Организация работ по стандартизации в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы : углубленное исследование организации работ по стандартизации, анализ базовых понятий таких как – «стандарт», «знак соответствия», «поверка средств измерений»; а также анализ системы сертификации и стандартизации услуг в образовании.
Для достижения цели стояли следующие задачи:
- работа со специальными источниками информации научного, методического, нормативного характера в сфере метрологии, стандартизации и сертификации;
– изучение и анализ базовых понятий курса дисциплины «Метрология и сертификация»;
– использование знаний, приобретённых при изучении данной дисциплины в практической деятельности.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Метрология.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

 

Введение

Тема данной курсовой работы «Организация работ по стандартизации в Российской Федерации». Самой важной и актуальной проблемой для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики является проблема качества. В современных условиях управления качеством во многом базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативного документа и имеющих юридическую силу. Сегодня изготовитель и торговый посредник, стремящийся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандартизация является частью современной предпринимательской стратегии в России. Ее влияние и задачи охватывают все сферы общественной жизни. Так, стандарты на процессы и документы содержат те «правила игры», которые должны знать и выполнять специалисты промышленности и торговли для заключения взаимовыгодных сделок.

Таким образом, организация работ по стандартизации является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя,  заказчика и продавца на всех уровнях управления.

Цель курсовой работы : углубленное исследование организации работ по стандартизации, анализ базовых понятий таких как – «стандарт», «знак соответствия», «поверка средств измерений»; а также анализ системы сертификации и стандартизации услуг в образовании.

Для достижения цели стояли следующие задачи:

- работа со специальными источниками информации научного, методического, нормативного характера в сфере метрологии, стандартизации и сертификации;

– изучение и анализ базовых понятий курса дисциплины «Метрология и сертификация»;

– использование знаний, приобретённых при изучении данной дисциплины в практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Организация работ по стандартизации в Российской Федерации

    1. Правовые основы стандартизации и ее задачи

Организацию работ по стандартизации осуществляет национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее — Национальный орган по стандартизации). Правительство определяет орган, который уполномочивается на исполнение функций Национального органа по стандартизации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294, эти функции возложены на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). 

Участниками Национальной системы стандартизации являются:

-  Национальный орган по стандартизации;

- Технические комитеты по стандартизации;

- Разработчики стандартов.

Национальный орган по стандартизации выполняет следующие функции: 

-  утверждает национальные стандарты;

- принимает программу разработки национальных стандартов;

- организует экспертизу проектов национальных стандартов;

- обеспечивает соответствие Национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и уровню научно-технического развития;

- ведет учет национальных стандартов, правил, норм и рекомендаций в области стандартизации и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

- создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;

- организует опубликование национальных стандартов и их распространение;

- участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов России при их принятии;

- утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

- представляет Россию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Национальный орган по стандартизации также утверждает и опубликовывает перечень национальных стандартов и(или) сводов правил, которые могут применяться на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов.

Организация разработки национальных стандартов, их согласование, а также организация экспертизы осуществляются техническими комитетами по стандартизации (ТК). В состав ТК на паритетных началах и на добровольной основе могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулирующихся организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Правила создания, формирования и функционирования ТК устанавливаются Национальным органом по стандартизации.

Основной задачей ТК является рассмотрение проектов национальных стандартов и подготовка их к утверждению. При этом Федеральным законом «О техническом регулировании» определено, что заседания ТК должны быть открытыми, если они не связаны с обсуждением проблем, отнесенных действующим законодательством к информации ограниченного доступа. 

Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо, которое заявляет о себе путем направления в Национальный орган по стандартизации соответствующего уведомления. Это уведомление должно содержать информацию об имеющихся в проекте стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов. Уведомление публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. 

Разработчик национального стандарта: 

- обеспечивает доступность проекта стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. С этой целью он обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта стандарта;

- дорабатывает проект стандарта с учетом замечаний, полученных от заинтересованных лиц, проводит его публичное обсуждение и составляет перечень замечаний с кратким изложением их содержания и результатов обсуждения;

- сохраняет полученные замечания до утверждения стандарта и представляет их в Национальный орган по стандартизации и ТК по стандартизации по их запросам [1].

 Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии совместно с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей подготовлен проект федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации", который на данный момент вынесен на публичное обсуждение. 

Необходимость разработки обозначенного закона обусловлена недостатками современной законодательной базы в сфере стандартизации. В частности, ФЗ "О техническом регулировании" не только не способствует развитию стандартизации в России, но и существенно усложняет процесс формирования системы техрегулирования в ТС, снижает конкурентоспособные возможности российской промышленности, тем самым отдаляя российскую стандартизацию от аналогичных международных систем. Все это является следствием слишком узкой области действия ФЗ "О техрегулировании" (как известно, требования закона не распространяются на энергетику, охрану труда, оборонную продукцию, информационные технологии и т.д.) и отсутствия возможности использовать ссылки на стандарты в нормативно-правовых актах. Кроме того, в ФЗ главная роль отведена техрегламентам, стандарты же обозначены как их доказательная база, применяемая на добровольной основе, что не соответствует принципам международной стандартизации. 

Разработанный проект закона о стандартизации в РФ включает 10 глав, в которых содержится информация о: 

- государственной политике в  области стандартизации; 

- документах национальной системы  стандартизации, их применению;  
- планировании работ и разработке соответствующей документации;  
- информационном обеспечении стандартизации; 

- международном сотрудничестве  и т.д. 

Стоит отметить, что кроме непосредственно текста проекта федерального закона "О стандартизации в РФ", РСПП и Росстандартом разработана также "дорожная карта" по его реализации. Согласно данной карте, проект закона вместе с сопутствующим проектом о внесении изменений в законодательные акты РФ, должен быть внесен на рассмотрение в Правительство РФ до 1 августа текущего года.

 

 

1.2. Органы и службы по стандартизации

Под органом, занимающимся стандартизацией, подразумевается орган, деятельность которого в области стандартизации общепризнанна на национальном, региональном или международном уровнях. Основные функции такого органа — разработка и утверждение нормативных документов, доступных широкому кругу потребителей. Однако он может выполнять немало других функций, что особенно характерно для национального органа по стандартизации.

Национальным органом по стандартизации в  России является Росстандарт. Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Росстандарт выполняет следующие функции:

- координирует деятельность государственных органов управления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;

- взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации в области стандартизации, сертификации, метрологии;

- направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стандартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;

- подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;

- устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации;

- принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации;

- осуществляет государственную регистрацию нормативных документов, а также стандартных образцов веществ и материалов;

- руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;

- осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;

- представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии и в Межгосударственном совете СНГ;

- сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран;

- руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах;

- осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации;

- участвует в работах по международной, региональной и межгосударственной (в рамках СНГ) стандартизации;

- устанавливает правила применения в России международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и рекомендаций;

- при разработке государственных стандартов определяет организационно-технические правила; формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности как между собой, так и с государственными органами управления, которые будут включены в нормативный документ;

- организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области стандартизации.

В организационной структуре  Росстандарта предусмотрены подразделения для реализации значительного объема работ: 19 научно-исследовательских институтов, 13 опытных заводов, Издательство стандартов, 2 типографии, 3 учебных заведения, более 100 территориальных центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ). Эти центры проводят работы по сертификации продукции (услуг), калибровке средств измерений, оказывают инженерно-техническую поддержку по стандартизации, метрологии, сертификации.

Технические комитеты по стандартизации. Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК), но это не исключает разработку нормативных документов предприятиями, общественными объединениями, другими субъектами хозяйственной деятельности. ТК могут заниматься стандартизацией как в инициативном порядке, так и по договорам на выполнение такого задания в соответствии с программами ТК и планами государственной стандартизации.

Технические комитеты специализируются в зависимости от объекта стандартизации. В рамках этой специализации в ТК проводится также работа и по международной (региональной) стандартизации.

Основные функции ТК:

- определение концепций развития стандартизации в своей области;

- подготовка данных для годовых планов по стандартизации;

- составление проектов новых стандартов и обновление действующих;

- оказание научно-методической помощи организациям, участвующим в разработке стандартов и применяющим нормативные документы, в частности, по анализу эффективности стандартизации;

- привлечение потребителей через союзы и общества потребителей. 

Другие службы по стандартизации. Другие субъекты хозяйственной деятельности, разрабатывающие нормативные документы (стандарты отраслей и предприятий), создают в своей организационной структуре специальные службы, которые координируют работу по созданию стандартов других участвующих в этом подразделений. Например, на предприятии научно-исследовательские, конструкторские и технологические отделы, лаборатории выполняют исследования, связанные со стандартизацией, а участие других подразделений определяется их компетенцией. Руководит работой отдел стандартизации [2].

Информация о работе Организация работ по стандартизации в Российской Федерации