Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:27, контрольная работа
Экономические категории качества проявляются в первую очередь через производителей от продажи их качественных изделий и через затраты производителей для обеспечения ожидаемого потребителями их качества.
Качество оказывает влияние на главные показатели работы предприятий – их рентабельность, перспективы производства, долю на внутреннем и внешнем рынках и др.
Диаграмма Исикавы,
Интеллектуальная собственность в управлении качеством.
· производится наем рабочей силы, занимающейся управленческой, инженерной, научной и другими видами интеллектуальной деятельности с их знаниями, опытом и навыками в применении этих знаний;
·
с использованием знаний и навыков
в результате интеллектуального
труда разрабатываются
Кроме того, деньги используются также на увеличение созданного интеллектуального потенциала:
· на обучение и переподготовку специалистов, в результате чего увеличивается объем знаний специалистов, повышается качество этих знаний, совершенствуются навыки;
·
на повышение корпоративной
·
на мотивацию интеллектуального
труда, повышение творческой активности,
совершенствование бизнес-
На второй стадии превращений интеллектуальные элементы капитала обеспечивают создание интеллектуальной составляющей инновационной продукции. Вложенные в инновационную продукцию предметы интеллектуального труда предопределяют качество продукции. Интеллектуальный капитал в этом процессе выступает в роли интеллектуального инструментария (орудия интеллектуального труда) и в то же время является предметом интеллектуального труда (объекты интеллектуальной собственности, которые создаются и внедряются в инновационную продукцию посредством интеллектуального инструментария).
Интеллектуальный капитал внедряется в продукцию на всех этапах ее создания: в материалах, из которых производится продукция, в комплектующих элементах, в станках, оснастке и инструментах, которые используются в производственном цикле, в упаковке и т.д. Вложенный на второй стадии превращений интеллектуальный капитал создает стоимость, и чем выше уровень достигнутого качества, тем больше величина созданной стоимости.
На третьей стадии кругооборота капитала продукция становится товаром и из товарной формы капитал превращается в денежную форму. Реализуемый товар имеет рыночную стоимость, которая определяется материальной и интеллектуальной составляющими. Через интеллектуальную составляющую стоимости продукции реализуется интеллектуальный капитал, превращаясь в денежную форму.
Интеллектуальный
капитал участвует в
На этой стадии могут быть реализованы и объекты интеллектуальной собственности посредством как заключения лицензионных договоров на производство созданных брендов, так и прямой продажи прав на владение объектами интеллектуальной собственности.
На вырученные деньги (при правильной организации бизнеса) производится преумножение интеллектуального капитала с переходом вновь на первую стадию превращения капитала. Схема постоянного движения и преобразований интеллектуального капитала представлена на рис. 1.
Рис 1. Схема движения и преобразований интеллектуального капитала организации
Управление ИК должно обеспечить его постоянное движение и преобразования по рассмотренной замкнутой схеме. Отсутствие одной из составляющих этого цикла приводит к прекращению развития интеллектуального потенциала любой организации. Созданный однажды и нереализуемый в дальнейшем интеллектуальный капитал становится мертвым грузом, балластом неоправданных расходов и неокупившихся инвестиций. Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. М.: .Акционер. 2002. С.162
Для управления движением ИК в замкнутом цикле через три стадии его превращений необходимы количественные показатели для оценки:
·
на первой стадии -- уровня достигнутого
интеллектуального потенциала организации,
определяющего эффективность
· на второй стадии -- эффективности использования ИК в создании инновационной и интеллектуальной продукции;
·
на третьей стадии -- целесообразной
величины инвестиций на дальнейшее преумножение
интеллектуального капитала и мотивации
повышения интеллектуального
Предложенный Е.Н. Селезневым Селезнев Е.Н. Интеллектуальный потенциал -- показатель состояния интеллектуального капитала и эффективности его использования // Финансовый менеджмент. 2004. № 5. С. 38 количественный показатель -- стоимостная оценка интеллектуального потенциала организации, на наш взгляд, достаточно удобен для постановки и решения задач управления ИК на первой стадии его превращений. Этот показатель учитывает изменения всех составляющих интеллектуального капитала организации.
Для управления ИК на второй и третьей стадиях какие-либо количественные показатели до настоящего времени не были разработаны, в то время как необходимо производить оценки:
·
результатов использования
· целесообразных объемов инвестиций в цикле превращений ИК.
Интеллектуальный
капитал, как это показано на схеме
(рис 1.), на второй стадии превращений
обеспечивает создание интеллектуальной
составляющей инновационной продукции
-- ее качества. При этом под качеством
следует понимать совокупность свойств
продукции (услуг), определяющих ее пригодность
к применению. Экономическая энциклопедия.
Гл. ред. академик Л. И. Абалкин. М: Экономика.
1999. С.416 Соответственно продукция более
высокого качества имеет большую
ценность на потребительском рынке,
так как более полно
Таким
образом, для оценки результатов
использования ИК в создании инновационной
продукции необходимо оценить долю
стоимости интеллектуальной составляющей
в общей стоимости этой продукции,
т.е. оценить стоимость качества,
стоимость тех потребительских
свойств продукции, которые были
ей приданы в процессе создания и
которые сделали продукцию
Затратный подход к такой оценке не может быть продуктивен, так как большие затраты могут быть не эффективно использованы при совершенствовании продукции. В таких случаях говорят: гора родила мышь. В то же время блестящая инновационная идея и соответствующее этой идеи техническое решение могут с минимальными затратами обеспечить создание бренда, востребованного потребительским рынком. Полученный прирост качества приведет к приросту стоимости усовершенствованной продукции. Величину прироста стоимости продукции определяет потребитель совместно с продавцом, исходя из заинтересованности и возможностей потребителя и интересов производителя инновационной продукции. При этом продавец будет стремиться получить за товар столько, сколько позволит покрыть как все финансовые затраты производителя, так и свои собственные, а также получить с потребителя за качество продукции. Потребитель будет оплачивать приобретаемую продукцию по имеющимся возможностям.
В этом случае рыночную стоимость Ср продукции следует определять в виде: Ср = Зс + Ск , гдеЗс--сумма всех видов затрат на создание и реализацию единицы продукции; Ск--рыночная стоимость качества продукции.
Массовый потребитель является лучшим экспертом для оценки качества продукции в условиях рыночной экономики. Поэтому полученная от такой экспертной группы оценка с высокой достоверностью позволяет установить стоимость качества продукции, а следовательно, и долю интеллектуальной составляющей в стоимости продукции (Dи): Dи = (Ср - Зс) / Ср .
Этот показатель Dи следует применять для оценки эффективности использования интеллектуального капитала конкретной организации, создавшей определенную инновацию.
В
качестве усредненного по отрасли промышленного
производства показателя эффективности
использования
Второй статьей доходов от использования интеллектуального капитала организации является прямая реализация создаваемой интеллектуальной собственности в виде передачи прав на использование этой собственности полностью или частично (по лицензионному договору).
В этих случаях интеллектуальная собственность выступает в качестве интеллектуальной продукции, произведенной на второй стадии превращений интеллектуального капитала.
Ассортимент этой интеллектуальной продукции составляют:
· объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и т.п.);
· объекты авторского права (программы ЭВМ, базы данных, топологии интегральных схем, произведения науки и т.п.);
· ноу-хау (неопубликованные объекты промышленной собственности и авторского права, техническая и коммерческая документация по организации и проведению инновационных мероприятий при реализации новых технических решений и другая подобная документация).
Объекты промышленной собственности и авторского права становятся товаром на рынке интеллектуальной продукции с момента оформления патентов и авторских свидетельств, обеспечивающих владельцам этих объектов права на эксклюзивное их использование.
Ноу-хау,
являясь также товаром на рынке
интеллектуальной продукции, не имеет
правового закрепления за владельцами
этого вида собственности. В связи
с этим передача ноу-хау (за соответствующее
вознаграждение) производится чаще всего
при оформлении лицензионных договоров
на право производства патентованной
продукции. В этом случае ноу-хау
содержится в технической документации,
в рекомендациях лицензиара лицензиату
по организации работ, в передаваемом
в процессе обучения персонала опыте
организации работ при
В перечисленных и в других вариантах реализации интеллектуальной продукции на рынке происходит передача собственности новым владельцам. Для оценки результатов реализации этого вида продукции естественно использовать получаемую от продаж прибыль.
Следует заметить, что первый путь реализации интеллектуального капитала -- прямая продажа интеллектуальной собственности -- имеет негативную сторону. Такая реализация ИК ведет к снижению интеллектуального потенциала организации, если продажа интеллектуальной собственности производится не в рамках лицензионного договора.
Поэтому
продажа патентов и свидетельств
целесообразна лишь в случаях, когда
организация не в состоянии самостоятельно
реализовать имеющийся
3. Диаграмма Исикавы
Программа
"KonSi - Fishbone-Ishikawa Diagram" находит свое
применение в различных сферах деятельности.
Особо популярно применение диаграммы
Исикавы ( диаграммы Ишикавы - Рыбья
кость ) в системах управления качеством
для выделения причин, которые
обусловили снижение качества услуг
или продукта. КонСи дает конкретные
практические решения задач, которые
учитывают особенности бизнеса
клиентов. Технологии построения диаграммы
Ишикавы ( Исикавы ) популярны среди
бизнес-аналитиков всего мира. Методы
построения диаграммы Исикавы отличаются
легкостью применения к реальным
практическим ситуациям, с которыми
приходится сталкиваться аналитику
при изучении проблемных ситуаций,
которые возникают в
Применяется при разработке и непрерывном совершенствовании продукции. Диаграмма Исикавы - инструмент, обеспечивающий системный подход к к определению фактических причин возникновения проблем.
Изучить, отобразить и обеспечить технологию поиска истинных причин рассматриваемой проблемы для эффективного их разрешения.
Причинно-следственная диаграмма - это ключ к решению возникающих проблем.
Диаграмма
позволяет в простой и
В соответствии с известным принципом Парето, среди множества потенциальных причин (причинных факторов, по Исикаве), порождающих проблемы (следствие), лишь две-три являются наиболее значимыми, их поиск и должен быть организован. Для этого осуществляется:
Причинно-следственная диаграмма ("рыбий скелет")