Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 00:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа действующего уголовно-процессуального закона и выработанных наукой теоретических положений исследовать, сущность и содержание процесса реализации прокурором надзорных полномочий в уголовном процессе.
Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Понятие, сущность и значение надзорных полномочий прокурора в уголовном процессе...........................................................................6
1.1. Надзорные полномочия как процессуальная функция прокурора в уголовном процессе................................................................................................6
1.2. Полномочия прокурора в различных стадиях уголовного процесса........12
Глава 2. Прокурорский надзор: проблемы разграничения........................17
2.1. Прокурорский надзор и процессуальное руководство: проблемы разграничения........................................................................................................17
2.2. Прокурорский надзор и судебный контроль........................................................23
Заключение..................................................................................................25
Список использованной литературы.........................................................27
В качестве аргумента «против» совмещения надзора и руководства расследованием в руках прокурора указывалось на необходимость обеспечить объективность прокурорского надзора и процессуальную самостоятельность следователя, а также устранить подмену прокурором начальника следственного отдела23. Задача отделения функции руководства расследованием от функции надзора за ним была сформулирована и авторами Концепции судебной реформы24.
Первоначально российский законодатель, создавая новый УПК, воспринял идею совмещения рассматриваемых процессуальных функций. Статья 37 УПК РФ давала прокурору возможность контролировать каждый шаг органа расследования - от приема и регистрации сообщения о преступлении до принятия итогового решения (о направлении уголовного дела в суд или о прекращении уголовного дела и уголовного преследования). Без его одобрения следователь не мог ни возбудить уголовное дело, ни совершить сколь ни будь значимые процессуальные действия. Письменные и устные указания прокурора по любому вопросу были обязательны для следователя, прокурор мог отменить незаконное постановление, отстранить следователя от производства расследования и т.п.
Некоторые из новых полномочий прокурора вызвали в науке и практике особенно резкую критику. В частности, это касалось права прокурора контролировать возбуждение уголовного дела. В соответствии со ст. 146 УПК РФ следователь должен был незамедлительно направить прокурору вынесенное им постановление о возбуждении уголовного дела в целях получения его одобрения. Положительная оценка прокурором решения следователя о возбуждении уголовного дела санкционировала, как отмечала И.Б. Михайловская, дальнейшее производство расследования, а отрицательная была равносильна его (прокурора) решению о прекращении дела25. Это порождало не только волокиту в принятии решения, но и неопределенность в вопросе о законности следственных действий, произведенных следователем после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, но до получения согласия на это прокурора, в частности, задержания подозреваемого. Исследователи отмечают, что количество постановлений о возбуждении уголовного дела не получивших согласия прокурора (0,3%), уже в 2005 году сравнялось с количеством отменяемых ранее прокурорами постановлений о возбуждении уголовного дела26.
Практика показала неэффективность
подобного правового
2.2. Прокурорский надзор и судебный контроль
Вопрос об оптимизации соотношения прокурорского надзора и судебного контроля продолжает составлять актуальную научную проблему, которая еще не получила своего полного разрешения.
Содержание ч. 1 ст. 125 УПК РФ, относящей к компетенции суда рассмотрение жалоб на постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные их решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию28, носит неопределенный характер, вызывает неоднозначное толкование, как на доктринальном, так и на правоприменительном уровне, порождает дискуссии о предмете и пределах судебного контроля.
Анализируя основные концепции судебного контроля с позиций соотношения компетенции суда и прокурора во взаимосвязи с осуществляемыми ими функциями. Рассматривая функцию суда на досудебных стадиях уголовного процесса во взаимосвязи с его основной функций – осуществление правосудия, приходим к выводу о необходимости разделить позицию тех исследователей, которые определяют роль и специальное назначение суда в досудебном производстве как обеспечение осуществления правосудия по уголовному делу в судебном разбирательстве.
Анализируя концепцию «отложенного» судебного контроля применительно к возможности судебного оспаривания действий и решений органа расследования, носящих так называемый промежуточный характер (о назначении экспертиз и др.) после окончания расследования уголовного дела, отмечу, что установленный действующим УПК РФ баланс компетенции прокуратуры и суда, а также соотношение «непосредственного» и «отложенного» судебного контроля, в полной мере обеспечивает реализацию конституционных норм на судебное обжалование действий и решений органа расследования и в изменении не нуждается.
Однако при этом при осуществлении судебного контроля создаются условия для преждевременного формирования у суда мнения о возможной виновности (невиновности) обвиняемого (подозреваемого), что должно исключать последующее участие такого судьи в рассмотрении этого же дела по существу.
Заключение
Итак, деятельность прокурора в уголовном процессе, обусловленная его государственно-правовой функцией надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов, направлена на обеспечение реализации уголовного закона, привлечение совершивших преступления лиц к уголовной ответственности. Являющаяся уголовным преследованием, эта деятельность реализуется прокурором в досудебном производстве в форме надзора за законностью предварительного расследования и в судебном производстве в форме поддержания государственного обвинения. Осуществляя свои полномочия, прокурор вносит свой вклад в реализацию назначения уголовного судопроизводства, определенного в статье 6 УПК РФ, как защита прав и законных интересов личности, что опять-таки согласуется с его полномочиями по надзору за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина, выполняемыми в силу Федерального закона о прокуратуре РФ (ст.26).
При этом, полномочия прокурора по осуществлению надзора за расследованием уголовных дел в разумный срок не обеспечены необходимыми законодательными предписаниями, не предусматривающими даже информирование прокурора о состоянии процессуальных сроков следствия. Наделение правом их продления на всех его этапах исключительно органа ведомственного процессуального контроля не может оцениваться как обеспеченное надлежащими процессуальными гарантиями.
В связи с этим продление процессуальных сроков предварительного следствия в случаях, когда сама длительность расследования позволяет ставить под сомнение его разумность, должно согласовываться с прокурором. Данное положение следует реализовывать в случаях возбуждения ходатайств о продлении срока предварительного следствия перед руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации, т.е. свыше 3-х месяцев.
В виду чего предлагаю внести следующие изменения в ст. 162 УПК РФ:
- дополнить часть 4 ст. 162 УПК РФ следующим положением: «Копия постановления о продлении предварительного следствия направляется прокурору»;
- изложить
часть 5 ст.162 УПК РФ в такой
редакции: «По уголовному делу, расследование
которого представляет особую
сложность, срок
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
Учебная литература
1 Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (ред. от 21.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, № 1, ст. 15
2 Оськина И.Ю., Лупу А.А. Гражданин и правоохранительные органы // М.: Дело и Сервис (Серия «Популярная юридическая библиотека»), 2011. - 288 с.
3 Федеральный закон от 28.12.2010 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» (ред. от 07.12.2011)// Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, № 1, ст. 16
4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в изданиях: Российская газета, № 7, 21.01.2009, Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445, Парламентская газета, № 4, 23-29.01.2009.
5 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 21.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 08.02.2012). Текст редакции от 17.11.1995 опубликован в изданиях: Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472, Российская газета, № 229, 25.11.1995. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: Российская газета, № 39, 18.02.1992, Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 20.02.1992, № 8, ст. 366.
6 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с изм. и доп. от 11.06.2008) // Рос. газ. 2001. - № 249.
7 Курбанов Р.Д. Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам о незаконной добыче водных животных и растений: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2002. С. 16.
8 Оськина И.Ю., Лупу А.А. Закон о полиции. Практический комментарий// Оськина И.Ю., Лупу А.А. – М.: АБАК, 2011. – 216 с
9 Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность. М., 2003. С. 282–283.
10 Баев О.Я. Прокурор как субъект уголовного
преследования: научно-практическое пособие.-М.:Юрлитинформ,2006.
11 Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского
надзора в уголовном судопроизводстве.-М:Наука,
12 Барабаш А.С. Природа российского уголовного процесса, цели уголовно-процессуальной деятельности и их установление. -СПб.: Юридический центр «Пресс»,2005. с.145.
13 Сольвьев А.Б. Прокурор в досудебных
стадиях уголовного процесса России/А.Б.Сольвьев,
М.Е.Токарева,Н.В.Буланова.-М.:
Информация о работе Реализация прокурором надзорных полномочий в уголовном процессе