Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:43, отчет по практике
Эффективность функционирования системы менеджмента качества (СМК) во многом определяется на этапе разработки и внедрения. Принятие решения об организации работ по внедрению СМК находится в компетенции первого руководителя предприятия.
Организация подготовки к разработке СМК
Планирование в процессе внедрения СМК
Управление ресурсами
Менеджмент процессов жизненного цикла продукции
Процессы измерения, анализа и улучшения
Список использованных источников
Разработка карты процессов, протекающих в организации
Разработка карт процессов и процедур является одной из самых трудоемких и длительных задач в ходе внедрения системы качества. В решении этой задачи принимают участие сотрудники, находящиеся на различных уровнях управления организацией – от высшего руководства до рядовых исполнителей.
Высшее руководство должно определить состав процессов, основные результаты процессов и укрупненные шаги этих процессов. Руководителям организации необходимо выработать описание процесса в укрупненном виде, т.е. определить, что они хотят получить от процесса, какие подразделения должны быть задействованы в процессе, какие показатели они хотят получать из процесса. На основании этого описания на более низких уровнях управления уже будет проводиться детализация процессов.
На уровне владельцев процессов осуществляется описание последовательности и взаимодействия процессов – т.е. владельцам процессов необходимо определить входы и выходы процессов, и взаимосвязь процессов через эти входы и выходы. Владельцы процессов также определяют логику выполнения процессов и наиболее важные показатели процессов по времени, стоимости, производительности и т.п.
На уровне руководителей подразделений осуществляется детализация процессов до взаимодействия между различными подразделениями. Здесь уже определяются детальные шаги процессов, детальный состав ресурсов, измеримые показатели процессов. Поэтому основная работа по разработке процессов и процедур системы качества ляжет на группу внедрения системы качества и руководителей подразделений.
На уровне исполнителей определяется алгоритм выполнения операций на рабочих местах. Этот алгоритм работы создается при необходимости, для наиболее ответственных операций процесса и в основном касается технологических операций.
Планирование анализа результативности функционирования СМК.
Обязательства руководства. Высшее руководство должно обеспечивать наличие свидетельств принятия своих обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянному улучшению ее результативности посредством:
a) доведения до сведения
персонала организации
b) разработки политики в области качества;
c) обеспечения разработки целей в области качества;
d) проведения анализа со стороны руководства;
e) обеспечения необходимыми ресурсами.
Анализ со стороны руководства (п. 5.6 ГОСТ Р ИСО 9001:2008) проводится в целях выяснения состояния дел с качеством продукции и функционированием системы менеджмента качества. Он подготавливается службой качества и завершается составлением отчета по результатам проведенного анализа. В ходе подготовки и проведения анализа решаются следующие задачи:
- получение высшим руководством
достоверной информации о
- своевременное принятие
решения, относящегося к
- целенаправленное выделение
ресурсов на достижение
- выявление процессов, в первую очередь требующих особого управления;
- анализ эффективности
и результативности процессов
СМК, их пригодности и
Анализ со стороны руководства осуществляется с установленной в документации СМК периодичностью, которая может быть задана, например, один раз в квартал, а при становлении СМК (определении и описании процессов, разработке и внедрении документов и процедур)- чаще. Периодичность проведения анализа СМК устанавливается один раз в год.
Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать в себя следующую информацию:
a) результаты аудитов (проверок);
b) обратную связь от потребителей;
c) функционирование процессов и соответствие продукции;
d) статус предупреждающих и корректирующих действий;
e) последующие действия,
вытекающие из предыдущих
f) изменения, которые могли
бы повлиять на систему
g) рекомендации по улучшению.
Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать в себя все решения и действия, относящиеся:
a) к повышению результативности системы менеджмента качества и ее процессов;
b) к улучшению продукции по отношению к требованиям потребителей;
c) к потребности в ресурсах.
К анализу, возглавляемому высшим руководством и должностным лицом, несущим ответственность за разработку и организацию выполнения процесса формируется отчет из данных характеризующих:
- степень достижения
- состояние дел с качеством продукции/услуг;
- удовлетворенность
- результаты аудитов, как внутренних, так и внешних;
- функционирование процессов;
- степень реализации (статус)
корректирующих/
- выполнение решений предыдущих анализов и рекомендаций по улучшению;
- предложения по изменениям, которые следует внести в СМК с целью ее совершенствования.
На стадии разработки СМК в данный отчет следует включать сведения о:
- выполнении графика разработки документов;
- степени внедрения процессов
и процедур менеджмента
- ресурсном обеспечении проводимых работ.
В дальнейшем, при функционировании СМК, необходимо оценивать:
-степень соответствия
результатов процессов на
- адекватность и выполнимость разработанных процедур;
- выполнение планов или программ качества и т.п.
По результатам внутренних аудитов, по информации о состояние производственных факторов и качества работ можно составить более полную картину, нежели ранее по отчету состоянии дел с качеством, и направить усилия специалистов на выработку не только корректирующих действий, но и на идентификацию потенциальных несоответствий, планирование необходимых ресурсов для их исключения.
Ресурсы – это система, которая превращает цель в результаты. Результат достигается через синтез целенаправленного воздействия кадровых ресурсов (труда) на овеществленные ресурсы (материальные, финансовые и другие) в ходе процессов. В процессах происходит преобразование ресурсов в результаты деятельности. Тем самым, затраты ресурсов (количественные, качественные, стоимостные) определяется необходимостью их для результата. Результативность (достижение целей) обеспечивается правильным привлечением, развитием и использованием (применением) ресурсов для производства товара, его продажи потребителям и управления этими процессами.
Потребность в ресурсах определяется на основании:
- Характера внешней среды.
- Целей и стратегии их
- Продукта (тов) деятельности – товарного предложения.
- Отраслевых особенностей.
- Видов и масштабов
- Позиций на потребительских рынках и рынках ресурсов.
- Системы организации
Обеспечение ресурсами. Организация должна определить и обеспечивать ресурсы, требуемые:
1) для внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, а также постоянного повышения ее результативности;
2) для повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.
Человеческие ресурсы. Персонал, выполняющий работу, влияющую на соответствие продукции требованиям, должен быть компетентным на основе полученного образования, подготовки, навыков и опыта.
Организация должна:
1) определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на соответствие требованиям к качеству продукции;
2) где это возможно, обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия в целях достижения необходимой компетентности;
3) оценивать результативность предпринятых мер;
4) обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества;
5) поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке, навыках и опыте.
Инфраструктура. Организация должна определять, обеспечивать и поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции. Инфраструктура может включать в себя, если применимо:
1) здания, рабочее пространство и связанные с ним средства труда;
2) оборудование для процессов (как технические, так и программные средства);
3) службы обеспечения (такие как транспорт, связь или информационные системы).
Производственная среда. Организация должна создавать производственную среду, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции, и управлять ею. "Производственная среда" относится к условиям, в которых выполняют работу, включая физические, экологические и другие факторы (такие как шум, температура, влажность, освещенность или погодные условия).
Высшему руководству следует обеспечить определение и наличие ресурсов, необходимых для осуществления стратегии и достижения целей организации. Они включают ресурсы для работы и улучшения системы менеджмента качества, а также удовлетворения потребителей и других заинтересованных сторон.
Для улучшения деятельности организации необходимо уделить внимание таким ресурсам, как:
-
результативные, эффективные и своевременно
обеспеченные ресурсы с учетом возможностей
и ограничений;
- материальные ресурсы, такие, как усовершенствованные
производственные и вспомогательные средства;
- нематериальные ресурсы, такие, как интеллектуальная
собственность;
- ресурсы и механизмы, содействующие инновационным
постоянным улучшениям;
- организационные структуры, включая
службы, удовлетворяющие потребности
менеджмента проекта и матрицы;
- менеджмент информации и технологии;
- развитие навыков и профилей лидерства
для будущих менеджеров организации;
- применение природных ресурсов и их воздействие
на окружающую среду;
- планирование потребностей в ресурсах
на будущее.
Стратегических ресурсов не достаточно в целом для деятельности и реализации стратегии. Стратегия осуществляется с помощью системы управления реализацией стратегии, которая требует ресурсов для обеспечения основных функций реализации стратегий (маркетинг, разработка, производство, сбыт, организация и управление) посредством действий кадровых ресурсов, опирающихся на систему финансирования. То есть применением системы управления стратегией уточняются бизнес – процессы производства, продажи, организации и управления, а также источники финансирования привлечения ресурсов и определяются показатели их результативности и эффективности.
4. Менеджмент процессов жизненного цикла продукции
Любой процесс является последовательностью, связанной между собой видов деятельности, или деятельностью, которая имеет вход и выход. Руководству следует определить необходимые выходы процессов и идентифицировать необходимые входы и виды деятельности для результативного и эффективного достижения выходов процессов.
Руководство определяет процессы, необходимые для жизненного цикла продукции, с целью удовлетворения требований потребителей и других заинтересованных сторон. Для обеспечения жизненного цикла продукции следует уделять внимание соответствующим вспомогательным процессам, а также желаемым выходам, этапам процессов, деятельности, потокам, мерам управления, потребностям в подготовке, оборудованию, методам, информации, материалам и другим ресурсам.
Необходимо составить
-
требования к входу и выходу
(например, спецификации и ресурсы);
- виды деятельности внутри процессов;
- верификацию и валидацию процессов и
продукции;
- анализ процесса, в том числе его надежности;
- определение, оценку и уменьшение рисков;
- корректирующие и предупреждающие действия;
- возможности и действия по улучшению
процессов;
- управление изменениями, относящимися
к процессам и продукции.