Экономические проблемы качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:27, контрольная работа

Краткое описание

Экономические категории качества проявляются в первую очередь через производителей от продажи их качественных изделий и через затраты производителей для обеспечения ожидаемого потребителями их качества.
Качество оказывает влияние на главные показатели работы предприятий – их рентабельность, перспективы производства, долю на внутреннем и внешнем рынках и др.
Диаграмма Исикавы,
Интеллектуальная собственность в управлении качеством.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 64.63 Кб (Скачать)

Введение. 
 
В современных условиях рыночной экономики в России большое внимание уделяется проблемам качества. Серьезная конкурентная борьба обусловила разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия.  
 
Качество является первоочередной задачей один в условиях рыночной экономики, где произошли подлинные революции в этой области. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках. 
 
Российские предприятия пока еще имеют отставания в области применения современных методов менеджмента качества. Между тем повышение качества несет поистине колоссальные возможности. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как образу жизни. 
 
Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и повышению доли рынка.  
 
Вопросам управления качеством посвящено много исследований ученых различных стран и накоплен значительный опыт в области менеджмента качества. 
 

 

 

1.Экономические проблемы качества. 
 
Экономические категории качества проявляются в первую очередь через производителей от продажи их качественных изделий и через затраты производителей для обеспечения ожидаемого потребителями их качества. 
 
Качество оказывает влияние на главные показатели работы предприятий – их рентабельность, перспективы производства, долю на внутреннем и внешнем рынках и др. Но степень этого влияния заметно зависит от того, как определена очередность внедрения мероприятий по улучшению качества. Так, специалисты передовых предприятий уделяют наибольшее внимание качеству сырья, конструкторской обработке, уровню технологии, отлаженной работе складов, материалопотоков, всех вспомогательных служб. 
 
Обеспечение качества складывается из проектирования качества, контроля качества, управления качеством и реализуется через систему обеспечения качества. В настоящее время отказались от идеи установления единой нормированной системы обеспечения качества: каждое предприятие должно найти свою форму организации работы по качеству, учитывающую его специфику. 
 
В управлении качеством надо придерживаться принципа, что дорогостоящее производство не должно оснащаться ненадлежащими средствами обеспечения качества. Необходима оптимизация общих расходов на качество и себестоимости изготовления изделия. Общая цель предприятия-производителя должна сводиться к трем важным положениям: цена продукции должна отражать конъюнктуру рынка, продукция будет предложена вовремя, качество продукции отвечает требованиям рынка. Связь между установлением сроков, оптимизацией расходов и соразмерным обеспечением качества определяется экономическим анализом, так называемого цикла «QTK» («качество – сроки – расходы»). 
 
Международные стандарты серии ИСО 9000-4 подтверждают, что все понятия о качестве имеют экономической значение. Это значит, что управление качеством имеет целью достижение экономического эффекта при управлении качеством и поэтому упор должен делаться на экономические факторы. 
 

В международных стандартах на системы качества отмечается, что  затраты, связанные с качеством, калькулируются внутри организации  согласно ее собственным критериям. При этом к затратам, связанным  с качеством, относятся затраты, возникающие при обеспечении  гарантировании удовлетворительного  качества, в том числе при его  совершенствовании, а также затраты, вызванные потерями из-за неудовлетворительного  качества, а некоторые потери можно  с трудом определить количественно, но они могут быть очень существенными. 
 
Международные стандарты в целях однообразия, сопоставимости и обобщения хозяйственной информации дают рекомендации только по некоторым методам калькуляции затрат на качество для внешней (финансовой) отчетности о деятельности изготовителей в рамках системы качества: 
 
-        метод калькуляции затрат на качество в котором составляющие затрат, связанных с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции затрат – ПОД, где П – профилактика, О – оценка, Д – дефекты. Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капиталовложениями, тогда как затраты на дефекты считаются убыточными. 
 
-        метод калькуляции затрат, связанных со стоимостными процессами, используются понятия стоимостей соответствия и не соответствия любого процесса, причем обе могут быть источником экономии. Под стоимостью соответствия понимают затраты, понесенные для удовлетворения всех запросов сформированных и подразумеваемых потребителей при безотказности существующего процесса. 
 
-        метод определения потерь вследствие низкого качества продукции товаров и услуг; основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям из-за низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. К внешним материальным потерям можно отнести сокращение в будущем объема сбыта в связи с неудовлетворительностью потребителей. Внутренние нематериальные потери – это результат снижения производительности труда из-за переделок и неиспользованных возможностей. Материальные потери – это внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов выпускаемой продукции. 
 

Эффективность мероприятий  научно–технического прогресса  принимается как характеристика системы, способной производить  экономический эффект (Э), равный: 
 
Э = Р – (Зп + Зэ), 
 
где Р – разность результатов экономической деятельности, Зп – затраты на изготовление, Зэ – затраты на эксплуатацию или использование. 
 
Особое значение имеет оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий в современных условиях, когда хозяйственная самостоятельность и независимость неизбежно должны привести к повышению ответственности и обоснованности принимаемых экономических решений. 
 
Экономическое обоснование принимаемых решений внешнеэкономической деятельностью предприятий производится путем расчета различных показателей экономической эффективности. Всю систему показателей экономической эффективности ВЭД можно разделить на две группы: 
 
-        показатели эффекта, определяемые как абсолютные величины, выражаются в соответствующих денежных единицах как разница между результатами и затратами; 
 
-        показатели эффективности, определяемые на основе отношения результатов к затратам, как правило относительны и выражаются в относительных единицах. 
 
Под результатами следует понимать денежную, стоимостную оценку полученной выгоды для предприятия: денежные средства за поставленную продукцию, выполненные работы и услуги, стоимость полученного товара, работ и услуг. 
 

 

 

При расчете экономических  показателей важно соблюдать  следующие принципиальные методологические положения: 
 
-        принцип наиболее полного учета всех составляющих затрат и результата. 
 
-        принцип сравнения с базовым вариантом – все познается в сравнении, в том числе и эффективность, а базовый вариант может быть принято положение дел до принятия решения о состоянии дел на рЗаключение 
 
В настоящее время положение с качеством во всех сферах экономики России исключительно тяжелое, разрыв в качестве продукции России и ведущих промышленно развитых стран катастрофически увеличивается. Если мы не хотим оказаться на обочине дороги, по которой все цивилизованные страны движутся к прогрессу и процветанию, нам необходимо искать пути преодоления отставания в области качества и в течение ближайших десяти лет максимально приблизиться к уровню качества продукции стран с высокоразвитой экономикой.  
 
Это позволит России выйти на мировой рынок с технически сложной, наукоемкой продукцией, а не с нефтью, газом, лесом, другим сырьем и продуктами их первичной переработки, присоединиться к Европейскому союзу и Всемирной торговой организации.  
 
Во всем мире качество продукции превратилось в основной рычаг экономического развития отдельных организаций и государств в целом. Во многих странах достижение высокого качества продукции, отвечающей требованиям потребителя, стало основным элементом экономической стратегии и важным фактором рыночного и финансового успеха.  
 
Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие у производителя системы качества и сертификата на эту систему, выданного авторитетным сертифицирующим органом. Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции и ее внедрение. Потребитель желает иметь уверенность, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым.  
 

Современное управление качеством  исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может  быть эффективной после того, как  продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая  предшествует процессу производства.  
 
Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.  
 
Контроль качества независимо от совершенства применяемых для этого методик предполагает, прежде всего, отделение хороших изделий от плохих. Естественно, что качество изделия не повышается за счет выбраковки некачественных. Современные фирмы сосредотачивают внимание не на выявлении брака, а на его предупреждении, на тщательном контролировании производственного процесса и осуществляют свою деятельность в соответствии с концепцией «регулирование качества».  
 
Проблема обеспечения стабильно высокого качества производимой продукции – комплексная. Ее нельзя решить проведением отдельных и даже крупных, но разрозненных мероприятий. Только путем системного и комплексного, взаимосвязанного и одновременного осуществления технических, организационных, экономических, правовых и социальных мероприятий на научной основе можно быстро и устойчиво совершенствовать качество продукции.  
 
 

 

 

 

 

 

2. Интеллектуальная собственность в управлении качеством

В настоящее время ключевыми ресурсами  развития современной экономики  и общества являются интеллектуальные ресурсы - знания и информация. От эффективного управления интеллектуальной собственностью (ИС) во многом зависит и конкурентоспособность  страны на мировых рынках наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Как показывает прогрессивный зарубежный опыт, ИС повышает продуктивность хозяйственной  деятельности, обеспечивая динамичное развитие экономики.

Под интеллектуальной собственностью понимается совокупность исключительных прав на результаты творческой деятельности и  средства индивидуализации в области  производства, науки, техники, литературы, искусства, аудиовизуальной, исполнительской  и других видов деятельности.

Наиболее  распространенной является конфигурация, включающая следующую совокупность объектов ИС: объекты авторского права, объекты промышленной собственности, ноу-хау (секреты), приравненные к объектам ИС средства индивидуализации.

В последние десятилетия правительства  многих стран мира уделяют большое  внимание эффективной реализации интеллектуальной собственности, постоянно совершенствуя  ее законодательное регулирование. В связи с кардинальным изменением политической и экономической ситуации в стране, интерес к проблемам  ИС обусловлен возрастающей ролью ИС в процессах воспроизводства  интеллектуального капитала и его  товарного продукта, принимающего в  условиях рыночной экономики форму  нематериальных активов.

В отечественной экономике управление ИС реализуется весьма не эффективно, что подтверждается инертностью  российских предприятий в использовании  результатов интеллектуальной деятельности, следствием чего является их низкая инновационная  активность и вялотекущие инновационные  процессы.

Гражданским кодексом установлена возможность  защиты интеллектуальной собственности  полезными моделями и изобретениями (статья 1345 и др.).

В качестве изобретения охраняются технические  решения, относящиеся к продукту или способу. В качестве полезной модели охраняются технические решения, относящееся к устройству. В 2008 году установлены сроки действия исключительного  права на изобретения - двадцать, на полезные модели - десять лет.

 

Продукция, изготовленная с нарушением исключительного  права, защищенного патентами на полезные модели или изобретения, отнесена законодательством к контрафактной, никто не может гарантировать  качество, надежность, а следовательно  и безопасность такой продукции. Однако на практике такие права нарушаются некоторыми изготовителями продукции  или злонамеренно, или в силу некомпетентности и безответственности. Здесь повторяется  история с использованием маркировки продукции, то есть разработчик инновационной  продукции продвигает ее на рынок, а  другие изготавливают ее подделку и  используют марку разработчика.

Инновация - это такой процесс (или результат процесса), в котором:

· используется частично или полностью  охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности;

· и/или обеспечивается выпуск патентоспособной продукции;

· и/или обеспечивается выпуск товаров  и/или услуг, по своему качеству, соответствующих  мировому уровню.

Качество - эта обобщённая характеристика объекта (предмета, процесса), которая в совокупности, с учётом всех, проявляющихся в  потреблении (эксплуатации, использовании, применении) свойств объекта свидетельствует - хорошо или плохо объект соответствует  своему назначению.

Патентоспособная  продукция (в том числе - оборудование) - продукция, которая по своему качеству, соответствует мировому уровню, и  является охраноспособной в соответствии со ст.1225 ГК РФ.

Эффективное использование результатов интеллектуальной деятельности возможно лишь при комплексном  и системном управлении ИС, т.е. системном  управлении процессом создания, правовой охраны, коммерциализации и защиты результатов интеллектуальной деятельности в составе общей системы управления организацией. Таким образом, использование  системной технологии управления социально-экономической  системой дает возможность повысить эффективность управления объектом за счет оперативных высокоэффективных  управленческих решений, принимаемых  коллегиальным органом управления или менеджером в целях достижения максимального конечного целевого результата при эффективном использовании  всех имеющихся ресурсов организации.

Для более полного и четкого представления  о роли интеллектуальной собственности  в процессе управления качеством  следует проанализировать более  общую категорию «интеллектуальный  капитал».

Успехи  в освоении интеллектуального капитала России связаны с решением проблемы эффективного управления:

· созданием и преумножением интеллектуального  потенциала организаций;

· использованием интеллектуального  капитала при создании инновационной  продукции;

· процессом инвестирования всего  цикла превращений интеллектуального  капитала.

Для решения этой проблемы целесообразно  интеллектуальный капитал организации  рассматривать как одну из составных  частей накопленных ею благ и, следовательно, как часть ее капитала. В этом случае в круговороте превращений  капитала участвует и интеллектуальный капитал, проходя следующие три  стадии превращений капитала. Азгальдов  Г.Г., Карпова Н.Н. Оценка стоимости  интеллектуальной собственности и  нематериальных активов. М: МАОиК. 2006. С. 214

При этом на первой стадии происходит превращение денежной формы в интеллектуальные элементы производительного капитала:

Информация о работе Экономические проблемы качества