Роль стандартизации в повышении конкурентоспособности товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 12:45, реферат

Краткое описание

Стандартизация является инструментом для повышения качества и ускорения научно-технического прогресса как на уровне отдельного предприятия, так и в масштабах всего производственного комплекса в целом. Правовую основу стандартизации в России образует Закон «О стандартизации». Целями стандартизации являются: безопасность продукции (работ, услуг) для жизни, здоровья, общества и окружающей среды; техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий; качество в соответствии с уровнем развития науки.

Файлы: 1 файл

Роль стандартизации в повышении конкурентоспособности товаров и услуг.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

 

В России есть немало предприятий, которые столкнулись с этой проблемой, к сожалению, лишь на переговорах с иностранным контрагентом, которые при отсутствии сертификата на систему качества завершились для российской стороны не лучшим образом.

 

Развитие рыночных отношений в России, а также ее внешнеэкономические задачи стимулировали Госстандарт РФ принять в 1995 г. программу работ по развитию сертификации систем качества в РФ. В соответствии с этой программой была разработана и принята "Система сертификации систем качества и производств", которая называется "Регистр систем качества" (далее — Регистр). Это система добровольной сертификации, но она составляет часть государственной российской Системы ГОСТ Р, которая, как известно, представляет собой систему обязательной сертификации. Решение о вхождении новой для РФ добровольной системы в систему ГОСТ Ρ принято сознательно и мотивировалось известностью Системы ГОСТ Ρ в России и зарубежных странах, где ее сертификат и знак соответствия находят признание. Не случайно и знак соответствия Регистра систем качества отличается от знака Системы ГОСТ Ρ лишь подписью "Регистр" над знаком и указанием номера стандарта ИСО под знаком.

 

Все это направлено на ускорение признаваемости российских сертификатов на системы качества в РФ и за рубежом. Во избежание дискредитации системы Госстандарт исключил вхождение в нее систем сертификации, которые и ранее предлагали услуги по сертификации систем качества (их порядка 10), но по тем или другим критериям вызывали сомнение. Например, если не обозначена четко область аккредитации органа по сертификации, то неизвестны его специализация, диапазон квалификации специалистов и др.

 

Регистр как система организован в соответствии с действующим законодательством, правилами по сертификации и государственными нормативными документами России, а также европейскими и международными правилами и нормами в области сертификации системы качества. Основные направления деятельности Регистра: сертификация систем качества; сертификация производств; инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами; международное сотрудничество в интересах взаимного признания сертификатов на системы качества.

 

Практическая деятельность по сертификации систем качества в России регламентируется основополагающими государственными стандартами: ГОСТ Ρ 40.001-95 "Правила по проведению сертификации систем качества в Российской федерации"; ГОСТ Ρ 40.002-96 "Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения"; ГОСТ Ρ 40.003-96 "Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации систем качества"; ГОСТ Ρ 40.004-96 "Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации производств";

 

ГОСТ Р 40.005-96 "Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами".

 

В качестве нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация, в Регистре используются государственные стандарты, представляющие собой принятые "методом обложки" международные стандарты ИСО:

 

ГОСТ Ρ ИСО 9001-96 "Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании";

 

ГОСТ Ρ ИСО 9002-96 "Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании";

 

ГОСТ Ρ ИСО 9003-96 "Системы качества. Модель обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции".

 

В системе Госстандарта РФ создан Технический центр Регистра систем качества, который организует работы по созданию нормативной базы системы, содействует реализации государственной политики по сертификации систем качества и производств; обеспечивает информацией заинтересованные стороны о российском и зарубежном опыте в данной области. Несколько Российских и зарубежных фирм уже получили сертификаты соответствия в Регистре (см. приложение 18).

 

Совокупность основополагающих стандартов, приведенная выше, устанавливает основные принципы, организационную структуру Регистра; процедуры сертификации систем качества и порядок инспекционного контроля.

 

Рассмотрим их более подробно.

 

Основными принципами сертификации систем качества должны быть: добровольность; исключение дискриминации в доступе к системе; „объективность и воспроизводимость их результатов; конфиденциальность; информированность; четкая определенность области аккредитации органов по сертификации; проверка выполнения обязательных требований к продукции (услуге) в сфере законодательного регулирования; достоверность документированных доказательств заявителя о соответствии действующей системы качества установленным требованиям. Структура Регистра следующая: Госстандарт РФ, Технический центр Регистра, Совет по сертификации систем качества и производств, Комиссия по апелляциям, Научно-методический комитет Регистра, органы по сертификации систем качества и производств; организации, получившие сертификат на систему качества.

 

Функции Госстандарта сводятся к следующему: утверждение структуры Регистра; принятие принципиальных решений о его развитии; рассмотрение основных правил и принципов функционирования регистра; контроль за деятельностью Регистра; участие в комиссии по апелляциям (при необходимости).

 

Технический центр Регистра непосредственно организует, проводит и контролирует сертификацию систем качества и производств, участвует в инспекционном контроле; ведет Реестр сертифицированных систем качества и производств; участвует в аккредитации экспертов; приостанавливает или аннулирует действие сертификатов; занимается информационным обеспечением; устанавливает контакты с зарубежными национальными и международными организациями аналогичного профиля деятельности, выполняет другие оперативные и методологические задачи.

 

Совет по сертификации систем качества и производств имеет статус совещательного органа, который разрабатывает предложения для принятия решений, касаю-

 

щихся работы Регистра. Он состоит из специалистов заинтересованных организаций, представляющих изготовителей, потребителей' технический центр Регистра и др.

 

Комиссия по апелляциям создается Техническим центром из независимых экспертов к функционирует по мере возникновения необходимости. В ее состав могут быть включены представители структурных подразделений Регистра.

 

Научно-методический комитет Регистра разрабатывает нормативные и методические документы; участвует в работе Совета по сертификации систем качества и производств, а также в Комиссии по апелляции; формирует банк данных и банк нормативных документов; разрабатывает учебные программы для обучения экспертов и т.п.

 

Органы по сертификации систем качества и производств проводят сертификацию, оформляют ее результаты и осуществляют инспекционный контроль; ведут методическую работу, взаимодействуют со всеми структурными подразделениями Регистра.

 

Организации с сертифицированными системами качества обеспечивают стабильность функционирования качества (производства) и представляют необходимую информацию по требованию органа по сертификации или Технического центра Регистра; принимают корректирующие меры по результатам инспекционного контроля; информируют орган по сертификации о введенных изменениях в производственный процесс и т.д.

 

Процедуры сертификации систем качества н производства, установленные ГОСТ Ρ 40.003-96, ГОСТ Ρ 40.004-96 и ГОСТ Ρ 40.005-96, относятся к взаимодействию органов по сертификации и заявителей в период, предшествующий сертификации; проведению проверок, принятию решений о сертификации систем качества, оформлению сертификатов соответствия, инспекционному контролю за сертифицированными системами качества, взаимодействию органов по сертификации с Техническим центром Регистра. Процедуры гармонизованы с европейскими и международными соответствующими правилами и нормами, что направлено на создание условий для признания сертификатов Регистра за рубежом, а также присоединения к международной системе признания результатов оценки систем качества — QSAR.

 

Однако российская система сертификации систем качества все же отличается от международной практики, поскольку включает сертификацию производств. Это объясняется условиями, в которых сейчас оказалось подавляющее большинство отечественных предприятий: у них отсутствует система качества, но они знакомы с процедурой оценки производства, поскольку в свое время в стране производилась аттестация производственных процессов. Поскольку сертификация систем качества сложнее, чем производства, то предприятия предпочитают сначала заняться сертификацией производств и рассматривают ее как первую ступень на пути к сертификации системы качества, что уже осуществилось более чем на 100 российских предприятиях.

 

Поэтому согласно российским правилам система "Регистр" представляет собой по существу двухступенчатую сертификацию, что считается временным явлением. Разрабатываются государственные стандарты, регламентирующие требования к органам по сертификации систем качества и порядок их аккредитации, которые будут в наибольшей степени гармонизованы с соответствующими международными правилами. Это прежде всего относится к компетентности органов по сертификации,

 

в штате которых должны состоять обученные и сертифицированные эксперты. Предусматривается также возможность привлечения высококвалифицированных специалистов, хорошо знакомых с предприятием-заявителем изнутри. Организация, которая претендует на аккредитацию как орган по сертификации систем качества, по новому стандарту должна быть известна за рубежом, иметь документированные процедуры оценки систем качества. Сертификацию производств будет проводить этот же аккредитованный орган, но он не получит права на выдачу сертификатов соответствия продукции, так как для этого нужна другая область аккредитации.

 

Область аккредитации предусматривается устанавливать не по видам продукции (как это делается сейчас), а по направлениям, включенным в российский Классификатор видов экономической деятельности по производству продукции и услуг. Этот документ определяет 39 направлений и гармонизован с зарубежными классификаторами. Расширение области аккредитации будет возможно при условии, если организация представит доказательство успешной работы в ранее аккредитованных областях.

 

По данным на январь 1997 г., в России аккредитовано 13 органов по сертификации систем качества, предполагается, что вскоре их будет более 20. В некоторых случаях сертификацию систем качества на предприятиях проводят эксперты Технического центра Регистра. Но, строго по процедуре, — это компетенция аккредитованных Госстандартом РФ органов по правилам системы "Регистр систем качества". Функции органа по сертификации заключаются в проведении сертификации системы качества на предприятии, оформлении и выдаче сертификата, разработке методик сертификации производств, инспекционном контроле за сертифицированной системой качества и производством. Эксперты, которые осуществляют процедуру, должны соответствовать требованиям международного стандарта ИСО 10011-2 "Руководящие указания по проверке систем качества", часть 2, "Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества" и европейского стандарта EN 45013 "Общие критерии для органов по аттестации персонала", а также требованиям к экспертам-аудиторам Системы сертификации ГОСТР. Эксперты-аудиторы должны быть внесены в Государственный реестр экс-.пертов (зарегистрированы), который ведет Госстандарт РФ.

 

Процесс сертификации систем качества проходит в три этапа:

 

•    заочная оценка системы качества;

 

•    окончательная проверка и оценка системы качества;

 

•    инспекционный контроль за сертифицированной системой качества в течение срока действия сертификата.

 

Заочная оценка системы качества — это предварительная оценка, которая нужна для того, чтобы эксперт мог выявить потенциальную возможность сертификации и целесообразность проведения дальнейших работ на данном предприятии. На этом этапе заявитель представляет в орган по сертификации систем качества: заявку; документ о политике по качеству; руководство по качеству; анкету-вопросник с ответами. Если анализ этих материалов имеет положительные результаты, орган по сертификации заключает договор с заявителем о проведении окончательной проверки: состояния и видов деятельности предприятия по управлению качеством; состояния производственной системы; качества выпускаемой продукции. Деятельность по управлению качеством проверяется на соответствие реально существующих на предприятии

 

элементов обеспечения качества требованиям заявленного международного стандарта ИСО серии 9000 либо адекватного ему государственного российского стандарта. В результате проверки могут быть сделаны следующие выводы:

 

•    система полностью соответствует установленным требованиям;

 

•    система в целом соответствует требованиям, но обнаружены отдельные отклонения от стандарта;

 

•    система не соответствует установленным требованиям.

 

В первом случае орган по сертификации выдает предприятию сертификат на систему качества после его регистрации в Государственном реестре. Во втором случае предприятию назначается срок для устранения обнаруженных несоответствий, после чего по его заявке сертификация продолжается, но по упрощенной схеме. При положительных результатах предприятие получает сертификат. Если результат проверки отрицательный, предприятие имеет право, будучи подготовленным, на повторную сертификацию по полной программе.

 

Инспекционный контроль за сертифицированной системой качества проводится в двух формах: как плановый (не реже одного раза в год) и как внеплановый. Основания для внепланового контроля: поступление в орган по сертификации сведений о претензиях к качеству продукции предприятия; введение существенных изменений в технологический процесс или в конструкцию (состав) продукции; изменение организационной структуры или кадрового состава предприятия.

 

Сертификация систем качества на российских предприятиях постепенно развивается, Проблема признания отечественных сертификатов также не остается без внимания. Наряду с тем, что для устранения препятствий на пути признания российских сертификатов за рубежом создан Регистр систем качества в структуре системы ГОСТ Р, используются и другие возможности. Одной из них стала совместная сертификация.

Информация о работе Роль стандартизации в повышении конкурентоспособности товаров и услуг