Оглавление

Введение
I. Эволюция теории управления качества.
II. Стандарты ИСО 9000 в Беларуси.
III. Анализ качества продукции и пути ее повышения на строительном предприятии.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Управление качеством в строительстве1.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

     Первая  версия международных стандартов ИСО серии  9000 была утверждена в 1987 г.  и представляла собой комплекс из пяти основополагающих стандартов по качеству.  

     В 2000 г. были приняты новые стандарты  семейства  ИСО, признанные более  перспективными. В это семейство  вошли  ИСО 9000, ИСО 9001,  ИСО 9004 и ИСО 19001.

    Новая версия обладает следующими особенностями:

    • стандарты являются менее предписывающими;
    • более гибкими в применении, имеется только один базовый стандарт;
    • фундаментально изменена философия подхода к менеджменту качества, введен процессный подход;
    • существующие требования к системе менеджмента качества изменились незначительно;
    • появились несколько новых требований, которые окажут существенное влияние на пользователя.

      Основной  особенностью новых стандартов ИСО 9000 является фундаментальное изменение подхода к менеджменту качества, когда он становится доминирующим в деятельности фирмы, т.е. реализуется правило «от качества продукции к качеству фирмы».  Системной основой можно назвать следующие принципы:

    • ориентация на потребителя;
    • лидерство руководителя;
    • вовлечение работников;
    • процессный подход;
    • системный подход к менеджменту;
    • постоянное улучшение, или непрерывное совершенствование;
    • принятие решений на основе факторов;
    • взаимовыгодное отношение с поставщиками.

     Внедрение серии международных стандартов ИСО 9000 в Беларуси осуществляется путем их включения в систему национальных стандартов, разрабатываемых Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь (Госстандартом). Механизм реализации и финансирования сертификации предприятий республики определяется Планом Государственной стандартизации Республики Беларусь, ответственность за исполнение которого лежит на институтах Госстандарта НП РУП «БелГИСС» (Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации) и РУП «БелГИМ» (Белорусский государственный институт метрологии), отраслевых институтах по стандартизации, органах государственного управления, технических комитетах по стандартизации, головных и базовых организаций по стандартизации.

     Государственный стандарт  Республики Беларусь (СТБ) – стандарт, утвержденный (принятый) Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при  Совете Министров Республики Беларусь, а в области архитектуры и строительства – Министерством Архитектуры и строительства  Республики Беларусь. В Беларуси сертификацией систем менеджмента организаций в соответствии с ИСО 9001 (СТБ ISO 9001) занимаются организации, аккредитованные в Государственном комитете по стандартизации Республики Беларусь.

     В настоящее время в Республике Беларусь действуют государственные стандарты, идентичные стандартам ИСО версии 2000г. К ним относятся:

    СТБ  ИСО  9000 – 2000. Системы менеджмента  качества. Основные  положения и  словарь, устанавливающий терминологию для систем менеджмента качества  (СНК) и описывающий основные положения СМК, заключающиеся в следующем: 

    • обосновании необходимости СМК, предназначенной для применения организациями, заинтересованными в повышении удовлетворенности потребителя;
    • разработке и внедрении системы менеджмента качества как процесса;
    • оценке процессов системы менеджмента качества;
    • взаимосвязи между системой менеджмента качества, другими системами управления и моделями совершенства.

     СТБ  ИСО  9001 – 2001. Системы менеджмента качества. Требования, определяющие требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и обязательным требованиям. Направлены на повышение удовлетворенности потребителей.  Данный стандарт имеет несколько особенностей: основан на новой философии подхода к менеджменту качества; содержит меньше обязательных требований к документированию и является более «гибким» в применении.

    СТБ  ИСО  9004 – 2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности, содержащей  рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целями этого стандарта являются улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон.

    СТБ  ИСО  9001 – 2001 и СТБ  ИСО  9004 – 2001 были разработаны как согласованная пора стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применять независимо. Для удобства использования они имеют аналогичную структуру.

    СТБ  ИСО  190011. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и (или) систем экологического менеджмента, содержащий руководящие указания по управлению программами аудита, проведению внутренних или внешних аудитов систем менеджмента качества и (или) систем экологического менеджмента. А также по компетентности и оценке аудиторов.

     Стандарты СТБ ИСО серии 9000 являются фундаментальными документами системы качества, определяют методологию обеспечения качества и представляют собой три различные модели функциональных или организационных взаимоотношений между участниками системы качества: «производитель», «поставщик», «потребитель».

     Указанные стандарты описывают то, как руководство  организует свои усилия по управлению качеством в масштабе всего предприятия. Изначально, стандарты ИСО серии 9000 были разработаны в качестве шаблонных требований, по которым организации сертифицируют своих поставщиков. Однако в ходе их развития в 90-х годах ИСО 9000 быстро преобразовался в стандарт, по которому третья сторона может проводить оценку схемы работы предприятий со своими заказчиками.

     Таким образом,  в стандартах ИСО 9000 версии 2000г особое внимание уделяется запросам потребителя, распределению ответственности, а также снижению рисков и получению  преимуществ на рынке. Опыт организаций Беларуси, успешно внедривших системы менеджмента качества на основе данных стандартов, показал эффективность системы. В большинстве случаев внедрение СМК привело к увеличению конкурентоспособности продукции и в конечном итоге – к увеличению прибыли.

     Принципиально новым в стандартах  ИСО 9000  2000г. является:

    • применение процессного подхода и управление организацией;
    • акцент на постоянное и непрерывное улучшение.

       Стандарт  предусматривает четыре группы процессов, связанных с системой менеджмента качества:

    1. управленческой деятельности руководства;
    2. обеспечение ресурсами;
    3. жизненного цикла продукции;
    4. измерения, анализа и улучшения.

     Следует отметить, что выделенные группы процессов  не являются обособленными, а тесно  связаны в системе менеджмента качества. Причем каждый отдельный процесс, выделенный на производстве, включает все четыре группы качества.

     Вопрос  качества стал особенно острым, когда  всевозможной продукции во всем мире стало так много, что потребитель  начал испытывать серьезные затруднения с ее выбором. Решая эти проблемы, Международная организация по стандартизации (ИСО) впервые выпустила ряд стандартов, в которых сформулированы требования к предприятию, которое выходит на рынок. Эти требования и являются содержанием стандартов ИСО серии 9000. Выполняя эти требования, предприятие может достаточно долго гарантировать выпуск качественной продукции (от «качества продукции» к «качеству фирмы»).

     Необходимо  учесть, что стандарты ИСО серии 9000 признаны практически всеми странами мира. И признанным лидером развития принципов сертификации является Общеевропейский  рынок, где сейчас наметилась тенденция, при которой оценка системы менеджмента  качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 рассматривается как обязательное условие сертификации продукции.

     Современная техническая политика Республики Беларусь направлена на эффективную интеграцию в мировую экономику и торговлю путем расширения торговых связей и присоединения к Всемирной торговой организации, которая в настоящее время объединяет более 140 стран. Государственная политика в республике в области качества направлена на создание условий для разработки и производства качественных и конкурентоспособных на внутреннем и внешних рынках продукции и услуг, соответствующих требованиям международных стандартов и стандартов развитых стран мира и удовлетворяющих требованиям потребителей, обеспечение стабильности производства, обусловленного наличием на предприятии современных систем менеджмента в соответствии с международными стандартами ИСО 9000, НАССР, ИСО 14000.

     Внедрение на предприятиях систем менеджмента  качества, соответствующих требованиям  стандартов ИСО серии 9000, преследует несколько целей:

      -   улучшение управления предприятием;

      -   повышение качества его деятельности;

      -   улучшение процессов и функций  предприятия;

      -   повышение прозрачности деятельности  предприятия;

  • ориентация на потребителя;
  • постоянное улучшение и повышение результативности деятельности предприятия.

       Стандарты ИСО серии 9000 – это набор требований по обеспечению управления качеством продукции и услуг. Они описывают базовые принципы построения работы предприятия, т.е. имеют отношение не к работе отдельных подразделений, отвечающих за контроль качества, а к предприятию в целом.

     То  есть, стандарты ИСО серии 9000 представляют собой общие требования к такому построению системы учета и управления на предприятии, чтобы можно было гарантировать работу всего предприятия  в соответствии с требованиями системы качества.

     Политика  в области качества дает четкое представление  о целях и задачах в области  качества фирмы и представляет официальное  отношение руководителей предприятий  к качеству.

III. Анализ качества продукции и пути ее повышения на строительном предприятии

     Качество  продукции характеризуется совокупностью свойств, определяющих пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Эффективность качества обнаруживается только в процессе использования продукции потребителем.

     Различают потребительское качество и производственное  качество. Потребительское качество -  это степень соответствия конечного  продукта              (квартиры, дома, предприятия и др.) требованиям потребителя. Производственное качество – соответствие  продукции требованиям установленных нормативов. На потребительское качество влияет уровень качества, заложенного в нормативных документах. Производственное качество строительства создается на всех стадиях его формирования: планировании, проектирования, производства строительных материалов и изделий,  их доставки на строительные площадки, осуществления строительно-монтажных работ, приемки в эксплуатацию и эксплуатации.

     С ростом темпов строительства, социального  и культурного развития общества требования к качеству продукции значительно возрастут.

     Качество  строительных работ в значительной мере определяется требованиями строительных норм и правил  (СНиП, часть 3), предусматривающих  методы, правила и последовательность производства строительно – монтажных работ в зависимости от их характера и значимости.

     Для поддержания заданного уровня качества строительной продукции необходимо систематическое его управление.   Под управлением качества понимается «установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации, осуществляемое путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество» (ГОСТ 15467-70).

Информация о работе Управление качеством в строительстве