Суд как государственный орган, осуществляющий уголовное судопроизводство

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью и основной задачей курсовой работы является всестороннее изучение особенности правового положения лиц участвующих в уголовном процессе, обобщение и анализ общетеоретических вопросов названной темы.
В соответствии с изложенным необходимо будет рассмотреть следующее:
- на теоретическом уровне раскрыть правовую сущность лиц участвующих в уголовном процессе;
- освещение отдельных проблем правового положения лиц участвующих в уголовном процессе.
- проанализировать с точки зрения право проблемные вопросы уголовно-процессуального законодательства РК;
- изучения и анализа законодательства РК, определяющие правовое положение лиц участвующих в уголовном процессе и др.;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………... 3
1. Понятие участников уголовного процесса…………………………………… 5
2. Участники уголовного процесса……………………………………………... 9
2.1 Прокурор……………………………………………………………………… 9
2.2 Начальник следственного отдела…………………………………………... 13
2.3 Следователь…………………………………………………………………... 17
2.4 Орган дознания………………………………………………………………. 19
2.5 Дознаватель………………………………………………………………….. 20
2.6 Подозреваемый……………………………………………………………… 23
2.7 Обвиняемый…………………………………………………………………. 26
2.8 Свидетель…………………………………………………………………….. 29
3. Суд как государственный орган, осуществляющий уголовное судопроизводство……………………………………………………………….. 32
Заключение………………………………………………………………………. 36
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Курсовая УЧАСТНИКИ УГОЛО ПРОЦЕССА.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

    В содержание процессуального контроля начальника следственного отдела входят:

    - проверка своевременности и обоснованности  возбуждения уголовного дела;

    - выяснение результативности производства  первоначальных следственных действий  и их значения в раскрытии  и расследовании преступления;

    - установление законности и обоснованности  задержания подозреваемого, соответствия избранной меры пресечения процессуальным условиям их применения;

    - проверка законности и обоснованности  привлечения лица в качестве  обвиняемого;

    - анализ обеспечения процессуальных прав участников предварительного следствия, устранение нарушений;

    - при необходимости принятие мер  по выполнению требований всесторонности, полноты и объективности расследования  дела;

    - выяснение соответствия мер, принятых  следователем в целях обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного преступлением;

    - проверка законности и обоснованности  постановлений следователя о приостановлении или о прекращении дела производством [4, с.16].

    Начальник следственного отдела выполняет ряд процессуальных действий по руководству следователем, не указанных в числе его полномочий, но необходимо вытекающих из сущности его процессуального положения. К числу таких действий они относят, например, дачу указаний о взаимодействии следователя с органами дознания, об исследовании причин и условий, способствовавших совершению преступлений, о привлечении общественности к участию в раскрытии преступлений.

    Закон устанавливает форму осуществления  своих полномочий начальником следственного  отдела. Все указания по уголовному делу даются письменно.

    Процессуальные  полномочия начальника следственного  отдела можно подразделить на две группы. Первую группу составляют средства процессуального контроля за расследованием конкретного уголовного дела. Во вторую группу входят средства, направленные на процессуальное руководство подчиненными ему следователями.

    2.3 Следователь

    Согласно  ч. 1 ст. 64 УПК следователь - это должностное  лицо, уполномоченное осуществлять предварительное  следствие по уголовному делу в пределах своей компетенции: следователь  органов внутренних дел, следователь органов национальной безопасности и следователь органов налоговой полиции.

    Основное  назначение следователя заключается  в расследовании дела.

    Процессуальное  положение следователя обусловлено  его функциями в уголовном судопроизводстве, где в качестве последних выступают:</h4>

    1) рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях (ст. 183, 184УПК);

    2) исследование обстоятельств дела (ст. 24, 124 У ПК);

    3) привлечение лица в качестве  обвиняемого (ст. 206 УПК);

    4) ограждение невиновных от необосновательного  обвинения в совершении преступления (ст. 24, 210 УПК);

    5) обеспечение возмещения материального  ущерба, причиненного преступлением, и исполнение приговора в части конфискации имущества (ст. 162-171 УПК);

    6) пресечение преступлений и принятие  мер к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления (ст. 8, 36, 204 УПК);

    7) розыск обвиняемых, место нахождения  которых неизвестно (ст. 267 УПК);

    8) разрешение уголовных дел при  наличии законных оснований к  их прекращению на досудебных  стадиях (ст. 269 УПК) [2, с.8].

    Реализация  совокупности названных функций следователем имеет следующие особенности.

    1. Все функции взаимосвязаны. Результаты  выполнения предыдущих функций отражаются на характере реализации последующих функций. Так, рассмотрение заявлений и сообщений о преступлении может быть реализовано в двух формах: а) возбуждение уголовного дела; б) отказ в возбуждении уголовного дела. Если имело место возбуждение уголовного дела, то далее наступает необходимость реализации следующей функции исследования обстоятельств дела и т.д. Если имел место отказ от выполнения всех иных процессуальных функций.

    2. Реализация функций может иметь  место при условии взаимодействия следователя с иными участниками процесса. Характер взаимодействия зависит от статуса участника правоотношений.

    3. Предпосылкой выполнения следователем его функций является наделение всех участников процесса правами и возложение на них обязанностей.

    4. Закон предусматривает обязательность  выполнения предприятия, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами законных требований следователя.

    Наиболее  важными для понимания сущности следователя как участника уголовно-процессуальных отношений являются принципы: законность; публичность; равенство граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания; национальный язык расследования; неприкосновенность личности, жилища, личной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений; всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела; обеспечение законных прав и интересов участников предварительного следствия; принятие мер к обеспечению безопасности участников процесса и иных лиц; презумпция невиновности; быстрота производства предварительного следствия; процессуальная самостоятельность и ответственность следователя; привлечение общественности к участию в раскрытии и расследовании преступлений [7, с.27].

    2.4 Орган дознания

    В соответствии с п. 14 ст. 7 УПК орган  дознания относится к органам уголовного преследования. В перечень органов дознания  согласно (ч. 2 ст. 65 УПК),  входят:

    1) органы внутренних дел;

    2) органы национальной безопасности;

    3) органы юстиции;

    4) органы налоговой полиции;

    5) таможенные органы;</h4>

    6) органы военной полиции;

    7) командиры пограничных частей;

    8) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

    9) руководители дипломатических представительств, консульских учреждений и полномочных представительств Республики Казахстан;

    10) органы государственной противопожарной службы;

    11) капитаны морских судов, находящихся  в дальнем плавании, руководители  геологоразведочных партий, других  государственных организаций и их подразделений, удаленных от органов дознания, названных в пунктах 1-10, - в период отсутствия транспортного сообщения [2, с.11].

    Для обладания процессуальным статусом органа дознания необходимо наличие следующих юридических предпосылок:

    - создание государственного органа  управления в установленном законом порядке;

    - назначение лица на должность (в этом числе и на должность руководителя этого органа);

    - наделение уголовно-процессуальным  законодательством данного вида  органов управления полномочиями  на производство дознания.

    Своеобразие процессуального положения органов  дознания по национальному УПК является право этих органов осуществлять предварительное следствие в случаях, установленных законом [8, с.26].

    Начальник РОВД, ГОВД, УВД области (города) одновременно является начальником районного, городского, областного органа дознания. Министр внутренних дел Республики Казахстан по сути является начальником республиканского органа дознания. Названные должностные лица, являясь руководителями органа дознания, осуществляют процессуальное руководство деятельностью по дознанию. Различия в процессуальном положении лица, уполномоченного производящего дознание, и начальника органа дознания определяются тем, что полномочия последнего складываются из совокупности полномочий дознавателя и органа дознания. Задачами органов дознания являются:

    - укрепление законности и правопорядка, защита конституционных прав личности, гражданина, предупреждение и борьба с преступностью;

    - быстрое и полное раскрытие  преступлений;

    - установление лиц, совершивших преступление, и их изобличение;

    - обеспечение правильного применения  закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и наказан;

    - установление характера и размера ущерба, причиненного преступлением, и принятие мер для обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества.

    2.5 Дознаватель

    Как указывается в ст. 67 УПК, дознаватель - должностное лицо, уполномоченное осуществлять досудебное производство по уголовному делу в пределах своей компетенции. В соответствии с п. 14 ст. 7 УПК дознаватель - это орган дознания [2, с.11].

    Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает  следующие права дознавателя:</h4>

    - самостоятельно принимать решения о начале уголовного преследования и проведении следственных действий, за исключением случаев, когда для проведения следственных действий необходима санкция прокурора или решение суда;

    - по уголовным делам, по которым  предварительное следствие обязательно, по поручению начальника органа дознания возбуждать уголовное дело в случаях, не терпящих отлагательства;

    - проводить неотложные следственные  действия и оперативно-розыскные  мероприятия;

    - вызывать в орган дознания  любых лиц для их допроса в качестве свидетелей и потерпевших по расследуемому делу, а также для привлечения их в качестве специалистов либо экспертов;

    - требовать от учреждений, предприятий,  организаций, должностных лиц и граждан предъявления предметов и документов, необходимых для установления обстоятельств по делу;

    - признавать соответствующих лиц  потерпевшими, гражданскими истцами, их представителями и представителем гражданского ответчика, привлекать лицо в качестве гражданского ответчика;

    - применять в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения;

    - объединять и выделять в отдельное  производство уголовные дела;

    - приобщать к делу вещественные  доказательства;

    - предъявлять обвинение и допрашивать  лицо в качестве обвиняемого по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно;

    - заканчивать дело составлением  обвинительного заключения либо  прекращением или приостановлением  производства по делу, по которому  предварительное следствие не  обязательно [9, с.24].

    Права лица, производящего дознание, уравновешиваются его обязанностями, в числе которых:

    - разъяснение участвующим в деле  лицам их прав и обеспечение  возможности осуществления этих  прав;

    - принятие мер к обеспечению  безопасности участников процесса и иных лиц;

    - обеспечение неразглашения данных дознания и предварительного следствия;

    - принятие мер к возмещению  ущерба, причиненного лицу незаконными действиями;

    - обеспечение гражданского иска;

    - обеспечение конфискации имущества;

    - удовлетворение ходатайств об  исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела.

Информация о работе Суд как государственный орган, осуществляющий уголовное судопроизводство