Современная система управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение всеобщего менеджмента качества (TQM) как основополагающей модели управления качеством в японских компаниях, а также охарактеризовать систему управления качеством в корпорации «Toyota», рассмотреть принципы управления корпорацией и оценить эффективность применения TQM.

Файлы: 1 файл

Управление качеством 1.docx

— 63.53 Кб (Скачать)

Почему нужно говорить о всеобщем управлении качеством (ТQМ), если давление на качество идет от потребителя? Да потому, что всеобщее управление позволяет добиться удовлетворения интересов потребителя средствами, имеющимися в распоряжении фирмы. Главное для успеха - лидерство руководства фирмы в вопросах качества. Качество выступает как связующее звено, как фактор, объединяющий все аспекты и проблемы фирмы. Лидирующая роль руководства позволяет держать в центре внимания стратегические цели, используя человеческие ресурсы и осуществляя управление процессами. Для этого требуется создать среду, условия на фирме и, прежде всего, позаботиться об информации и отношениях в коллективе.

Главная цель многих компаний в мире заключается в том, чтобы  снижение затрат сочеталось с высоким  стабильным качеством продукции (услуг) и быстрым выходом на рынок. Подход к управлению производством с позиций всеобщего качества стимулирует оптимальное соотношение в триаде "качество - затраты - время". Вместе с тем, до конца 1980-х годов общее управление фирмой стремились адаптировать к системе управления качеством. В результате концепции оперативного руководства предприятием стали наталкиваться на концепции управления качеством.

Новая концепция менеджмента, разработанная в Университете Сент-Галлена (Швейцария) под руководством профессора Г. Д. Сегецци, строится на основном постулате взаимосвязи общего управления и управлением качеством. Считается, что управление качеством - это часть общего управления фирмой, оно пронизывает все подразделения и влияет на все показатели.

Поэтому, необходимо адаптировать всеобщее управление качество к общему управлению предприятием, а не наоборот, как это пытались осуществлять все в течение многих лет.

Одной из причин такого поворота являются изменившиеся условия производства и бизнеса. Необходимо учитывать  трудности современного периода - экономические, экологические, ресурсные. Руководители предприятий ощущают "временные  ножницы": с одной стороны, руководитель теперь должен иметь больше времени, чтобы осмыслить и соответствующим образом отреагировать на усложнение продукции, процессов, всей обстановки, а с другой - у ней фактически все меньше и меньше времени на то, чтобы приспособиться и привести в порядок все составляющие управления предприятием. Прежде основным принципом руководства была специализация и разделение функций (например, старое толкование специалиста по качеству - "контролер ОТК"). Теперь необходимо управлять всем процессом, охватить все функции (сбыт, производство, испытания и т.д.). Новая концепция менеджмента представляет трехмерную модель, имеющую три уровня управления:

  1. нормативный
  2. стратегический
  3. оперативный (текущий)

три аспекта:

  1. структуру
  2. деятельность
  3. поведение

три составляющие

  1. затраты
  2. качество
  3. время

И все это работает на корпоративное развитие фирмы. Качество оказывается тем комплексным фактором, который увязывает одномерные подходы в многомерном процессе. В каждой из ячеек этого "куба" присутствует качество. Согласно концепции Сент-Галлена качество является единственным фактором, обеспечивающим преуспевающее положение фирмы.

Для внедрения новой концепции  нужно провести обучение, как по линии повышения квалификации, так  и по линии технической учебы  внутри фирмы. Затем необходимо разработать и внедрить практические методы и модели, используя, в частности, тот опыт, который накоплен при внедрении систем качества по ИСО 9000, критериев премий Деминга, Малькольма Болдриджа и Европейской премии по качеству. При этом существенно изменяется роль специалистов по качеству. Они должны уметь все. Без этого условия трудно будет обеспечить прорыв, который потенциально заложен в новой концепции всеобщего менеджмента.

 

VI. Реализация  методов всеобщего управления  качеством в России.

Задача, стоящая перед  российской промышленностью - освоить  современные методы самооценки фирм, научиться выполнять все требования премий по качеству, создать эффективный  механизм управления качеством, охватывающий все уровни управления - от государственного до уровня предприятий.

Госстандарт России совместно  с общественностью разработал модель и систему критериев премии в  области качества для России. При  определении критериев российской премии разработчики проекта, используя  весь международный опыт, накопленный  в этой области, учитывали, прежде всего, особенности Европейской премии по качеству. На соискание премии могут претендовать организации различных форм собственности, занимающиеся производством товаров и оказанием услуг. Премии присуждаются, начиная с 1997 года (не более 12 премий в год). Уровень требований регулярно пересматривается и утверждается Советом по присуждению премий в виде Руководства для участника конкурса. Не исключено, что со временем модель российской премии будет полностью гармонизирована с европейской моделью. Следует подчеркнуть, что, как и в других странах, критерии премии должны использоваться, прежде всего, для проведения самооценок деятельности предприятий. Поэтому требуется иметь на предприятиях специалистов, способных провести такую работу. Обучение экспертов по премиям и консультантов по проведению самооценок уже развернуто рядом организаций.

 

VII. Сквозной механизм  управления качеством в России

Для успешной реализации накопленного отечественного и зарубежного опыта  необходим единый механизм, позволяющий  проводить мероприятия в области  управления качеством на государственном, отраслевом, региональном уровнях управления и на уровне предприятий. Основные элементы такого сквозного механизма были разработаны в начале 1990-х годов специалистами Госстандарта России.

Звенья этого механизма  включают законодательную базу, создающую  правовую основу проведения координации  всех работ по качеству со стороны  уполномоченных на то государственных (или региональных) органов исполнительной власти. Результатом этой работы должны быть целевые научно-технические программы, разработанные по отраслевому, региональному или проблемному признакам, а также включение механизмов оценки качества и сертификации продукции, услуг, персонала, фирм и т.д. На основе оценки качества может быть выполнен анализ причин отклонений от требований по качеству, который позволяет, во-первых выработать корректирующие меры и планы улучшения качества, а во-вторых, построить экономические отношения между участниками рынка на основе объективных данных о качестве.

Поддержка всех этих действий осуществляется, в частности, средствами стандартизации (комплексная стандартизация, общетехнические системы стандартов). Все это позволит организовать планомерную, систематическую работу по освоению нашей промышленностью принципов Всеобщего управления качеством и применять современные методы работы для повышения конкурентоспособности отечественной промышленности.


Информация о работе Современная система управления качеством