Шпаргалка по дисциплине "Менеджмент качества"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2014 в 17:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Менеджмент качества".

Файлы: 1 файл

Управление процессами.docx

— 58.87 Кб (Скачать)
  • собственно производство изделий и услуг;

  • реализация продукции и расчеты с заказчиками;

  • государственная отчетность;

  • анализ производственного цикла, определение реальной себестоимости;

  • управление сервисным обслуживанием;

  • распределение прибыли, возврат кредитов и займов;

  • вложение средств в следующий производственный цикл.

Обеспечение этих основных бизнес-процессов — главная задача интегрированного информационного пространства, в основе которого лежит использование открытых архитектур, международных стандартов, совместных хранилищ данных и апробированных программно-технических средств.

21. Что входит в регламент процесса? Чем отличается от модели?

Регламент процесса (или просто регламент) – документ, определяющий порядок взаимодействия подразделений и работников организации в рамках определенного процесса. Употребляемые синонимы: стандарт процесса, положение о процессе, процедура и т.п.

Разработанные элементы системы управления необходимо зафиксировать в регламентирующей документации для обеспечения необходимого уровня формализации. Полученные документы используются как рабочая документация сотрудников и для проведения аудитов СМК. 
Выделяются три основных вида регламентирующей документации (Рис.3):

  1. Регламенты бизнес-процессов (в т.ч. регламенты процедур, используемые в Business Studio)

  1. Положения о подразделениях

  1. Должностные инструкции

Дополнительно к перечисленным видам документации могут применяться методики, формализующие алгоритмы и правила выполнения отдельных работ. Они используются в тех случаях, когда заранее известно, что при выполнении определенного вида работы должны использоваться только одни и те же правила. Методики позволяют сделать наиболее критичные и важные работы человеконезависимыми – при смене сотрудника работа будет выполняться одинаково.

Модель регламента – это основа регламента (скелет)

25.  MSA. Анализ измерительных систем.

 

 MSA (Measurement System Analysis – анализ  измерительных систем) призван дать  заключение относительно приемлемости  используемой измерительной системы  через количественное выражение  ее точности, сходимости и стабильности.

Измерительная система включает в себя:

  • средство измерения СИ (поверенное, калиброванное, исправное),

  • персонал (оператор, проводящий измерения, его навыки и опыт, усталость),

  • правила проведения измерений (методика измерений),

  • измеряемый объект (нередко с нестабильными, изменчивыми характеристиками),

  • программное обеспечение (безошибочное программирование, правильная настройка программ),

  • фактически выполняемые операции (правильная последовательность и точность выполняемых оператором действий),

  • окружающая среда (зачастую влияющая на колебания измеряемого параметра).

MSA используется для минимизации  риска того, что несоответствие  элементов измерительной системы  может привести к ложным решениям  при контроле продукции и к  излишнему регулированию процесса. Правильность принимаемых решений  зависит от достоверности данных, полученных при измерении или  контроле.

Анализ приемлемости измерительной системы должен осуществляться до начала проведения измерений. 
Анализ приемлемости – это анализ статистических характеристик измерительного/контрольного процесса:

 

   1.  Оценка изменчивости положения полученных значений:

  • стабильности;

  • точности и смещения;

  • линейности смещения;

 

   2.  Оценка ширины и разброса полученных значений:

  • сходимости результатов измерений;

  • воспроизводимости результатов измерений;

  • прецизионности и GRR прибора.

 

 

 

 

 

 28. Затраты на обеспечение качества.

Обеспечение качества продукции связано с затратами. Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов, ее надежность и экономию затрат. Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе с ними образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства от планирования разработок продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания. 
Под затратами на обеспечение качества следует понимать все затраты, произведенные для удовлетворения установленных потребителем требований к качеству продукции или услуг. Затраты на улучшение качества – это затраты, направленные на удовлетворение предполагаемых требований потребителя. 
Определение затрат на качество – одна из главных задач, от правильного решения которой зависит определение их состава и требований к организации учета, анализа и оценки. 
Основным требованием к определению затрат является наиболее полный охват всех затрат, связанных с качеством продукции и влияющих на него, а также их полная характеристика, отражающая сложность и многофакторный характер процесса формирования качества. Поэтому определение затрат должно охватывать все стадии создания и потребления продукции и в неё следует включать максимально возможное число признаков. 
К затратам на управление качеством относятся затраты на разработку и реализацию корректирующих и предупредительных мер, необходимых для устранения выявленных или предотвращения потенциальных несоответствий продукции (услуг) предъявляемым или предполагаемым требованиям к ней. 
31. Модели выбора поставщиков.

1.1.   Метод рейтинговых  оценок

Этот метод можно считать наиболее распространенным методом выбора поставщика. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим.

Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-бальной системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.

1.2. Метод оценки затрат

Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий), и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

По существу это – разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.

1.3. Метод доминирующих  характеристик

Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов - критериев отбора.

1.4. Метод категорий предпочтения

В этом случае оценка поставщика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений фирмы. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологическую продукцию и могут компетентно судить о ее качестве. Диспетчерская докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов. Производственные отделы – о простоте и удобстве пользования материальных ресурсов в производственном процессе. Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе.

32. Система менеджмента  качества для проектной организации.

 Принципы менеджмента качества. Изложенное в настоящем стандарте руководство по менеджменту качества при проектировании основано на восьми принципах менеджмента качества (см. ИСО 9000, пункт 0.2):

a) ориентация на потребителя;

b) лидерство руководителя;

с) вовлечение работников;

d) процессный подход;

e) системный подход к  менеджменту;

f) постоянное улучшение;

g) принятие решений, основанных  на фактах;

h) взаимовыгодные отношения  с поставщиками.

Эти принципы должны формировать основу систем менеджмента качества для инициирующей и проектной организаций.

Примечание - Руководство по применению принципов менеджмента качества к планированию в соответствии со стратегическим процессом приведено в 5.2.2-5.2.9.

Система менеджмента качества проекта

Управление процессами проекта следует осуществлять в соответствии с системой менеджмента качества. Для достижения проектных целей система менеджмента качества проекта должна быть, насколько возможно, взаимоувязана с системой менеджмента качества инициирующей организации.

Примечание - ИСО 9004 содержит рекомендации по результативности и эффективности систем менеджмента качества.

Проектная организация должна определить необходимую документацию, которую она разрабатывает, и управлять этой документацией (см. ИСО 9004, пункт 4.2).

План качества проекта

Система менеджмента качества проекта должна быть документирована и включена в план качества проекта или на нее должны быть ссылки в этом плане.

План качества должен идентифицировать действия и ресурсы, необходимые для достижения целей проекта в области качества. План качества должен быть включен в план менеджмента проекта или упомянут в нем.

В договорных ситуациях заказчик может определить требования к плану качества. Эти требования не должны ограничивать план качества проектной организации.

Примечание - ИСО 10005 содержит руководство по разработке плана качества.

34. Персонал системы  менеджмента качества.

6.2.1 Общие положения

Персонал, выполняющий работу, влияющую на соответствие продукции требованиям,

должен быть компетентным на основе полученного образования, подготовки, навыков и опыта.

Примечание - Не соответствие продукции требованиям прямо или косвенно может влиять персонал. выполняющий любую работу в рамках системы менеджмента качества.

6.2.2 Компетентность, подготовка и осведомленность

Организация должна:

a) определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на соответствие требованиям к качеству продукции;

b) где это возможно, обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия в целях достижения необходимой компетентности;

c) оценивать результативность принятых мер;

d) обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его

деятельности и вкладе в достижение целей в области качества;

e) поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке, навыках и опыте (4.2.4).

 

35. Зрелость процессов  и методика её оценки.

Одним из способов повышения эффективности деятельности компании является рассмотрение ее деятельности с точки зрения уровней зрелости. Зрелость показывает, насколько деятельность определена, управляема, контролируема и эффективна, а сама модель зрелости предоставляет основные принципы управления необходимые для повышения зрелости. Использование оценки зрелости процесса подразумевает формирование потенциала для роста продуктивности компании и отражает как полноту процесса организации, так и постоянство, с которым организация применяет этот процесс. В соответствии с понятием зрелости, считается, что чем выше уровень зрелости, тем деятельность более продуктивна, что позволяет постепенно улучшать качество продукции, а также  управлять стоимостью и временем выполнения процесса.

Если рассмотреть модель уровней зрелости представленную в стандарте ISO 15504, который является развитием модели зрелости процессов описанной Филиппом Кросби, то можно выделить следующие уровни зрелости:

o       пятый - оптимизируемый процесс. Производительность  процесса оптимизируется для  соответствия текущим и будущим  потребностям, и процесс достигает  определенные для него цели. Устанавливаются  количественные ориентиры (цели) по  эффективности выполнения процесса  в соответствии с целями. Постоянный  мониторинг продвижения процесса  к этим целям основывается  на количественной обратной связи, а его усовершенствование основывается  на анализе его результатов;

o       четвертый - предсказуемый процесс. Заданный  процесс на практике осуществляется  в предписанных рамках для  достижения определенных целей  процесса. Собираются и анализируются  детализированные результаты измерений  производительности, что ведет к  количественному пониманию возможностей  процесса и увеличению степени  прогнозирования и управлению  производительностью процесса;

o       третий - устоявшийся процесс. Процесс осуществляется  и управляется с использованием  регламентированного процесса. Экземпляры  процесса используют для получения  заданного результата процесса  принятые и адаптированные к  конкретной ситуации версии стандартного, полностью документированного процесса;

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Менеджмент качества"