Экономика качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рационализация расходов на производство и реализацию, и увеличение прибыли ОАО «Металлист», а также повышение эффективности Системы управления качеством в рамках данного предприятия.
Исходя из поставленной цели, сформулированы основные задачи:
1. Изучить историю развития экономики качества.
2. Определить затраты, связанные с качеством.
3. Описать проблемы при внедрении качества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Теоретические основы экономики качества 4
1.1. История развития экономики качества 4
1.2. Управление затратами, связанными с качеством 7
1.3. Проблемы при внедрении экономических аспектов качества на предприятии 12
2. Практическое применение экономики качества на примере ОАО «Металлист» 15
2.1. Характеристика предприятия ОАО «Металлист» 16
2.2. Управление затратами на обеспечение качества продукции 18
2.3. Предложения по развитию системы управления качеством 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Файлы: 1 файл

реферат Табекина ИСО.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

     Если  программа управления затратами  организована просто и разумно, то она  во всех областях деятельности компании служит надежной опорой для внедрения  инициатив, предлагаемых системой менеджмента  качества или программой обеспечения делового совершенства. Поэтому на начальных этапах внедрения программы особое внимание надо уделить ее тщательному планированию в интересах достижения поставленных целей. Программа не должна быть обязательно нацелена на выявление всех составляющих затрат, связанных с качеством. Напротив, ей надо сконцентрироваться на тех составляющих затрат, которые наиболее сильно влияют на показатели деятельности компании.

     Суждения  о значимости того или иного элемента затрат должны вытекать не только из их абсолютных величин. Может оказаться, что некоторые небольшие по своим размерам составляющие затрат имеют не меньшее значение, чем иные громадные по величине элементы. В любом случае программа обязана охватывать все основные составляющие затрат, не упуская и тех, которые еще только предстоит оценить. После завершения начальной стадии внедрения программа может пройти переоценку и, если надо, может быть дополнена новыми деталями. Для большинства компаний даже на начальном этапе реализации программы удается выявить многие возможности для совершенствования их деятельности. Управление затратами, связанными с качеством, означает использование выявленных возможностей, которые обернутся не только повышением качества продукции, но улучшением финансового состояния и репутации компании.

     Общие затраты на качество представляют собой разность между фактической себестоимостью продукции или услуг и ее себестоимостью при условии идеального качества. Как утверждал д-р Джуран, эти затраты – «золотая жила, которая ждет, когда ее начнут разрабатывать». Если вам удалось свести к нулю потери от дефектов и вы приступаете к снижению затрат на контроль качества, то вы не просто управляете затратами на обеспечение качества, но в прямом смысле начинаете ковать деньги [9].

     В стандартах ИСО 9001, 9002 и 9003 описаны элементы систем качества, требуемые при разработке, изготовлении, монтаже и техническом обслуживании продукции. Заключаемые контракты должны содержать требования к данным элементам систем качества, а предприятия - подвергаться аудиту на соответствие этим требованиям. В этих стандартах ничего не говорится о затратах, связанных с качеством. Стандарт ИСО 9004-1, представляющий руководство по менеджменту качества, содержит подробные указания по всем аспектам этой проблемы, включая информацию по применению в контрактах требований стандартов ИСО 9001, 9002 и 9003. Именно в этом руководстве рассматриваются экономические аспекты качества. Стандарт никоим образом не преуменьшает важности экономической составляющей эффективных систем менеджмента качества. Напротив, в руководстве упоминаются такие важные проблемы, как обеспечение безопасности продукции, ответственность предприятий или маркетинг.

     В настоящее время экономические  проблемы качества затрагивают следующие  два документа ИСО:

  • ИСО 9004-1:1994 Менеджмент качества и элементы системы качества. Руководство. Раздел 6. Финансовые аспекты систем качества.
  • ИСО 10014 Руководство по менеджменту экономики качества.
    1. Проблемы при внедрении экономических аспектов качества на предприятии
 

     Руководителям предприятий при внедрении финансовых аспектов менеджмента качества у  себя в организации необходимо особое внимание уделить именно комплексности  и последовательности работ в этой области. Как и в случае с системой менеджмента качества, реальные результаты от внедрения ее финансовых аспектов появляются лишь по прошествии некоторого времени (1-2 года), поэтому ни в коем случае не следует торопиться.

     Для того чтобы разобраться, почему в большинстве случаев на предприятиях, имеющих сертифицированную систему качества, практически не разработаны и не используются экономические методы управления качеством и что же является причиной отказа от использования финансовых механизмов в системе менеджмента качества предприятия,  необходимо понять, какие ожидания вкладывают руководители организаций в работы по внедрению экономических аспектов качества и что происходит в реальности.

     Следует также отметить, что самый главный  враг этой деятельности - желание охватить «все сразу». Ни в коем случае нельзя браться за внедрение всех финансовых аспектов менеджмента качества одновременно. Только их планомерное поэтапное внедрение и развитие (с обязательным проведением анализа и оценивания результатов каждого этапа работ) позволит достичь определенных результатов. Любая работа по систематизации и изменению механизмов управления в организации не может быть ориентирована на достижение быстрого результата.

     Кроме того, внедрение финансовых механизмов в системе менеджмента качества, как и любая другая инновационная деятельность, должно привести к достижению определенных целей организации. Использование экономических методов в системе менеджмента качества  позволяет решать только финансовые проблемы предприятия, связанные с менеджментом качества, а решить все проблемы с его помощью естественно невозможно. Безусловно, проведение мониторинга и анализа затрат, составляющих стоимость качества, позволяет оптимизировать эти затраты, привести к снижению себестоимости, определить приоритеты в решении проблем качества и способствует решению еще целого ряда задач. Однако использование только информации о затратах на качество без другой финансовой информации (например, данных об эффективности протекания процессов в системе менеджмента качества) решить вопросы улучшения экономических показателей деятельности, к сожалению, не может. Кроме того, данные зарубежных статистических исследований позволяют сделать однозначный вывод о том, что при внедрении  «система управления затратами на качество может получить значительную поддержку от системы экологического менеджмента», поскольку в этом случае экономический эффект от внедрения гораздо выше и достигается несколько быстрее.

     Между тем многие специалисты служб  качества на предприятиях сталкиваются с проблемой четкого и однозначного понимания терминов «результативность» и «эффективность». Результативность определяется стандартом ИСО 9000:2005 как степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Кроме того, поясняется, что результативностью может считаться приведение в исполнение, достижение, выполнение, проведение команды, обязанности, назначения, обещания. Эффективностью в соответствии с терминологией ИСО 9000:2005 считается связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами, что практически соответствует определению, которое дает современный экономический словарь: эффективность - относительный эффект процесса, определяемый как отношение эффекта к затратам, обеспечившим его получение [6].

     Получается, что термин «результативность», используемый в стандартах ИСО 9000:2005, действительно соответствует русскому значению этого слова. А что касается эффективности, то в данном случае этот термин следовало бы перевести как рациональность, то есть способность делать работу установленным (правильным) способом. Этот вывод подтверждается анализом положения стандарта ИСО 9001:2000, где в переводе употребляется слово «эффективность».

     Следует отметить, что такая ситуация возникла из-за различного понимания эффективности  отечественными и зарубежными учеными. В России традиционно эффективность рассматривается как отношение достигнутого результата к затраченным ресурсам, причем чаще всего и результат, и ресурсы измеряются в денежном выражении. Тогда как за рубежом чаще всего, когда говорят об эффективности, имеют в виду два совершенно других понятия [1, с. 98].

     Тем не менее, несмотря на то, что стандарты  продекларировали обязательность осуществления  деятельности по определению и повышению  результативности и эффективности  процессов и системы менеджмента  качества в целом, ее практическая реализация достаточно сложна и трудоемка. Очевидно, что определить эффективность без использования затрат на качество и стоимости процесса не представляется возможным. При этом нельзя ограничиться самым простым способом учета затрат от несоответствий (убытков) [8, с. 69]. Получается замкнутый круг: необходимо оценить эффективность процессов СМК, для этого надо установить критерии экономической результативности (результативности, определенной в денежном выражении) и эффективности и определить стоимость качества процесса (в том числе и полные затраты на качество), однозначных же критериев эффективности и результативности нет, а стоимость процесса не известна. Очевидно, именно в силу сложности и неоднозначности решения подобных проблем практическая реализация экономических аспектов системы менеджмента качества для многих организаций становится несбыточной мечтой.

     Большинство специалистов в области качества не берутся за реализацию этой задачи и говорят только о непосредственных результатах процесса (например, результативность деятельности по поддержанию работоспособности основного производственного оборудования оценивается соблюдением графиков технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов). Естественно, что при таком подходе некоторые значимые преимущества внедрения процессной модели менеджмента нивелируются, а внедрение процессного подхода принесет пользы не намного больше, чем использование предшествующей функциональной модели.

  1. Практическое  применение экономики  качества на примере ОАО «Металлист»
    1. Характеристика  предприятия ОАО «Металлист»
 

     Открытое  акционерное общество «Металлист» на сегодняшний день является одним из крупнейших специализированных предприятий России по производству запасных частей для горно-обогатительных и металлургических предприятий.

     Основными видами деятельности ОАО «Металлист» являются:

  • производство отливок из черных и цветных металлов;
  • изготовление запасных частей для горно-металлургического оборудования;
  • изготовление поковок и металлоконструкций;
  • ремонт горно-обогатительного оборудования.

     Номенклатура  продукции, которая производится и  реализуется ОАО «Металлист», включает:

  • Запасные части для дробилок: брони конусов, диски, втулки, плиты, молотки, патрубки, кольца, вкладыши, клинья, била, др.
  • Запасные части для мельниц: решетки, футеровки, секторы, лифтеры, брони, сегменты, клинья, черпаки, др.
  • Запасные части для экскаваторов: втулки, зубья, напорные механизмы, ходовые тележки, шайбы, муфты, стенки, звенья, пяты и днища ковша, буферы, амортизаторы, шайбы, коронки, др.
  • Запасные части для бульдозеров: наконечники, ножи, втулки, др.
  • Запасные части для буровых станков: вкладыши, подшипники, колодки, др.
  • Запасные части для грунтовых насосов: корпуса, крышки, втулки, конусы, диски, др.
  • Запасные части для погрузчиков, рыхлителей, кранов, буровых установок, пластинчатых конвейеров, электровозов, подъемных бункеров, драг, кранов, дисковых истирателей, узлов крупного дробления, тис, скреперов.

     Предприятие поставляет продукцию в Северо-западный, Северный, Центральный, Восточно-Сибирский районы России, на Урал и страны ближнего зарубежья.

     Основными клиентами ОАО «Металлист» являются крупные горнорудные и металлургические предприятия, такие как ОАО «Михайловский ГОК», ОАО «Оленегорский ГОК», ОАО «Ковдорский ГОК», ОАО «Коршуновский ГОК», РАО «Норильский никель», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «Сорский ГОК», ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат», ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» и т.д.

     ОАО «Металлист» является участником международной программы «Партнерство ради прогресса» и вошло в состав ведущих предприятий, имеющих статус «Лидер российской экономики» и удостоено награды «Золотой Меркурий».

     В 2003г. ОАО «Металлист» был выдан  сертификат компании TUV CERT, подтверждающий соответствие Системы менеджмента качества ОАО «Металлист» Международному стандарту ISO 9001:2000. Действие Системы менеджмента качества в настоящее время распространяется на производство отливок, запасных частей и металлоконструкций из черных и цветных металлов для горной и металлургической промышленности. В дальнейшем, ОАО «Металлист» планирует расширить область применения Системы менеджмента качества за счет развития направления, связанного с машиностроительной отраслью.

     В настоящий момент на ОАО «Металлист» осуществляется модернизация и расширение существующего производства отливок. Предприятием закуплен комплекс высокотехнологичного оборудования для производства литейных форм и стержней итальянской фирмы «IMF». В скором времени модернизацией будут затронуты технологические процессы, связанные с выплавкой стали и термической обработкой отливок.

     Основным  приоритетом в работе ОАО «Металлист»  является высокое качество выпускаемой  продукции с одновременным проведением  гибкой ценовой политики, что позволяет  быть конкурентоспособным на российском рынке [7].

    1. Управление  затратами на обеспечение качества продукции
 

     Оценка  затрат на обеспечение качества продукции.

     Затраты на обеспечение качества продукции  состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных затрат.

Информация о работе Экономика качества