Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:43, курсовая работа
Данная контрольная работа содержит три теоретических вопроса: эволюция теории управления качества, стандарты ИСО 9000 в Беларуси, анализ качества продукции и пути ее повышения на строительном предприятии.
Введение
I. Эволюция теории управления качества.
II. Стандарты ИСО 9000 в Беларуси.
III. Анализ качества продукции и пути ее повышения на строительном предприятии.
Заключение
Список использованной литературы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
по курсу «Управление качеством в строительстве»
(наименование
дисциплины)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. Эволюция теории управления качества.
II. Стандарты ИСО 9000 в Беларуси.
III. Анализ качества продукции и пути ее повышения на строительном предприятии.
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Ее повышение в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрение инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.
Понятие «качество продукции» регламентировано государственным стандартом (ГОСТ 15467 – 79). Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Данная
контрольная работа содержит три
теоретических вопроса: эволюция теории
управления качества, стандарты ИСО 9000
в Беларуси, анализ качества продукции
и пути ее повышения на строительном предприятии.
На современном этапе с целью повышения
экономической безопасности уделяется
большое внимание совершенствованию
качества и повышению конкурентоспособности
выпускаемой продукции. Цель работы –
изучение теоретических основ управления
качеством, его сущности, характеристик,
связи с конкурентоспособностью, показателей
качества и методов их оценки, общих положений
совершенствования качества товаров,
стандартов в условиях рыночной экономики.
I. Эволюция теории управления качества
Первоначально управление тесно связывали с контролем качества продукции. Сегодня на смену контролю качества приходит новое понятие «управление качества», включающее контроль качества как одну из составляющих. Представляют в этом плане интерес эволюционные процессы в подходах к качеству производителей, которые несут всю ответственность за качество изделий и услуг.
Производитель в разные исторические промежутки по-разному реагировал на эту ответственность, воплощая различные философии обеспечения качества.
Можно выделить четыре перекрывающиеся и продолжающиеся фазы, которые в полном соответствии с законами диалектики развивались под влиянием противоречий между внутренними и внешними целями производителя (обеспечение качества продукции – внешняя цель, повышение эффективности производства – внутренняя цель). К ним относятся: фаза отбраковки, фаза управления качеством, фаза постоянного повышения качества, фаза планирования качества.
Фаза отбраковки началась вместе с появлением ремесла и вошла в практику отдельных мастеров, проверяющих свою собственную работу, покупателей, которые тщательно перебирали изделия, чтобы сделать покупку. В 70-х гг. XIX в. в оружейном производстве родилась идея стандартного качества, при котором изделия собирались из взаимозаменяемых деталей. Выдающийся вклад в развитие этой фазы внесли американские автомобилисты Г. Леланд и Г. Форд, которым принадлежат идеи работы по калибрам и создания сборочного конвейера. Научным обобщением опыта на этой фазе стали работы американского ученого Ф. Тейлора, который предложил концепции научного менеджмента, кадрового менеджмента и научного нормирования труда.
Основу концепции обеспечения качества на этой фазе можно сформировать следующим образом: потребитель должен получать годные изделия, основные усилия должны быть направлены на то, чтобы бракованные изделия были отсечены от потребителя.
Фаза управления качеством начинается с 20-х гг. XX в. и связана с именем американского исследователя В. Шухарта, предложившего использовать контрольные карты – инструмент, позволяющий не только обнаружить и изъять бракованные изделия до их отгрузки покупателю, но и увеличить выход годных изделий в техпроцессе.
Карта технического уровня и качества продукции (форма, порядок разработки, согласования, оформления и утверждения) установлена ГОСТ 2.116-84. Она разрабатывается, начиная с момента проектирования новых видов продукции. Составление данной карты осуществляется по всем этапам жизненного цикла продукции до момента снятия ее с производства. На всех этапах в нее должны вноситься соответствующие изменения, отражающие современные научно-технические достижения. Разработку карты и ее ведение осуществляет предприятие – основной разработчик продукции.
Карта технического уровня и качества продукции предназначена для обоснования принимаемых решений:
Вторым
из достижений этой фазы стало создание
аудиторской службы по качеству, которая
путем контроля небольших выборок
из партий деталей проверяла
Главная цель концепции обеспечения качества: потребитель должен получать только годные изделия. Отбраковка сохраняется как один из важных методов обеспечения качества, но основные усилия следует сосредоточить на управлении производственными процессами с целью увеличения доли выхода годных изделий.
Фаза постоянного повышения качества начинается с 1950 г. Поворотным событием стало выступление с лекциями перед промышленниками Японии американского ученого Э. Деминга, который позже вместе со своим соотечественником Дж. Джураном разработал для японской промышленности программу обеспечения качества. Главная идея этой программы: основа качества труда и качественный менеджмент на всех уровнях. Программа базировалась на совершенствовании системы в целом, на непосредственном участии руководства компаний в проблемах качества, обучении всех сотрудников компаний сверху донизу методам обеспечения качества, упор делался на мотивацию сотрудников, на качественный труд. Именно на этой фазе сложился менеджмент качества в его современном понимании. Противоречие между повышением качества и ростом эффективности производства было преодолено. Применение новых идей управления позволило одновременно повышать качество и снижать затраты на производство. Потребитель практически во всех странах стал получать товары и услуги высочайшего качества по доступной цене.
Фаза планирования качества стала зарождать в середине 1960-х гг. как развитие идей предыдущей фазы в направлении более полного удовлетворения запросов потребителей и связана, с одной стороны, с развитием теории надежности изделий, и с другой – с широким внедрением вычислительной техники в процесс разработки изделий.
Основу концепции этой фазы составляет следующее:
В
рамках фазы планирования качества удается
практически преодолевать противоречие
между качеством и
Новая фаза может возникнуть при проявлении новой формы этого противоречия – например, требования потребителя, чтобы не только продукция, но и производственный процесс были экологичными, т.е. не наносили ущерб окружающей среде. Эта фаза находится только в стадии зарождения и концепции окончательно не сформировалась. В перспективе должна наступить фаза экологии качества.
Современная организация, занимаясь менеджментом качества выпускаемых изделий или предоставляемых услуг, использует в той или иной степени методы, разработанные на всех четырех стадиях развития философии качества. Схематически их соотношение можно представить в виде лестницы – «башня качества» (рис.1).
рис.1 Башня
качества.
II. Стандарты ИСО 9000 в Беларуси
ISO 9000 — серия стандартов ISO, которые применяются при создании и совершенствовании систем менеджмента качества организаций. Серия стандартов по системному менеджменту качества разработана Техническим комитетом ТК 176 Международной Организации по Стандартизации (ISO, International Organization for Standardization). Комитет руководствовался предварительными разработками Британского института стандартов, нашедшими своё отражение в Британском стандарте BS 5750. Стандарты серии ISO 9000, принятые более чем 100 странами мира в качестве национальных, применимы к любым предприятиям, независимо от их размера, форм собственности и сферы деятельности. Беларусь – член ISO или ИСО с 1 января 1993года.
Главная цель международных стандартов ИСО серии 9000 - установление единого подхода к договорным условиям по оценке систем по обеспечения подхода к договорным условиям по оценке систем обеспечения качеством, признанного во всем мире, и регламентация отношений между покупателем продукции и ее поставщиком по вопросам обеспечения качества продукции. При этом должна обеспечиваться жесткая ориентация на требования потребителя с условием их удовлетворения.
Система международного качества, созданная в соответствии со стандартами ИСО 9000, должна удовлетворять требования к системе контроля и испытаний продукции, сертификации надежности, системе организации производства, системе управления качеством от проектирования до эксплуатации.
Международные стандарты ИСО серии 9000 – основополагающий комплекс международных документов по качеству, охватывающий всевозможные области применения.
Международные
стандарты ИСО серии 9000 определяют
требования к системе качества, обеспечивающие
конкурентоспособность и
Успех их применения обусловлен следующими факторами:
Внедрение стандартов ИСО серии 9000 является добровольным делом. Однако, бесспорно, что применение этих стандартов и создание на предприятии системы качества, соответствующей всем требованиям современного менеджмента качества, приносит повышение конкурентоспособности и качества продукции, снижает затраты, увеличивает прибыль, повышает деловую активность. Также следует помнить, что Указ Президента Республики Беларусь «О повышении конкурентоспособности отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции (работ и услуг) » от 20.05.1998 г., определяет, что основным направлением повышения качества и конкурентоспособности продукции является внедрение и эффективное функционирование системы качества, соответствующей требованиям международного стандарта ИСО 9000. Необходимо понимать, что конкретное предприятие на рынке никто не ждет, рынок обойдется без такого предприятия. И поэтому в жесткой конкурентной борьбе, предприятиям необходимо применять мировой опыт эффективных организационных решений в области управления качеством, который определен стандартами ИСО серии 9000.