Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 00:30, курсовая работа
Целью работы является охарактеризовать и выявить особенности международных и региональных организаций по стандартизации и процессов разработки стандартов.
Задачей является рассмотрение нескольких международных и региональных организаций. Рассмотреть их историю и организационную структуру, выделить их цели и задачи. Выявить, чем занимаются эти организации: принятие стандартов, их составление, либо и то и другое. Их взаимосвязь между собой и государством.
Введение…………………………………………………………………….....31 глава. Анализ теоретических аспектов..…………………..………….......5
1.1 Международные организации……………………………………………6
1.1.1 Международная организация по стандартизации………………………….…………………….......6
1.1.2 Международная электротехническая комиссия…………………………………………………………...8
1.2 Региональные организации……………………………………………...10
1.2.1 СЕН (CEN)………………………………………………………...11
1.2.2 СЕНЕЛЕК (CENELEC)…………………………………………...12
2. 2 глава. Практическое применение………………………………………….15
2.1 Разработка стандартов…………………………………………………...15
2.1.1 ИСО………………………………………………………………..15
2.1.2 МЭК………………………………………………………………..18
2.1.3 СЕН/СЕНЕЛЕК……………………………………………………19
2.2 Взаимодействие организаций …………………………………………...20
Заключение ……………………………………………………………………23
Источники……………………………………………………………………...26
Представительство каждой страны в МЭК облечено в форму национального комитета, на данный момент их насчитывают более 40.
Структура технических органов МЭК, непосредственно разрабатывающих международные стандарты, аналогична ИСО: это технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ). В работе каждого ТК участвуют 15-25 стран.
Высший руководящий орган – Совет. Его образуют национальные комитеты всех стран. На ежегодных заседаниях Совета, проводящихся поочередно в разных странах - членах МЭК, решается комплекс вопросов связанных с деятельностью организации. Решения принимаются простым большинством голосов. У президента есть право решающего голоса, в случае если голоса разделились поровну
Основной координирующий орган МЭК – Комитет действий. Его главная задача-координация работы технических комитетов. Также он выявляет необходимость новых направлений работ, разрабатывает методические документы, участвует в решении вопросов о сотрудничестве с другими организациями, выполняет все задания Совета.
В подчинении Комитета действий работают консультативные группы, которые он может создавать, при необходимости координации по конкретным проблемам деятельности ТК. Эти две группы разделили между собой разработку норм безопасности. Консультативный комитет по вопросам электробезопасности (АКОС) координирует действия около 20 ТК и ПК по электробытовым приборам, радиоэлектронной аппаратуре, высоковольтному оборудованию и др. А Консультативный комитет по вопросам электроники и связи (АСЕТ) занимается другими объектами стандартизации.
Кроме того, были организованы Координационная группа по электромагнитной совместимости (КГЭМС), Координационная группа по технике информации (КГИТ) и Рабочая группа по координации размеров.
Общую структуру МЭК вы можете увидеть на рисунке 2
Рис. 2 Управленческая структура МЭК
Что касается стандартов, то по содержанию они отличаются от стандартов ИСО большей конкретикой: в них изложены технические требования к продукции и методам ее испытаний, а также требования по безопасности. Для обеспечения этой области, имеющей актуальное значение в международной торговле, МЭК разрабатывает специальные международные стандарты на безопасность конкретных товаров. В связи с этим, как показывает практика, международные стандарты МЭК более пригодны для прямого применения в странах-членах, чем стандарты ИСО.
В учебнике Крыловой Г.Д «Основы стандартизации, сертификации и метрологии» дано следующее определение региональной стандартизации:
«Региональная стандартизация — деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира». [4]
Появление региональных организаций связано с тенденцией интеграции экономики, объединения региональных рынков. Наибольший отклик эта тенденция нашла в рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Устранение национальных барьеров в Европе происходит, в том числе, и путем установления европейских стандартов. Так в 1961 г. был создан Европейский комитет по стандартизации (СЕН), а в 1972 Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК)
В 1972 г. Советом ЕС была принята Генеральная Е программа устранения технических барьеров в торговле в пределах Сообщества. В рамках этой программы ставилась задача создания системы обязательных для ЕС единых стандартов. Комиссия ЕС разработала программы "Зеленая книга Европы", в которой изложена концепция "Развитие европейской стандартизации для ускорения технической интеграции в Европе", где представлен план перестройки и развития стандартизации на континенте. В "Зеленой книге" отражена позиция ЕС, заключающаяся в том, что евростандарты должны отражать новейшие достижения техники и технологии, а директивы - содержать эффективные меры против проникновения в Сообщество продукции, небезопасной или вредной для населения и окружающей среды.
Директива Совета вводится через законодательные акты государств - членов ЕС, причем устанавливаются сроки ввода: начало действия и конечный срок ее введения в национальных рамках.
Гармонизированный европейский стандарт - это стандарт, обеспечивающий реализацию соответствующей директивы, и в этом случае он обязателен для применения в странах ЕС. Перечни таких гармонизированных стандартов публикуются в официальном бюллетене ЕС.
В случае отсутствия европейских стандартов, необходимых для обеспечения директивы, комиссия ЕС дает мандат европейским организациям по стандартизации (СЕН, СЕНЭЛЕК) на разработку необходимых стандартов и финансирует эти работы.
Далее мы подробнее рассмотрим организации СЕН и СЕНЭЛЕК с точки зрения их деятельности и структуры
Европейский комитет по стандартизации (фр. Comité Européen de Normalisation, CEN) - региональная некоммерческая организация, основной целью которой является содействие развитию торговли товарами и услугами путём разработки европейских стандартов. [5]
Одним из главных принципов работы CEN является обязательное использование международных стандартов ISO как основы для разработки стандартов либо дополнение тех результатов, которые достигнуты в ISO.
Высшим руководящим органом CEH является Генеральная Ассамблея. В ней представлены национальные организации по стандартизации, правительственные органы стран-членов. Генеральная Ассамблея рассматривает вопросы бюджета, членства, назначения официальных лиц.
Руководство деятельностью CEH находится в руках Административного совета, при котором существуют два консультативных комитета по внешней политике и финансам.
Контролем ведение программы стандартизации, координацией деятельность технических комитетов и осуществлением надзора за их работой занимается техническое бюро.
Технические комитеты занимаются разработкой стандартов и выполняют техническую работу по стандартизации.
В настоящее время в CEН работает 282 ТК, включая технический комитет CEН/CEНЭЛЕК и более 20 ТК Европейского комитета по стандартизации в области чугуна и стали (ECISS).
Фонд европейских стандартов настоящее время насчитывает около 1070 стандартов, в стадии разработки находятся еще около 3 тысяч. В деятельность по разработке стандартов вовлечено более 60 тыс. экспертов.
CEN/TS5, Технические условия (Technical Specification). Документ разрабатывается в том случае, когда не удается в короткие сроки достигнуть консенсуса или когда уровень развития технологии недостаточно устойчив. При необходимости CEN/TS могут получить статус стандарта (EN), для этого может быть использована одноступенчатая процедура принятия.
CEN/TR, Технический отчет(Technical Report) не содержит каких-либо нормативных требований, издается для ознакомления и обмена информацией.
CWA, Соглашение экспертов CEH(Workshop Agreement) не является нормативным документом. В его подготовке могут принять участие все заинтересованные стороны, не только представители Европы, для этого не требуется быть членом национальной делегации.
Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК) – появился в результате соединения двух европейских организаций — Европейского комитета по координации электротехнических стандартов и Европейского комитета по координации электротехнических стандартов стран-членов ЕС (в то время ЕЭС). [5]
Члены СЕНЭЛЕК — 17 стран Европы. Все они представлены национальными электротехническими комитетами и являются членами МЭК (Кроме Люксембурга).
В связи с тесным сотрудничеством СЕН и СЕНЭЛЕК у этих организаций много схожего. В том числе и организационная структура.
Во главе организации также Генеральная ассамблея, в которой страны-члены представляют национальные организации по стандартизации и правительственные органы. Генеральная ассамблея избирает Административный совет, состоящий из делегаций (до 5 человек) от национальных организаций стран-членов. Структуры, ответственные за стандартизацию, аналогичны структурам СЕН.
Общую структуру СЕН/СЕНЭЛЕК вы можете увидеть на рисунке 3
Рис. 3 Управленческая структура СЕН/СЕНЭЛЕК
Основная цель СЕНЭЛЕК — разработка стандартов на электротехническую продукцию. Стандарты СЕНЭЛЕК рассматриваются как необходимое средство для создания единого европейского рынка.
Основные объекты стандартизации в СЕНЭЛЕК: промышленное и бытовое оборудование; медицинское электрооборудование; электромагнитная совместимость; взрывозащищенное оборудование; метрологическое обеспечение средств измерений.
Стандарты, принятые СЕНЭЛЕК, могут быть трех форм: европейский стандарт (EN), документ по гармонизации (НД) и предварительный стандарт (ENV).
Европейский стандарт имеет согласованный технический текст и принимается странами-членами как национальный нормативный документ. Правила организации запрещают при этом вносить какие-либо изменения в текст.
Нумерация европейских стандартов начинается с 50001.
2 глава. Практическое применение
Теперь, когда мы рассмотрели теоретическую составляющую вопроса, мы можем приступить к рассмотрению практической стороны. В этой главе я уделю внимание процессу разработки стандартов в рамках вышеперечисленных организаций. Также проанализирую взаимоотношения каждой организации друг с другом.
Здесь мы рассмотрим, как разрабатываются стандарты. Какие органы за это отвечают, каких основных принципов придерживается организация, какие этапы содержит.
Хотелось бы уделить чуть большее внимание ИСО, так как именно эта организация является ведущей в области стандартизации, на основе ее стандартов разрабатываются большинство остальных региональных и национальных стандартов (об этом чуть позже).
Стандарт ИСО разрабатывается группой экспертов, в рамках технического комитета. Как только потребность в стандарте установлена, эксперты встречаются, чтобы обсудить и согласовать проект стандарта. Как только проект разработан он направляется членам ИСО на голосование, где есть возможность прокомментировать проект. Если консенсус достигнут, проект становится стандартом ИСО, если нет, то возвращается техническому комитету для дальнейшего редактирования.
Существуют четыре основных принципа разработки стандартов:
Решение о разработки нового стандарта это реакция на просьбу со стороны промышленности и других заинтересованных сторон. Как правило, представители отраслевой промышленности информирует о необходимости нового стандарта свой национальный орган по стандартизации - член ИСО, который в свою очередь связывается с ИСО.
Разработка стандартов осуществляется группой экспертов со всего мира, являющихся частью более крупной группы, которая называется технический комитет. Этими экспертами обсуждаются все аспекты стандарта, включая содержание, основные определения, масштабы.
В технические комитеты входят не только эксперты соответствующей отрасли, также представители потребительских ассоциаций, научных кругов, неправительственных организаций и правительства.
Во время разработки стандартов принимаются во внимание комментарии от всех заинтересованных сторон.
Процесс разработки включает в себя 6 этапов.
На этой стадии определяется, есть ли необходимость в этом стандарте. Происходит это путем голосования членов технических комитетов и подкомитетов. Предложение принимается, если большинство из полноправных членов голосов за и если хотя бы пять полноправных членов заявляют о своей приверженности к активному участию в проекте.
На этом этапе происходит разработка рабочего проекта. Рабочие проекты разрабатываются до тех пор, пока рабочая группа не будет уверена в том, что разработала наилучшее решение рассматриваемой проблемы.
Как только первый проект принят, он регистрируется в центральном секретариате ИСО. Он открыт для комментариев и, при необходимости, голосования. Последующие проекты рассматриваются, пока не будет достигнуто согласия по техническому содержанию. Как только консенсус достигнут, текст завершен для представления в качестве проекта международного стандарта.
Информация о работе Международные и региональные организации по стандартизации