Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:21, реферат
Все, кто внедряет СМК, как правило, идёт своим путём. Такой у нас у русских менталитет. Набитые шишки, нам дороги, потому что свои. В конце концов, каждое предприятие, внедрившее СМК, или выходит на правильную дорогу, потеряв несколько лет, или продолжает содержать СМК, которая в место того чтобы приносить прибыль - оттягивает на себя ресурсы предприятия. В этом случае большинство сотрудников, так и не понимают, что они делают и какая в этом конкретная польза.
Анализ действующей СМК
Разработка политики в области качества
Обучение высшего руководства
Формирование структуры СМК
Обучение персонала
Назначение и обучение внутренних аудиторов
Разработка Руководства по качеству
Разработка документации СМК
Формирование эффективной структуры предприятия в соответствии с бизнес -целями
Проведение внутренних аудитов
Проведение наблюдательного аудита
Доработка документации СМК
Устранение замечаний наблюдательного аудита
Проведение сертификационного аудита
Поддержка СМК в рабочем состоянии (после сертификации - постоянно).
Установление системы процессов, их взаимосвязи и взаимодействия, выделение ключевых процессов, необходимых для достижения целей в области качества. Это самое слабое место предприятий. Легко внедрить отдельные требования стандарта, но не на многих предприятиях смогли правильно выделить действительно необходимые процессы, определить их взаимосвязь и критерии оценки и увязать их взаимодействие между собой - ведь даже когда процессы верно определены, часто на месте они представляют собой персонажей басни Крылова "Лебедь, рак и щука". Стандарты ИСО серии 9000:2000 и ИСО/ТУ 16949:2002 способствуют принятию процессного подхода при разработке, внедрении и улучшении СМК. "Желаемый результат достигается более результативно, когда видами деятельности и связанными с ними ресурсами управляют как процессом". Любая деятельность осуществляется как последовательность операций, т.е. как процесс. "Процесс - совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы". Стандарт ИСО 9001:2000 говорит, что организация должна сначала определить процессы, необходимые для СМК, затем их документировать, далее осуществлять регулярно оценку их результативности, эффективности и мониторинг. Основные группы процессов обозначены стандартом ИСО 9001:2000. Цели процессов также прямо или косвенно определены стандартом. Процессы, необходимые для СМК, это не только процессы создания продукции, но и ряд процессов менеджмента, мониторинга и измерения. Все процессы связаны между собой. Взаимодействия между процессами организации часто могут быть сложными, приводящими в результате к сети взаимозависимых процессов. Входы и выходы этих процессов часто могут относиться как к внешним, так и к внутренним потребителям. Обратная связь от потребителя по удовлетворенности или неудовлетворенности является выходом процесса, одновременно является существенным входом к процессу постоянного улучшения СМК.
Из стандарта следует, что процессы должны быть внедрены результативно, следовательно, результативность процессов необходимо измерять. Любой процесс осуществления деятельности преследует некую цель. Цель должна иметь критерий достижения и норматив, т.е. некоторое числовое значение показателя, которое мы должны подтвердить. Таким образом, результативность процесса определяется тем, достигается цель процесса или нет, а эффективность процесса (требование ИСО/ТУ 16949-2002) - какой ценой достигается результативность. Все выделенные процессы должны быть документированы и управляемы в соответствии с требованиями стандартов. Кроме того, при разработке карт процессов (наиболее часто встречающийся и хорошо себя зарекомендовавший на практике интерфейс представления сведений о процессе) необходимо учитывать восемь принципов качества. Следующий этап оптимизация процессов: анализ имеющихся процессов и оптимизация их количества, количества входов и выходов, оптимизация маршрутов процессов, а также внедрение системы сбалансированных показателей.
Документирование СМК.
С целью эффективного функционирования и независимости от такого субъективного фактора, как личности работника, выполняющего определенные функции, СМК требует определенного уровня документирования. Все элементы, требования и положения, принятые для системы качества должны быть документированы в систематической, понятной форме и должны ограничиваться областью их применения, следуя этой документации можно четко воспроизвести всю деятельность компании. Структуру документации СМК можно представить в виде пирамиды, состоящей из 4-х уровней.
К документации I уровня относится Руководство по качеству (РК), которое является общим описанием СМК в соответствии с требованиями внедряемого международного стандарта, и применяемых в ней (СМК) методов планирования, управления, обеспечения и улучшения качества. Выбор структуры РК является решением самой организации. Небольшие организации могут посчитать необходимым, включить обязательные процедуры в состав РК, а для крупных организаций может потребоваться более сложная иерархия документации.
II уровень: процедуры, выполняемые подразделениями. Под процедурами следует понимать документы, устанавливающие способ проведения деятельности или процесса. К таким документам можно отнести карты процессов, стандарты предприятия, инструкции, положения, методики. Написание процедур желательно поручать тем специалистам, которые выполняют эти работы, для получения точных, лаконичных документов. Важно, чтобы процедуры имели своего адресата и отвечали на вопросы: кто, что, когда, каким образом делает, как подтверждается выполнение и фиксируется результат. Для этого нужно разработать документ, определяющий структуру, порядок разработки и выпуска процедур СМК.
Примечание - к обязательным процедурам согласно ИСО 9001:2000 относятся:
процедура по управлению документацией (п.4.2.3),
процедура по управлению записями по качеству (п.4.2.4),
процедура по проведению внутренних проверок (п.8.2.2),
процедура по управлению несоответствующей продукцией (п.8.3),
процедура по корректирующим действиям (п.8.5.2),
процедура по предупреждающим действиям (п.8.5.3).
III уровень документации: рабочие инструкции, инструкции по проведению испытаний, инструкции по эксплуатации оборудования. Данная документация описывает шаг за шагом, как может быть выполнена конкретная простая операция производства, сборка, установка оборудования, поддержание его в рабочем состоянии и т.п.; как может быть проконтролировано качество, какие средства могут быть использованы, какое измерительное оборудование может быть применено и т.п. К IV уровню документации относятся записи. "Запись - документ, отражающий полученные результаты, или предоставляющий свидетельства осуществленной деятельности". Определив и "задокументировав" процессы, организация выделяет для себя записи, которые могут быть необходимы для того, чтобы демонстрировать соответствие своих процессов, продукции и СМК. К записям можно отнести отчеты, акты, протоколы, журналы, контрольные листы и пр. Объем необходимой документации и виды ее носителей, определяются организацией в зависимости от вида и размеров организации, сложности продукции, требований потребителя, квалифицированного персонала.
Для определения объема документации, необходимой СМК, можно пойти следующим путем: провести анализ выделенных процессов, с учетом требований выбранного международного стандарта, и составить матрицу ответственности, например:
Процессы Требования ИСО 9001 или ИСО/ТУ16949 Службы, ответственные за элемент международного стандарта Необходимая документация Ответственный за разработку / корректировку документации
А Б :.. Я
ААА п.1 х
разработать аА
п.n
х
откорректировать дД
БББ п.2
х
откорректировать бБ
п.n
х х разработать кК
Документация, необходимая для СМК должна быть управляемой. Т.е. должна быть создана документированная процедура, отражающая все требования п.4.2.3 и п.4.2.4 ИСО 9001 или ИСО/ТУ 16949.
Внутренние аудиты. Многие руководители недооценивают значение внутренних аудитов и роли внутренних аудиторов. Толк от внутренних аудиторов только тогда, не показывают свою значимость перед руководством, показывая несоответствия в работе персонала, а обнаруживают несоответствия в СМК. Важно, чтоб внутренние аудиторы, были независимы от различных служб и лучше всего подчинялись директору предприятия ("Чем больше передаточных звеньев - тем больше погрешность конструкции" - что-то из "Деталей машин").
Доработка документации СМК. На протяжении всего периода внедрения СМК необходимо - проводить доработку документации, начиная от "Руководства по качеству" заканчивая формами бланков для заполнения. Как показывает опыт, запустив этот процесс на некоторое время, СМК становиться полностью неуправляемой и самостийной. Тогда легче начать всё сначала, чем переделать!
Дальнейшее развитие СМК. Внедрять СМК имеет смысл, только если вы собираетесь заниматься её развитием. Помните правило: " Чтобы система была устойчивей, её надо часто трясти". (Владимир Челомей). Совершенству нет предела, следующими ступенями может стать: оптимизация процессов, внедрение стат. методов, системы "кайдзен", бережливого производства, системы "шесть сигм", сбалансированной системы показателей и т. д.
В заключение можно сказать, чтобы добиться высоких показателей производства, выдержать конкуренцию и быть преуспевающей компанией, нужно внедрять не стандарт, а систему менеджмента качества на основе стандарта и постоянно ее улучшать. А знание основных шагов внедрения СМК и возможных рифов поможет вам более быстро и эффективно внедрить СМК. В следующий раз мы поговорим о методах оптимизации процессов, о критериях оценки процессов и о системе сбалансированных показателей.
Также на сайте:
Пересмотр концепций качества и ценности с целью создания основы для лучшей конвергенции между менеджментом качества и системным мышлением
Проблемы менеджмента качества в России
Подготовлено при поддержке: Вместо маминого борща доставка пиццы с овощами нами ожидается.