Экономическая эффективность качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества.
Вопросам управления качеством посвящено много исследований ученых различных стран, накоплен значительный опыт в области менеджмента качества. Поэтому важно обобщить основные положения теории и практики в данной области.
В рыночной экономике производитель и потребитель сами находят себя на рынке, их мотивации базируются на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта.
При этом потребитель имеет выбор между наилучшими товарами различных производителей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФЕКТИВНОСТИ КАЧЕСТВА 4
2. АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ООО «СИГМА» 8
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Сигма» 8
2.2. Система контроля качества и этапы сертификации продукции 12
2.3. Анализ показателей качества продукции ООО «Сигма» 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 25

Файлы: 1 файл

упр-кач-СИГМА1.doc

— 326.50 Кб (Скачать)

Кроме расходов на производство продукции предприятия совершают затраты на ее реализацию, т.е. осуществляют внепроизводственные расходы. К ним относятся: стоимость тары и упаковки изделий на складах готовой продукции, расходы на транспортировку продукции, комиссионные сборы и отчисления сбытовым предприятиям, прочие расходы по сбыту.

Представим сведения о составе и структуре основных фондов в таблице 4.

Таблица 4

Состав и структура основных фондов ООО «Сигма»

показатели

2011 г.

2012г.

2013 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1

Нематериальные основные средства (нематериальные активы)

1128

24,60

1121

23,63

1217

26,40

2

Материальные основные средства (основные средства)

3457

75,40

3622

76,37

3393

73,60

 

В том числе:

           

3

Здания

734

16,00

730

15,40

609

13,20

4

Сооружения

413

9,00

427

9,00

415

9,00

5

Машины и оборудование

321

7,00

379

8,00

343

7,43

6

Измерительные и регулирующие приборы и устройства

825

18,00

854

18,00

830

18,00

7

Жилища

0

0,00

0

0,00

0

0,00

8

Вычислительная техника и оргтехника

413

9,00

440

9,27

427

9,27

9

Транспортные средства

367

8,00

379

8,00

369

8,00

10

Инструмент

183

4,00

190

4,00

184

4,00

11

Производственный и хозяйственный инвентарь

138

3,00

142

3,00

138

3,00

12

Рабочий, продуктивный и племенной скот

0

0,00

0

0,00

0

0,00

13

Многолетние насаждения

0

0,00

0

0,00

0

0,00

14

Прочие основные средства

64

1,40

81

1,70

78

1,70

15

Итого основных фондов

3457

100,00

3622

100,00

3393

100,00

 

В том числе:

           

16

стоимость ОФ в расчете на 1 работника (фондовооруженность)

54,6

-

54,5

-

53,0

-


 

В таблице 4 видно, что в 2011-2013 гг. происходит рост основных производственных фондов. В структуре основных фондов предприятия преобладают основные средства. Наименьшую долю в структуре ОФ составляют нематериальные активы. На рисунке 4 представим динамику структуры основных фондов компании.

В таблице 4 также видно, что в анализируемом периоде происходит снижение фондовооруженности труда.        Это отрицательная тенденция, т.к.  снижение фондовооружённости характеризует снижение степени вооружённости работников предприятия основными фондами.

Теперь оценим показатели качества и движения основных производственных фондов (таб.5).

В анализируемом периоде происходит рост фондоотдачи (с 8,224 до 9,397) и снижение фондоемкости (с 0,122 до 0,106).

Фондоотдача показывает, сколько рублей товарной или реализованной продукции приносит каждый рубль, вложенный в основные фонды. Рост фондоотдачи свидетельствует о повышении использования основных фондов.

Фондоёмкость уменьшилась, т.к. увеличилась фондоотдача. Фондоёмкость показывает затраты основных фондов на рубль произведённой продукции. Снижение фондоёмкости свидетельствует о росте эффективности использования основных фондов.

Таблица 5

Показатели движения и эффективности использования ОФ в ООО «Сигма»

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

1.

Балансовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

3457

3622

3393

2.

В том числе машин и борудования

321

379

343

3.

Коэффициент стоимостиоборудования в общей стоимости фондов

0,070

0,080

0,074

4.

Сумма износа основных производственных фондов, тыс. руб.

-

-158

133

5.

Остаточная стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

4585

4743

4610

6.

Коэффициент износа

-

-0,033

0,029

7.

Стоимость выбывших в течение года основных производственных фондов, тыс.руб.

234

256

314

8.

Стоимость поступивших в течение года основных производственных фондов, тыс. руб.

456

414

181

9.

Коэффициент выбытия фондов

0,051

0,054

0,068

10.

Коэффициент обновления фондов

0,099

0,087

0,039

11.

Фондоотдача

8,224

9,148

9,397

12.

Фондоемкость

0,122

0,109

0,106


 

Произведем анализ оборотных средств предприятия. В таблице 6представлена динамика оборотных средств ООО «Сигма». В таблице 6 видно, что в 2011-2013 гг. происходит рост оборотных средств в ООО «Сигма».

2.2. Система контроля качества и этапы сертификации продукции

 

Одним из основных принципов концепции работы ООО «Сигма» является принцип "наиболее полного и своевременного удовлетворения запросов населения доступными по ценам ".

 Пищевая ценность масла довольно высока и зависит от сорта сырья и рецептуры теста. В среднем в масле содержится 5,5-9,5 % белков, 0,7-1,3 % – жиров, 1,4-2,5 % – минеральных веществ, 3,9-4,7 % -воды, 42-50 % - углеводов. Биологическая ценность масла невелика.Структура отдела системы качества ООО «Сигма» представлена на рисунке 1.

 


 


 

 

 

 

 

Рис.1. Структура системы качества ООО «Сигма»

 

Таблица 6

Структура системы качества на ООО «Сигма» по видам работ

Вид работ

Характеристика работ

Общее руков-во

Разработка концепции построения системы качества и ее актуализация

Разработка Политики и целей предприятия в области качества

Организационные мероприятия

Подготовка проведения дней качества на предприятии

Предприятие работы с внешними предприятиями, привлекаемыми к разработке, внедрению, сертификации СК

Подготовка и проведение совещаний по оценке состояния СК

Участие в выборе сертифицирующего органа

Предприятие и разработка корректирующих предупреждающих действий в области СК

Разработка и согласование проектов организационно-распорядительных мероприятий

Проверки

Руководство проведением внутренних проверок СК

Проведение внутренних проверок СК

Работа с внешними аудиторами при проведении сертификационного и последующих аудитов

Контроль

Контролирование соответствия документов СК требованиям стандартов

Контроль выполнения работ в установленные организационно-распорядительными документами сроки, а также своевременное предоставление отчетных и справочных материалов работниками отделов

Осуществление контроля за хранением документов СК

Работа с документами по СК

Разработка плана-графика разработки документов СК

Определение требований к составу и содержанию документов СК

Выдача заданий разработчикам документов СК, согласование вопросов в процессе разработки, урегулирование разногласий

Обеспечение структурных подразделений предприятия разработанными и утвержденными в установленном порядке документами СК

Разработка документов СК и изменений к ним совместно с ответственной за это мероприятие группой

Регистрация разработанных документов СК

Анализ

Анализ затрат на качества

Подготовка проекта анализа СК со стороны высшего руководства и проект мероприятий по совершенствованию СК

Обучение

Принятие участия в научно-практических конференциях, семинарах, выставках, связанных с разработкой, внедрением и совершенствованием СК

Планирование обучения и повышения квалификации работников предприятия в области СК

Разработка программ обучения работников предприятия по СК

Предприятие и стимулирование труда

Определение потребности в квалифицированных кадрах в области СК

Осуществление подбора, расстановки и целесообразного использования кадров в области СК

Предоставление предложений о поощрении отличившихся работников, наложении дисциплинарных взысканий на нарушителей трудовой дисциплины

Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе


Всю работу системы качества можно разделить на следующие виды: общее руководство, организационные мероприятия, проверки, контроль, работа с документами по СК, анализ, обучение, предприятие и стимулирование труда.

Говоря об организационном аспекте качества на предприятии, не следует забывать о том, кто займется сбором и анализом данных, составлением отчета по затратам на качество. Это не должно происходить от случая к случаю; должна быть выработана система. При этом, необходимо быть уверенным в том, что все данные согласуются с финансовыми материалами, счетами и т.д. Необходимо опираться на реальные бухгалтерские данные при получении элементов затрат. Так, кажется логичным, чтобы экономисты были привлечены к этой работе. Однако, они будут нуждаться в помощи по классификации и анализу элементов затрат; это уже работа отдела по качеству.

На предприятии анализируются следующие виды информации о качестве:

- квартальная информация ООО «Сигма»;

- телеграммы о выявленных  несоответствиях;

- ежемесячные отчеты  ОТК по цехам по несоответствующей  продукции;

Этапы сертификации ООО «Сигма» согласно Системе сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья: 

·подача заявки на проведение сертификационных испытаний и/или выдачу сертификата;

·выбор схемы и формы сертификации;

·рассмотрение органом по сертификации документов, представленных заявителем;

·проведение сертификационных испытаний образцов продукции;

·для длительно хранящихся товаров - подтверждение сертификатов соответствия хранившейся и ранее сертифицированной продукции после окончания срока действия сертификата.

1)Подача заявки на проведение  сертификационных испытаний и/или выдачу сертификата соответствия. Осуществляется ООО «Сигма» в соответствии с правилами системы. Вместе с заявкой предоставляется необходимая нормативная, техническая документация, если это требуется в соответствии с принятыми формами и схемами сертификации.

В соответствии с правилами обязательная сертификация однородных групп пищевой продукции проводится в двух формах:

¨  по документам Системы сертификации ГОСТ Р;

¨  по Правилам сертификации продукции с использованием заявления-декларации изготовителя.

2)Выбор схемы и формы сертификации. Осуществляется ООО «Сигма» или органом по сертификации.

В зависимости от сроков годности (хранения, реализации) все пищевые продукты и сырье для их производства делятся на две группы:

·скоропортящиеся со сроком годности до 30 суток включительно;

·длительно хранящиеся - с гарантированным сроком хранения более 30 суток.

2.3. Анализ показателей качества продукции ООО «Сигма»

 

Оценивая производственную и маркетинговую деятельность ООО «Сигма» относительно классического «витка спирали качества» можно сказать, что компания не уделяет особого внимания разработке новой продукции, копируя и производя по более низкой цене аналоги востребованной продукции в магазинах города. В таблице 7 приведены основные этапы классического «витка спирали качества» в деятельности ООО «Сигма». Таким образом, как следует из таблицы 7, ООО «Сигма» проходит все этапы «витка качества», но следует отметить, что большинство из них требуют значительной корректировке.

Таблица 7

Основные этапы «витка спирали качества» для ООО «Сигма»

Основные этапы

Основные этапы ООО «Сигма»

1. Маркетинговые исследования

Копирование «ходовой» продукции на рынке г.Н.Новгорода

2. Материально-техническое снабжение

Происходит закупка семян и сырья

3. Подготовка производственного процесса

Осуществляется в порядке очередности

4. Производство изделия

От 30 до 60 минут

5. Контроль и испытание

Производится отделом качества

6.Хранение и складирование

По необходимости

7.Реализация продукции

Через магазины города, по индивидуальным заказам юридических лиц


На каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.

Определим сильные и слабые стороны, возможности и угрозы деятельности ООО «Сигма». Метод составления профиля среды состоит в следующем. В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается оценка:

-важности для отрасли по шкале: 3 - большая, 2 - умеренная, 1 - слабая;

-влияния на предприятие по  шкале: 3 - сильное, 2 - умеренное, 1 - слабое, 0 - отсутствие влияния;

-направленности влияния по шкале: +1 - позитивная, -1 - негативная.

Таблица 9

Результаты оценки степени влияния факторов качества на ООО «Сигма»

Факторы среды

Вес

Оценка*

Взвешенная оценка

Макроэкономические

4

 

3,47

Экономические

1

 

-2,16

Рост темпов инфляции

0,25

-8

-2

Скачки курсов валют

0,17

-7

-1,19

Рост налогов и пошлин

0,12

-7

-0,84

Снижение налогов и пошлин

0,17

7

1,19

Рост безработицы

0,06

-4

-0,24

Снижение безработицы

0,23

4

0,92

Политико-правовые

1

 

-4,12

Изменение правил ввоза продукцию

0,33

-10

-3,3

Ужесточение законодательства

0,20

-6

-1,2

Ухудшение политической обстановки

0,15

-1

-0,15

Уменьшение императивных норм законодательства

0,17

4

0,68

Национализация бизнеса

0,15

-1

-0,15

Социально-культурные

1

 

2,69

Снижение уровня жизни населения

0,33

-7

-2,31

Улучшение уровня жизни населения

0,33

10

3,3

Изменения моды

0,34

5

1,7

Научно-технические

1

 

7,06

Совершенствование технологии производства

0,18

3

0,54

Изменение рекламных технологий

0,32

9

2,88

Развитие информационной отрасли

0,32

8

2,56

Совершенствование менеджмента

0,18

6

1,08

Ближайшее окружение

4

 

-14,28

Отрасль

1

 

-1,45

Снижение цен на продукциюи

0,25

6

1,5

Усиление конкуренции

0,25

-3

-0,75

Изменение уровня цен

0,30

-4

-1,2

Появление новых концернов

0,20

-5

-1

Товары

1

 

-7,2

Появление аналогичной продукции

0,6

-8

-4,8

Появление принципиально новой  продукциюи

0,4

-6

-2,4

Поставщики

1

 

-0,88

Сбои в поставках продукцию

0,35

-9

-3,15

Появление новых поставщиков

0,24

9

2,16

Появление новых фирм на рынке

0,06

-2

-0,12

Разорение и уход фирм-продавцов

0,12

7

0,84

Неудачное поведение конкурентов

0,07

5

0,35

Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов

0,16

-6

-0,96

Покупатели

1

 

-4,75

Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей

0,25

2

0,5

Изменение покупательских предпочтений

0,75

-7

-5,25

Итого:

8

 

-10,81

Сумма положительной составляющей оценки:

9,75

Сумма отрицательной составляющей оценки:

-20,56

Информация о работе Экономическая эффективность качества