Развитие общественного движения по защите прав потребителей за рубежом и в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:38, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение развития общественного движения по защите прав потребителей зарубежом и в России.
Задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения общественного движения;
2. Охарактеризовать, как развивалось общественное движение по защите прав потребителей в Великобритании, ФРГ, Швеции;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………....3
1. История возникновения общественного движения по защите прав потребителей………………………………………………………………………….5
2. Общественное движение по защите прав потребителей в Великобритании, ФРГ, Швеции……………………………………………………...…………………11
3. Потребительское движение в России……………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………..…24
Список используемой литературы………………………………………………....25

Файлы: 1 файл

УКреф.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Казанский Государственный Финансово-Экономический  Институт 
 

     Кафедра маркетинга 
 
 
 
 
 

Реферат

Развитие  общественного движения по защите прав потребителей зарубежом и в России 
 
 
 
 
 
 
 

        Выполнила: студентка гр. №303

                   Салахутдинова А. Р.

                                                                              Проверила: преподаватель                 

Медведева В.Р. 
 
 
 
 
 

КАЗАНЬ 2008

 

     План

Введение……………………………………………………………………………....3

1. История  возникновения общественного движения по защите прав потребителей………………………………………………………………………….5

2. Общественное движение по защите прав потребителей в Великобритании, ФРГ, Швеции……………………………………………………...…………………11

3. Потребительское движение в России……………………………………………15

Заключение………………………………………………………………………..…24

Список используемой литературы………………………………………………....25 

 

Введение

    Создание  в России действенной системы  защиты прав потребителей является одной  из основных задач государственной  потребительской политики. Позитивные тенденции в экономике способствуют формированию качественной номенклатуры потребительского рынка, существенно влияют на расширение потребительского спроса населения и выдвигают новые задачи перед системой государственной и общественной защиты прав потребителей.

    Опыт  рыночного развития российской экономики  доказал необходимость сохранения государственного контроля в вопросах организации защиты прав потребителей.

    Права потребителей защищаются органами государства, на которые возложены обязанности  контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей и которым предоставлены права по пресечению правонарушений и применению к правонарушителям мер ответственности за несоблюдение этого законодательства.

    Закон о защите прав потребителей один из первых рыночных законов и имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителей, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Теперь закон значительно повысил ответственность производителей продавцов и исполнителей за качество своей работы и наряду с расширением прав потребителей установить для них ряд новых обязанностей. Одним из существенных факторов развития экономики, как это ни парадоксально, является законодательная, т. е. административная, уголовная, гражданская защита прав потребителей. Защита прав потребителей преследует две основные цели: первая  – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая - защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется. В наших условиях, когда идут процессы либерализации экономики, создан свободный рынок, конкуренция уже зародилась, а продавцы заинтересованы в полном удовлетворении запросов граждан, вопросы защиты прав интересов граждан-потребителей, а также организация надлежащей работы торговых предприятий и предприятий общественного питания независимо от форм собственности на основе специальных нормативных актов приобретают актуальное значение. Свои права потребителю нужно не только знать, но и уметь их защищать. Очень часто для защиты потребительских интересов не требуется обращаться в суд - достаточно грамотно изложить свои требования продавцу или изготовителю. Однако данная проблема требует сегодня всестороннего изучения с учетом практики применения новейшего законодательства о защите прав потребителя, а также с учетом того, что многие аспекты все еще не получили надлежащего законодательного урегулирования. Что же касается имеющихся правовых решений, то они в ряде случаев нуждаются в развитии и совершенствовании. Сказанное дает основание для утверждения, что тематика данной работы должна быть отнесена к числу актуальных проблем науки гражданского права, представляющая несомненный научный и практический интерес.

    Целью данной работы является рассмотрение развития общественного движения по защите прав потребителей зарубежом  и в России.

    Задачи:

    1.  Рассмотреть историю возникновения общественного движения;

    2. Охарактеризовать, как развивалось общественное движение по защите прав потребителей в Великобритании, ФРГ, Швеции;

    3. Рассмотреть развитие потребительского движения в России, а также раскрыть сущность Закона «О защите прав потребителей в РФ».  
 

               
 

    1. История возникновения движения в защиту прав потребителей

    Организованное  движение потребителей в защиту своих  прав и интересов возникло более  ста лет назад. В результате этого  движения, получившего название «консьюмеризм» (от латинского слова «консьюмер» - потребитель) в 1936 году в США появилась Национальная ассоциация потребителей. Принятие в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН «Всеобщей декларации прав человека» стимулировало создание национальных ассоциаций потребителей и в других странах: в 1951 году - во Франции и в ФРГ, в 1957 - в Великобритании, в 1960 - в Канаде.

    Родиной движения в защиту прав потребителя  является Америка. С 60-х годов ХХ века это движение распространилось из США во многие страны Европы.

    В 60-80 годах ХIХ века прокатились  первые компании в целях защиты интересов потребителей от железнодорожных компаний, завышавших цены на перевозку пассажиров и грузов. В результате государство поставило под свой контроль железнодорожные тарифы и создало специальный орган - сенатскую Комиссию по торговле между штатами. [ 9, 105-111]

    В начале ХХ века идет борьба вокруг законодательства о надзоре за качеством пищевых  продуктов и медикаментов, активисты  этой компании получили название «разгребатели грязи». В 1899 году появляется Национальная лига потребителей, которая принимала активное участие в компании по «разгребанию грязи». 1935 году создается Союз потребителей, который насчитывает в своих рядах в наши дни свыше пять миллионов человек. Именно деятели этого Союза первыми призвали к бойкоту товаров из фашистской Германии в 30-е годы.

    В 60-е годы ХХ века происходит заметный рост активности потребительских организаций. Это было связано с деятельностью  Р. Нэйдера. Во второй половине 60-х годов он опубликовал книгу «Опасен при любой скорости», в которой рассказывалось о нарушении стандартов безопасности промышленной корпорацией «Дженерал Моторс», выпускавшей автомобили «Корвер» (Corvair) без достаточного обеспечения их надежности. Эта книга стала сенсацией. Корпорация не согласилась со многими фактами, приведенными в книге, и обвинила Р. Нейдера в клевете. Начался судебный процесс. Р.Нейдер выиграл его и получил от корпорации компенсацию в 280000 долларов. C производства была снята марка этого автомобиля, а впоследствии был принят закон о безопасности автомобилей. Полученные деньги от судебного процесса были вложены в движение по защите прав потребителей. Они стали мощной базой для создания новых организаций, занимающихся проблемами потребителей. Р. Нейдер создал Центр, занимающийся исследованием качества продукции различных фирм, достоверности рекламы, стандартов уровня жизни, безопасности конкретных производств для экологической обстановки вблизи них. В этот же период появились несколько «однопроблемных» групп: Центр за безопасность автомобиля, Исследовательская группа по здравоохранению, Центр исследования и действия по телекоммуникациям и др. Эти группы занимаются заявленными в их названиях проблемами, сбором и публикацией материалов, касающихся интересов и прав потребителей. Итоги проводимых исследований публикуются в специальных потребительских изданиях «Multinational monitor» и «Consumer Peport». Стратегия Р.Нейдера предусматривает прямое правительственное регулирование тех областей экономики и социальной сферы, где рыночные силы не имеют полной возможности обеспечивать охрану окружающей среды, безопасность работника на рабочем месте. Вместе со своими многочисленными последователями, прозванными «десантом Нэйдера», он добился принятия федеральных законов о безопасности газопроводов, упаковке пищевых продуктов, о контроле радиационной обстановки.

    В 1968 году многие разрозненные общенациональные и местные общества объединились в Американскую федерацию потребителей, со штаб-квартирой в Вашингтоне. Ее основные цели – координация программ защиты потребителей от низкого качества товаров, высоких цен на продукты питания, медицинские препараты, медицинское обслуживание, электроэнергию и топливо.

    Постепенно  общественное движение стало все активнее влиять на политическую жизнь государства. 15 марта 1962 года президент США Дж. Кеннеди направил Конгрессу США «Специальное послание о защите интересов потребителей», в котором провозглашались основные права потребителя: право на выбор; право на безопасность; право быть выслушанным; право на информацию. В послании говорилось о значительной роли потребителя в экономике: без способности граждан потреблять, покупать нет экономического развития, невозможен сбалансированный экономический рост. Организация Объединенных Наций 15 марта объявила Всемирным днем потребителей.

    Летом 1962 года по указанию Дж. Кеннеди был учрежден Консультативный совет по делам потребителей, преобразованный в 1971 году в Управление по делам потребителей. В некоторых комитетах Конгресса США (по торговле, банкам и финансам, науке и транспорту и др.) функционируют подкомитеты по проблемам потребителей, которые проводятся с участием заинтересованных лиц и представителей потребительских организаций. По итогам слушаний публикуются отдельными изданиями стенографические отчеты. В США было положено начало массовому движению потребителей, ныне объединяющему более 180 общественных и государственных организаций в 72 странах мира. В США Комиссия по безопасности товаров имеет право потребовать от промышленников или продавцов исправления, замены, изъятия товара, если он не соответствует утвержденным правилам и стандартам. После второй мировой войны 1939-1945 гг. общественное движение набирает силу во многих западноевропейских государствах.

    Монополизация производства  торговли заставила  правительства прибегнуть к мерам  государственного регулирования, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них - потребителя.

    Тесно перекликаются с этим правом следующие  права потребителей: право на выбор  товара (услуги), право быть выслушанным, право на удовлетворение основных потребностей. И здесь тоже большая роль отводится общественным организациям, которые, без отвлечения ограниченных бюджетных средств, помогают потребителям в решении их проблем.  
Реализация права на здоровую окружающую среду относится к ведению Госкомэкологии. Однако кто, как не вездесущие общественники могут оперативно сигнализировать о тех или иных нарушениях отечественного законодательства в области экологии. [2, 28-33]

    В западной Европе консьюмеризм сегодня  в значительной мере концентрируется на экологии.

    Зеленые сформировались в значимую политическую силу. Они оказывали давление на все уровни управления в странах  Западной Европы, в результате госструктуры предъявили экологические требования к производителям. Реакцией европейского бизнеса стало появление экологически дружественных продуктов.

    Право на возмещение ущерба, гарантированное  законодательством, потребителю порой  отстоять трудно, тем более, когда  речь идет не только о материальном ущербе, но и о моральном вреде. Общества защиты прав  оказывают существенную помощь в досудебном урегулировании споров, представляют интересы истца в суде.

    Защита  прав потребителей – понятие, недавно  вошедшее в нашу  действительность. Работы по ее правовому и организационному  обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической  политики государства. 

          До недавнего времени  потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные  нормативные акты и инструкции  ограничивали  права потребителя и не давали  им возможности  предъявить свои обоснованные  претензии. Судебная защита практически  отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права, закрепленные в резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН. [ 6, 27-28]

    Прообразом  современных организаций, выступающих  в защиту прав потребителей, была независимая  Лига потребителей, созданная в 1891г. в Нью-Йорке (США). Первой организацией потребителей на Европейском континенте стал Нидерландский союз потребителей (НСП), основанный в 1954 году. В настоящее время он является одним из самых влиятельных потребительских объединений, охватывающей более 600 тыс. человек. НСП – независимая организация, активно взаимодействующая с государственными органами по вопросам экономики, здравоохранения, экологической чистоты и безопасности товаров. Основная задача НСП состоит в том, чтобы обеспечить производителям товаров обратную связь путем изучения спроса и пожеланий потребителей.

    Идея  защиты потребителей на уровне Европейского экономического сообщества постепенно формировалась среди стран – участников ЕЭС. Римский договор 1957 года о создании ЕЭС отразил потребность в обеспечении и защите прав потребителей в ст.2. В ней говорится о том, что задачей Сообщества является создание общего рынка, постоянное и равномерное развитие, возрастающая стабильность, скорейшее повышение уровня жизни. Потребовалось значительное время, чтобы под воздействием организаций потребителей стран-участников ЕЭС, а также в связи с осознанием важности защиты потребителей как наиболее слабой стороны в отношениях с предпринимателями – изготовителями и продавцами – появились сначала общие программные документы органов ЕЭС в сфере защиты прав потребителей, а затем и нормативные акты, облекаемые в форму директив Совета ЕЭС.

Информация о работе Развитие общественного движения по защите прав потребителей за рубежом и в России