Метод экспертных оценок.
Сущность метода
экспертных оценок заключается
в проведении экспертами интуитивно-логического
анализа проблемы с количественной
оценкой суждений и формальной
обработкой результатов. Получаемое
в результате обработки обобщенное
мнение экспертов принимается
как решение проблемы. Комплексное
использование интуиции (неосознанного
мышления), логического мышления
и количественных оценок с
их формальной обработкой позволяет
получить эффективное решение
проблемы.
При выполнении
своей роли в процессе управления
эксперты производят две основные
функции: формируют объекты (альтернативные
ситуации, цели, решения и т. п.)
и производят измерение их
характеристик (вероятности свершения
событий, коэффициенты значимости
целей, предпочтения решений и
т. п.).
Формирование
объектов осуществляется экспертами
на основе логического мышления
и интуиции. При этом большую
роль играют знания и опыт
эксперта.
Измерение характеристик
объектов требует от экспертов
знания теории измерений.
Характерными
особенностями метода экспертных
оценок как научного инструмента
решения сложных неформализуемых
проблем являются, во-первых, научно обоснованная
организация проведения всех этапов экспертизы,
обеспечивающая наибольшую эффективность
работы на каждом из этапов, и, во- вторых,
применение количественных методов как
при организации экспертизы, так и при
оценке суждений экспертов и формальной
групповой обработке результатов. Эти
две особенности отличают метод экспертных
оценок от обычной давно известной экспертизы,
широко применяемой в различных сферах
человеческой деятельности.
Экспертные коллективные
оценки широко использовались
в государственном масштабе для
решения сложных проблем управления
народным хозяйством уже в первые
годы Советской власти. В 1918 году при Высшем
совете народного хозяйства был создан
Совет экспертов, задачей которого являлось
решение наиболее сложных проблем реорганизации
народного хозяйства страны. При составлении
пятилетних планов развития народного
хозяйства страны систематически использовались
экспертные оценки широкого круга специалистов.
В настоящее
время в нашей стране и за
рубежом метод экспертных оценок
широко применяется для решения
важных проблем различного характера.
В различных отраслях, объединениях
и на предприятиях действуют
постоянные или временные экспертные
комиссии, формирующие решения по
различным сложным неформализуемым
проблемам.
Все множество
плохо формализуемых проблем
условно можно разделить на
два класса. К первому классу
относятся проблемы, в отношении
которых имеется достаточный
информационный потенциал, позволяющий
успешно решать эти проблемы.
Основные трудности в решении
проблем первого класса при
экспертной оценке заключаются
в реализации существующего информационного
потенциала путем подбора экспертов,
построения рациональных процедур
опроса и применения оптимальных
методов обработки его результатов.
При этом методы опроса и
обработки основываются на использовании
принципа «хорошего» измерителя.
Данный принцип означает, что
выполняются следующие гипотезы:
1) эксперт является
хранилищем большого объема рационально
обработанной информации, и поэтому
он может рассматриваться как
качественный источник информации;
2) групповое мнение
экспертов близко к истинному
решению проблемы.
Если эти гипотезы
верны, то для построения процедур
опроса и алгоритмов обработки
можно использовать результаты
теории измерений и математической
статистики.
Ко второму
классу относятся проблемы, в
отношении которых информационный
потенциал знаний недостаточен
для уверенности в справедливости
указанных гипотез. При решении
проблем из этого класса экспертов
уже нельзя рассматривать как
«хороших измерителей». Поэтому
необходимо очень осторожно проводить
обработку результатов экспертизы.
Применение методов осреднения,
справедливых для «хороших измерителей»,
в данном случае может привести
к большим ошибкам. Например, мнение
одного эксперта, сильно отличающееся
от мнений остальных экспертов,
может оказаться правильным. В
связи с этим для проблем
второго класса в основном
должна применяться качественная
обработка.
Область применения
метода экспертных оценок весьма
широка. Перечислим типовые задачи,
решаемые методом экспертных
оценок:
1) составление перечня
возможных событий в различных
областях за определенный промежуток
времени;
2) определение наиболее
вероятных интервалов времени
свершения совокупности событий;
3) определение целей
и задач управления с упорядочением
их по степени важности;
4) определение альтернативных
(вариантов решения задачи с
оценкой их предпочтения;
5) альтернативное
распределение ресурсов для решения
задач с оценкой их предпочтительности;
6) альтернативные
варианты принятия решений в
определенной ситуации с оценкой
их предпочтительности.
Для решения
перечисленных типовых задач
в настоящее время применяются
различные разновидности метода
экспертных оценок. К основным
видам относятся: анкетирование
и интервьюирование; мозговой штурм;
дискуссия; совещание; оперативная
игра; сценарий.
Каждый из этих
видов экспертного оценивания
обладает своими преимуществами
и недостатками, определяющими рациональную
область применения. Во многих
случаях наибольший эффект дает
комплексное применение нескольких
видов экспертизы.
Анкетирование
и сценарий предполагают индивидуальную
работу эксперта.
Интервьюирование
может осуществляться как индивидуально,
так и с группой экспертов.
Остальные виды экспертизы предполагают
коллективное участие экспертов,
в работе. Независимо от индивидуального
или группового участия экспертов
в работе целесообразно получать
информацию от множества экспертов.
Это позволяет получить на
основе обработки данных более
достоверные результаты, а также
новую информацию о зависимости
явлений, событий, фактов, суждений
экспертов, не содержащуюся в
явном виде в высказываниях
экспертов.
При использовании
метода экспертных оценок возникают
свои проблемы.
Основными из
них являются: подбор экспертов,
проведение опроса экспертов,
обработка результатов опроса, организация
процедур экспертизы.
Федеральное
агентство по рыболовству Российской
Федерации
Федеральное
государственное учреждение высшего
профессионального образования
Дальневосточный
государственный технический
рыбохозяйственный
университет.
ДОКЛАД
Методы
экспертных оценок.
Выполнила: студентка
гр-пы ЭКб 511
Че Инга
Владивосток
2011