Современная система управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение всеобщего менеджмента качества (TQM) как основополагающей модели управления качеством в японских компаниях, а также охарактеризовать систему управления качеством в корпорации «Toyota», рассмотреть принципы управления корпорацией и оценить эффективность применения TQM.

Файлы: 1 файл

Управление качеством 1.docx

— 63.53 Кб (Скачать)

Контроль качества — отслеживание конкретных результатов деятельности по проекту в целях определения их соответствия стандартам и требованиям по качеству и определения путей устранения причин реальных и потенциальных несоответствий.

Для контроля качества необходима информация о ходе реализации проекта, план качества, документация по качеству.

Контроль качества осуществляется с применением следующих методов  и инструментов: –проверок; –контрольных карт, которые представляют собой графическое изображение результатовпроцесса( на рис. 3 представлен общий вид контрольной карты); –диаграммы Парето, которая представляет собой гистограмму появления различных причин несоответствий, упорядоченных по частоте(на рис. 4 изображена условная диаграмма Парето); –статистических выборок, анализа динамических рядов, корреляционно-регрессионного анализа и других статистических методов; –диаграмм.

Рис.3. Контрольная карта реализации проекта

Рис. 4. Диаграмма Парето

Контроль качества может завершиться  следующими решениями:

–улучшением качества; –принятием продукции;-идентификацией брака и реализацией действий по управлению несоответствующей продукцией;

–переработкой продукции с целью дальнейшего представления для контроля и испытаний; –исправлением процессов.

Организация контроля качества в управлении проектом представлена на рис. 5.

Рис. 5. Организация контроля качества

Классификация видов и методов  контроля качества в управлении проектом представлена на рис. 6.

Рис.6. Классификация видов и  методов контроля качества в управлении проектом

3. Стандартизированные  системы менеджмента качества

Управление качеством проекта  требует системного подхода, реализация которого в современной практике осуществляется в виде создания стандартизированных  систем менеджмента качества, представляющих собой совокупность документированных  методик и средств планирования, обеспечения и контроля качества, выполняемых специально назначенными структурными единицами организации (предприятия или проекта).

В рамках управления отдельно взятым проектом, как правило, специальной  системы менеджмента качества не разрабатывается, но при этом основные участники должны обладать такими системами, а также иметь документированное  соглашение, в котором прописываются  совместные решения по взаимодействию их систем менеджмента качества. В  некоторых случаях целесообразно  привлекать специализированные фирмы  для создания и внедрения таких  систем менеджмента качества.

Система документации по качеству предприятия/компании включает в себя следующие документы: –руководство по качеству (описывает систему качества в целом); –методологические инструкции по элементам системы качества; –рабочие инструкции (описывают отдельные комплексные технологические процессы); –контрольные инструкции (описывают отдельные процедуры проведения контрольных и испытательных мероприятий); –нормативную документацию и техническую литературу.

Концептуальным моментом отечественных  норм нового поколения является изменение  их структуры и статуса: –нормы предписывают конечные требования к качеству продукции, а не методы их осуществления;

-обязательными для исполнения  являются нормы, регламентирующие  безопасность, охрану окружающей  среды, а также надежность и  долговечность продукции предприятия;  –в технических разделах контрактов должны быть приведены нормативы, соблюдение которых является обязательным условием приемки продукции проектов

Стандарты, регламентирующие общие  требования к качеству. Все работы по обеспечению качества основаны на использовании стандартов Международной  организации по стандартизации (ISO), признанных в 1988 г. в СССР в качестве национальных стандартов.

В рамках систем управления качеством  используют серию стандартов ISO 9000 и  эквивалентную ей серию EN 29000 .

ISO была создана в 1947 г. со  штаб-квартирой в Женеве (Швейцария). Эта неправительственная организация  создана с целью разработки  мировых стандартов, которые способствовали  бы улучшению международных связей  и кооперации, а также ускоренному  развитию сбалансированной и  равноправной международной торговли. В состав ISO входит 91 страна мира, на долю которых приходится 95% мирового промышленного производства.

Вопросами качества в ISO ведает технический  комитет ISO 176. Он координирует разработку и внедрение стандартов по системам контроля за качеством продукции, его повышения и обеспечения технологией, связанной со сферой качества. В ведении технического комитета ISO 176 находятся стандарты серии ISO 9000 «Системы качества».

По мере достижения ЕЭС своей  цели — превращения в крупнейший в мире потребительский рынок, фирмы, занятые в промышленности и в сфере услуг, все активнее начинают поддерживать деятельность технического комитета ISO 176 как важное средство развития международной торговли.

Для полноценного функционирования системы  менеджмента качества необходимо ее соответствующее организационное  обеспечение, т. е. наполнение ее необходимыми организационными ресурсами:-сотрудниками, имеющими необходимую компетенцию, обязанности и ответственность;

-системой взаимодействия сотрудников;  –материально-техническими ресурсами: материалы, оборудование, приборы; –финансовыми ресурсами.

Основным, системообразующим ресурсом здесь выступает организационная структура. Остановимся на обязательных требованиях к организационной структуре управления качеством, к числу которых можно отнести следующие: –наличие ответственного от высшего руководства по системе качества; –наличие постоянного структурного подразделения, ответственного за выполнение функций по управление качеством и постоянное совершенствование системы менеджмента качества;

–наличие сотрудников, ответственных за качество отдельного проекта.

Ответственный от высшего руководства  по системе качества должен занимать пост не ниже заместителя руководителя всей организации (или проекта). В  его обязанности входят следующие  функции: –организация работы всей системы;-распределение обязанностей и полномочий в рамках системы менеджмента качества;–разработка программы качества проекта (предприятия); –разработка политики в области качества; –проведение аудитов системы менеджмента качества.

Присутствие сотрудника, ответственного за качество отдельного проекта, обязательно  в случае, если организация занимается реализацией нескольких проектов или  управляет проектом параллельно  со своей основной деятельностью, имеющей  самостоятельное значение. В такой  структуре необходимы не только уполномоченный от высшего руководства и отдел  качества, но и человек, организующий выполнение всех функций по управлению качеством в рамках своего проекта. В его обязанности также должны входить следующие работы: –разработка программы качества проекта; –корректировка документации по системе качества для нужд проекта; -организация выполнения контрольных мероприятий в рамках проекта и пр.

4. Аудирование систем качества

Для обеспечения эффективного функционирования системы менеджмента качества необходимо проводить регулярные мероприятия  по выявлению отклонений системы  от заданных параметров ее работы.

Методом выявления отклонений системы менеджмента качества является аудит. Различают: –аудит системы; –аудит процесса;-аудит продукта. концепция качество менеджмент проект

В соответствии с ИСО 8402 аудит качества определяется как систематическое  и независимое исследование, проводящееся для того, чтобы установить, соответствует  ли деятельность в области качества запланированным требованиям, насколько  эффективно этитребования реализуются и пригодны ли они для достижения поставленных целей. Различают так называемые внешние и внутренние аудиты (далее — проверки) качества. Результаты внутренней проверки в виде документированного «Обзора состояния менеджмента качества» оцениваются руководством предприятия.

Проверка — это задача менеджмента. Плановые проверки проводятся по годовому плану, который должен включать: –проверяемые подразделения/процессы; –важные элементы системы качества; –временные интервалы проведения этапов проверки.

Проверка проводится на основе так  называемого контрольного перечня  вопросов, подлежащих выяснению, ориентировочный  состав которого следующий: –проверяемое подразделение;–аудиторы;-сроки/местонахождение; –плановый/внеплановый; –цель проверки; –проверяемые процессы; –элементы системы качества; –участники проверки; –основные моменты проверки; –цели подразделения/процесса; –нормативные/законодательные требования; –положительные результаты внедрения системы; –необходимые изменения системы качества; –внешние проверки, подразделяющиеся на:*проверки, проводимые независимой третьей стороной с целью сертификации (так называемогоThird-Party-Certification);

*проверки, проводимые заказчиками  у поставщиков/подрядчиков, называемые  также оценкой второй стороной (так называемые Second-Party-Assesment).

График внешних и внутренних проверок разрабатывается руководителем  службы качества и утверждается уполномоченным высшего руководства предприятия  по системе качества. Для того чтобы  обеспечить запланированную эффективность системы менеджмента качества, большое внимание в рамках проекта реструктуризации уделяется подготовке кадров. Общую направленность обучающих программ в сфере менеджмента качества можно сформулировать как «повышение качества через предупреждение дефектов».

Основная задача процедур подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров заключается  в обеспечении соответствия квалификационного  уровня руководителей и специалистов компании требованиям задач, решаемым в области качества.

Критериями профессиональной пригодности  являются:

–степень соответствия работника требованиям, предъявляемым данным видом профессиональной деятельности. Для этого существует система специальных справочников; –характер личности. Он должен соответствовать характеру работы: понятно, что он различен у научного работника и рабочего на конвейере. Для оценки соответствия вырабатывается система критериев, по которым судят о пригодности работника к данному виду деятельности.

Для подготовки кадров предприятия/компании предусматривают следующие виды обучения: –первоначальное профессиональное обучение рабочих, принятых на работу и ранее не имевших профессии;-переподготовка рабочих на другую профессию; –повышение квалификации рабочих;

–повышение квалификации руководящих работников и специалистов.

Концепции и программы обучения формируются в зависимости от размера и задач (стратегии) предприятия. Так, крупные предприятия обычно формируют собственную концепцию  и программы обучения. При этом проводимые самим предприятием курсы  нередко дополняются внешним  обучением. Малые и средние предприятия  преимущественно используют предложения специализированных учебных заведений по проведению курсов.

Во всех случаях для проведения занятий привлекаются высококвалифицированные  специалисты компании со средним  и высшим специальным образованием, преподаватели учебных заведений, специалисты НИИ и сторонние  консультанты. Инструкторы производственного  обучения назначаются из числа квалифицированных  рабочих, имеющих стаж работы по профессии  на менее трех лет и образование  не ниже среднего.

Практика разработки и аудитирования систем качества показывает, что для эффективного функционирования системы среднему предприятию целесообразно иметь по крайней мере двух-трех специалистов, прошедших курс инструктора по обучению менеджеров по качеству, и трех специалистов, обученных по курсу аудитора.

Список литературы

1. И.И. Мазур.Управление проектами. Учебное пособие, 2-е изд. Омега-Л, Москва 2004.

2. Мазур И.И. и др. Реструктуризация предприятий и компаний. Справочное пособие/ Под ред. И.И.Мазура. —М.: Высшая школа, 2000

 

V. Общефирменные  системы управления

Дальнейшая эволюция теории управления качеством видится как  создание систем управления фирмой в  целом. Такие системы общего руководства  предприятием, или общефирменные  системы, будут отвечать требованиям  современного развития глобального  рынка. В настоящее время складывается совершенно новая ситуация как в экономике, так и в человеческих отношениях. По мнению одного из самых авторитетных специалистов по качеству Арманда Фейгенбаума (США), эта ситуация характеризуется тремя новыми силами.

  1. 1-я сила - открытый мировой конкурентный рынок. Этот рынок сегодня не может ни остановить, ни ограничить ни одно правительство. На этом рынке более одного миллиарда покупателей. Часто мы не понимаем, что будет на этом рынке. Должна быть только реалистическая шкала оценки продукции и фирм. Конкуренция будет всеобщей, в ней будут участвовать все фирмы. И чтобы добиться успеха, нужно повысить качество и производительность.
  2. 2-я сила - изменение ценностей с точки зрения потребителей. Это в буквальном смысле удар по качеству со стороны покупателей. Покупатели сейчас считают качество наиболее важным фактором. 9 из 10 покупателей ставят качество на первое место. Мы не можем сегодня трактовать качество как безотказность, надежность, ремонтопригодность, т. е. одними техническими характеристиками. Теперь важно удовлетворить покупателя, сделать то, что он пожелает.
  3. 3-я сила - конкурентные ножницы. Это огромное новое экономическое давление. Одно из лезвий ножниц - затраты фирмы, другое лезвие - цена. Эти ножницы определяют поведение покупателей и потребителей.

Информация о работе Современная система управления качеством