Понятие качества товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

При развитии рыночных отношений обеспечение необходимого уровня качества продукции и услуг должно являться стратегическим направлением деятельности любой хозяйственной единицы. В то же время ключевым понятием, относящимся к объекту рынка (продукция, услуга), является его конкурентоспособность.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Понятие качества товара…………………………………………………..4
Факторы влияющие на качество продукции……………………………14
Факторы влияющие на конкурентоспособность………………………..17
Обеспечение конкурентоспособности продукции……………………. 19
Практическая часть ………………………………………………………23
Заключение …………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 75.25 Кб (Скачать)

 Метод   опытной  эксплуатации  является  разновидностью  регистрационного  метода.  Его используют,  как   правило,  для  определения   показателей  надежности,  экологичности,  безопасности.  В  процессе  реализации  этого  метода  изучается  взаимодействие  человека  с  изделием  в  конкретных  условиях  его  эксплуатации  или  потребления,  что  имеет   большое  значение,  так как   измерительные  методы  не  всегда  позволяют  полностью   воспроизвести  реальные  условия   функционирования  изделия.  Данный  метод  используется  для   оценки  влияния  косметических   средств  на  кожу  человека,  при  этом  оценивается  сенсибилизирующее   воздействие  средств  на  организм человека.

Для  оценки  показателей  долговечности  одежды  привлекаются  испытуемые,  которые  будут  эксплуатировать  эту  одежду в  обычных  условиях  до  полного  износа.  Изменение  свойств  материалов  и  одежды  в  целом  может  достигаться  применением  лабораторного  оборудования.

Метод опытной  эксплуатации  используют  при  оценке  долговечности  работы  электрооборудования.  Достоинством  этого  метода  является  высокая  точность  и  достоверность  значений  показателей  качества,  а  недостатками – продолжительность  и большие  затраты,  а  в  некоторых  случаях  сложность  моделирования  условий  эксплуатации.

 Органолептический   метод  основывается  на  использовании   информации,  получаемой  в   результате  анализа  ощущений  и  восприятий  с  помощью   органов  чувств  человека –  зрения,  обоняния,  слуха,  осязания,  вкуса.  При  этом  методе  не  исключается  использование   некоторых  технических  средств  (кроме  измерительных  и   регистрационных),  повышающих  разрешающие   способности  органов  чувств  человека,  например,  лупы,  микрофона   с  усилителем  громкости и  т.д.

Органолептический  метод  прост, всегда  используется  первым,  часто  исключает  необходимость  использования  измерительного  метода,  как  более  дорогого,  требует малых  затрат  времени. Кроме  доступности  и  простоты  этот  метод  незаменим  при  оценке  таких  показателей  качества,  как запах,  вкус.

Разновидностью  органолептического  метода  являются  сенсорный,  дегустационный и др.  методы. Сенсорный анализ  применяется  для  оценки  качества  продуктов  питания.  В  результате  сенсорного  анализа  определяют  цвет,  вкус,  запах,  консистенцию  пищевых  продуктов.

Дегустационный  метод  предполагает  апробирование  пищевых  продуктов.  Результаты  дегустации  зависят  от  квалификации  эксперта,  соблюдения  условий  дегустации: нельзя  курить,  использовать пахучие  вещества,  в  том  числе  парфюмерию.

Несмотря  на  существенные  преимущества  органолептического  метода,  он  имеет  недостаток,  выражающийся  в  его  субъективности.  Очевидно,  что  точность  и  достоверность  значений  показателей  качества,  определяемых  данным  методом,  зависит  от  способностей,  квалификации,  навыков и  индивидуальных  особенностей  людей,  определяющих  соответствующие  параметры  свойств  продукции. 

     Экспертный  метод  определения  показателей  качества  основан  на  учете  мнений  специалистов-экспертов. Эксперт – это  специалист,  компетентный  в  решении  конкретной  задачи.  Этот  метод  применяют  в  тех  случаях,  когда  показатели  качества  не  могут быть  определены  другими  методами  из-за  недостаточного  количества  информации,  необходимости  разработки  специальных  технических  средств и  т.п. Экспертный  метод  является  совокупностью  нескольких  различных  методов,  которые  представляют  собой  его  модификации.  Известные  разновидности  экспертного  метода  применяются  там,  где  основой  решения  является  коллективное  решение  компетентных  людей  (экспертов).  Квалификация  эксперта  определяется  не  только  знанием  предмета  обсуждения.  Учитываются  специфические  возможности  эксперта.  Например,  в  пищевой  промышленности  при  оценке  качества  продуктов  питания  учитывают  возможности  эксперта  воспринимать  вкус,  запах,  а  также  его  состояние  здоровья.  Эксперты,  оценивающие  эстетические  и  эргономические  показатели  качества,  должны  быть  хорошо  осведомлены  в  области  художественного  конструирования. При  использовании  экспертного  метода  для оценки  качества  формируют рабочую  и  экспертную  группы. Рабочая группа  организует  процедуру  опроса  экспертов,  собирает  анкеты,  обрабатывает  и анализирует  экспертные  оценки.

Экспертная  группа  формируется  из  высококвалифицированных  специалистов  в  области  создания  и  использования  оцениваемой  продукции:  товароведы,  маркетологи,  дизайнеры,  конструкторы,  технологи  и др. Желательно,  чтобы  экспертная  группа  формировалась не для  одной экспертизы,  а  как   постоянно  функционирующий  орган  с  достаточно  стабильным  составом  экспертов.

Социологический  метод  определения   показателей  качества  основан  на  сборе  и  анализе  мнений  потребителей. Сбор  мнений  потребителей  осуществляется   различными  способами:  устный  опрос;  распространение  анкет-вопросников,  организация  выставок-продаж,  конференций,  аукционов. Для  получения  достоверных  результатов  требуются научно  обоснованная  система     опроса,  а  также  методы  математической  статистики  для  сбора  и  обработки  информации. 

Социологический  метод  широко используют  на  стадии  выполнения  маркетинговых  исследований,  при  изучении  спроса,  для  определения  показателей  качества,  оценки  качества.  Например,  для  выяснения  требований,   которым  должен  удовлетворять  электрический  утюг,  разрабатывается  опросный  лист  с  указанием  параметров  утюга. Листы  пересылаются  по  почте,  при общении  с  покупателями в  торговых  точках.

Для  обработки  полученной  информации  нужно  учитывать  средний  балл  и  количество  будущих  покупателей,  которые  за  данный  образец  высказались.  Затем  определяют  суммы  баллов  каждого  из  параметров  и  общую  сумму  баллов.  Далее  оценивают  коэффициенты  весомости  каждого  параметра  и  проверяют  результаты  суммированием.    Статистические  методы  контроля  и управления  качеством

 Статистические  методы  основаны  на  определении   значений  показателей  качества  продукции  с  использовании   методов  теории  вероятности   и  математической  статистики. Область  применения  статистических  методов  чрезвычайно  широка  и  охватывает  весь  жизненный   цикл  товара  (проектирование,  производство,  использование   и т.д.). Статистические  методы  применяются  в  системах  качества,  при  сертификации  продукции  систем  качества. Методы  математической  статистики  позволяют   с  заданной  вероятностью  проводить  оценку  качества  изделий.  Статистические  методы  способствуют  сокращению  затрат  времени  на  контрольные  операции  и  повышению  эффективности  контроля.

С  помощью  статистических  методов  можно  определить:  среднее  значение  показателей  качества  и  их  доверительные  границы  и  интервалы  распределения;  законы  распределения  показателей  качества;  коэффициенты  корреляции;  параметры  зависимости  исследуемого  показателя  качество  от  других  показателей  или  числовых  характеристик  факторов,  влияющих  на  исследуемый  показатель  качества,  а  также  сравнивать  среднее  значение  или  дисперсии  исследуемого  показателя  для  двух  или  нескольких  единиц  в  целях  установления  случайности  или  закономерности  различий  между  ними.  При  проведении  статистического  контроля  принимается  решение  о  приемке  или  забраковании  всей  партии  продукции  по  результатам  контроля  выборки.

Статистические  методы  можно  использовать  по  всему  жизненному  циклу  продукции,  от  определения  требований  в  самом  начале  до  их  выполнения  в  конце.  Данные  методы  позволяют  значительно  сократить  трудозатраты  и  объемы  работы  по  контролю  партий.  Это связано  с  тем,  что  контролируется  от  5  до  15%  от  всей  партии.  Использование  статистических  методов  нашло  отражение  в  стандартах.

  

 

   

 

2.Факторы влияющие на качество продукции

 

 На каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.

    К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические.

Технические факторы самым существенным образом  влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более  качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной  продукции.

Организационные факторы связаны  с совершенствованием организации  производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.

Экономические факторы обусловлены  затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования  и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально – экономические факторы  в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности  и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной  продукции.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. Внешняя или окружающая среда является неотъемлемым условием существования любого предприятия и является по отношению к нему неконтролируемым фактором. Все воздействие внешней среды можно разделить на следующие отдельные факторы: экономические, политические, рыночные, технологические, конкурентные, международные и социальные


Рисунок 1 - Факторы внешней среды предприятия.

     Анализ внешней среды дает возможности организации для прогнозирования ее возможностей, для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и для разработки стратегий, которые могли бы превратить внешние угрозы в любые выгодные возможности. Анализ внешней среды необходим в процессе стратегического планирования.

Среди рассмотренных  факторов внешней среды конкурентные факторы занимают особое место. Ни одна организация не может себе позволить  игнорировать фактические или возможные  реакции своих конкурентов.

В условиях рыночных отношений изменяются цели предприятия, которые объединяют в  себе следующие вопросы: обеспечение  выживаемости, максимизация загрузки, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства на сегменте рынка, завоевание лидерства по показателям качества товара, достижение конкретного объема сбыта, рост продаж, завоевание расположения клиента.

 

3.Факторы влияющие на конкурентоспособность

 

Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем  их реализации на данном рынке. Эти  факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности  и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы.

Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.

Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению.

Эти факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность продукции (услуг). Итак, конкурентоспособность  зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности. Более всего для этой цели подходят экспертные методы. При этом целесообразно изучать влияние указанных факторов на предпочтительность товаров.

Информация о работе Понятие качества товара