Защита трудовых прав работников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:43, курсовая работа

Краткое описание

Трудовым законодательством предусмотрены универсальные средства, и способы зашиты трудовых прав, которые могут быть разделены на три группы:
- в первую группу входят средства и способы защиты, применение которых позволяет подтвердить (удостоверить) защищаемое трудовое право, либо прекратить (изменить) трудовую обязанность;
- вторая группа включает средства, и способы защиты, применение которых позволяет предупредить или пресечь нарушение права;

Оглавление

1. Теоретическая часть
1.1. Понятие защиты трудовых прав работников и ее способы……………..3
1.2. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраной труда. Его органы, их задачи и полномочия…6
1.3. Защита профсоюзами трудовых прав работников.……………...….......11
1.4. Самозащита работниками своих трудовых прав………………………..16

2. Практическая часть
2.1. Задача 1…………………………………………………………………….19
2.2. Задача 2…………………………………………………………………….19
Список использованной литературы……………………………………….....21

Файлы: 1 файл

трудовое право контрольная.docx

— 42.78 Кб (Скачать)

     Госатомнадзор, осуществляющий государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью, за соблюдением правил по ядерной  и радиационной безопасности, государственное  регулирование и надзор за безопасностью  при производстве, обращении и  использовании в мирных и оборонных  целях атомной энергии, ядерных  материалов, радиоактивных веществ  и изделий на их основе, действует  на основании Положения о нем, утвержденного распоряжением Президента РФ от 5 июня 1992 г. в редакции от 16 сентября 1993 г. (САПП РФ. 1993. 38. ст. 3519).

     Государственные инспекторы всех специализированных государственных  инспекций надзора имеют право  в любое время беспрепятственно посещать любые их сферы производства для проверки и проводить расследования  несчастных случаев, выдавать администрации  обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию неисправного оборудования и деятельность соответствующих  производственных участков и налагать штрафы на должностных лиц администрации, виновных в трудовых правонарушениях.

     Решения государственных инспекторов могут  быть обжалованы руководителю соответствующей  государственной инспекции, главному государственному инспектору труда  РФ или в судебном порядке. Штрафы могут оспариваться в суде.

     Все указанные государственные инспекции  в пределах их компетенции могут  издавать правила и инструкции в  своей сфере надзора, обязательные для всех производств.

     Основными задачами органов Федеральной инспекции труда являются:

- обеспечение  соблюдения и зашиты трудовых  прав и свобод граждан, включая  право на безопасные условия  труда;

- обеспечение  соблюдения работодателями трудового  законодательства;

- обеспечение  работодателей и работников информацией  о наиболее эффективных средствах  и методах соблюдения положений  трудового законодательства;

- доведение  до сведения соответствующих  органов государственной власти  фактов нарушений, действий (бездействий)  или злоупотреблений по соблюдению  трудового законодательства (ст. 355 ТК).

     Статья 356 ТК закрепила на уровне Кодекса  основные полномочия органов Федеральной  инспекции труда. Эти полномочия органы Гострудинспекции осуществляют посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечении виновных к ответственности  в соответствии с федеральным  законом. Они анализируют обстоятельства и причины выявленных трудовых правонарушений, принимают меры по их устранению и  восстановлению нарушенных трудовых прав, осуществляют рассмотрение дел и  об административных правонарушениях  в сфере труда, проводят предупредительный  надзор за строительством новых и  реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию, осуществляют надзор и контроль за порядком расследования  и учета несчастных случаев на производстве, анализируют состояние  и причины производственного  травматизма, участвуют в разработке норм и правил, а также государственных  стандартов по безопасности труда и  другие их полномочия. Следует отметить, что основных полномочий у органов  гострудинспекции, как и их задач, много, и на местах трудно одному органу справиться с ними, а Трудовой кодекс добавил к ним еще ряд полномочий, среди которых разрешение некоторых  трудовых споров.

     Федеральная инспекция труда и ее органы действуют  на основании ст. 353-365 Кодекса и  Положения "О Федеральной инспекции  труда", утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. (СЗ РФ. 2000. 6. ст. 760). 

    1. Защита  профсоюзами трудовых прав работников

   Правовую  основу деятельности профсоюзов в организациях составляют нормы Трудового кодекса  РФ и Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон о профсоюзах), принятого  Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и подписанного Президентом Российской Федерации 12 января 1996 г. (СЗ РФ. 1996. 3. ст. 148). Этот Закон не только устанавливает права и гарантии деятельности профсоюзов, но и регулирует их отношения с работодателями по защите прав и законных интересов работников.

   Как указывалось в теме "Субъекты трудового права", главной основной функцией профсоюза является защитная. А для ее выполнения они имеют и представительскую функцию по представлению интересов работников на всех этапах правового регулирования труда, т. е. при участии в нормотворчестве, при применении норм трудового права, при осуществлении обеспечения их соблюдения и профилактики от трудовых правонарушений, а также при защите незаконно нарушенных трудовых прав работников и участии в привлечении к ответственности работодателей, нарушающих эти права.

   Так, профкомы организации и представители  вышестоящих органов профсоюзов принимают участие в нормотворчестве, активно готовя проекты коллективных договоров и социально-партнерских  соглашений, которые своей нормативной  частью могут значительно (при должной  активности в этом профсоюзов) повышать по сравнению с законодательством  уровень условий труда работников.

   Профкомы  организаций участвуют путем  высказывания письменно своего мнения в создании локальных нормативных  актов работодателем (Правил внутреннего  трудового распорядка, Положений  о премиальной системе заработной платы и о премировании по итогам работы предприятия за год и др.). Профкомы организаций участвуют  и в применении работодателем  норм трудового права в целом  ряде случаев, предусмотренных Кодексом, путем высказывания своего коллегиального мнения по вопросам перевода на другую работу некоторых работников, увольнения по определенным основаниям, рабочего времени и других, ранее указанных нами по соответствующим темам.

   Статьи 371 и 372 ТК предусматривают порядок  учета мнения профкома при принятии работодателем локальных нормативных  актов, содержащих нормы трудового  права. Этот порядок следующий.

   Работодатель  в предусмотренных Кодексом случаях  перед принятием решения должен направить проект локального нормативного акта и обоснование к нему в  профком, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации. А данный профком не позднее пяти рабочих дней с момента  получения проекта направляет работодателю свое мотивированное мнение по проекту. Работодатель, если не согласен с этим мнением, обязан в течение трех дней после его получения провести дополнительные консультации с протоколом в целях достижения взаимоприемлемого  решения. Если же согласия при этом они не достигли, возникшие разногласия  оформляются протоколом, после чего работодатель может принять локальный  нормативный акт, который может  быть обжалован профкомом в орган  Гострудинспекции или в суд. Профком  имеет право начать процедуру  рассмотрения коллективного трудового  спора (ст. 372 ТК).

   Орган Гострудинспекции при получении  жалобы (заявления) профкома обязан в  течение месяца со дня ее получения  провести проверку и в случае выявления  нарушения выдать работодателю предписание  об отмене указанного локального акта, обязательное для исполнения.

   Таким образом, Трудовой кодекс предусмотрел определенное ограничение действий работодателя по принятию им локального нормативного акта, если он при этом не учел законное мнение профкома по его  проекту.

   Несколько иной порядок учета работодателем  мнения профкома установлен при принятии им решения о расторжении трудового  договора с работниками - членами профсоюза по основаниям п. 2 (сокращение численности штата), под п. "б" п. 3 (несоответствие по недостаточной квалификации) и п. 5 (неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей) ст. 81 Кодекса. В этих случаях работодатель направляет в профком проект соответствующего приказа и копии документов, являющихся основанием для принятия этого приказа, а профком в течение семи рабочих дней со дня их получения рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое письменное мотивированное мнение. Не представленное в семидневный срок мнение профкома или немотивированное мнение (например, просто "не согласен") работодателем не учитывается.

   Если  профком выразил мотивированное несогласие с предполагаемым приказом работодателя, то он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем  или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются  протоколом.

   При недостижении общею согласия по результатам  консультаций работодатель по истечении  десяти дней со дня направления в  профком проекта приказа с  копиями соответствующих документов имеет право принять окончательное  решение, которое профком может  обжаловать в соответствующий орган  Гострудинспекции. Этот орган в течение  десяти дней со дня получения жалобы разрешает вопрос, и в случае признания  увольнения незаконным выдает работодателю обязательное для него предписание  о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

   Таким образом, Кодекс, значительно ограничил  работодателя в принятии незаконного  решения об увольнении работника, а  профкому предоставил право быстрее  защитить и восстановить незаконно  уволенного через Гострудинспекцию.

   Эта процедура не лишает уволенного работника  или представляющего его интересы профком обжаловать увольнение непосредственно  в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание Гострудинспекции. Таким образом, в суде могут столкнуться две противоположные жалобы: уволенного работника (или профкома, его защищающего) и работодателя, обжалующего восстановление Гострудинспекцией уволенного. Суд при такой ситуации будет рассматривать одновременно в одном заседании обе жалобы. Профсоюз защищает трудовые права работников и при осуществлении им общественного контроля за соблюдением трудового законодательства, охраны труда, прав работников.

   Повседневный  контроль осуществляют профкомы организаций  и могут сами или через соответствующие  профсоюзные инспекции реагировать  на трудовые правонарушения.

   Общественный  контроль за исполнением трудового законодательства и охраной труда осуществляют профсоюзы, их соответствующие (теперь суд) органы, которые в этих целях могут создавать соответствующие профсоюзные инспекции. В ст. 22 Основ об охране труда предусмотрены широкие права профсоюзов по охране труда, часть из которых осуществляют их правовые и технические инспекторы труда. Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по этим вопросам, а также разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности. Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда, соблюдением работодателями трудового законодательства и охране труда и окружающей среды.

   По  положениям о правовой и технической  инспекции профсоюзов, утвержденными  высшим профсоюзным органом, инспекторы этих инспекций также наделены определенными  контрольными правами.

   Работодатели  обязаны в недельный срок с  момента получения требования органа профсоюза об устранении выявленного  трудового правонарушения сообщить соответствующему органу профсоюза  о результатах рассмотрения данного  требования и принятых мерах.

   Общероссийские  профсоюзы и их объединения для  осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства могут создавать правовые и технические  инспекции труда профсоюзов, которые  действуют в соответствии с положениями, утвержденными общероссийскими  профсоюзами и их объединениями. То же и в субъектах Федерации  могут делать региональные профсоюзы. Статья 370 ТК закрепила (на уровне теперь уже Кодекса) основные права профсоюзных  инспекторов труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда  профсоюзов, сделав таким образом  их субъектами трудового права как  органов профсоюза. Они имеют  право:

- проводить  независимую экспертизу условий  труда и обеспечения безопасности  работников организации;

- осуществлять  контроль за соблюдением работодателями  трудового законодательства, трудовых  прав работников;

- принимать  участие в расследовании несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний;

- защищать  права и интересы членов профсоюзов  по вопросам возмещения вреда,  причиненного трудовой травмой;

- предъявлять  работодателям требования о приостановке  работ в случаях непосредственной  угрозы жизни и здоровью работников;

- направлять  работодателям представления об  устранении выявленных нарушений  закона, трудовых прав работников, обязательные для рассмотрения, принимать участие в разработке  законов и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы  трудового права и еще ряд  прав, указанных в ст. 370 ТК. Таким  образом, впервые Трудовой кодекс  закрепил права профсоюзных инспекторов  труда, обеспечив их реализацию  правовой ответственностью за  воспрепятствование их осуществлять. 
 
 

1.4.  Самозащита работниками своих трудовых прав

     Термин "самозащита" в Кодексе употреблен впервые, КЗоТ его не имел, и гл. 59 Трудового кодекса названа "Самозащита работниками трудовых прав".

Информация о работе Защита трудовых прав работников