Суд как государственный орган, осуществляющий уголовное судопроизводство

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью и основной задачей курсовой работы является всестороннее изучение особенности правового положения лиц участвующих в уголовном процессе, обобщение и анализ общетеоретических вопросов названной темы.
В соответствии с изложенным необходимо будет рассмотреть следующее:
- на теоретическом уровне раскрыть правовую сущность лиц участвующих в уголовном процессе;
- освещение отдельных проблем правового положения лиц участвующих в уголовном процессе.
- проанализировать с точки зрения право проблемные вопросы уголовно-процессуального законодательства РК;
- изучения и анализа законодательства РК, определяющие правовое положение лиц участвующих в уголовном процессе и др.;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………... 3
1. Понятие участников уголовного процесса…………………………………… 5
2. Участники уголовного процесса……………………………………………... 9
2.1 Прокурор……………………………………………………………………… 9
2.2 Начальник следственного отдела…………………………………………... 13
2.3 Следователь…………………………………………………………………... 17
2.4 Орган дознания………………………………………………………………. 19
2.5 Дознаватель………………………………………………………………….. 20
2.6 Подозреваемый……………………………………………………………… 23
2.7 Обвиняемый…………………………………………………………………. 26
2.8 Свидетель…………………………………………………………………….. 29
3. Суд как государственный орган, осуществляющий уголовное судопроизводство……………………………………………………………….. 32
Заключение………………………………………………………………………. 36
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Курсовая УЧАСТНИКИ УГОЛО ПРОЦЕССА.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

    Прокуратура, входя в систему государственных  органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, имеет ряд специфических черт, обусловленных функциональной направленностью прокурорского надзора. Прокуратура как таковая непосредственно не применяет наказаний к правонарушителям, но использует всю силу своей власти для восстановления нарушенной законности и привлечения виновных к установленной ответственности.

    Согласно  ст. 83 Конституции Республики Казахстан  на прокуратуру возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории Республики Казахстан. Функция надзора, сформулированная на конституционном уровне, развита и конкретизирована в Законе "О прокуратуре Республики Казахстан", который в содержание надзорной функции в уголовном судопроизводстве включает:</h4>

    1) надзор за оперативно-розыскной  деятельностью (ст. 34-36);

    2) надзор за законностью следствия  и дознания (ст. 37-39);

    3) представительство интересов государства  в суде (ст. 30-33);

    4) надзор за законностью исполнительного  производства (исполнение законов в местах содержания задержанных и предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначенных судом) (ст. 43-44);

    Формы, порядок прокурорского надзора, правовые последствия, наступающие в результате реализации правоотношений, участником    которых является прокурор, регламентированы как в Законе "О прокуратуре", так и в УПК [3, с.15].

    Специфичность положения прокурора проявляется  в полифункциональности органов прокуратуры. Помимо надзора за законностью органы прокуратуры осуществляют уголовное преследование, участвуют в судебном разбирательстве дел, поддерживают государственное обвинение. Для этих функций характерна взаимообусловленность и взаимопроникаемость. Реализация функции уголовного преследования одновременно может рассматриваться как средство достижения целей надзорной функции. Обнаружение прокурором признаков преступления с последующим возбуждением уголовного дела и есть по сути проявление надзорной функции.

    Правовой  статус прокурора тесно связан с  системой задач, решаемых органами прокуратуры при отправлении правосудия. В качестве таких задач выступают:

    1) принятие предусмотренных законом  мер для всестороннего, полного и объективного расследования и рассмотрения каждого дела;

    2) обеспечение обвиняемому права  на защиту, охрана его личных и имущественных прав;

    3) достижение целей уголовного  преследования с тем, чтобы  каждый совершивший преступление был подвергнут законному и справедливому наказанию и ни один невиновный не был осужден;

    4) обеспечение судебной защиты  прав граждан в охраняемых  законом интересов государственных, общественных и частных предприятий, учреждений и организаций.

    Своеобразие статуса прокурора также определяется положением Конституции Республики Казахстан (ст. 83), в соответствии с которым органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от других государственных органов, должностных лиц и подчиняются от других государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону [1, с.9].

    Таким образом, сущность статуса прокурора  в системе уголовно-процессуальных правоотношений определяется следующими моментами, обусловленными совокупностью его прав и обязанностей.

    1. Прокурор вправе принимать по  уголовному делу решение, которым  заканчивается производство.

    В некоторых стадиях процесса у  прокурора существует определенный интерес.

    Этот  интерес не выходит за пределы  задач правосудия и проявляется в отказе прокурора от поддержания государственного обвинения, если в ходе судебного рассмотрения будет установлена невиновность лица. Этот отказ является не правом, а обязанностью. В частности, ст. 317 УПК гласит: "Прокурор обязан отказаться от обвинения (полностью или частично), если придет к выводу, что оно не нашло подтверждения в судебном разбирательстве".

    2. В отдельных стадиях процесса  прокурор не имеет никаких  прав по разрешению дела, не имеет также непосредственного процессуального интереса, где последнее обусловлено содержанием целей и задач надзорной деятельности.

    Так, участие прокурора при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции ограничивается изложением своей позиции по делу и представлением дополнительных материалов (ч. 5, 6 ст. 430 УПК). Характер участия прокурора при рассмотрении дела вышестоящим судом в порядке надзора ограничивается изложением своего протеста (ч. 2 ст. 467 УПК) [2, с.19].

    3. Формы надзорной деятельности могут перекрещиваться с функциями определенных участников процесса.

    Функция расследования обстоятельств дела процессуально возлагается на следователя  и лицо, производящее дознание. Прокурор, осуществляя уголовное преследование, одновременно реализует две смежные функции: надзор за законностью, проведение процессуальных действий по делу.

    Подобное  перекрещивание форм надзорной деятельности с иными самостоятельными функциями имеет правовую основу.  Но, как отмечалось методами и средствами реализации иных уголовно-процессуальных функций.

    Прокурор вправе:

    - возбуждать уголовное дело или  оказывать в его возбуждении;

    - передавать в соответствующий  орган возбужденные прокуратурой уголовные дела для производства дознания или предварительного следствия;

    - участвовать при производстве  отдельных следственных действий;

    - отменять незаконные постановления  следователей и дознавателей;

    - получать для проверки от органов  дознания и следствия уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания, следствия;

    - санкционировать применение меры  пресечения в виде ареста, домашнего  ареста, залога;

    - ставить вопрос об ответственности  лиц, допустивших нарушение прав участников процесса;

    - проверять соблюдение законности  при приеме, регистрации, разрешении  заявлений и сообщений о совершенных  или готовящихся преступлениях.  Эти права не противоречат  иным полномочиям прокурора, предусмотренным УПК. Так, прокурор вправе применить в отношении обвиняемого меру пресечения вне зависимости от убеждений следователя, в необходимых случаях лично произвести осмотр места происшествия, назначить экспертизу и т.д. [2, с.24].

    4. Прокурор, обладая правом возбуждать  уголовные дела, обязан осуществлять надзор за законностью возбуждения уголовных дел.

    При этом прокурор практически не контролируем. Критерием правомерности его  действий является закон. Обоснованность и законность принятого им решения может быть оценена в процессе предварительного расследования либо при рассмотрении дела в суде.

    5. Фигура прокурора в процессе  многозначна: по отношению к  обвиняемому прокурор является  той инстанцией, в которую обвиняемый может обращаться с жалобами, заявлениями, ходатайствами; тот же самый прокурор в отношении того же обвиняемого (подсудимого) в суде может поддерживать государственное обвинение.

    6. Прокурор, как и другие участники  процесса, подконтролен суду в  пределах конкретного дела, рассматриваемого  в суде. Например: в суде  он подчиняется требованиям председательствующего, более того, при невыполнении прокурором требований председательствующего последний вправе применить уголовно-процессуальные санкции; суд может отклонить ходатайства прокурора и т.д.

    1. Прокурор в суде ничего не  решает, он только доказывает обвинение путем активного участия в судебном следствии.

    На  выполнение прокурором в полном объеме установленных прав и обязанностей оказывает немаловажное влияние  учет оснований для его отвода от участия в процессе. Основаниями для отвода прокурора являются: а) личная, прямая или косвенная заинтересованность в деле (ст. 91 УПК); б) если он состоит в родстве с другими - судьями, входящими в состав суда по данному делу; в) если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их родственником, а равно родственником обвиняемого или его законного представителя, обвинителя, защитника, следователя или лица, производящего дознание, следователя, обвинителя, защитника, представителя интересов потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, переводчика или секретаря судебного заседания; д) если он участвовал в данном деле в качестве судьи.

    2.2 Начальник следственного отдела

    Согласно  ч. 1 ст. 63 УПК начальник следственного  отдела - это начальник следственного  подразделения органа, осуществляющего предварительное следствие, и его заместители, действующие в пределах своей компетенции [2, с.12].

    Как участник уголовно-процессуальных правоотношений начальник следственного отдела вправе:</h4>

    - поручать производство следствия конкретному следователю с передачей постановления о возбуждении уголовного дела и иных сопутствующих материалов. Такое поручение возникает в случаях возбуждения уголовного дела следственно-оперативной группой, реагирующей на сообщения, поступающие в процессе несения дежурства, а также при необходимости учета опыта и навыков следователя, специализирующегося на расследовании определенных видов преступлений. Необходимость передачи может возникнуть и по другим причинам, например, возможная заинтересованность следователя ввиду наличия близких отношений с подозреваемым (обвиняемым), а также по иным обстоятельствам;

    -осуществлять  контроль за современностью действий  следователей по находящимся в их производстве уголовным делам, за соблюдением следователями сроков предварительного следствия и содержания под стражей;

    -осуществлять  контроль за исполнением указаний  прокурора. В соответствии с  ч. 2 ст. 197 УПК указания прокурора  следователю, начальнику следственного  отдела являются обязательными,  но могут быть обжалованы вышестоящему прокурору. Обжалование указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнение. Начальник следственного отдела контролирует ход исполнения указаний прокурора и в тех случаях, когда эти указания обжалованы;

    - осуществляет контроль за исполнением поручений других следователей в случаях, установленных УПК. В процессе досудебной деятельности следователями иных органов уголовного преследования могут даваться поручения, выполнение которых собственными силами не всегда представляется возможным (например, необходимость допроса свидетеля, проживающего в другой области);

    - отстранять следователя от производства  по делу при наличии к тому  оснований;

    - изымать уголовное дело из  одного следственного подразделения подчиненного ему органа, осуществляющего предварительное следствие, и передавать в другое следственное подразделение этого или иного подчиненного ему органа, осуществляющего предварительное следствие. Необходимость такой передачи возникает в связи с соединением дел в одно производство, при перераспределении нагрузки на следователей, наличии оснований для отвода следователя либо его отстранения;

    - направлять оконченные уголовные  дела прокурору для принятия дальнейших мер в установленном порядке;

    - возбуждать уголовные дела и принимать их к своему производству, лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя.

    Названные полномочия начальника следственного  отдела не могут ограничивать самостоятельность  следователя. При несогласии следователя с указаниями начальника следственного отдела они могут быть обжалованы прокурору, чем гарантируется целостность полномочий следователя и полнота реализации предоставленных ему прав.

    Процессуальный  контроль начальника следственного  отдела за деятельностью подчиненного следователя можно определить как «..комплекс мер, направленных на создание оптимальных условий для успешного расследования и предупреждения преступлений и облегчающих выполнение стоящих перед следователями задач».

Информация о работе Суд как государственный орган, осуществляющий уголовное судопроизводство