Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 17:32, курсовая работа
Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества.
Вопросам управления качеством посвящено много исследований ученых различных стран, накоплен значительный опыт в области менеджмента качества. Поэтому важно обобщить основные положения теории и практики в данной области.
В рыночной экономике производитель и потребитель сами находят себя на рынке, их мотивации базируются на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта.
При этом потребитель имеет выбор между наилучшими товарами различных производителей.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФЕКТИВНОСТИ КАЧЕСТВА 4
2. АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ООО «СИГМА» 8
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Сигма» 8
2.2. Система контроля качества и этапы сертификации продукции 12
2.3. Анализ показателей качества продукции ООО «Сигма» 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 25
Кроме расходов на производство продукции предприятия совершают затраты на ее реализацию, т.е. осуществляют внепроизводственные расходы. К ним относятся: стоимость тары и упаковки изделий на складах готовой продукции, расходы на транспортировку продукции, комиссионные сборы и отчисления сбытовым предприятиям, прочие расходы по сбыту.
Представим сведения о составе и структуре основных фондов в таблице 4.
Таблица 4
Состав и структура основных фондов ООО «Сигма»
№ |
показатели |
2011 г. |
2012г. |
2013 г. | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | ||
1 |
Нематериальные основные средства (нематериальные активы) |
1128 |
24,60 |
1121 |
23,63 |
1217 |
26,40 |
2 |
Материальные основные средства (основные средства) |
3457 |
75,40 |
3622 |
76,37 |
3393 |
73,60 |
В том числе: |
|||||||
3 |
Здания |
734 |
16,00 |
730 |
15,40 |
609 |
13,20 |
4 |
Сооружения |
413 |
9,00 |
427 |
9,00 |
415 |
9,00 |
5 |
Машины и оборудование |
321 |
7,00 |
379 |
8,00 |
343 |
7,43 |
6 |
Измерительные и регулирующие приборы и устройства |
825 |
18,00 |
854 |
18,00 |
830 |
18,00 |
7 |
Жилища |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
8 |
Вычислительная техника и оргтехника |
413 |
9,00 |
440 |
9,27 |
427 |
9,27 |
9 |
Транспортные средства |
367 |
8,00 |
379 |
8,00 |
369 |
8,00 |
10 |
Инструмент |
183 |
4,00 |
190 |
4,00 |
184 |
4,00 |
11 |
Производственный и хозяйственный инвентарь |
138 |
3,00 |
142 |
3,00 |
138 |
3,00 |
12 |
Рабочий, продуктивный и племенной скот |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
13 |
Многолетние насаждения |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
14 |
Прочие основные средства |
64 |
1,40 |
81 |
1,70 |
78 |
1,70 |
15 |
Итого основных фондов |
3457 |
100,00 |
3622 |
100,00 |
3393 |
100,00 |
В том числе: |
|||||||
16 |
стоимость ОФ в расчете на 1 работника (фондовооруженность) |
54,6 |
- |
54,5 |
- |
53,0 |
- |
В таблице 4 видно, что в 2011-2013 гг. происходит рост основных производственных фондов. В структуре основных фондов предприятия преобладают основные средства. Наименьшую долю в структуре ОФ составляют нематериальные активы. На рисунке 4 представим динамику структуры основных фондов компании.
В таблице 4 также видно, что в анализируемом периоде происходит снижение фондовооруженности труда. Это отрицательная тенденция, т.к. снижение фондовооружённости характеризует снижение степени вооружённости работников предприятия основными фондами.
Теперь оценим показатели качества и движения основных производственных фондов (таб.5).
В анализируемом периоде происходит рост фондоотдачи (с 8,224 до 9,397) и снижение фондоемкости (с 0,122 до 0,106).
Фондоотдача показывает, сколько рублей товарной или реализованной продукции приносит каждый рубль, вложенный в основные фонды. Рост фондоотдачи свидетельствует о повышении использования основных фондов.
Фондоёмкость уменьшилась, т.к. увеличилась фондоотдача. Фондоёмкость показывает затраты основных фондов на рубль произведённой продукции. Снижение фондоёмкости свидетельствует о росте эффективности использования основных фондов.
Таблица 5
Показатели движения и эффективности использования ОФ в ООО «Сигма»
№ |
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
1. |
Балансовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. |
3457 |
3622 |
3393 |
2. |
В том числе машин и борудования |
321 |
379 |
343 |
3. |
Коэффициент стоимостиоборудования в общей стоимости фондов |
0,070 |
0,080 |
0,074 |
4. |
Сумма износа основных производственных фондов, тыс. руб. |
- |
-158 |
133 |
5. |
Остаточная стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. |
4585 |
4743 |
4610 |
6. |
Коэффициент износа |
- |
-0,033 |
0,029 |
7. |
Стоимость выбывших в течение года основных производственных фондов, тыс.руб. |
234 |
256 |
314 |
8. |
Стоимость поступивших в течение года основных производственных фондов, тыс. руб. |
456 |
414 |
181 |
9. |
Коэффициент выбытия фондов |
0,051 |
0,054 |
0,068 |
10. |
Коэффициент обновления фондов |
0,099 |
0,087 |
0,039 |
11. |
Фондоотдача |
8,224 |
9,148 |
9,397 |
12. |
Фондоемкость |
0,122 |
0,109 |
0,106 |
Произведем анализ оборотных средств предприятия. В таблице 6представлена динамика оборотных средств ООО «Сигма». В таблице 6 видно, что в 2011-2013 гг. происходит рост оборотных средств в ООО «Сигма».
Одним из основных принципов концепции работы ООО «Сигма» является принцип "наиболее полного и своевременного удовлетворения запросов населения доступными по ценам ".
Пищевая ценность масла довольно высока и зависит от сорта сырья и рецептуры теста. В среднем в масле содержится 5,5-9,5 % белков, 0,7-1,3 % – жиров, 1,4-2,5 % – минеральных веществ, 3,9-4,7 % -воды, 42-50 % - углеводов. Биологическая ценность масла невелика.Структура отдела системы качества ООО «Сигма» представлена на рисунке 1.
Рис.1. Структура системы качества ООО «Сигма»
Таблица 6
Структура системы качества на ООО «Сигма» по видам работ
Вид работ |
Характеристика работ |
Общее руков-во |
Разработка концепции построения системы качества и ее актуализация |
Разработка Политики и целей предприятия в области качества | |
Организационные мероприятия |
Подготовка проведения дней качества на предприятии |
Предприятие работы с внешними предприятиями, привлекаемыми к разработке, внедрению, сертификации СК | |
Подготовка и проведение совещаний по оценке состояния СК | |
Участие в выборе сертифицирующего органа | |
Предприятие и разработка корректирующих предупреждающих действий в области СК | |
Разработка и согласование проектов организационно- | |
Проверки |
Руководство проведением внутренних проверок СК |
Проведение внутренних проверок СК | |
Работа с внешними аудиторами при проведении сертификационного и последующих аудитов | |
Контроль |
Контролирование соответствия документов СК требованиям стандартов |
Контроль выполнения работ в установленные
организационно- | |
Осуществление контроля за хранением документов СК | |
Работа с документами по СК |
Разработка плана-графика разработки документов СК |
Определение требований к составу и содержанию документов СК | |
Выдача заданий разработчикам документов СК, согласование вопросов в процессе разработки, урегулирование разногласий | |
Обеспечение структурных подразделений предприятия разработанными и утвержденными в установленном порядке документами СК | |
Разработка документов СК и изменений к ним совместно с ответственной за это мероприятие группой | |
Регистрация разработанных документов СК | |
Анализ |
Анализ затрат на качества |
Подготовка проекта анализа СК со стороны высшего руководства и проект мероприятий по совершенствованию СК | |
Обучение |
Принятие участия в научно-практических конференциях, семинарах, выставках, связанных с разработкой, внедрением и совершенствованием СК |
Планирование обучения и повышения квалификации работников предприятия в области СК | |
Разработка программ обучения работников предприятия по СК | |
Предприятие и стимулирование труда |
Определение потребности в квалифицированных кадрах в области СК |
Осуществление подбора, расстановки и целесообразного использования кадров в области СК | |
Предоставление предложений о поощрении отличившихся работников, наложении дисциплинарных взысканий на нарушителей трудовой дисциплины | |
Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе |
Всю работу системы качества можно разделить на следующие виды: общее руководство, организационные мероприятия, проверки, контроль, работа с документами по СК, анализ, обучение, предприятие и стимулирование труда.
Говоря об организационном аспекте качества на предприятии, не следует забывать о том, кто займется сбором и анализом данных, составлением отчета по затратам на качество. Это не должно происходить от случая к случаю; должна быть выработана система. При этом, необходимо быть уверенным в том, что все данные согласуются с финансовыми материалами, счетами и т.д. Необходимо опираться на реальные бухгалтерские данные при получении элементов затрат. Так, кажется логичным, чтобы экономисты были привлечены к этой работе. Однако, они будут нуждаться в помощи по классификации и анализу элементов затрат; это уже работа отдела по качеству.
На предприятии анализируются следующие виды информации о качестве:
- квартальная информация ООО «Сигма»;
- телеграммы о выявленных несоответствиях;
- ежемесячные отчеты
ОТК по цехам по
Этапы сертификации ООО «Сигма» согласно Системе сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья:
·подача заявки на проведение сертификационных испытаний и/или выдачу сертификата;
·выбор схемы и формы сертификации;
·рассмотрение органом по сертификации документов, представленных заявителем;
·проведение сертификационных испытаний образцов продукции;
·для длительно хранящихся товаров - подтверждение сертификатов соответствия хранившейся и ранее сертифицированной продукции после окончания срока действия сертификата.
1)Подача заявки на проведение сертификационных испытаний и/или выдачу сертификата соответствия. Осуществляется ООО «Сигма» в соответствии с правилами системы. Вместе с заявкой предоставляется необходимая нормативная, техническая документация, если это требуется в соответствии с принятыми формами и схемами сертификации.
В соответствии с правилами обязательная сертификация однородных групп пищевой продукции проводится в двух формах:
¨ по документам Системы сертификации ГОСТ Р;
¨ по Правилам сертификации продукции с использованием заявления-декларации изготовителя.
2)Выбор схемы и формы
В зависимости от сроков годности (хранения, реализации) все пищевые продукты и сырье для их производства делятся на две группы:
·скоропортящиеся со сроком годности до 30 суток включительно;
·длительно хранящиеся - с гарантированным сроком хранения более 30 суток.
Оценивая производственную и маркетинговую деятельность ООО «Сигма» относительно классического «витка спирали качества» можно сказать, что компания не уделяет особого внимания разработке новой продукции, копируя и производя по более низкой цене аналоги востребованной продукции в магазинах города. В таблице 7 приведены основные этапы классического «витка спирали качества» в деятельности ООО «Сигма». Таким образом, как следует из таблицы 7, ООО «Сигма» проходит все этапы «витка качества», но следует отметить, что большинство из них требуют значительной корректировке.
Таблица 7
Основные этапы «витка спирали качества» для ООО «Сигма»
Основные этапы |
Основные этапы ООО «Сигма» |
1. Маркетинговые исследования |
Копирование «ходовой» продукции на рынке г.Н.Новгорода |
2. Материально-техническое |
Происходит закупка семян и сырья |
3. Подготовка производственного процесса |
Осуществляется в порядке очередности |
4. Производство изделия |
От 30 до 60 минут |
5. Контроль и испытание |
Производится отделом качества |
6.Хранение и складирование |
По необходимости |
7.Реализация продукции |
Через магазины города, по индивидуальным заказам юридических лиц |
На каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.
Определим сильные и слабые стороны, возможности и угрозы деятельности ООО «Сигма». Метод составления профиля среды состоит в следующем. В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается оценка:
-важности для отрасли по
-влияния на предприятие по шкале: 3 - сильное, 2 - умеренное, 1 - слабое, 0 - отсутствие влияния;
-направленности влияния по
Таблица 9
Результаты оценки степени влияния факторов качества на ООО «Сигма»
Факторы среды |
Вес |
Оценка* |
Взвешенная оценка |
Макроэкономические |
4 |
3,47 | |
Экономические |
1 |
-2,16 | |
Рост темпов инфляции |
0,25 |
-8 |
-2 |
Скачки курсов валют |
0,17 |
-7 |
-1,19 |
Рост налогов и пошлин |
0,12 |
-7 |
-0,84 |
Снижение налогов и пошлин |
0,17 |
7 |
1,19 |
Рост безработицы |
0,06 |
-4 |
-0,24 |
Снижение безработицы |
0,23 |
4 |
0,92 |
Политико-правовые |
1 |
-4,12 | |
Изменение правил ввоза продукцию |
0,33 |
-10 |
-3,3 |
Ужесточение законодательства |
0,20 |
-6 |
-1,2 |
Ухудшение политической обстановки |
0,15 |
-1 |
-0,15 |
Уменьшение императивных норм законодательства |
0,17 |
4 |
0,68 |
Национализация бизнеса |
0,15 |
-1 |
-0,15 |
Социально-культурные |
1 |
2,69 | |
Снижение уровня жизни населения |
0,33 |
-7 |
-2,31 |
Улучшение уровня жизни населения |
0,33 |
10 |
3,3 |
Изменения моды |
0,34 |
5 |
1,7 |
Научно-технические |
1 |
7,06 | |
Совершенствование технологии производства |
0,18 |
3 |
0,54 |
Изменение рекламных технологий |
0,32 |
9 |
2,88 |
Развитие информационной отрасли |
0,32 |
8 |
2,56 |
Совершенствование менеджмента |
0,18 |
6 |
1,08 |
Ближайшее окружение |
4 |
-14,28 | |
Отрасль |
1 |
-1,45 | |
Снижение цен на продукциюи |
0,25 |
6 |
1,5 |
Усиление конкуренции |
0,25 |
-3 |
-0,75 |
Изменение уровня цен |
0,30 |
-4 |
-1,2 |
Появление новых концернов |
0,20 |
-5 |
-1 |
Товары |
1 |
-7,2 | |
Появление аналогичной продукции |
0,6 |
-8 |
-4,8 |
Появление принципиально новой продукциюи |
0,4 |
-6 |
-2,4 |
Поставщики |
1 |
-0,88 | |
Сбои в поставках продукцию |
0,35 |
-9 |
-3,15 |
Появление новых поставщиков |
0,24 |
9 |
2,16 |
Появление новых фирм на рынке |
0,06 |
-2 |
-0,12 |
Разорение и уход фирм-продавцов |
0,12 |
7 |
0,84 |
Неудачное поведение конкурентов |
0,07 |
5 |
0,35 |
Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов |
0,16 |
-6 |
-0,96 |
Покупатели |
1 |
-4,75 | |
Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей |
0,25 |
2 |
0,5 |
Изменение покупательских предпочтений |
0,75 |
-7 |
-5,25 |
Итого: |
8 |
-10,81 | |
Сумма положительной составляющей оценки: |
9,75 | ||
Сумма отрицательной составляющей оценки: |
-20,56 |