Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:43, курсовая работа
Трудовым законодательством предусмотрены универсальные средства, и способы зашиты трудовых прав, которые могут быть разделены на три группы:
- в первую группу входят средства и способы защиты, применение которых позволяет подтвердить (удостоверить) защищаемое трудовое право, либо прекратить (изменить) трудовую обязанность;
- вторая группа включает средства, и способы защиты, применение которых позволяет предупредить или пресечь нарушение права;
1. Теоретическая часть
1.1. Понятие защиты трудовых прав работников и ее способы……………..3
1.2. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраной труда. Его органы, их задачи и полномочия…6
1.3. Защита профсоюзами трудовых прав работников.……………...….......11
1.4. Самозащита работниками своих трудовых прав………………………..16
2. Практическая часть
2.1. Задача 1…………………………………………………………………….19
2.2. Задача 2…………………………………………………………………….19
Список использованной литературы……………………………………….....21
Госатомнадзор,
осуществляющий государственный надзор
за ядерной и радиационной безопасностью,
за соблюдением правил по ядерной
и радиационной безопасности, государственное
регулирование и надзор за безопасностью
при производстве, обращении и
использовании в мирных и оборонных
целях атомной энергии, ядерных
материалов, радиоактивных веществ
и изделий на их основе, действует
на основании Положения о нем,
утвержденного распоряжением
Государственные инспекторы всех специализированных государственных инспекций надзора имеют право в любое время беспрепятственно посещать любые их сферы производства для проверки и проводить расследования несчастных случаев, выдавать администрации обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию неисправного оборудования и деятельность соответствующих производственных участков и налагать штрафы на должностных лиц администрации, виновных в трудовых правонарушениях.
Решения
государственных инспекторов
Все
указанные государственные
Основными задачами органов Федеральной инспекции труда являются:
- обеспечение
соблюдения и зашиты трудовых
прав и свобод граждан,
- обеспечение
соблюдения работодателями
- обеспечение
работодателей и работников
- доведение
до сведения соответствующих
органов государственной
Статья
356 ТК закрепила на уровне Кодекса
основные полномочия органов Федеральной
инспекции труда. Эти полномочия
органы Гострудинспекции осуществляют
посредством проверок, обследований,
выдачи обязательных для исполнения
предписаний об устранении нарушений,
привлечении виновных к ответственности
в соответствии с федеральным
законом. Они анализируют обстоятельства
и причины выявленных трудовых правонарушений,
принимают меры по их устранению и
восстановлению нарушенных трудовых прав,
осуществляют рассмотрение дел и
об административных правонарушениях
в сфере труда, проводят предупредительный
надзор за строительством новых и
реконструкцией действующих объектов
производственного назначения, вводом
их в эксплуатацию, осуществляют надзор
и контроль за порядком расследования
и учета несчастных случаев на
производстве, анализируют состояние
и причины производственного
травматизма, участвуют в разработке
норм и правил, а также государственных
стандартов по безопасности труда и
другие их полномочия. Следует отметить,
что основных полномочий у органов
гострудинспекции, как и их задач,
много, и на местах трудно одному органу
справиться с ними, а Трудовой кодекс
добавил к ним еще ряд
Федеральная
инспекция труда и ее органы действуют
на основании ст. 353-365 Кодекса и
Положения "О Федеральной инспекции
труда", утвержденного постановлением
Правительства РФ от 28 января 2000 г. (СЗ
РФ. 2000. 6. ст. 760).
Правовую основу деятельности профсоюзов в организациях составляют нормы Трудового кодекса РФ и Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон о профсоюзах), принятого Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и подписанного Президентом Российской Федерации 12 января 1996 г. (СЗ РФ. 1996. 3. ст. 148). Этот Закон не только устанавливает права и гарантии деятельности профсоюзов, но и регулирует их отношения с работодателями по защите прав и законных интересов работников.
Как указывалось в теме "Субъекты трудового права", главной основной функцией профсоюза является защитная. А для ее выполнения они имеют и представительскую функцию по представлению интересов работников на всех этапах правового регулирования труда, т. е. при участии в нормотворчестве, при применении норм трудового права, при осуществлении обеспечения их соблюдения и профилактики от трудовых правонарушений, а также при защите незаконно нарушенных трудовых прав работников и участии в привлечении к ответственности работодателей, нарушающих эти права.
Так,
профкомы организации и представители
вышестоящих органов профсоюзов
принимают участие в
Профкомы
организаций участвуют путем
высказывания письменно своего мнения
в создании локальных нормативных
актов работодателем (Правил внутреннего
трудового распорядка, Положений
о премиальной системе
Статьи
371 и 372 ТК предусматривают порядок
учета мнения профкома при принятии
работодателем локальных
Работодатель в предусмотренных Кодексом случаях перед принятием решения должен направить проект локального нормативного акта и обоснование к нему в профком, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации. А данный профком не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта направляет работодателю свое мотивированное мнение по проекту. Работодатель, если не согласен с этим мнением, обязан в течение трех дней после его получения провести дополнительные консультации с протоколом в целях достижения взаимоприемлемого решения. Если же согласия при этом они не достигли, возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель может принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован профкомом в орган Гострудинспекции или в суд. Профком имеет право начать процедуру рассмотрения коллективного трудового спора (ст. 372 ТК).
Орган Гострудинспекции при получении жалобы (заявления) профкома обязан в течение месяца со дня ее получения провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального акта, обязательное для исполнения.
Таким образом, Трудовой кодекс предусмотрел определенное ограничение действий работодателя по принятию им локального нормативного акта, если он при этом не учел законное мнение профкома по его проекту.
Несколько
иной порядок учета работодателем
мнения профкома установлен при принятии
им решения о расторжении
Если профком выразил мотивированное несогласие с предполагаемым приказом работодателя, то он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.
При
недостижении общею согласия по результатам
консультаций работодатель по истечении
десяти дней со дня направления в
профком проекта приказа с
копиями соответствующих
Таким образом, Кодекс, значительно ограничил работодателя в принятии незаконного решения об увольнении работника, а профкому предоставил право быстрее защитить и восстановить незаконно уволенного через Гострудинспекцию.
Эта
процедура не лишает уволенного работника
или представляющего его
Повседневный
контроль осуществляют профкомы организаций
и могут сами или через соответствующие
профсоюзные инспекции
Общественный контроль за исполнением трудового законодательства и охраной труда осуществляют профсоюзы, их соответствующие (теперь суд) органы, которые в этих целях могут создавать соответствующие профсоюзные инспекции. В ст. 22 Основ об охране труда предусмотрены широкие права профсоюзов по охране труда, часть из которых осуществляют их правовые и технические инспекторы труда. Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по этим вопросам, а также разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности. Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда, соблюдением работодателями трудового законодательства и охране труда и окружающей среды.
По положениям о правовой и технической инспекции профсоюзов, утвержденными высшим профсоюзным органом, инспекторы этих инспекций также наделены определенными контрольными правами.
Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования органа профсоюза об устранении выявленного трудового правонарушения сообщить соответствующему органу профсоюза о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Общероссийские
профсоюзы и их объединения для
осуществления профсоюзного контроля
за соблюдением трудового
- проводить
независимую экспертизу
- осуществлять
контроль за соблюдением
- принимать
участие в расследовании
- защищать
права и интересы членов
- предъявлять
работодателям требования о
- направлять
работодателям представления
1.4. Самозащита работниками своих трудовых прав
Термин "самозащита" в Кодексе употреблен впервые, КЗоТ его не имел, и гл. 59 Трудового кодекса названа "Самозащита работниками трудовых прав".