Прокурор в уголовном процессе, его компетенция

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Прокурор — единственное должностное лицо, которое в той или иной форме участвует в уголовном процессе на протяжении всего производства по делу. Он рассматривает уголовные дела судами, опротестовывает противоречащие закону приговоры, определения и постановления судов.
Прокурор обладает широкими полномочиями в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

Оглавление

Введение
1. Прокурор в уголовном процессе, его компетенция.
2. Надзорная функция прокурора
3. Полномочия прокурора
4. Обязательность указаний прокурора
Список литературы

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 46.44 Кб (Скачать)

6. Давать  письменные указания органам  дознания о производстве дознания  по уголовным делам об иных (помимо тех, что указанны в  п.1 ч.3 ст.150 в качестве обычной  подследственности для дознания) преступлениях небольшой и средней  тяжести (п.2 ч.3 ст.150), которые иначе  были бы подследственны следователю.

  Прокурор не наделен правом, давать следователю указания о передаче дела дознавателю. Указания прокурора следователю предусмотрены законом только для трех случаев:

а) когда  он требует от органов дознания и  следственных органов устранения нарушений  федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п.3 ч.2 ст.37);

б) при возвращении  прокурором уголовного дела следователю  для производства дополнительного  следствия с целью устранения выявленных недостатков проведенного расследования (п.2 ч.1 ст.221);

в) при разрешении прокурором спора о подследственности (ч.8 ст.151).

   Ни о нарушениях законодательства, ни об устранении выявленных недостатков здесь речи не идет; спор о подследственности в данном случае также отсутствует, поскольку имеется в виду лишь дискреционное полномочие прокурора определять форму предварительного расследования. Таким образом, реализовать свое право перераспределять в пользу органов дознания производство расследования по уголовным делам об "иных преступлениях небольшой и средней тяжести" прокурор практически может (при отсутствии споров о подследственности), если только дело еще не находится в производстве следователя, а именно:

1) при вынесении  прокурором мотивированного постановления  о направлении материалов в  орган дознания для решения  вопроса об уголовном преследовании  по фактам выявленных прокурором  нарушений уголовного законодательства (п.2 ч.2 ст.37);

2) по окончании  производства органом дознания  неотложных следственных действий  по делам, по которым производство  предварительного следствия в  другом случае являлось бы  обязательным (ст.157). Однако и это  невозможно, когда дознание должно  производиться следователями Следственного  комитета при прокуратуре РФ  по уголовным делам о преступлениях,  предусмотренных всей ч.3 ст.150, совершенных  лицами, указанными в подп. "б"  и "в" п.1 ч.2 ст.151 (п.7 ч.3 ст.151).

7. Изымать  любое уголовное дело у органа  предварительного расследования  федерального органа исполнительной  власти (при федеральном органе  исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ с обязательным указанием оснований такой передачи (п.12 ч.2 ст.37).

   Представляется, что с учетом перераспределения полномочий по руководству предварительным следствием в пользу руководителей следственных подразделений основаниями для такой передачи могут служить лишь нарушения, подпадающие под действие прокурорского надзора, предметом которого является законность, но не целесообразность действий следователя, как-то: грубые нарушения следователем правовых норм; отказ следователя от выполнения требований прокурора об устранении нарушений законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, и т.п.

   Таким образом, прокурор, в зависимости от конкретной обстановки, может избирать любой способ реагирования на нарушения федерального закона - не только, как отмечалось выше, обжаловать действия следователя вышестоящему руководству либо не утвердить обвинительное заключение и дать следователю указания о производстве дополнительного расследования (ч.1 ст.221), но и изъять уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Полномочия  прокурора по надзору  за законностью производства предварительного расследования:

1. Рассматривать  жалобы на действия дознавателя  и следователя (ст.124).

2. Требовать  от органов дознания и следственных  органов устранения нарушений  федерального законодательства, допущенных  в ходе дознания или предварительного  следствия (п.3 ч.2 ст.37).

Это полномочие прокурора подкреплено в УПК  нормой о том, что законные требования, поручения и запросы прокурора  обязательны для исполнения всеми  учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч.4 ст.21).

Кроме того, прокурор может вызывать должностных  лиц органов дознания и предварительного следствия, а также граждан для  объяснений по поводу нарушений законов5. Впрочем, надо иметь в виду, что требования прокурора (за исключением Генерального прокурора РФ - ч.6 ст.37) об устранении нарушений законодательства не являются строго обязательными для следователя. Дело в том, что, будучи не согласен с требованиями прокурора (т.е. не считая их законными), следователь может представить свои письменные возражения на них руководителю своего следственного органа (ч.3 ст.38). Именно этот руководитель и решает, согласиться или не согласиться с требованиями прокурора. Соглашаясь с ними, он дает следователю письменные указания об исполнении названных требований, а в случае несогласия - информирует прокурора об отказе от исполнения этих требований (ч.4 ст.39). Реакцией прокурора на этот отказ может быть обращение с требованием об устранении нарушений к руководителям вышестоящих следственных органов, вплоть до Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (например, Следственного комитета при МВД России). В случае же, если и они не соглашаются с требованиями прокурора, он далее может обратиться за разрешением спора лишь к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

3. Отменять  незаконные или необоснованные  постановления нижестоящего прокурора,  а также незаконные или необоснованные  постановления дознавателя (п.6 ч.2 ст.37). Что же касается незаконных  или необоснованных постановлений  следователя, то надо помнить,  что правом отменять их обладает  только руководитель следственного  органа (п.2 ч.1 ст.39).

4. Получать  от органов предварительного  расследования уведомления:

о произведенном  задержании подозреваемого в течение 12 часов с момента задержания (ч.3 ст.92);

освобождении  подозреваемого, когда постановление  судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока  задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания (ч.3 ст.94);

направлении дознавателем уведомления лицу о  наличии в отношении него подозрения в совершении преступления, причем прокурору направляется копия этого  уведомления (ч.3 ст.2231);

неотложном  производстве ряда следственных действий (осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также  наложения ареста на имущество, указанного в ч.1 ст.1041 УК), ограничивающих конституционные  права граждан (ч.5 ст.165), а также  об отмене ареста корреспонденции (ч.6 ст.185);

приостановлении предварительного следствия (ч.2 ст. 208);

возобновлении предварительного следствия (ч.3 ст.211);

прекращении уголовного дела или уголовного преследования (ч.1 ст.213).

Полномочия  прокурора по надзору  за применением мер  процессуального  принуждения:

1. Давать  дознавателю (но не следователю)  согласие на возбуждение перед  судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры  пресечения либо о производстве  иного процессуального действия, которое допускается на основании  судебного решения (п.5 ч.2 ст.37).

2. Участвовать  в судебных заседаниях при  рассмотрении в ходе досудебного  производства (как следствия, так  и дознания) вопросов об избрании  меры пресечения в виде заключения  под стражу, о продлении срока  содержания под стражей либо  об отмене или изменении данной  меры пресечения, а также при  рассмотрении ходатайств о производстве  иных процессуальных действий, которые  допускаются на основании судебного  решения, и при рассмотрении  жалоб (п.8 ч.2 ст.37, ст.125). Прокурор  либо по его поручению лицо, возбудившее такое ходатайство,  обосновывает его в судебном  заседании.

3. Установив,  что следователь нарушил требования  ч.5 ст.109 УПК, т.е. если материалы  оконченного расследованием уголовного  дела не были предъявлены следователем  обвиняемому, содержащемуся под  стражей, и его защитнику в  пределах 30 суток до окончания  предельного срока содержания  под стражей, а предельный срок  содержания обвиняемого под стражей  истек, отменять данную меру  пресечения (ч.2 ст.221).

4. Давать  дознавателю согласие ходатайствовать  перед судом о переводе лица, содержащегося под стражей, в  психиатрический стационар (ч.1 ст.435).

5. Давать  согласие на неуведомление родственников  подозреваемого о его задержании  при необходимости сохранения  в интересах предварительного  расследования в тайне факта  задержания (ч.4 ст.96). Следует сказать,  что данное полномочие звучит  определенным диссонансом с точки  зрения идеи разделения функций  расследования (следствия) и прокурорского  надзора. Надзор, субъектом которого до утверждения обвинительного заключения является прокурор, по определению должен стремиться к тому, чтобы быть максимально беспристрастным, поэтому ему не следует руководствоваться "интересами предварительного расследования", т.е. в данном контексте - интересами стороны уголовного преследования. Названное полномочие более уместно при проведении расследования в форме дознания.

Надзорные полномочия прокурора  при направлении  ему уголовного дела с обвинительным  заключением (актом):

1. Признавать  недопустимыми доказательства, полученные  с нарушением требований УПК  и федеральных законов (ч.2, 3 ст.88).

2. Принимать  решение о направлении уголовного  дела вышестоящему прокурору  для утверждения обвинительного  заключения, если оно подсудно  вышестоящему суду (п.3 ч.1 ст.221).

3. Прекращать  уголовное дело, поступившее от  дознавателя с обвинительным  актом (п.3 ч.1 ст.226).

Полномочия  прокурора по реабилитации лица и иной непосредственной защите прав личности:

1. Принимать  предусмотренные гл.18 УПК меры  по реабилитации лица в случаях  прекращения уголовного дела  по основаниям, предусмотренным  п.1 и 2 ч.1 ст.24 и п.1 ч.1 ст.27 (ч.2 ст.212).

2. Утверждать  постановление дознавателя о  прекращении производства по  уголовному делу (п.13 ч.2 ст.37).

3. Прекращать  уголовное дело при рассмотрении  постановления следователя о  направлении дела в суд для  применения принудительной меры  медицинского характера (п.3 ч.5 ст.439).

4. Отказаться  от поддержания обвинения, если  в ходе судебного разбирательства  он придет к убеждению, что  представленные доказательства  не подтверждают предъявленное  подсудимому обвинение (ч.7 ст.246).

Надзорные полномочия прокурора  в порядке судебного  пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу:

1. Вносить  надзорные представления о пересмотре  вступивших в законную силу  приговоров, определений, постановлений  суда (ст.402).

2. Возбуждать  производство ввиду новых или  вновь открывшихся обстоятельств  (ст.415).

3. В порядке  осуществления уголовного преследования  у прокурора сохранились следующие  полномочия.

Полномочия  прокурора по инициированию  уголовного преследования:

1. Выносить  мотивированное постановление о  направлении соответствующих материалов  в следственный орган или орган  дознания для решения вопроса  об уголовном преследовании по  фактам выявленных прокурором  нарушений уголовного законодательства (п.2 ч.2 ст.37).

2. Признав  отказ следователя в возбуждении  уголовного дела незаконным или  необоснованным, выносить мотивированное  постановление о направлении  соответствующих материалов руководителю  следственного органа для решения  вопроса об отмене постановления  об отказе в возбуждении уголовного  дела (ч.6 ст.148).

3. Признав  постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении  уголовного дела незаконным или  необоснованным, отменить его и направить соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями (ч.6 ст.148).

Полномочия  прокурора по руководству  дознанием:

1. Давать  дознавателю письменные указания  о направлении расследования,  производстве процессуальных действий.

2. Продлевать  срок дознания (ст.223).

Полномочия  прокурора по формированию государственного обвинения:

1. Утверждать  обвинительное заключение или  обвинительный акт по уголовному  делу (п.14 ч.2 ст.37, п.1 ч.1 ст.221, п.1 ч.1 ст.226).

Информация о работе Прокурор в уголовном процессе, его компетенция