Стандартизация управления знаниями

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:00, реферат

Краткое описание

Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….2
1 Общее представление об образовательных услугах……………...…………..3
1.1 Классификация образовательных услуг………………………..........7
1.2 Кризис высшего образования………………….……………………..7
2 Управление знаниями в системе менеджмента качества……………….…9
2.1 Что такое управление знаниями……………………………………11
2.2 Роль сообществ………………………………………………………11
2.3 Носители знаний……………………………………………………..12
3 Управление знаниями в вузах………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………..20
Список использованной литературы……………………………………….21

Файлы: 1 файл

Стандартизация управления знаниями.docx

— 42.63 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине

«Метрология, стандартизация и сертификация»

На тему:

Стандартизация  управления знаниями 
 
 

                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                               

                                                                                                                         
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….2

1 Общее  представление об образовательных  услугах……………...…………..3

    1. Классификация образовательных услуг………………………..........7
    2. Кризис высшего образования………………….……………………..7
  1. Управление знаниями в системе менеджмента качества……………….…9
    1. Что такое управление знаниями……………………………………11
    2. Роль сообществ………………………………………………………11
    3. Носители знаний……………………………………………………..12
  2. Управление знаниями в вузах………………………………………………18

    Заключение…………………………………………………………………..20

    Список  использованной литературы……………………………………….21 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ВВЕДЕНИЕ

     Развитие  рыночных отношений в России обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее услугу. За достаточно короткий промежуток времени в России сложился рынок образовательных услуг, предложение которых за последние 5-7 лет сделало колоссальный скачок. Во многих случаях предложение даже превышает спрос.

     Основным  видом деятельности учреждений образования  является создание образовательных услуг. Что скрывается за термином "образовательная услуга"? В чем ее отличие от других видов услуг? Под образовательными услугами чаще всего понимают систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства.

     Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются  на рынке, который понимается как  совокупность существующих и потенциальных  покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями.

     Помимо  производителей и потребителей образовательных  услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование, участие в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования.

     Кроме того, отличительная особенность  рынка образовательных услуг  заключается в значительной роли государства и его органов  управления. В частности к их специфическим  функциям в сфере образования  относятся:

     создание, поддержка и укрепление благоприятного общественного мнения, позитивного  имиджа образовательных институтов;

     гарантирование  гуманистичности образования, единства федерального культурного и образовательного пространства, общедоступности и адаптивности образования, его светского характера, свободы и плюрализма, демократизма управления и автономности образовательных учреждений;

     финансирование  образования и предоставление гарантий для долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу;

     применение  налоговых льгот и иных форм регулирования  рынка в целях развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, образования в целом;

     лицензирование  и аттестация образовательных учреждений и программ по ассортименту и качеству услуг;

     информационное  обеспечение образовательных учреждений и др. 

     1 Общее представление  об образовательных  услугах

     Прежде  чем дать определение  термину  «образовательная  услуга»  кратко обозначим  сущности понятий «услуга» и «образование».

     Ф.Котлер предлагает следующее определение: «Услуга - любое мероприятие или выгода, которые  одна  сторона может предложить  другой  и которые в основном неосязаемы и не  приводят  к завладению  чем-либо» [8].  Согласно классической   теории   маркетинга,   услугам   присущ   ряд   специфических характеристик, отличающих их от товара и которые необходимо  учитывать  при разработке маркетинговых программ. Эти характеристики следующие:

     1.Неосязаемость.  Услуги  невозможно  увидеть,  попробовать  на  вкус, услышать  или понюхать до момента приобретения.

     2. Неотделимость от источника. Услуга  неотделима от  своего  источника, ее осуществление возможно только в присутствии производителя.

     3. Непостоянство качества. Качество  услуг колеблется в широких  пределах в зависимости от их производителей, а также от времени  и  места  их оказания.

     4. Несохраняемость. Услугу невозможно хранить для последующей продажи или использования.

     По  определению,  принятому  20-ой  сессией  Генеральной   конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс  и  результат совершенствования способностей и поведения личности,  при  котором  она  достигает  социальной зрелости  и  индивидуального  роста.  В  Законе  Российской  Федерации   «Об образовании» дается следующее определение  образования  -  «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека,  общества,  государства, сопровождающийся   констатацией   достижения    гражданином    (обучающимся) установленных   государством   образовательных   уровней    (образовательных цензов)» .

     В то же время образование как отрасль  представляет собой «совокупность учреждений,  организаций  и  предприятий,   осуществляющих преимущественно образовательную деятельность, направленную на  удовлетворение  многообразных потребностей населения  в  образовательных  услугах,  на  воспроизводство  и развитие кадрового потенциала общества». Главной целью  образования  как педагогического процесса, его миссией является приращение ценности  человека как личности, работника, гражданина.

     Основным   видом  деятельности   учреждений    образования    является создание    образовательных    услуг.    Что    скрывается    за    термином "образовательная услуга"? В чем ее отличие от других видов услуг?

     Анализ  отечественной  литературы  и  периодики  показал,  что   среди исследователей, изучающих данную проблему, единое  мнение  по  поводу  того, что  же  считать  образовательной  услугой,  отсутствует.  В  связи  с  этим постараюсь выделить лишь основные подходы.

       Наиболее  распространенный  из  них  под   образовательными   услугами понимает  «систему   знаний,   информации,   умений   и   навыков,   которые используются  в  целях  удовлетворения  многоликих  потребностей   человека, общества и государства» .

     Согласно  другому подходу услуга  образования  в  процессе  потребления трансформируется в рабочую силу,  качество  которой  зависит  не  только  от совокупности потребленных  образовательных  услуг,  но  и  от  количества  и качества личного труда,  затраченных  в  процессе  потребления  этих  услуг, личных способностей, степени их реализации и других  субъективных  факторов.

     Поэтому  в  рамках  этого  подхода  следует  отличать  совокупность  знаний, умений, навыков, которая является продуктом совместного труда преподавателя и обучающегося, от образовательных услуг, потребленных обучающимся,  которые суть продукт труда преподавателей. Таким  образом,  «именно  образовательные услуги (т.е. совокупность  труда  преподавателей),   а  не  знания,  умения, навыки, как это часто утверждается в литературе, могут  рассматриваться  как товарная продукция учебного заведения» .

     Таким образом, можно заключить, что образовательная  программа  –  это комплекс образовательных услуг,  нацеленный  на  изменение  образовательного уровня  или   профессиональной   подготовки   потребителя   и   обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации.

     Образовательные услуги,  как  и  любой  товар,  реализуются  на  рынке, который   понимается   как   совокупность   существующих   и   потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этом  случае, представляет   собой    рынок,   на   котором   взаимодействуют   спрос   на образовательные  услуги  со   стороны   основных   хозяйствующих   субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций,  государства) и  их   предложение   различными   образовательными   учреждениями.   Помимо производителей  и потребителей образовательных  услуг  в  состав  участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие  круги  посредников,  включая службы  занятости,  биржи  труда,  органы  регистрации,   лицензирования   и аккредитации образовательных учреждений, образовательные  фонды,  ассоциации образовательных     учреждений     и     предприятий,     специализированные образовательные центры и  др.  Все  эти  субъекты  содействуют  эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие  функции, как  информирование,   консультирование,   участие   в   организации   сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования.

    1. Классификация образовательных услуг

     По  причине отсутствия в литературных источниках общепризнанной классификации  образовательных услуг, попытаюсь  выделить их основные виды, воспользовавшись Законом Российской Федерации "Об образовании" и комментариями  к нему.

     Все образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, каждая из которых, кроме основной, может иметь и дополнительную программу:

     общеобразовательные программы направлены на решение  задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

     профессиональные  программы направлены на решение  задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации и реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.

    1. Кризис высшего образования

     Образование - автономная система, имеющая относительную  самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы образование - это процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантированного Конституцией образования. Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности. В этой области заняты одновременно около миллиарда учащихся и пятидесяти миллионов педагогов.

     Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование относится к приоритетным аспектам политики государства. Человек  как субъект процесса, выступая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится.

     Современное образование - это одно из средств  решения важнейших проблем не только общества, но и отдельных  индивидов. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целями государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

Информация о работе Стандартизация управления знаниями