Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:58, курсовая работа
Целью и основной задачей курсовой работы является всестороннее изучение особенности правового положения лиц участвующих в уголовном процессе, обобщение и анализ общетеоретических вопросов названной темы.
В соответствии с изложенным необходимо будет рассмотреть следующее:
- на теоретическом уровне раскрыть правовую сущность лиц участвующих в уголовном процессе;
- освещение отдельных проблем правового положения лиц участвующих в уголовном процессе.
- проанализировать с точки зрения право проблемные вопросы уголовно-процессуального законодательства РК;
- изучения и анализа законодательства РК, определяющие правовое положение лиц участвующих в уголовном процессе и др.;
Введение…………………………………………………………………………... 3
1. Понятие участников уголовного процесса…………………………………… 5
2. Участники уголовного процесса……………………………………………... 9
2.1 Прокурор……………………………………………………………………… 9
2.2 Начальник следственного отдела…………………………………………... 13
2.3 Следователь…………………………………………………………………... 17
2.4 Орган дознания………………………………………………………………. 19
2.5 Дознаватель………………………………………………………………….. 20
2.6 Подозреваемый……………………………………………………………… 23
2.7 Обвиняемый…………………………………………………………………. 26
2.8 Свидетель…………………………………………………………………….. 29
3. Суд как государственный орган, осуществляющий уголовное судопроизводство……………………………………………………………….. 32
Заключение………………………………………………………………………. 36
Список использованной литературы………
Прокуратура,
входя в систему
Согласно ст. 83 Конституции Республики Казахстан на прокуратуру возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории Республики Казахстан. Функция надзора, сформулированная на конституционном уровне, развита и конкретизирована в Законе "О прокуратуре Республики Казахстан", который в содержание надзорной функции в уголовном судопроизводстве включает:</h4>
1)
надзор за оперативно-
2)
надзор за законностью
3)
представительство интересов
4)
надзор за законностью
Формы, порядок прокурорского надзора, правовые последствия, наступающие в результате реализации правоотношений, участником которых является прокурор, регламентированы как в Законе "О прокуратуре", так и в УПК [3, с.15].
Специфичность
положения прокурора
Правовой статус прокурора тесно связан с системой задач, решаемых органами прокуратуры при отправлении правосудия. В качестве таких задач выступают:
1)
принятие предусмотренных
2) обеспечение обвиняемому права на защиту, охрана его личных и имущественных прав;
3) достижение целей уголовного преследования с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут законному и справедливому наказанию и ни один невиновный не был осужден;
4) обеспечение судебной защиты прав граждан в охраняемых законом интересов государственных, общественных и частных предприятий, учреждений и организаций.
Своеобразие
статуса прокурора также
Таким
образом, сущность статуса прокурора
в системе уголовно-
1.
Прокурор вправе принимать по
уголовному делу решение,
В некоторых стадиях процесса у прокурора существует определенный интерес.
Этот интерес не выходит за пределы задач правосудия и проявляется в отказе прокурора от поддержания государственного обвинения, если в ходе судебного рассмотрения будет установлена невиновность лица. Этот отказ является не правом, а обязанностью. В частности, ст. 317 УПК гласит: "Прокурор обязан отказаться от обвинения (полностью или частично), если придет к выводу, что оно не нашло подтверждения в судебном разбирательстве".
2. В отдельных стадиях процесса прокурор не имеет никаких прав по разрешению дела, не имеет также непосредственного процессуального интереса, где последнее обусловлено содержанием целей и задач надзорной деятельности.
Так,
участие прокурора при
3. Формы надзорной деятельности могут перекрещиваться с функциями определенных участников процесса.
Функция
расследования обстоятельств
Подобное перекрещивание форм надзорной деятельности с иными самостоятельными функциями имеет правовую основу. Но, как отмечалось методами и средствами реализации иных уголовно-процессуальных функций.
Прокурор вправе:
- возбуждать уголовное дело или оказывать в его возбуждении;
-
передавать в соответствующий
орган возбужденные
-
участвовать при производстве
отдельных следственных
-
отменять незаконные
-
получать для проверки от
-
санкционировать применение
-
ставить вопрос об
-
проверять соблюдение
4. Прокурор, обладая правом возбуждать уголовные дела, обязан осуществлять надзор за законностью возбуждения уголовных дел.
При этом прокурор практически не контролируем. Критерием правомерности его действий является закон. Обоснованность и законность принятого им решения может быть оценена в процессе предварительного расследования либо при рассмотрении дела в суде.
5. Фигура прокурора в процессе многозначна: по отношению к обвиняемому прокурор является той инстанцией, в которую обвиняемый может обращаться с жалобами, заявлениями, ходатайствами; тот же самый прокурор в отношении того же обвиняемого (подсудимого) в суде может поддерживать государственное обвинение.
6. Прокурор, как и другие участники процесса, подконтролен суду в пределах конкретного дела, рассматриваемого в суде. Например: в суде он подчиняется требованиям председательствующего, более того, при невыполнении прокурором требований председательствующего последний вправе применить уголовно-процессуальные санкции; суд может отклонить ходатайства прокурора и т.д.
1. Прокурор в суде ничего не решает, он только доказывает обвинение путем активного участия в судебном следствии.
На выполнение прокурором в полном объеме установленных прав и обязанностей оказывает немаловажное влияние учет оснований для его отвода от участия в процессе. Основаниями для отвода прокурора являются: а) личная, прямая или косвенная заинтересованность в деле (ст. 91 УПК); б) если он состоит в родстве с другими - судьями, входящими в состав суда по данному делу; в) если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их родственником, а равно родственником обвиняемого или его законного представителя, обвинителя, защитника, следователя или лица, производящего дознание, следователя, обвинителя, защитника, представителя интересов потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, переводчика или секретаря судебного заседания; д) если он участвовал в данном деле в качестве судьи.
Согласно ч. 1 ст. 63 УПК начальник следственного отдела - это начальник следственного подразделения органа, осуществляющего предварительное следствие, и его заместители, действующие в пределах своей компетенции [2, с.12].
Как участник уголовно-процессуальных правоотношений начальник следственного отдела вправе:</h4>
-
поручать производство
-осуществлять
контроль за современностью
-осуществлять
контроль за исполнением
- осуществляет контроль за исполнением поручений других следователей в случаях, установленных УПК. В процессе досудебной деятельности следователями иных органов уголовного преследования могут даваться поручения, выполнение которых собственными силами не всегда представляется возможным (например, необходимость допроса свидетеля, проживающего в другой области);
-
отстранять следователя от
-
изымать уголовное дело из
одного следственного
-
направлять оконченные
- возбуждать уголовные дела и принимать их к своему производству, лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя.
Названные полномочия начальника следственного отдела не могут ограничивать самостоятельность следователя. При несогласии следователя с указаниями начальника следственного отдела они могут быть обжалованы прокурору, чем гарантируется целостность полномочий следователя и полнота реализации предоставленных ему прав.
Процессуальный контроль начальника следственного отдела за деятельностью подчиненного следователя можно определить как «..комплекс мер, направленных на создание оптимальных условий для успешного расследования и предупреждения преступлений и облегчающих выполнение стоящих перед следователями задач».
Информация о работе Суд как государственный орган, осуществляющий уголовное судопроизводство