Организация работ по стандартизации в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы : углубленное исследование организации работ по стандартизации, анализ базовых понятий таких как – «стандарт», «знак соответствия», «поверка средств измерений»; а также анализ системы сертификации и стандартизации услуг в образовании.
Для достижения цели стояли следующие задачи:
- работа со специальными источниками информации научного, методического, нормативного характера в сфере метрологии, стандартизации и сертификации;
– изучение и анализ базовых понятий курса дисциплины «Метрология и сертификация»;
– использование знаний, приобретённых при изучении данной дисциплины в практической деятельности.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Метрология.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

 

 

Продолжение таблицы 2

3. Документ, в котором в целях  добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования(включая изыскания), производства, строительства, монтажа, накладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Боларев Б.П.

Стандартизация, метрология, подтверждение соответствия: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М,2013 – 254с. (10с)


 

Проанализировав различные трактовки понятия «Стандарт» можно сделать вывод, что все три определения практически идентичны. Разница только в том, что некоторые авторы перед словом «документ» добавляют слово «нормативный» и некоторые слова перефразированы, но в целом смысл остается тем же. Наиболее полная трактовка понятия «стандарт»,  на мой взгляд, в Федеральном законе.

 

 

 

 

 

 

2.3 Термин «Знак соответствия»

Таблица 3 - Анализ трактовки понятия «Знак соответствия»

Трактовка

анализируемого

понятия

Автор данной трактовки

Выходные данные литературного источника, содержащего данную

трактовку (ссылка)

1. Обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращения продукции требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

-

Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ от 26.06.2008 г.

2. Знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие объектов, прошедших подтверждение соответствия, установленным требованиям.

-

ГОСТ 31816-2012 «Оценка соответствия. Применение знаков, указывающих о соответствии»

3. Обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта декларирования (сертификации) установленным требованиям.

Боларев Б.П.

Стандартизация, метрология, подтверждение соответствия: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М,2013 – 254с. (162с)


 

Проанализировав различные трактовки понятия «Знак соответствия» можно сделать вывод о том, что все три определения отличаются друг от друга. В Федеральном законе и в учебнике по стандартизации, метрологии и сертификации автор трактует «Знак соответствия», как «Обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта декларирования..», а в ГОСТе, как «Знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие объектов, прошедших подтверждение соответствия, установленным требованиям». На мой взгляд, наиболее лучшая трактовка в Федеральном законе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Сертификации образовательных услуг

    1. Законодательная база сертификации образовательных услуг

 

Качество образования – это комплексное понятие, которое характеризует эффективность данного вида деятельности с разных сторон – разработка стратегии, организация учебного процесса, маркетинг и других. О качестве образования судят по качеству выпускников. Качество образования базируется на трех ключевых составляющих:

- цели и содержание образовательного процесса;

- уровень профессионализма преподавателей и организации преподавательской деятельности;

- состояние материально-технической базы и уровень научно-информационной базы учебного процесса.

Под менеджментом качества в образовании понимается планомерное воздействие на всех этапах на факторы и условия, которые обеспечат формирование будущих качественных специалистов, полноценно использующих свои знания, навыки и умения.

Пересмотрев подход к обеспечению качества образования, образовательные учреждения разрабатывают и внедряют у себя в организации систему менеджмента качества, то есть обеспечивают создание системы менеджмента качества на основе ГОСТ ISO 9001-2011, который является аналогом международного стандарта ISO 9001:2008.

Стандарт ISO 9001:2008, разработан Международной Организацией по стандартизации. Он обеспечивает системный подход к обеспечению качества.

На сегодняшний день стандартов системы качества в сфере образования, разработанных на основе международных стандартов ИСО серии 9000, существует не так много. Международным стандартом является всего один – ISO/IWA 2 «Quality management systems. Guidelines for the application of ISO 9001:2000 in education» - Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ISO 9001:2000 в образовании. Этот международный стандарт был разработан по результатам соглашения международной конференции (IWA 2 - International Workshop Agreement), прошедшей в 2002 году в Мексике. Первая редакция стандарта (IWA 2:2003) была принята в 2003 году. Вторая редакция стандарта, действующая на сегодняшний день, принята в 2007 году (IWA 2:2007).

Стандарт ISO/IWA 2 не содержит в себе каких-либо дополнительных требований в сравнении с ISO 9001:2000. В нем представлены руководящие указания по применению требований ISO 9001:2000 в образовательных учреждениях и даны пояснения, связанные с управлением качеством образовательной услуги.

ГОСТ Р 52614.2-2006 – «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ ISO 9001-2011в сфере образования». – Это Российский стандарт, являющийся переводом международного стандарта ISO/IWA2 первой редакции 2003года.

Помимо стандартов к законодательной базе сертификации образовательных услуг можно отнести законы Российской Федерации «О техническом регулировании», «Об образовании», «О защите прав потребителей» и трудовой кодекс РФ [5].

 

 

    1. Характеристика системы сертификации образовательных услуг

 

Оценка соответствия услуг в сфере образования производится на добровольной основе, согласно требованиям стандарта ГОСТ Р 52614.2-2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования». Этот стандарт представляет собой адаптированные под специфику этой сферы требования стандартов ИСО серии 9001. Согласно ГОСТ Р 52614.2-2006, в образовательном учреждении рекомендовано применение процессного подхода и основных принципов стандарта ИСО 9001.

При проведении сертификации образовательных услуг учитываются также требования, выдвигаемые услугам любого рода. В данном случае это оценка профессионализма преподавателей, образовательных программ и учебного процесса в целом [6].

 

    1. Схема и порядок сертификации образовательных услуг

 

Сертификация образовательных услуг осуществляется по схеме № 1, «Схемы сертификации услуг», представленной в таблице 4.

Таблица 4 – Схема сертификации услуг

Номер схемы

Оценка выполнения

Проверка результатов

Инспекционный контроль

 

1

Оценка мастерства исполнителя работ и услуг

Проверка(испытания) результатов работ и услуг

Контроль мастерства исполнителя работ и услуг


 

Данная схема применяется, как правило, когда заявителем является индивидуальный предприниматель без образования юридического лица, который сам занимается оказанием услуг. Ответственность за качество и безопасность в полном объеме возлагается на непосредственного исполнителя и определяется его мастерством. Оценка соответствия по схеме 1 осуществляется посредством оценки мастерства исполнителя.

В настоящее время существует положение о порядке сертификации  экспертов деятельности педагогических и руководящих работников  образования Красноярского края.

Данное положение устанавливает цели, направления, требования, процедуры и порядок проведения добровольной сертификации экспертов деятельности педагогических и руководящих работников образования. Положение о порядке сертификации утверждено Агентством образования. Порядок сертификации экспертов регламентируется следующей нормативной базой:

- закон «Об образовании»;

- положение об Агентстве образования;

- положение  об организации аттестационной экспертизы и оплате затрат при аттестации педагогических и руководящих работников муниципальных и государственных образовательных учреждений.

Процедура сертификации является открытой для участия в ней в качестве эксперта от различных организаций (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности), признающих и выполняющих ее правила и осуществляющих деятельность в области образования. Результатом процедуры сертификации является сертификация компетентности эксперта, подтверждаемая сертификатом.

Сертификация экспертов осуществляется для решения следующих задач в системе образования (возможные направления экспертной деятельности):

- экспертиза профессиональной деятельности» (аттестации педагогических кадров; аттестации учреждений образования);

- профессиональные конкурсы» (в области творчества, мастерства и инноваций);

- общественная экспертиза» (в области предоставления качественных образовательных услуг; защиты прав педагогических работников);

- экспертиза проектов» (в области развития системы образования).

Порядок добровольной сертификации экспертов включает:

- подачу заявления на сертификацию  в квалификационную комиссию. К  заявлению прилагаются заверенные ксерокопии документов;

- принятие квалификационной комиссией  мотивированного решения по заявлению, заключение договора на сертификацию;

- прохождение заявителем процедуры  сертификации;

- рассмотрение в установленном  порядке полного комплекта документов заявителя и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата;

- выдачу сертификата компетентности  эксперту и его регистрацию;

- проведение контроля за деятельностью  экспертов;

Квалификационная комиссия экспертов рассматривает заявление и не позднее двух недель после его получения сообщает заявителю решение. В решении по заявлению указываются: схема сертификации эксперта и перечень документов, которые необходимо представить дополнительно.

При положительном решении комиссии о соответствии компетентности Заявителя установленным требованиям квалификационная комиссия оформляет сертификат компетентности эксперта и регистрирует его в установленном порядке.

Срок действия сертификата компетентности эксперта - не более трех лет. При отрицательных результатах сертификации квалификационная комиссия выдает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин.

 Продление срока действия  сертификата компетентности эксперта  проводится в соответствии с Положением о процедуре сертификации по заявлению и Портфолио, предоставляемого экспертом в квалификационную комиссию не позднее, чем за два месяца до истечения срока действующего сертификата. Решение о продлении сертификата компетентности эксперта (или об отказе в продлении) принимается с учетом анализа Портфолио.

В данной сфере существуют следующие органы по сертификации:

- РОСТЕСТ, сертификация товаров  и услуг;

- НИСЦЭО и так другие.

 

    1. Аттестация педагогических работников организаций,

осуществляющих образовательную деятельность

 

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников организаций.

 Аттестация педагогических  работников проводится в целях  подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.

Основными задачами проведения аттестации являются:

- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;

- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

- повышение эффективности и качества педагогической деятельности;

- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;

Информация о работе Организация работ по стандартизации в Российской Федерации