Экономические проблемы качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:27, контрольная работа

Краткое описание

Экономические категории качества проявляются в первую очередь через производителей от продажи их качественных изделий и через затраты производителей для обеспечения ожидаемого потребителями их качества.
Качество оказывает влияние на главные показатели работы предприятий – их рентабельность, перспективы производства, долю на внутреннем и внешнем рынках и др.
Диаграмма Исикавы,
Интеллектуальная собственность в управлении качеством.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 64.63 Кб (Скачать)

· производится наем рабочей силы, занимающейся управленческой, инженерной, научной  и другими видами интеллектуальной деятельности с их знаниями, опытом и навыками в применении этих знаний;

· с использованием знаний и навыков  в результате интеллектуального  труда разрабатываются инновационные  идеи и создаются предметы интеллектуального  труда -- объекты интеллектуальной собственности (на этой стадии могут приобретаться  права на использование этих объектов, владельцами которых являются сторонние  организации).

Кроме того, деньги используются также на увеличение созданного интеллектуального  потенциала:

· на обучение и переподготовку специалистов, в результате чего увеличивается  объем знаний специалистов, повышается качество этих знаний, совершенствуются навыки;

· на повышение корпоративной культуры организации, улучшение технологии коллективной работы;

· на мотивацию интеллектуального  труда, повышение творческой активности, совершенствование бизнес-технологий и т.п.

На второй стадии превращений интеллектуальные элементы капитала обеспечивают создание интеллектуальной составляющей инновационной продукции. Вложенные в инновационную продукцию предметы интеллектуального труда предопределяют качество продукции. Интеллектуальный капитал в этом процессе выступает в роли интеллектуального инструментария (орудия интеллектуального труда) и в то же время является предметом интеллектуального труда (объекты интеллектуальной собственности, которые создаются и внедряются в инновационную продукцию посредством интеллектуального инструментария).

Интеллектуальный  капитал внедряется в продукцию  на всех этапах ее создания: в материалах, из которых производится продукция, в комплектующих элементах, в  станках, оснастке и инструментах, которые  используются в производственном цикле, в упаковке и т.д. Вложенный на второй стадии превращений интеллектуальный капитал создает стоимость, и  чем выше уровень достигнутого качества, тем больше величина созданной стоимости.

На третьей стадии кругооборота капитала продукция становится товаром и из товарной формы капитал превращается в денежную форму. Реализуемый товар имеет рыночную стоимость, которая определяется материальной и интеллектуальной составляющими. Через интеллектуальную составляющую стоимости продукции реализуется интеллектуальный капитал, превращаясь в денежную форму.

Интеллектуальный  капитал участвует в образовании  товарной формы капитала также маркетинговыми активами, и прежде всего имиджем  фирмы, ее товарным знаком, что также  обеспечивает создание стоимости. Чем  более известна фирма и чем  шире ее клиентская база и связи, тем  большая величина стоимости может  быть реализована в товаре. Потребитель, приобретая товар на рынке, платит не только за его качество, но и за уверенность  в том, что декларируемое, но и  за уверенность в том, что декларируемое  требуемое качество товара достигнуто в процессе создания продукции.

На  этой стадии могут быть реализованы  и объекты интеллектуальной собственности  посредством как заключения лицензионных договоров на производство созданных  брендов, так и прямой продажи  прав на владение объектами интеллектуальной собственности.

На  вырученные деньги (при правильной организации бизнеса) производится преумножение интеллектуального капитала с переходом вновь на первую стадию превращения капитала. Схема постоянного  движения и преобразований интеллектуального  капитала представлена на рис. 1.

Рис 1. Схема движения и преобразований интеллектуального капитала организации

 

 

Управление  ИК должно обеспечить его постоянное движение и преобразования по рассмотренной  замкнутой схеме. Отсутствие одной  из составляющих этого цикла приводит к прекращению развития интеллектуального  потенциала любой организации. Созданный  однажды и нереализуемый в  дальнейшем интеллектуальный капитал  становится мертвым грузом, балластом  неоправданных расходов и неокупившихся  инвестиций. Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. М.: .Акционер. 2002. С.162

Для управления движением ИК в замкнутом  цикле через три стадии его  превращений необходимы количественные показатели для оценки:

· на первой стадии -- уровня достигнутого интеллектуального потенциала организации, определяющего эффективность сделанных  инвестиций в создание и преумножение ИК;

· на второй стадии -- эффективности использования  ИК в создании инновационной и  интеллектуальной продукции;

· на третьей стадии -- целесообразной величины инвестиций на дальнейшее преумножение интеллектуального капитала и мотивации  повышения интеллектуального потенциала организации.

Предложенный  Е.Н. Селезневым Селезнев Е.Н. Интеллектуальный потенциал -- показатель состояния интеллектуального  капитала и эффективности его  использования // Финансовый менеджмент. 2004. № 5. С. 38 количественный показатель -- стоимостная оценка интеллектуального  потенциала организации, на наш взгляд, достаточно удобен для постановки и  решения задач управления ИК на первой стадии его превращений. Этот показатель учитывает изменения всех составляющих интеллектуального капитала организации.

Для управления ИК на второй и третьей  стадиях какие-либо количественные показатели до настоящего времени не были разработаны, в то время как  необходимо производить оценки:

· результатов использования интеллектуального  капитала при создании интеллектуальной составляющей инновационной продукции;

· целесообразных объемов инвестиций в цикле превращений ИК.

Интеллектуальный  капитал, как это показано на схеме (рис 1.), на второй стадии превращений  обеспечивает создание интеллектуальной составляющей инновационной продукции -- ее качества. При этом под качеством  следует понимать совокупность свойств  продукции (услуг), определяющих ее пригодность  к применению. Экономическая энциклопедия. Гл. ред. академик Л. И. Абалкин. М: Экономика. 1999. С.416 Соответственно продукция более  высокого качества имеет большую  ценность на потребительском рынке, так как более полно удовлетворяет  общественные потребности за счет приданных  этой продукции свойств. Большая  ценность предопределяет и большую  стоимость продукции с более  высоким качеством. Все это является результатом использования интеллектуального  капитала, который на второй стадии превращений выступает в роли интеллектуальных элементов производительного  капитала.

Таким образом, для оценки результатов  использования ИК в создании инновационной  продукции необходимо оценить долю стоимости интеллектуальной составляющей в общей стоимости этой продукции, т.е. оценить стоимость качества, стоимость тех потребительских  свойств продукции, которые были ей приданы в процессе создания и  которые сделали продукцию инновационной.

Затратный подход к такой оценке не может  быть продуктивен, так как большие  затраты могут быть не эффективно использованы при совершенствовании  продукции. В таких случаях говорят: гора родила мышь. В то же время блестящая инновационная идея и соответствующее этой идеи техническое решение могут с минимальными затратами обеспечить создание бренда, востребованного потребительским рынком. Полученный прирост качества приведет к приросту стоимости усовершенствованной продукции. Величину прироста стоимости продукции определяет потребитель совместно с продавцом, исходя из заинтересованности и возможностей потребителя и интересов производителя инновационной продукции. При этом продавец будет стремиться получить за товар столько, сколько позволит покрыть как все финансовые затраты производителя, так и свои собственные, а также получить с потребителя за качество продукции. Потребитель будет оплачивать приобретаемую продукцию по имеющимся возможностям.

В этом случае рыночную стоимость Ср продукции следует определять в  виде: Ср = Зс + Ск , гдеЗс--сумма всех видов затрат на создание и реализацию единицы продукции; Ск--рыночная стоимость качества продукции.

Массовый  потребитель является лучшим экспертом  для оценки качества продукции в  условиях рыночной экономики. Поэтому  полученная от такой экспертной группы оценка с высокой достоверностью позволяет установить стоимость  качества продукции, а следовательно, и долю интеллектуальной составляющей в стоимости продукции (Dи): Dи = (Ср - Зс) / Ср .

Этот  показатель Dи следует применять для оценки эффективности использования интеллектуального капитала конкретной организации, создавшей определенную инновацию.

В качестве усредненного по отрасли промышленного  производства показателя эффективности  использования интеллектуального  капитала удобнее употреблять значение роялти (R), которое определяет величину отчислений от выручки, получаемой лицензиатом от реализации производимой в соответствии с лицензионным договором продукции. Действительно, эти отчисления получает лицензиар, который разработал и внедрил бренд, используя свой интеллектуальный капитал. Именно за это он и должен получать долю от выручки лицензиата.

Второй  статьей доходов от использования  интеллектуального капитала организации  является прямая реализация создаваемой  интеллектуальной собственности в  виде передачи прав на использование  этой собственности полностью или  частично (по лицензионному договору).

В этих случаях интеллектуальная собственность  выступает в качестве интеллектуальной продукции, произведенной на второй стадии превращений интеллектуального  капитала.

 

Ассортимент этой интеллектуальной продукции составляют:

· объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и т.п.);

· объекты авторского права (программы  ЭВМ, базы данных, топологии интегральных схем, произведения науки и т.п.);

· ноу-хау (неопубликованные объекты  промышленной собственности и авторского права, техническая и коммерческая документация по организации и проведению инновационных мероприятий при  реализации новых технических решений  и другая подобная документация).

Объекты промышленной собственности и авторского права становятся товаром на рынке  интеллектуальной продукции с момента  оформления патентов и авторских  свидетельств, обеспечивающих владельцам этих объектов права на эксклюзивное их использование.

Ноу-хау, являясь также товаром на рынке  интеллектуальной продукции, не имеет  правового закрепления за владельцами  этого вида собственности. В связи  с этим передача ноу-хау (за соответствующее  вознаграждение) производится чаще всего  при оформлении лицензионных договоров  на право производства патентованной  продукции. В этом случае ноу-хау  содержится в технической документации, в рекомендациях лицензиара лицензиату по организации работ, в передаваемом в процессе обучения персонала опыте  организации работ при производстве лицензионной продукции и т.п.

В перечисленных и в других вариантах  реализации интеллектуальной продукции  на рынке происходит передача собственности  новым владельцам. Для оценки результатов  реализации этого вида продукции  естественно использовать получаемую от продаж прибыль.

Следует заметить, что первый путь реализации интеллектуального капитала -- прямая продажа интеллектуальной собственности -- имеет негативную сторону. Такая  реализация ИК ведет к снижению интеллектуального  потенциала организации, если продажа  интеллектуальной собственности производится не в рамках лицензионного договора.

Поэтому продажа патентов и свидетельств целесообразна лишь в случаях, когда  организация не в состоянии самостоятельно реализовать имеющийся интеллектуальный капитал в собственной инновационной  продукции.

 

 

3. Диаграмма Исикавы

Программа "KonSi - Fishbone-Ishikawa Diagram" находит свое применение в различных сферах деятельности. Особо популярно применение диаграммы  Исикавы ( диаграммы Ишикавы - Рыбья  кость ) в системах управления качеством  для выделения причин, которые  обусловили снижение качества услуг  или продукта. КонСи дает конкретные практические решения задач, которые  учитывают особенности бизнеса  клиентов. Технологии построения диаграммы  Ишикавы ( Исикавы ) популярны среди  бизнес-аналитиков всего мира. Методы построения диаграммы Исикавы отличаются легкостью применения к реальным практическим ситуациям, с которыми приходится сталкиваться аналитику  при изучении проблемных ситуаций, которые возникают в деятельности компаний. Диаграмма Исикавы применяется  для повышения конкурентоспособности  предоставляемых услуг и производимых продуктов. Диаграмма Исикавы широко применяется в стратегическом планировании для выделения ключевых факторов успеха. КонСи выпустило программный  продукт для поддержки технологии построения диаграммы Исикавы ( диаграммы  Ишикавы ) для решения сложных  проблем управления и анализа  причин аварийных ситуаций в производстве. Программа "KonSi - Fishbone-Ishikawa Diagram" применяется  с первых дней своего выпуска в  самых широких и разнообразных  областях и сферах для повышения  конкурентоспособности бизнеса

Назначение метода

Применяется при разработке и непрерывном  совершенствовании продукции. Диаграмма  Исикавы - инструмент, обеспечивающий системный подход к к определению  фактических причин возникновения  проблем.

Цель метода

Изучить, отобразить и обеспечить технологию поиска истинных причин рассматриваемой  проблемы для эффективного их разрешения.

Суть метода

Причинно-следственная диаграмма - это ключ к решению  возникающих проблем.

Диаграмма позволяет в простой и доступной  форме систематизировать все  потенциальные причины рассматриваемых  проблем, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск  первопричины.

План действий

В соответствии с известным принципом  Парето, среди множества потенциальных  причин (причинных факторов, по Исикаве), порождающих проблемы (следствие), лишь две-три являются наиболее значимыми, их поиск и должен быть организован. Для этого осуществляется:

  • сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;
  • группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;
  • ранжирование их внутри каждого блока;
  • анализ получившейся картины.

Особенности метода

Причинно-следственная диаграмма ("рыбий  скелет")

Общие правила построения

  1. Прежде чем приступать к построению диаграммы, все участники должны прийти к единому мнению относительно формулировки проблемы.
  2. Изучаемая проблема записывается с правой стороны в середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка - "хребет" (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида часто называют "рыбьим скелетом").
  3. Наносятся главные причины (причины уровня 1), влияющие на проблему, - "большие кости". Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с "хребтом".
  4. Далее наносятся вторичные причины (причины уровня 2), которые влияют на главные причины ("большие кости"), а те, в свою очередь, являются следствием вторичных причин. Вторичные причины записываются и располагаются в виде "средних костей", примыкающих к "большим". Причины уровня 3, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде "мелких костей", примыкающих к "средним", и т. д. (Если на диаграмме приведены не все причины, то одна стрелка оставляется пустой).
  5. При анализе должны выявляться и фиксироваться все факторы, даже те, которые кажутся незначительными, так как цель схемы - отыскать наиболее правильный путь и эффективный способ решения проблемы.
  6. Причины (факторы) оцениваются и ранжируются по их значимости, выделяя особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.
  7. В диаграмму вносится вся необходимая информация: ее название; наименование изделия; имена участников; дата и т. д.

Информация о работе Экономические проблемы качества