Должность в аппаратуре управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 05:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является формирование целостного представления о должности государственного служащего, его административно – правовом статусе.
Объектом исследования является должность в аппарате управления, предметом соответственно – аппарат управления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Должность государственной службы………………………………….5
Понятие должности государственной службы в Российской Федерации…………………………………………………….…………5
Классификация (виды государственных должностей) государственной службы Российской Федерации………………………....10
Глава 2. Роль должности в аппарате управления, на примере Председателя Народного Хурала Республики Бурятия……………………………………….15
2.1. Бюрократия в системе управления по Максу Веберу…………....15
2.2. Председатель Народного Хурала Республики Бурятия………….20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по теории управления, должность в аппарате управления. 3 курс 1 семестр.docx

— 53.33 Кб (Скачать)

     В целях обеспечения реализации законодательства РФ о государственной службе рядом указов Президента утверждены перечни государственных должностей (категории «Б» и «В»), которые считаются соответствующими разделами Реестра государственных должностей. Государственные должности, включенные в данный Реестр, подразделяются на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.

     К категория «Б» принадлежат должности, учреждаемые в установленном  законодательством РФ порядке для  непосредственного обеспечения  исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», которые в свою очередь устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Например, государственная должность, учреждаема для непосредственного обеспечения исполнения полномочий Президента РФ – (высшая должность) Управляющий делами Президента Российской Федерации.

     К категории «В» принадлежат должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Например, государственные должности, учреждаемые для обеспечения деятельности управления делами Президента РФ – (высшие должности) Первый заместитель управляющего делами Президента РФ, заместитель управляющего делами Президента РФ, заместитель управляющего делами Президента РФ - генеральный директор Медицинского центра Управления делами Президента РФ, заместитель управляющего делами Президента РФ - главный бухгалтер Управления делами Президента  РФ, начальник управления  делами Президента РФ, заместитель начальника управления  делами Президента РФ, заместитель главного бухгалтера Управления делами Президента РФ, начальник отдела Управления делами Президента РФ; (главные должности) начальник отдела управления  делами Президента РФ, заместитель начальника отдела Управления делами Президента РФ,   советник; (ведущие должности) консультант, специалист-эксперт; (старшие должности) начальник службы делопроизводства, ведущий специалист; (младшие должности) специалист 1-ой категории.

     Итак, государственная служба осуществляется на государственных должностях. Поэтому  должность необходимый элемент  государственной службы. Должность  — первичная ячейка аппарата, предусмотренная  для одного работника, образуемая в распорядительном порядке. Правовыми актами соответствующего органа определяется ее название, место в служебной иерархии (то есть определение тем, кому подчинена, кто ей подчинен), порядок замещения. Она включается в штатное расписание и единую номенклатуру должностей.

     Основной  задачей государственной службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, то есть государственная служба в каждое звено государственного механизма (государственной системы, системы государства) “вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм, методов для реальной практической деятельности”.

     Государственная служба имеет и процессуальный аспект, который включает в себя порядок  поступления на службу, прохождение  ее (то есть продвижение по должности, получение соответствующих квалификационных разрядов), увольнение со службы. Она  регулируется нормами не только административного права, но и нормами других отраслей права. Например, статья 4 в пункте 3 Федерального Закона “Об основах государственной службы Российской Федерации” определяет, что на государственных служащих распространяется действие законодательства о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Законом. Таким образом, государственная служба регулируется частично нормами трудового права. Направленность деятельности служащих на обслуживание населения порождают не только административные, но и гражданские правоотношения. Помимо устанавливаемых специальных социальных гарантий для государственных служащих, в связи со специфичностью их деятельности, на них распространяются и социальные гарантии предусмотренные для всего населения. Поэтому на государственную службу распространяются и нормы социального права. Следовательно, государственная служба является комплексным правовым институтом и регулируется не только нормами административного права, но и нормами ряда других отраслей (трудового, финансового, социального и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Классификация (виды  государственных  должностей)

    государственной  службы Российской  Федерации

     Виды  государственной службы различаются  в зависимости от полномочий, компетенций, предметов ведения и функций соответствующих государственных органов. В соответствии с государственными органами, осуществляющими государственное  управление, государственная служба Российской Федерации, например, подразделяется на президентскую, включающую, естественно, прежде всего самого президента, Администрацию президента, в том числе аппараты Совета Безопасности, представителей президента в семи федеральных округах, Управление делами президента; парламентскую с аппаратами палат Федерального Собрания РФ – Совета Федерации и Государственной Думы и аппаратами законодательных собраний субъектов Федерации; правительственную, включающую аппарат правительства и аппараты правительств субъектов Федерации, а также исполнительную, являющуюся частью правительственной и включающую федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации, регулирующие различные сферы жизни общества: социальную (Минкультуры, Минтруда, Минобразования, Госкомспорт России и др.), хозяйственно-экономическую (Минэкономразвития, Госкомимущество, Минфин России и др.), производственную и иную инфраструктуру (Минтранс, Госкомсвязи, Минтопэнерго, Госкомстат, Госкомитет по жилищной и строительной политике, Комитет по машиностроению, Федеральная служба по телевидению и радиовещанию России и др.), сельское хозяйство (Минсельхоз, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству)  и т.д.

     По  принципу разделения власти различается  государственная служба представительной власти, называемая парламентской; исполнительной власти, называемая правительственной и судебной службой. По выполняемым функциям можно говорить о гражданской государственной  службе, осуществляемой органами законодательной, исполнительной и судебной власти; военной, специализированной государственной службе, выполняемой в так называемых административных органах: дипломатических, налоговых, правозащитных, финансово-кредитных, таможенных, избирательных и др.

     Должностные лица, как правило, подразделяются на руководителей конкретных государственных  органов, исполнителей конкретных функций  и специальных уполномоченных представителей власти. Персонал включает также категорию  обслуживающих работников, выполняющих  вспомогательные материально-технические и иные действия по обеспечению исполнения государственных должностей, обслуживанию информационных процессов и другой деятельности государственных органов. По мнению некоторых исследователей, их работа носит скорее инженерно-технический, производственный, социально-обслуживающий, нежели собственно управленческий характер. Центральный элемент персонала государственного управления составляют лица, занимающие государственные должности и обозначаемые понятием «кадры государственного управления». Персонал государственного управления классифицируется по различным критериям: по  административно-правовым – представители власти, должностные лица, технические исполнители; по функциональным руководители, специалисты, технические исполнители.

     О видах должностей следует излагать в связи с их большим количеством, различными способами замещения и т.д.

     Должности на государственной службе разделяются  на виды (группы) по ряду оснований:

     а) по видам деятельности в государственных  органах и организациях - в государственном  аппарате, в администрации государственных  предприятий и учреждений, на воинской службе: в свою очередь, в каждой из этих трех сфер государственной  деятельности различаются должности  тоже по видам, например, в государственном  аппарате - должности управленческие, контрольные и т.д.;

     б) по масштабам действия - типовые (большинство  должностей) и индивидуальные (например, руководитель структурного подразделения в аппарате Администрации Президента РФ);

     в) по способам замещения - выборные, назначаемые, конкурсные, замещаемые по зачислению; г) по замещению в данное время - занятые и вакантные, по признаку взаимоотношений государственных служащих замещаемые ими должности разделяются Законом на пять групп:

- высшие  государственные должности государственной  службы (5-я группа);

- главные  государственные должности государственной  службы (4-я группа);

- ведущие  государственные должности государственной  службы (3-я группа);

- старшие  государственные должности государственной  службы (2-я группа);

- младшие  государственные должности государственной  службы (1-я группа).

     В заключение характеристики должности  можем в обобщенном виде сказать, что, используя категории должности, государство определяет место каждого  служащего в системе государственной  организации, т.е. взаимоотношения замещающего данную должность лица с выше-, ниже-, равностоящими лицами, его положение в организационной структуре органа (организации) и, наконец, полномочия, которыми служащий наделен в соответствии с должностью. Должность, таким образом, выступает организационной формой, определяющей и юридически закрепляющей основное содержание административно-правового статуса государственного служащего. 
 
 
 
 
 

Глава 2. Роль должности  в аппарате управления, на примере Народного  Хурала Республики Бурятия.

2.1. Бюрократия в системе  управления по  Максу Веберу.

     Иерархическая командная лестница.

     Бюрократическая организация имеет структуру  пирамиды с высшим руководителем  в верхней точке, который распределяет весь объем работы организации и делегирует ответственность за каждую часть общей задачи своим заместителям. Последние в свою очередь, делегируют ответственность на более низкие уровни управления по цепочке команд, которая доходит до каждого работника. В ряде крупных компаний в прошлом насчитывалось 10 и более уровней управления между управляющим высшего ранга и рабочим.

 Внедрение  цепочки команд явилось мощным  фактором наведения порядка в  больших подразделениях на предприятиях. Цепочка команд разрешала потенциальные конфликты, четко распределяя обязанности, полномочия и ответственность за возможное решение. Каждому руководителю и его заместителям в цепочке команд были предоставлены все полномочия для решения задач или осуществления отдельной функции, а также ответственность за ее исполнение. Это значительно упрощало задачу руководителя и давало уверенность в выполнении команды.

     Делегирование и предоставление полномочий.

     Предприниматели, у которых дело пошло успешно, обычно внедряют структуру, работающую по принципу командной цепочки. Полномочия делегируются подчиненным, и тем самым усиливается интеллектуальный потенциал организации. Деятельность может расширяться, когда среднему звену руководителей даны ограниченные, но достаточные полномочия принимать необходимые решения и регулировать производственный процесс.

     Постбюрократические предприниматели успешно развивают  деятельность, работая с децентрализованной командой и горизонтальной схемой управления, сменившей командную цепочку. Тем не менее новшества бюрократии, включая некоторых прав распоряжения собственностью нижним звеньям иерархии управления, были источником роста производства и соответственно организаций в ранний период создания бюрократических систем.

     Специализация должностных обязанностей.

     Бюрократия  стала эффективной благодаря  специализации труда. На самом деле организационная структура бюрократии создана на основе деления всех задач на серии четко определенных должностных обязанностей и функций.

  Каждой функции придается ответственность за выполнение определенной задачи и предоставляется необходимый инструментарий управления. Руководитель издает и распределяет задания таким образом, что все его составляющие являются частями общей задачи организации: специализированный инженерный персонал изучает причины падения эффективности на всех этапах производственного процесса, конструирует оборудование и моделирует процессы, которые обеспечивали бы рост производительности труда; определяются обязанности тех, кто занят реализацией продукции, финансистов, специалистов по труду и др. Специализация ведет к более эффективным путям выполнения каждой части общей задачи организации.

  До внедрения специализации в бюрократические организации каждый ремесленник учился всему, что касалось его деятельности, ип выполнял весь объем работы от начала до конца. Ремесленное производство часто может быть плодотворным и иметь художественные достоинства, но в период промышленной революции оно стало тормозом механизации и развития масштабной экономики. По мере того как организации переходили от ремесленничества к разделению труда, жесткая иерархия бюрократии предусматривала все необходимое для преодоления ремесленных традиций, каждое новшество становилось частью действующих нормативов и процессов организации.

Информация о работе Должность в аппаратуре управления