Организация работ по стандартизации в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы : углубленное исследование организации работ по стандартизации, анализ базовых понятий таких как – «стандарт», «знак соответствия», «поверка средств измерений»; а также анализ системы сертификации и стандартизации услуг в образовании.
Для достижения цели стояли следующие задачи:
- работа со специальными источниками информации научного, методического, нормативного характера в сфере метрологии, стандартизации и сертификации;
– изучение и анализ базовых понятий курса дисциплины «Метрология и сертификация»;
– использование знаний, приобретённых при изучении данной дисциплины в практической деятельности.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Метрология.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

 

    1.  Порядок разработки стандартов

 

Разработка и утверждение стандартов осуществляется согласно следующей общей схеме:

- национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Разработчик стандарта организует уведомление о разработке стандарта, которое должно содержать информацию об имеющихся в проекте положениях, отличающихся от положений соответствующих международных стандартов. Разработчик обеспечивает доступность проекта заинтересованным лицам для ознакомления;

- разработчик дорабатывает проект стандарта с учетом полученных замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта. Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта не может быть менее чем два месяца;

- проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний представляется в Технический комитет (ТК) по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. По результатам экспертизы ТК готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта стандарта. Данное предложение направляется национальному органу по стандартизации, который на основе представленных ТК документов принимает решение. Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение 30 дней со дня утверждения стандарта;

- национальный орган по стандартизации утверждает и публикует в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в упомянутой выше информационной системе перечень национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов.

Процедура разработки и принятия стандартов регламентирована ГОСТ Р1.2—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки. Утверждения. Обновления и отмены».

Обозначение национального стандарта состоит из индекса «ГОСТ Р», регистрационного номера и отделенных от него четырех цифр года утверждения (принятия) стандарта.

Если национальный стандарт входит в систему (комплекс) общетехнических или организационно-методических стандартов, то его обозначение дополнительно включает одно-, двухразрядный код системы стандартов, отделенный от остальной цифровой части обозначения точкой [3].

 

 

 

1.4. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов

 

Постановлением Правительства  РФ от 17.06.2004 установлено, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов. Правовой основой государственного контроля  и надзора за соблюдением обязательных требований стандартов технических регламентов являются законы РФ:

- «О защите прав потребителей»;

- «Об обеспечении единства измерений»;

- «О качестве и безопасности  пищевых продуктов»;

- «О техническом регулировании»;

- «О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением технических регламентов осуществляется государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ. Порядок  контроля (надзора) устанавливается законодательством Российской Федерации. Государственный контроль  и надзор исключительно на стадии обращения осуществляют следующие организации:

- Федеральное агентство по техническому  регулированию;

- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – (Роспотребнадзор);

- Росздравнадзор;

- Росстройнадзор;

- Ростехнадзор;

- Россвязьнадзор;

- Федеральная таможенная служба  РФ;

- Федеральная служба по ветеринарному  и фитосанитарному надзору;

- Государственная служба карантина растений Российской Федерации и др.

Надзор за средствами измерений, фасованными товарами, сертифицированной продукцией осуществляют под руководством Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии местные отделы Госнадзора межрегиональных территориальных управлений. Органы надзора вправе погашать Свидетельства, отзывать Лицензии и Сертификаты предъявлять иски в суды к изготовителям (продавцам) в случае нарушения ими метрологических  и сертификационных правил и требований.

Объектами государственного контроля за соблюдением обязательных требований стандартов и технических регламентов является продукция и/или связанные с требованиями к ней процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в том числе:

- выполняемая работа и услуга;

- системы управления;

- работы по сертификации продукции, работы и услуги, выполняемые  органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами).

 На основании положений ФЗ  «О техническом регулировании», постановлений Правительства РФ от 21.12.2000 № 987, от 16.05.2003 № 287 и обязательных требований стандартов и технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе:

- требовать от изготовителя (продавцы, лица) предъявления декларации о  соответствии или сертификата  соответствия;

- осуществлять мероприятия по  государственному контролю (надзору) за соблюдением обязательных  требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством РФ;

- выдавать предписания об устранении  нарушений обязательных требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;

- направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган сертификации;

- выдавать предписание о приостановлении  или прекращении действия декларации  о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом орган власти, ведущий Единый реестр деклараций о соответствии;

- привлекать изготовителя к  ответственности, предусмотренной  законодательством РФ;

- принимать иные предусмотренные  законодательством РФ меры в  целях недопущения причинения вреда.

Органы государственного контроля (надзора) обязаны:

- проводить в ходе мероприятий  государственного контроля (надзора) соблюдения обязательных требований  стандартов и технических регламентов  разъяснительную работу по применению  законодательства РФ о техническом  регулировании;

- соблюдать коммерческую тайну  и иную охраняемую законом  тайну;

- соблюдать порядок государственного  контроля (надзора) и оформление документов, установленный законодательством РФ;

- принимать на основании результатов  контроля (надзора)  меры по устранению последствий нарушений обязательных требований технических регламентов;

- направлять информацию о несоответствии  продукции обязательным требованиям  технических регламентов в орган, ведущий единый реестр деклараций о соответствии;

- осуществлять другие предусмотренные законодательством РФ полномочия.

Обязательными требованиями в «добровольных» стандартах являются на переходной период, (пока не появится технические регламенты) требования безопасности для здоровья, жизни людей, животных и растений, а также требования к охране окружающей среды.

Плановые проверки по Государственному контролю и надзору проводятся не более чем один раз в два года. Внеплановые мероприятия по Государственному контролю и надзору проводятся в случаях:

- проверки исполнения предписаний;

- обращения граждан, юридических  лиц или частных предпринимателей с жалобами;

- возникновения угрозы здоровью  и жизни граждан, загрязнению  окружающей среды и повреждения имущества;

- при получении информации о  несоблюдении обязательных требований стандартов и других нарушениях, которые могут причинить вред здоровью и жизни людей, окружающей среде и имуществу.

В частности, положения относительно государственного контроля (надзора) за (добровольными) услугами. До вступления в силу соответствующих технических регламентов государственный контроль может осуществляться применительно к следующим объектам:

- к продукции, полученной в результате  услуги, если она подлежит обязательному подтверждению соответствия;

- производственным процессам оказания услуги;

- оборудованию, применяемому в  процессе оказания услуг.

Органы государственного контроля  (надзора)  и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей при проведении государственного контроля соблюдение обязательных требований  стандартов и технических регламентов и в случае совершения противоправных действий (бездействия)  несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства РФ должностных лиц органов государственного контроля (надзора), сообщается в течении месяца юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены. В случаях невыполнения предписаний государственный инспектор направляет дело в суд, например «о принудительном отзыве продукции» [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Аналитическая часть

2.1 Трактовка термина «Проверка средств измерений»

 

В данном разделе проведем анализ различных категорий, используемых в курсе изучаемой дисциплины. Раскроем содержание предложенных терминов на основе изучения имеющихся источников (учебно-методическая и научная литература, словари, электронные ресурсы, нормативно-правовые акты и др.). Проанализируем сходства и различия между выявленными трактовками исследуемых категорий. Данный анализ базовых понятий курса «Метрология, стандартизация и сертификация» приведем в табличной форме.

 

Таблица 1 - Анализ трактовки понятия «Проверка средств измерений»

 

Трактовка

анализируемого

понятия

Автор данной трактовки

Выходные данные литературного источника, содержащего данную

трактовку (ссылка)

1. Совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (ГМС), другими уполномоченными органами, организациями с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям.

Радкевич Я.М., Схиртладзе А.Г.

Метрология, стандартизация и сертификация: учебник для бакалавров/ Я.М. Радкевич, А.Г.Схиртладзе. – 5 изд., перераб. и доп. – М: Издательство Юрайт, 2014. – 813с. (190с)

2. Совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологи-

Боларев Б.П.

Стандартизация, метрология, подтверждение соответствия: Учеб. Пособие.


Продолжение таблицы 1

ческой службы (государственными и метрологическими институтами и центрами стандартизации и метрологии) с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям.

 

- М.: ИНФРА-М,2013 – 254с. (90с)

3. Выполнение определенных операций, которые необходимо выполнить в целях определения - соответствуют средства измерений заявленным метрологическим требованиям или нет.

-

http://metrob.ru/HTML/poverka/


 

Проанализировав различные трактовки понятия «Поверка средств измерений» можно сказать о том, что первые два определение похожи отличие лишь в одной фразе: «государственными и метрологическими институтами и центрами стандартизации и метрологии». Третья трактовка более емкая и общая. На мой взгляд наиболее полное толкование данного понятия у Боларева Б.П. из учебника «Стандартизация, метрология, подтверждение соответствия».

 

 

 

 

 

2.2 Трактовка термина «Стандарт»

Таблица 2 - Анализ трактовки понятия «Стандарт»

Трактовка

анализируемого

понятия

Автор данной трактовки

Выходные данные литературного источника, содержащего данную

трактовку (ссылка)

1. Стандарт может содержать правила и методы исследований(испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения.

-

Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ от 26.06.2008 г.

2. Это нормативный документ по стандартизации, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристикипроцессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки,  реализации и утилизации, выполнения  работ по оказанию услуг.

Иванов И.А., Урушев С.В

Основы метрологии, стандартизации, взаимозаменяемости и сертификации: Учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта. – М.:ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на жд транспорте», 2008.-287с

(84с)

Информация о работе Организация работ по стандартизации в Российской Федерации