Развитие общественного движения по защите прав потребителей за рубежом и в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:38, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение развития общественного движения по защите прав потребителей зарубежом и в России.
Задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения общественного движения;
2. Охарактеризовать, как развивалось общественное движение по защите прав потребителей в Великобритании, ФРГ, Швеции;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………....3
1. История возникновения общественного движения по защите прав потребителей………………………………………………………………………….5
2. Общественное движение по защите прав потребителей в Великобритании, ФРГ, Швеции……………………………………………………...…………………11
3. Потребительское движение в России……………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………..…24
Список используемой литературы………………………………………………....25

Файлы: 1 файл

УКреф.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

    Право на защиту законных интересов потребителей:

    Государство обеспечивает потребителям защиту их законных интересов, получение необходимых  сведений для принятия решений при  приобретении и использовании товара.

    Право на надлежащее качество товаров:

    Потребитель имеет право на приобретение товаров надлежащего качества. Потребителю должны быть проданы товары, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативно-технической документации: ГОСТу, стандартам, техническим условиям, техническим описаниям и т.п. Другое важное требование: продавец, исполнитель обязаны реализовать товар, соответствующий представляемой информации о его потребительских свойствах.

    Право потребителя на безопасность приобретаемых  товаров:

    Потребитель имеет право на безопасность приобретаемых товаров. Суть этого права состоит в том, что потребитель вправе требовать, чтобы товары при обычных условиях их использования, хранения, транспортировки были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды, не причиняли вреда его имуществу.

    При этом под безопасностью понимается отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения ущерба. Устанавливается также, что товары должны быть безопасными при их использовании. Это право гарантируется государством путем установления определенной совокупности обязательных требований к товарам законодательством и нормативной документацией.

    Право на информацию о товарах:

    Потребитель имеет право на полную и достоверную  информацию о товарах. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о наименовании и принадлежности своего предприятия, цене, потребительских свойствах интересующих его товаров, условиях его приобретения, гарантийных обязательствах и порядке предъявления претензий, способах и правилах использования товаров, их хранения и безопасной утилизации, а также другую информацию, обеспечивающую возможность компетентного выбора товара, его хранения и использования.

    Право на возмещение ущерба:

    Потребитель имеет право на возмещение в полном объеме ущерба, причиненного товаром ненадлежащего качества. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью человека при невыполнении договорных обязательств, а также вследствие недостатков товара, работы или услуги осуществляется с учетом норм Гражданского кодекса. Лица, ответственные за причинение вреда с учетом обстоятельств, должны возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь) или возместить причиненные убытки.

    Право на судебную защиту нарушенных прав:

    Потребитель имеет право обращаться в суд  и другие уполномоченные государственные  органы за защитой нарушенных прав или охраняемых законом интересов.

    Право на создание общественных объединений:

    Потребители имеют право на создание общественных объединений потребителей. Потребители вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей, которые осуществляются свою деятельность.

    Право на обмен товаров ненадлежащего  качества

    Потребитель имеет право на обмен товаров  ненадлежащего качества. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

  • или безвозмездного устранения недостатков товара;
  • или возмещение своих расходов по устранению недостатков;
  • или соразмерного уменьшения покупной цены;
  • или замены такого товара товаром надлежащего качества;
  • или расторжения договора и возмещения нанесенных убытков.

Потребитель вправе в течение 14 дней, не считая дня  продажи, обменять доброкачественный  непродовольственный товар на аналогичный  на торговом предприятии, где он был  приобретен, если товар не подошел  по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или по иным причинам не может быть использован потребителем.

    Обмен доброкачественного товара производится, если:

  • он не был в употреблении;
  • сохранен его товарный вид, потребительские свойства, фабричные ярлыки;
  • при предъявлении товарного или кассового чека, выданного потребителю продавцом;
  • не включен в перечень доброкачественных непродовольственных товаров, которые не подлежат обмену.
  • Если обменять товар на аналогичный невозможно из-за его отсутствия, потребитель вправе расторгнуть договор и получить обратно уплаченную им сумму.

    Право на свободный выбор товаров:

    Потребитель имеет право на свободный выбор  товаров. Все потребители имеют одинаковые права на удовлетворение их потребностей в сфере торгового и других видов обслуживания. В то же время отдельным категориям потребителей в соответствии с законодательством предоставлены льготы и преимущества в торговом и других видах обслуживания.

    Право на проверку товаров:

    Потребитель имеет право на проверку работоспособности, комплектности, веса, меры и цены приобретаемых  товаров. В этих целях продавец обязан продемонстрировать работу товаров, ознакомить с правильным и безопасным их использованием. По технически сложным товарам проводится демонстрация товара в действии, проверяется наличие комплектующих, указанных в техническом паспорте изготовителем

    Право на соблюдение установленного режима работы:

    Потребитель имеет право требовать соблюдения установленного режима работы торгового  предприятия. Режим работы государственных предприятий торговли, бытового и других видов обслуживания устанавливается исполнительными комитетами местных органов государственной власти. Режим работы предприятий других форм собственности устанавливается собственником по согласованию с соответствующим исполнительным комитетом. [ 1 ]

    Вышеизложенное  позволяет сделать вывод, что в законодательной базе РФ по гражданско-правовой защите прав потребителей нашла отражение тенденция усиления законодательного регулирования отношений, направленных на охрану прав граждан.

    Важной  гарантией охраны прав потребителей явилось положение закона, в соответствии с которым законодательные акты, затрагивающие права потребителей, не могут ограничивать права или снижать гарантии их защиты по сравнению с установленными этим Законом.

    Закон о защите прав потребителей закрепил важнейшие международные признанные права потребителей. К основным правам потребителей были отнесены право на надлежащее качество право на безопасность право на информацию право на государственную и общественную защиту прав потребителей, право на объединение в организации потребителей. Кроме того, Закон о защите прав потребителей установил и ряд дополнительных гарантий охраны их прав. К ним, прежде всего, следует отнести право на получение льгот в сфере, торгового и других видов обслуживания право на. обмен товара надлежащего качества признание недействительными условий договора, ущемляющих права. потребителей. В Законе о защите прав потребителей основной упор сделан на определение имущественной ответственности за нарушение прав потребителей и в ocoбенности на возмещение убытков как наиболее полно отвечающее рыночным отношениям. При этом положения Закона опираются на основополагающие принципы гражданского права. На ряду с мерами договорной ответственности Закон содержит ряд норм, регулирующих ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей.

    В Законе о защите прав потребителей наряду с индивидуальной предусмотрена  и коллективная защита прав и интересов  потребителей. При этом основной упор сделан на государственную защиту их прав. Наряду с общим судебным порядком разрешения споров между изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями в Законе определены специальные государственные органы по защите прав потребителей, их компетенция, а также санкции, которые они вправе налагать за нарушение прав потребителей.  
 

       Заключение

    Рассмотрев  данную тему можно сделать следующие  выводы. В современном мире движение потребителей в защиту своих прав приобрело широкое развитие. Активно используются периодические издания, реклама, консультации потребителей, независимые экспертизы товаров, судебные иски по некачественным товарам, просветительская работа по воспитанию потребителей, культуре потребления. Под давлением этого общественного движения в большинстве государств были приняты специальные законы о защите прав потребителей. Обобщив давно установившуюся в мире практику, Генеральная Ассамблея ООН в 1985 году разработала «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» с целью:

    - содействовать странам в борьбе  с вредной деловой практикой предприятий национального и международного уровней (которая отрицательно сказывается на потребителях);

    - поощрять создание рыночных условий, предоставляющих потребителям больший выбор при более низких ценах;

    - поощрять высокий уровень этических норм поведения тех, кто связан с производством и распределением товаров для потребителей.

    Закон «О защите прав потребителей»  – один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Начало же перестройки российского общества, ориентация экономики на нужды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

    Значение  Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов, исполнителей за качество своей  работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг и других организаций. Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, о гарантийных и других сроках, связанных с качеством,  информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.

    Существующее  законодательство о защите прав потребителей не исчерпывается одним только Законом  РФ «О защите прав потребителей». Это  целая группа нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства, регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства. Нормы потребительского законодательства  содержатся не только в различных  законах, но и принадлежат к различным отраслям законодательства. Перечень нормативных актов открывает Конституция РФ, которая закрепляет основные права граждан, а также устанавливает гарантии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. Однако основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется нормами гражданского законодательства, в частности, Гражданского Кодекса РФ.

    Кроме того, в сфере потребительского законодательства действуют несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Это, прежде всего, Закон «О стандартизации продукции и услуг», Закон РФ «Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» и ряд других нормативных актов. Основное требование к содержанию таких актов – они не должны содержать нормы, противоречащие Закону РФ «О защите прав потребителей» и не должны снижать гарантии прав потребителей, уже предусмотренных действующим законодательством. 
 
 

    Список  использованной литературы

1. Федеральный закон “О защите прав потребителей” от 7 февраля 1992 г.

2. Аблатыпов Т. Г. Достижение удовлетворенности потребителей / Т.Г. Аблатыпов // Методы менеджмента качества. – 2006.-№12. -с.28-33.

3. Аргунов В. Н. Краснов С. В. Особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей. //Вестник Московского университета 2004 год. № 4. Стр. 16-27

4. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 212с.

5. Звоненко Д.А. Комментарий к изменениям законодательства о защите прав потребителя // Коммерсантъ.- 2000.-№ 23

6. Корнилов Э. Практика применения законодательства о правах потребителей. – Российская юстиция, 2005 г., № 8 , стр.27

7. Латфуллин Г. Р. Основные тенденции и концепции управления качеством / Г. Р. Латфуллин // Проблемы теории и практики управления. – 2006.- №1.- с.23-29.

8. Сергеев А.Г., Крохин В.В. Управление качеством: учебное пособие. – М.: ЛОГОС, 2004. – 214с.

Информация о работе Развитие общественного движения по защите прав потребителей за рубежом и в России