Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 07:41, курсовая работа
Каждый субъект уголовного судопроизводства осуществляет только возложенные на него функции, выполняет свою роль в уголовном судопроизводстве и соответственно наделен определенным комплексом прав и обязанностей (правовым статусом).
Большое количество участников уголовного судопроизводства требует четкого определения их правового статуса и определения выполняемых ими функций.
1. Введение………………………………………………………………...2
2. Участники уголовного процесса. Их классификация………..……....4
3. Суд как участник уголовного судопроизводства…………………....8
4. Участники уголовного процесса, выполняющие функцию уголовного преследования…………………………………………………………...11
5. Участники уголовного процесса, выполняющие функцию
защиты……………………………………………………………………22
6. Представители в уголовном процессе……………………………....28
7. Участники уголовного процесса, выполняющие функцию содействия уголовному судопроизводству……………………………….................31
8. Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве. Отводы……………………………………………...36
Список литературы……………………………………………………...
Участники уголовного процесса, выполняющие функцию уголовного преследования
Уголовное преследование — это процессуальная деятельность, направленная на раскрытие преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и привлечение их к уголовной ответственности. В состязательном судопроизводстве уголовное преследование есть не что иное, как государственное обвинение перед судебным органом, т. е. выполнение функции обвинения. В розыскной модели процесса, где не существует отдельной функции обвинения, уголовное преследование реализуется в рамках другой функции — функции расследования, не исчерпывая, впрочем, содержания последней, поскольку кроме задачи уголовного преследования функция расследования одновременно охватывает и другие задачи, выполняемые субъектом расследования, а именно — разрешение дела, и (в той мере, в какой это способен сделать розыскной процесс) защиту законных интересов участников процесса.
Уголовное преследование в российском уголовном процессе может осуществляться в публичном, частно-публичном и частном порядке (ст. 20 УПК). В делах публичного обвинения обвинителем является государственный орган: прокурор, следователь, дознаватель, который обязан возбудить уголовное дело и принять меры по изобличению преступника вне зависимости от просьбы потерпевшего. В делах частного обвинения обвинителем является сам потерпевший, поэтому дело возбуждается по его заявлению и подлежит прекращению при его отказе от обвинения (примирении с обвиняемым). Дела частно-публичного обвинения возбуждаются только по заявлению потерпевшего, но автоматическому прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат.
Прокурор — это должностное
лицо, уполномоченное в пределах своей
компетенции осуществлять от имени
государства уголовное
В судебном производстве прокурор выполняет состязательную по происхождению функцию уголовного преследования. В качестве государственного обвинителя прокурор равноправен со стороной защиты.
В досудебном производстве прокурор сохраняет положение «хозяина процесса». На него возлагается функция надзора, государственно-правовая по своему происхождению. Надзор прокурора распространяется исключительно на деятельность органов дознания и органов предварительного следствия и не затрагивает суд, а равно деятельность защитника. В досудебном производстве в качестве прокуроров выступают только прокуроры и их заместители.
Надзорная функция прокурора на предварительном расследовании проявляется там, где он руководствуется исключительно интересами строгого и точного исполнения закона, жертвуя ради этого, если потребуется, даже эффективностью уголовного преследования. Функция же уголовного преследования реализуется в тех прокурорских полномочиях, которые нацелены на максимально эффективное и целесообразное обеспечение неотвратимости уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Если говорить о критерии разделения этих функций еще проще, то функция надзора следует лишь началу законности, в то время как функция уголовного преследования, кроме того, — и началу целесообразности.
Надзорная функция прокурора конкретизируется в следующих его полномочиях:
– проверять законность приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях;
– давать согласие (санкцию, разрешение) дознавателю или следователю на возбуждение уголовного дела, возбуждение перед судом ходатайств, принудительные действия (избрание залога, выемки документов, содержащих государственную тайну, и др.);
– передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами подследственности;
– отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение закона;
– отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя;
– утверждать решения следователя и дознавателя о прекращении дела;
– разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю.
Функция уголовного преследования на досудебных стадиях процесса выражается в полномочиях прокурора:
– лично возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству, а также продлевать срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток при необходимости проведения документальных проверок или ревизий (ч. 3 ст. 144);
–
участвовать в производстве предварительного
расследования и в необходимых
случаях лично производить
–
принимать решение о
– давать поручения и указания органу дознания, следователю;
– соединять своим постановлением уголовные дела в одном производстве (ст. 153);
– передавать уголовные дела от одного органа расследования другому;
– продлевать срок предварительного следствия или дознания;
– принимать решения по делу, поступившему с обвинительным заключением или обвинительным актом.
Границы активности прокурора
на предварительном следствии не
беспредельны. Наиболее отчетливо это
проявляется в его
Следователь и начальник следственного отдела. Следователь — это должностное лицо прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности или органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, уполномоченное осуществлять предварительное следствие, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст. 38).
Следователь выполняет не
только функцию уголовного преследования.
Он обязан полно, объективно и всесторонне
исследовать как уличающие, так
и оправдывающие обвиняемого
обстоятельства; обоснованно применить
меры принуждения, обеспечить права
участников процесса (в том числе
право на защиту); и в некоторых
случаях разрешить все
Следователь вправе проводить дознание по делу в установленных УПК случаях (ст. 151).
Процессуальная
– самостоятельность принятия всех решений о направлении следствия и производстве следственных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотрено их санкционирование судом или прокурором. Следователь вправе давать органам дознания поручения по находящимся в его производстве делам;
– полную персональную ответственность следователя за законность, обоснованность и своевременность принятых решений и проведенных действий;
–
гарантии процессуальной самостоятельности
следователя состоят в том, что
некоторые указания прокурора следователь
вправе не исполнять в случае своего
несогласия с ними. При этом он представляет
дело вышестоящему прокурору со своими
возражениями. Тогда вышестоящий
прокурор или отменяет указание нижестоящего
прокурора, или передает дело другому
следователю. Гарантии процессуальной
самостоятельности обеспечивают свободу
внутреннего убеждения
1) привлечении лица в качестве обвиняемого;
2) квалификации преступления;
3)объеме обвинения;
4) мере пресечения;
5) отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий;
6) направлении уголовного дела в суд или его прекращении;
7) отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия;
8) передаче дела другому следователю.
Следует отметить, что предоставленные гарантии часто не обеспечивают реальной самостоятельности следователя. Да и сама эта самостоятельность является лишь отголоском независимости представителя судебной власти — юстиции, к которой принадлежал следователь в России с 1861 по 1928 гг.
Начальник следственного
отдела — это должностное лицо,
возглавляющее соответствующее
следственное подразделение (орган
предварительного следствия), а также
его заместители (п. 18 ст. 5; ст. 39 УПК).
Начальник следственного отдела
призван осуществлять ведомственный
контроль: обеспечивать организационно-методическое
руководство деятельностью
Начальник следственного
отдела вправе поручать производство
следствия следователю или
Начальник следственного отдела может возбудить дело и принять его к своему производству, произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы.
Указания начальника следственного отдела обязательны для следователя, кроме случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, а также производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению.
Орган дознания, дознаватель и иные должностные лица органа дознания. Согласно п. 24 ст. 5 УПК, органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. В отличие от следователя орган дознания выполняет процессуальную деятельность попутно со своими основными функциями.
Полномочия органов дознания принадлежат субъектам, которых можно разделить на две группы:
1)
органы исполнительной власти, наделенные
в соответствии с федеральным
законом полномочиями по
2)
должностные лица —
Полномочиями по осуществлению
оперативно-розыскной
– органов внутренних дел РФ. Основную часть функций органов дознания в системе органов внутренних дел выполняет милиция, которая включает в свой состав криминальную милицию и милицию общественной безопасности;
– органов федеральной службы безопасности;
–
федеральных органов
– таможенных органов РФ;
– органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
– службы внешней разведки РФ;
– Министерства юстиции РФ;
–
органа внешней разведки Министерства
обороны РФ (ст. 3 Федерального закона
«Об оперативно-розыскной