Стандартизация управления знаниями

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:00, реферат

Краткое описание

Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….2
1 Общее представление об образовательных услугах……………...…………..3
1.1 Классификация образовательных услуг………………………..........7
1.2 Кризис высшего образования………………….……………………..7
2 Управление знаниями в системе менеджмента качества……………….…9
2.1 Что такое управление знаниями……………………………………11
2.2 Роль сообществ………………………………………………………11
2.3 Носители знаний……………………………………………………..12
3 Управление знаниями в вузах………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………..20
Список использованной литературы……………………………………….21

Файлы: 1 файл

Стандартизация управления знаниями.docx

— 42.63 Кб (Скачать)

     Эти два процесса взаимосвязаны между  собой, поэтому в системе предусмотрена возможность модификации онтологического описания в процессе эксплуатации системы без необходимости ее перепрограммирования.

  1. Управление знаниями в вузах

     Проблемы  управления качеством в вузах

     В последние годы основная трудовая деятельность автора напрямую связана с теорией  и практикой менеджмента качества, что позволяет взглянуть на проблему управления качеством в образовательных учреждениях именно с этих позиций. Результаты проведенного анализа, выводы и предложения автора по указанной проблеме и представлены в предлагаемых заметках. Речь в них пойдет только о высших учебных заведениях. Это сделано для того, чтобы привязать проведенный анализ к конкретному (а с точки зрения автора, еще и наиболее важному) уровню образовательных учреждений, хотя вдумчивый читатель не найдет никаких принципиальных ограничений на использование высказанных предложений в отношении образовательных учреждений любого другого уровня.

     Подготовить серию материалов о проблемах  управления качеством образования их автора подтолкнула статья в Комсомольской правде от 12 апреля 1999 г. Охота за знаниями: платить или не платить . В ней президент Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, ректор Института молодежи, проф. И.М. Ильинский пишет: Проблема качества образования существовала всегда. Сейчас она чрезвычайно обострилась не только в России, но и во всем мире. При этомнет четких критериев понятия качество образования. Показателей могут быть сотни .

     В этом заявлении обращают на себя внимание два момента, и один из них связан с особой ролью и важностью  самого образования. К обстоятельному рассмотрению этого вопроса мы вернемся позже. А сейчас выделим лишь два его аспекта, про которые очень четко сказано в работе [1]: Чем же можно объяснить особую роль сферы образования? Во-первых, специфическим местом образования в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства Во-вторых, уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны. Сам же уровень благосостояния, по мнению экспертов ООН, лучше всего отражается с помощью индекса развития человека. Этот индекс определяется следующими тремя основными критериями: средней продолжительностью жизни, уровнем образованности и размерами дохода на душу населения. Эксперты ООН в 1991 г. установили, что Советский Союз по этому индексу находился на 33 месте в мире. В последние годы наша страна заметно ухудшила эти позиции. К 1996 г. Россия по индексу человеческого развития оказалась на 57 месте, после Чили, Фиджи и т.д. .

     Итак, говоря об образовании, следует иметь  в виду, что речь идет о процессе предоставления услуг специфических, особых, но все-таки услуг.

     Суждению  же об отставании России по уровню образования  есть масса подтверждений, мы приведем лишь одно. При опросе экспертов, на вопрос, соответствует ли качество подготовки в России специалистов с  инженерным образованием требованиям  рынка интеллектуального труда, 25,5% опрошенных ответили, что в целом соответствует, 59,1% не соответствует и 4,5% затруднились ответить на этот вопрос [2].

     Как видим, лишь один из четырех опрошенных считает, что сегодня подготовка инженеров в России в целом  соответствует требованиям рынка. Иначе говоря, проблема повышения  качества образования, в том числе  высшего, действительно актуальна для России. Этими замечаниями мы и ограничимся, говоря о первом моменте, связанном с высказыванием в Комсомольской правде проф. И.М. Ильинского.

     Что же касается второго обстоятельства, то ему следует уделить особое внимание. Собственно говоря, именно оно  и послужило толчком к подготовке настоящих заметок, поскольку речь идет о четко выраженной неопределенности понятия качества в образовании, высказанной одним из ведущих администраторов высшей школы России. Как оказалось, трактовка этого понятия далеко не устоявшееся мнение со всеми вытекающими из этого вопросами. Например: что является объектом управления в дискуссиях о качестве образования? чем измерять подобное качество? что должно входить в систему управления качеством предоставления образовательных услуги т.п.

     Автор не является профессиональным работником сферы образования и поэтому  далек от того, чтобы претендовать на знание всех нюансов образовательных учреждений. Вместе с тем, опыт преподавания в таких вузах, как МИФИ и МВТУ им. Н.Э. Баумана, а также в институтах повышения квалификации, позволяет достаточно четко представлять механизм предоставления образовательных услуг как в российской высшей школе, так и в системе послевузовского образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В совокупности элементов, составляющих систему образования России, наиболее важными с точки зрения обеспечения высокого качества образования являются образовательные учреждения, которые в настоящее время вынуждены действовать в условиях все более усиливающейся конкуренции между ними. Особенно сильно это сказывается на деятельности высших учебных заведений.

     Образовательная система вуза относится к категории  функциональных систем и обладает всеми  системными атрибутами.

     Предоставление  образовательных услуг ключевой вид деятельности вуза.

     По  своему характеру, несмотря на наличие  определенных особенностей, образовательные услуги являются типичным видом услуг и обладают всеми свойствами, присущими услугам как таковым. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
  2. Жураковский В., Приходько В., Федоров И. Инженер на рынке труда (опыт экспертного анализа) // Высшее образование в России. 1999. 2.
  3. Зинетуров У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения. Москва Уфа: Издательство УГАТУ, 1993.
  4. Аветисов А.А. О системологическом подходе в теории оценки и управления качеством образования. Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России. Пятый симпозиум. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996.
  5. Аветисов А.А. Основные положения системно-квалиметрической концепции повышения качества образования // Надежность и контроль качества. 1999. 2.
  6. Система качества. Методическая документация. М.: МИСиС, 1999.
  7. Горленко О.А., Радькова Н.О. Качество образовательных услуг в высшем учебном заведении. Сертификация и управление качеством продукции / Тезисы докладов международной научно-технической конференции 13 15 октября 1999 г. Брянск, БГТУ.
  8. Соколов В.М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996.

Информация о работе Стандартизация управления знаниями