Экономика качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рационализация расходов на производство и реализацию, и увеличение прибыли ОАО «Металлист», а также повышение эффективности Системы управления качеством в рамках данного предприятия.
Исходя из поставленной цели, сформулированы основные задачи:
1. Изучить историю развития экономики качества.
2. Определить затраты, связанные с качеством.
3. Описать проблемы при внедрении качества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Теоретические основы экономики качества 4
1.1. История развития экономики качества 4
1.2. Управление затратами, связанными с качеством 7
1.3. Проблемы при внедрении экономических аспектов качества на предприятии 12
2. Практическое применение экономики качества на примере ОАО «Металлист» 15
2.1. Характеристика предприятия ОАО «Металлист» 16
2.2. Управление затратами на обеспечение качества продукции 18
2.3. Предложения по развитию системы управления качеством 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Файлы: 1 файл

реферат Табекина ИСО.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальность: тема экономики качества в последнее время стала одной из наиболее популярных при обсуждении вопросов менеджмента качества. Судить об этом возможно и по резко возросшему количеству публикаций по данной проблеме, и по тому интересу, который проявляют руководители предприятий и организаций к обучению специалистов экономических служб, и по содержанию работ, представляемых на различные конкурсы и премии в области качества.

     Если  к концу 1997 года финансовыми аспектами  качества занималось менее 30% от общего количества предприятий, внедривших систему качества в соответствии с требованиями ИСО серии 9000, то в 2000-е годы эта цифра возросла почти до 70%. Изменение отношения к экономическим аспектам качества связано и с необходимостью получать оперативную экономическую информацию для принятия управленческих решений в области качества, поскольку именно экономические причины должны служить движущей силой всех нововведений и изменений, происходящих в организации.

     Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.

     Цель  работы: рационализация расходов на производство и реализацию, и увеличение прибыли ОАО «Металлист», а также повышение эффективности Системы управления качеством в рамках данного предприятия.

     Исходя  из поставленной цели, сформулированы основные задачи:

  1. Изучить историю развития экономики качества.
  2. Определить затраты, связанные с качеством.
  3. Описать проблемы при внедрении качества.
  4. Проанализировать хозяйственную деятельность предприятия.
  5. Оценить работу службы системы управления качеством, а следовательно затраты на ее развитие.
  6. Разработать мероприятия по повышению качества продукции и путей повышения эффективности работы системы управления качеством.

     Приемы: при написании данной работы были использованы материалы учебной литературы и электронных ресурсов.

     Практическая  значимость заключается в том, что решение проблемы качества продукции на предприятии – это высокий его имидж у покупателей, это выход так же на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли устойчивого качества продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические основы экономики качества
    1. История развития экономики качества
 

     Одну  из самых ранних публикаций, содержащих общие принципы затрат на качество, можно найти в первом издании «Справочника по контролю качества» доктора Дж. М. Джурана. В первой главе, озаглавленной «Экономика качества», д-р Джуран привел свою знаменитую аналогию между качеством и «золотой жилой». Экономические представления о качестве впоследствии были развиты и углублены во многих изданных книгах и статьях разных авторов. Среди первых работ, посвященных так называемым «системам управления затратами, связанными с качеством», были: статья У. Дж. Массера – «Менеджер по качеству и цена качества» (1957 г.); статья Гарольда Фримана – «Как использовать понятие "затраты на качество"» (1960 г.) и пятая глава классической книги д-ра А. В. Фейгенбаума – «Всеобщее управление качеством» (1961 г.). В этих работах была впервые введена хорошо известная теперь классификация затрат, связанных с качеством, содержащая три категории: предупреждение; оценка и контроль и дефекты.

     В декабре 1963 г. Министерством обороны США был выпущен документ MIL-Q-9858A Quality Program Requirements – «Требования к программе качества», обязывающий всех подрядчиков и субподрядчиков, работающих по военным контрактам, вести учет затрат и издержек, связанных с качеством. Новый документ помогал обратить внимание на важность измерения затрат, связанных с качеством, хотя и содержал лишь самые общие указания по внедрению и применению соответствующих методов измерения. Вместе с тем он значительно усилил интерес к экономическим аспектам качества.

     Постепенно, по мере того как стандарты ИСО  серии 9000 и стандарт QS-9000 завоевывают  международное признание, затраты, связанные с качеством, становятся показателями эффективности менеджмента  качества, превращаются в инструмент повышения качества.

     В 1961 г. Американским обществом качества (ASQ) был образован Комитет по экономике качества. Его основная задача состояла в том, чтобы, изучая затраты, связанные с качеством, привлечь внимание к масштабам и важности проблемы обеспечения качества продукции для экономического благополучия компаний-производителей. В 1967 г. Комитет издал документ под названием «Что такое затраты, связанные с качеством, и почему они возникают?», в котором были детально описаны основные положения программ снижения затрат, содержались определения видов и отдельных составляющих затрат, связанных с качеством. Этот документ оставался бестселлером среди публикаций ASQ вплоть до появления первого и второго изданий настоящей книги, развившей его основные аспекты и завоевавшей еще большую популярность.

     Комитет по экономике качества впоследствии стал признанным авторитетом в части  внедрения и применения систем управления затратами, связанными с качеством. Помимо поддержки программ профессионального  обучения и проведения ежегодных конференций по данной тематике, Комитет издал ряд документов, в числе которых «Руководство по снижению затрат, связанных с качеством», «Руководство по управлению затратами поставщиков на обеспечение качества» и двухтомник «Затраты, связанные с качеством. Идеи и приложения».

     В 1983 г. Комитет вошел в отделение ASQ по вопросам менеджмента качества, впоследствии переименованного в «Отделение административных проблем качества», и стал одним из наиболее активных и продуктивных технических комитетов Американского общества качества.

     Ныне  постоянно увеличивается число  правительственных и коммерческих контрактов, содержащих требования регулирования  затрат, связанных с качеством, начиная  с обязательного учета расходов на утилизацию брака и затрат, вызванных доработками продукции, и кончая требованиями в отношении реализации самых сложных программ управления расходами на обеспечение качества. Практически все консультанты в области менеджмента качества включают программы управления затратами, связанными с качеством, в тематику предоставляемых ими консультационных услуг. Предприятия, работающие в сфере услуг, испытывают постоянное давление со стороны клиентов и государственных регулирующих органов, требующих от них обоснования любых повышений цен и тарифов на свои услуги, и поэтому вынуждены уделять повышенное внимание проблеме затрат, связанных с качеством. Компании, заинтересованные в завоевании ведущих позиций в конкурентной борьбе, ясно понимают, что кроме прилагаемых усилий по повышению качества продукции и созданию систем менеджмента качества надо учитывать важность экономики качества и внедрения систем управления затратами, связанными с качеством [9].

    1. Управление  затратами, связанными с качеством
  

 Управление затратами, связанными с качеством, начинается с признания того, что повышение качества товаров и услуг и сокращение затрат, связанных с их качеством, есть не что иное, как синонимы. В этом заключен исходный постулат экономики качества. Следующим шагом должно стать понимание того, что измеримое повышение качества способно оказать вполне осязаемое воздействие на другие показатели бизнеса: объемы продаж, завоеванная доля рынка и т.п. Все сказанное справедливо при условии, что затраты, связанные с качеством, измеряются и отражают возможные расходы и издержки компании.

     Следует четко понимать, что затраты, связанные  с качеством, не сводятся к одной-единственной составляющей, а представляют собой  сложную систему, состоящую из многих элементов. Существует опасность попыток  решения проблем, возникающих у  потребителя, только путем добавления в производственный процесс дополнительных операций, например, новых проверок и испытаний. В сфере услуг такой подход часто сводится к увеличению числа операторов. Этим способом удается немедленно разрешить возникшие у потребителей проблемы, но дополнительные расходы могут существенно снизить прибыль компании. Только внедрение комплексной программы менеджмента качества заставит проанализировать все затраты и признать, что дополнительные внутренние расходы предприятия - лишь первый шаг к поиску кардинального решения: к устранению глубинных корней возникшей проблемы.

     Уже очевидно, что система управления затратами, связанными с качеством, Может стать мощным инструментом управления предприятием в целом. Она  способна служить индикатором эффективности управления во многих областях деятельности компании, измеряя цены допускаемых ошибок. Следовательно, программа управления затратами, связанными с качеством, должна стать неотъемлемой составной частью любых действий, направленных на повышение качества. Общая цена качества при этом будет указывать на имеющиеся у компании возможности совершенствования и служить основой для измерения достижений в этой области.

     Величины  затрат, связанных с качеством, служат не только обобщенным индикатором эффективности менеджмента качества, но и способствуют установлению приоритетов в проведении насущных корректирующих действий. Некоторые компании мирятся с далеко не совершенными уровнями эффективности, полагая, что возможные усовершенствования окажутся слишком дорогостоящими. Самый важный аргумент в пользу внедрения систем управления затратами на качество - способность этих систем оценить стоимость требуемых корректирующих действий и обосновать целесообразность их проведения. Например, реальную выгоду от приобретения нового, дорогостоящего оборудования, станка или компьютерной системы можно недооценить из-за отсутствия полной информации, такой как текущие значения стоимости проверок, сортировки, переделок, ремонта или утилизации дефектной продукции, рисков поставки потребителям продукции или услуг, не соответствующих установленным требованиям.

     Важная  часть управления затратами, связанными с качеством, - снижение потерь от дефектов. Например, затраты можно представить  в виде диаграммы Парето (жизненно важное меньшинство против тривиального большинства) и постепенно устранять, начиная с экономически наиболее значимых. Их нельзя радикально сократить при отсутствии системы, позволяющей отслеживать причины возникающих дефектов с целью их последующего устранения. А если эта система не способна выявлять дефекты и проблемы, то первое, что надо сделать, так это ее улучшить. При отсутствии системы учета возникающих проблем или дефектов в лучшем случае удается расследовать только наиболее очевидные или, как говорят, «горящие» проблемы. Не столь явные проблемы и связанные с ними затраты остаются скрытыми в так называемой «приемлемой цене ведения бизнеса». Выявление и разрешение подобных проблем служит главной наградой за создание системы учета затрат, связанных с качеством. В противном случае эти проблемы остаются скрытыми.

     На  следующем этапе управления затратами, связанными с качеством, надо проанализировать обоснованность текущих затрат на оценку и контроль качества и получить ответы на следующие вопросы:

  • Не слишком ли высоки наши потери от дефектов при отсутствии достаточной программы контроля и оценки качества?
  • Не тратим ли мы лишние средства на проверки и оценки, особенно при достигнутом повышенном уровне эффективности производства?

     Для установления должного уровня проверок и оценок качества стоит применять анализ затрат, связанных с качеством, в сочетании с анализом рисков. Более конструктивный подход к анализу затрат должен определить: не подменяют ли действия по контролю качества адекватные действия, направленные на предупреждение дефектов?

     Стоимостью  работ по предупреждению дефектов (превентивными  затратами) следует управлять так  же, как и затратами на контроль качества и потерями от дефектов, - путем  тщательного анализа и последующих  корректирующих действий этого аспекта жизни компании. Затраты на предупреждение дефектов складываются из инвестиций в разработку и внедрение соответствующих средств и методов во все процессы и производственные операции, влияющие на качество товаров или услуг. Средства и методы предупреждения дефектов должны применяться корректно и избирательно, не обязательно охватывать равномерно все аспекты работы предприятия [3, с. 72]. Существует немало примеров, когда достигались высокие результаты за счет перераспределения усилий из областей, где они давали незначительный эффект, туда, где они были реально оправданными.

     Внедрение системы управления затратами, связанными с качеством, надо всегда проводить  при позитивном отношении к ней  сотрудников компании. В противном  случае ее назначение может быть понято превратно, поскольку такая система всегда выявляет массу отходов производства, ошибок и лишних расходов, которых не должно быть в компании с грамотным управлением качеством. Поэтому особенно важно, чтобы все сотрудники, которых затрагивает эта система, начиная с руководителей компании, понимали, что управление затратами, связанными с качеством, служит средством оздоровления экономики. Не имеет значения, с каких объемов затрат мы начинаем. Каждая компания уникальна в плане ведения бизнеса, применяемых систем учета, различий в распределении затрат, связанных с качеством. Поэтому сопоставления с другими компаниями не имеют никакого смысла и их надо исключить. Важнее всего - ощутимое Движение вперед, наблюдаемое из года в год. Это и есть главная цель управления затратами, связанными с качеством.

Информация о работе Экономика качества