Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:58, курсовая работа
Целью и основной задачей курсовой работы является всестороннее изучение особенности правового положения лиц участвующих в уголовном процессе, обобщение и анализ общетеоретических вопросов названной темы.
В соответствии с изложенным необходимо будет рассмотреть следующее:
- на теоретическом уровне раскрыть правовую сущность лиц участвующих в уголовном процессе;
- освещение отдельных проблем правового положения лиц участвующих в уголовном процессе.
- проанализировать с точки зрения право проблемные вопросы уголовно-процессуального законодательства РК;
- изучения и анализа законодательства РК, определяющие правовое положение лиц участвующих в уголовном процессе и др.;
Введение…………………………………………………………………………... 3
1. Понятие участников уголовного процесса…………………………………… 5
2. Участники уголовного процесса……………………………………………... 9
2.1 Прокурор……………………………………………………………………… 9
2.2 Начальник следственного отдела…………………………………………... 13
2.3 Следователь…………………………………………………………………... 17
2.4 Орган дознания………………………………………………………………. 19
2.5 Дознаватель………………………………………………………………….. 20
2.6 Подозреваемый……………………………………………………………… 23
2.7 Обвиняемый…………………………………………………………………. 26
2.8 Свидетель…………………………………………………………………….. 29
3. Суд как государственный орган, осуществляющий уголовное судопроизводство……………………………………………………………….. 32
Заключение………………………………………………………………………. 36
Список использованной литературы………
В содержание процессуального контроля начальника следственного отдела входят:
-
проверка своевременности и
-
выяснение результативности
-
установление законности и
-
проверка законности и
- анализ обеспечения процессуальных прав участников предварительного следствия, устранение нарушений;
-
при необходимости принятие
-
выяснение соответствия мер,
-
проверка законности и
Начальник следственного отдела выполняет ряд процессуальных действий по руководству следователем, не указанных в числе его полномочий, но необходимо вытекающих из сущности его процессуального положения. К числу таких действий они относят, например, дачу указаний о взаимодействии следователя с органами дознания, об исследовании причин и условий, способствовавших совершению преступлений, о привлечении общественности к участию в раскрытии преступлений.
Закон
устанавливает форму
Процессуальные полномочия начальника следственного отдела можно подразделить на две группы. Первую группу составляют средства процессуального контроля за расследованием конкретного уголовного дела. Во вторую группу входят средства, направленные на процессуальное руководство подчиненными ему следователями.
Согласно ч. 1 ст. 64 УПК следователь - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу в пределах своей компетенции: следователь органов внутренних дел, следователь органов национальной безопасности и следователь органов налоговой полиции.
Основное назначение следователя заключается в расследовании дела.
Процессуальное
положение следователя
1) рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях (ст. 183, 184УПК);
2)
исследование обстоятельств
3) привлечение лица в качестве обвиняемого (ст. 206 УПК);
4)
ограждение невиновных от
5)
обеспечение возмещения
6)
пресечение преступлений и
7) розыск обвиняемых, место нахождения которых неизвестно (ст. 267 УПК);
8) разрешение уголовных дел при наличии законных оснований к их прекращению на досудебных стадиях (ст. 269 УПК) [2, с.8].
Реализация совокупности названных функций следователем имеет следующие особенности.
1.
Все функции взаимосвязаны.
2.
Реализация функций может
3. Предпосылкой выполнения следователем его функций является наделение всех участников процесса правами и возложение на них обязанностей.
4.
Закон предусматривает
Наиболее важными для понимания сущности следователя как участника уголовно-процессуальных отношений являются принципы: законность; публичность; равенство граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания; национальный язык расследования; неприкосновенность личности, жилища, личной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений; всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела; обеспечение законных прав и интересов участников предварительного следствия; принятие мер к обеспечению безопасности участников процесса и иных лиц; презумпция невиновности; быстрота производства предварительного следствия; процессуальная самостоятельность и ответственность следователя; привлечение общественности к участию в раскрытии и расследовании преступлений [7, с.27].
В соответствии с п. 14 ст. 7 УПК орган дознания относится к органам уголовного преследования. В перечень органов дознания согласно (ч. 2 ст. 65 УПК), входят:
1) органы внутренних дел;
2)
органы национальной
3) органы юстиции;
4) органы налоговой полиции;
5) таможенные органы;</h4>
6) органы военной полиции;
7) командиры пограничных частей;
8) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
9)
руководители дипломатических
10) органы государственной противопожарной службы;
11)
капитаны морских судов,
Для обладания процессуальным статусом органа дознания необходимо наличие следующих юридических предпосылок:
-
создание государственного
- назначение лица на должность (в этом числе и на должность руководителя этого органа);
-
наделение уголовно-
Своеобразие
процессуального положения
Начальник РОВД, ГОВД, УВД области (города) одновременно является начальником районного, городского, областного органа дознания. Министр внутренних дел Республики Казахстан по сути является начальником республиканского органа дознания. Названные должностные лица, являясь руководителями органа дознания, осуществляют процессуальное руководство деятельностью по дознанию. Различия в процессуальном положении лица, уполномоченного производящего дознание, и начальника органа дознания определяются тем, что полномочия последнего складываются из совокупности полномочий дознавателя и органа дознания. Задачами органов дознания являются:
-
укрепление законности и
- быстрое и полное раскрытие преступлений;
- установление лиц, совершивших преступление, и их изобличение;
-
обеспечение правильного
- установление характера и размера ущерба, причиненного преступлением, и принятие мер для обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества.
Как указывается в ст. 67 УПК, дознаватель - должностное лицо, уполномоченное осуществлять досудебное производство по уголовному делу в пределах своей компетенции. В соответствии с п. 14 ст. 7 УПК дознаватель - это орган дознания [2, с.11].
Уголовно-процессуальное
законодательство предусматривает
следующие права дознавателя:</
- самостоятельно принимать решения о начале уголовного преследования и проведении следственных действий, за исключением случаев, когда для проведения следственных действий необходима санкция прокурора или решение суда;
-
по уголовным делам, по
-
проводить неотложные
- вызывать в орган дознания любых лиц для их допроса в качестве свидетелей и потерпевших по расследуемому делу, а также для привлечения их в качестве специалистов либо экспертов;
- требовать от учреждений, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан предъявления предметов и документов, необходимых для установления обстоятельств по делу;
-
признавать соответствующих
-
применять в отношении
-
объединять и выделять в
- приобщать к делу вещественные доказательства;
-
предъявлять обвинение и
-
заканчивать дело составлением
обвинительного заключения
Права лица, производящего дознание, уравновешиваются его обязанностями, в числе которых:
-
разъяснение участвующим в
-
принятие мер к обеспечению
безопасности участников
- обеспечение неразглашения данных дознания и предварительного следствия;
- принятие мер к возмещению ущерба, причиненного лицу незаконными действиями;
- обеспечение гражданского иска;
-
обеспечение конфискации
- удовлетворение ходатайств об исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о работе Суд как государственный орган, осуществляющий уголовное судопроизводство