Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 18:22, курсовая работа
Прокурор — единственное должностное лицо, которое в той или иной форме участвует в уголовном процессе на протяжении всего производства по делу. Он рассматривает уголовные дела судами, опротестовывает противоречащие закону приговоры, определения и постановления судов.
Прокурор обладает широкими полномочиями в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.
Введение
1. Прокурор в уголовном процессе, его компетенция.
2. Надзорная функция прокурора
3. Полномочия прокурора
4. Обязательность указаний прокурора
Список литературы
Содержание
1. Прокурор в уголовном процессе, его компетенция.
2. Надзорная функция прокурора
3. Полномочия прокурора
4. Обязательность указаний прокурора
Список литературы
Прокурор — единственное должностное
лицо, которое в той или иной форме участвует
в уголовном процессе на протяжении всего
производства по делу. Он рассматривает
уголовные дела судами, опротестовывает
противоречащие закону приговоры, определения
и постановления судов.
Прокурор обладает широкими полномочиями
в стадиях возбуждения уголовного дела
и предварительного расследования. Прокурор
вправе принять дело к своему производству
либо поручить расследование подчиненным
ему лицам, передать дело от одного следователя
другому. Исполняя возложенные на
него Законом полномочия, он обязан не
только защищать интересы общества и государства,
но и обеспечивать законность в деятельности
других должностных лиц, также наделенных
полномочиями на уголовное преследование.
Процессуальное положение прокурора
в суде существенно меняется — он утрачивает
властно-распорядительные полномочия
по разрешению дела. Участвуя в судебном
разбирательстве, прокурор поддерживает
перед судом государственное обвинение.
Государственный обвинитель принимает
участие в представлении и исследовании
доказательств как равноправная сторона
процесса, высказывает суду свое мнение
о квалификации содеянного и мере наказания
в отношении подсудимого. От всех остальных
участников процесса прокурор отличается
тем, что он не только вправе, но и обязан
реагировать на каждый факт нарушения
законности в судебном заседании.
В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального
Закона Российской Федерации "О прокуратуре
Российской Федерации" № 2202-1 от 17 января
1992г.1, органы прокуратуры осуществляют
надзор за исполнением законов федеральными
министерствами, государственными комитетами,
службами и иными федеральными органами
исполнительной власти, представительными
и исполнительными органами субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления, органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами,
а также за соответствием законам издаваемых
ими правовых актов; осуществляют надзор
за соблюдением прав и свобод человека
и гражданина федеральными министерствами,
государственными комитетами, службами
и иными федеральными органами исполнительной
власти, представительными (законодательными)
и исполнительными органами субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления, органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами,
а также органами управления и руководителями
коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное
следствие; надзор за исполнением законов
судебными приставами; надзор за исполнением
законов администрациями органов и учреждений,
исполняющих наказание и применяющих
назначаемые судом меры принудительного
характера, администрациями мест содержания
задержанных и заключенных под стражу;
осуществляют уголовное преследование
в соответствии с полномочиями, установленными
уголовно-процессуальным законодательством
Российской Федерации; координацию деятельности
правоохранительных органов по борьбе
с преступностью.
Объектом исследования данной
работы являются нормы федерального закона
о прокуратуре и уголовно-процессуального
законодательства РФ, регламентирующие
деятельность прокурора по обеспечению
законности и защиты интересов общества
в уголовном судопроизводстве.
Предметом исследования являются - полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве; понятие, сущность, значение уголовного преследования и прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
1. Прокурор в
уголовном процессе,
его компетенция.
Прокурор — единственное должностное
лицо, которое в той или иной форме участвует
в уголовном процессе на протяжении всего
производства по делу. Прокурор обладает
широкими полномочиями в стадиях возбуждения
уголовного дела и предварительного расследования.
Здесь он может принимать следующие решения:
о возбуждении дела или отказе в этом;
его расследовании и перспективах передачи
в суд либо прекращении уголовного дела.
Он осуществляет надзор за исполнением
законов органами дознания и предварительного
следствия; имеет право истребовать уголовное
дело, давать указания о его расследовании,
отменять или изменять постановления
органов предварительного расследования.
Прокурор вправе принять дело к своему
производству либо поручить расследование
подчиненным ему лицам, передать дело
от одного следователя другому.
Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого, кто содержится без законных оснований в местах лишения свободы либо в нарушение закона задержан, подвергнут предварительному заключению или помещен в судебно-психиатрическое учреждение.
Процессуальное положение прокурора в суде существенно меняется — он утрачивает властно-распорядительные полномочия по разрешению дела.
Участвуя
в судебном разбирательстве,
Государственный обвинитель принимает участие в представлении и исследовании доказательств как равноправная сторона процесса, высказывает суду свое мнение о квалификации содеянного и мере наказания в отношении подсудимого.
От всех остальных участников процесса прокурор отличается тем, что он не только вправе, но и обязан реагировать на каждый факт нарушения законности в судебном заседании.
В случае несогласия с вынесенными в суде решениями, в том числе и с приговором, не вступившим в законную силу, прокурор вправе в пределах своей компетенции принести на них протест в вышестоящий суд. Кроме того, полномочный прокурор может опротестовать судебное решение, вступившее в законную силу, в надзорном порядке. Прокурор, участвующий в стадиях кассационного и надзорного производства, поддерживает протест и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности пересматриваемого решения.
Аналогичными полномочиями
обладает прокурор и при возобновлении
дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
2. Надзорная функция
прокурора
Прокурор
- должностное лицо, уполномоченное
в пределах своей компетенции
осуществлять от имени
Надзорная
функция прокурора на
Прокурор в российском уголовном процессе в настоящее время полностью освобожден от ответственности за руководство предварительным следствием. Полномочия по руководству расследованием остались у прокурора только в отношении упрощенной и ускоренной формы предварительного расследования - дознания. Теперь функция уголовного преследования осуществляется прокурором на предварительном следствии в основном лишь постольку, поскольку он участвует в подготовке и формировании будущего государственного обвинения в суде. Эта функция проявляет себя здесь главным образом на завершающем этапе расследования - в полномочиях прокурора при рассмотрении уголовного дела, поступившего к нему от следователя с обвинительным заключением (гл.31 УПК). Важно подчеркнуть - только с этого момента прокурор становится ответственным за качество обвинения, которое прокуратуре придется в дальнейшем поддерживать в суде. Таким образом, теоретически, прокурор свободен для осуществления более объективного надзора в стадии возбуждения уголовного дела и на ранних этапах предварительного следствия.
В результате этих нововведений строй российского уголовного процесса изменился. Теперь, вплоть до момента утверждения им обвинительного заключения, прокурор еще не является в полном смысле слова уголовным преследователем и потому до некоторой степени призван исполнять роль арбитра между сторонами обвинения и защиты, принимая меры по устранению допущенных следователями нарушений закона. Тем самым объективно создаются предпосылки для некоторого усиления состязательности на предварительном следствии3.
Однако следует заметить, что названное разделение функций в российском уголовном процессе имеет пока не вполне последовательный характер. Прокуратуре, которая исторически сложилась именно как орган государственного уголовного преследования, всегда будут значительно ближе интересы обвинения, нежели роль беспристрастного арбитра в споре сторон. Процессуальная судебная функция, характерная для состязательного процесса, подменяется здесь, по сути, государственно-правовой функцией прокурорского надзора, которая остается для уголовного процесса внешним заимствованием. Вместо воображаемого равностороннего состязательного "треугольника", естественным образом образуемого функциями обвинения, защиты (в его основании) и правосудия (в вершине), имеет место, так сказать, "прямоугольный треугольник". В нем функции обвинения и прокурорского надзора связаны между собой по кратчайшему расстоянию (вертикальному катету), а функция защиты гораздо более удалена от вершины (прокурорского надзора) - на расстояние гипотенузы. В истинно состязательном духе вопрос может быть решен лишь тогда, когда между уголовным преследователем и стороной защиты на предварительном следствии будет поставлен независимый и беспристрастный судебный орган - следственный судья. В этом смысле прокурору и следственному органу в перспективе следовало бы поменяться местами. Прокурору, по нашему убеждению, необходимо вернуться к естественной для него роли руководителя уголовного преследования, имея в своем полном процессуальном подчинении органы дознания. В то же время судебно-следственный орган должен проводить - в основном по требованию сторон обвинения и защиты - следственные действия по легализации в качестве судебных доказательств собранных сторонами материалов (например, подвергая перекрестному допросу с участием сторон представленных ими свидетелей и т.д.) 4. Он, кроме того, должен осуществлять судебный контроль над процессом предъявления обвинения, а также за применением мер процессуального принуждения и соблюдением органами уголовного преследования прав граждан. Именно по такой либо близкой модели организовано предварительное расследование в процессуальных системах Англии, США, Испании, Италии и до некоторой степени Германии, Франции и др. Надзорная функция прокурора конкретизируется в его полномочиях.
3. Полномочия
прокурора
Полномочия прокурора по надзору за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел:
1. Проверять
исполнение требований
2. Получать от органов предварительного расследования уведомления о возбуждении уголовного дела (ч.4 ст.146) и об отказе в возбуждении уголовного дела (ч.4 ст.148).
3. Отменять
постановление о возбуждении
уголовного дела, если он признает
постановление о возбуждении
уголовного дела незаконным
4. Продлевать
срок проверки дознавателем
5. Давать
дознавателю (но не
Полномочия прокурора по обеспечению надлежащего субъекта предварительного расследования:
1. Определять подследственность уголовных дел в случае возникновения вопроса или спора о подследственности между органами предварительного расследования (ч.3 ст.146, ч.8 ст.151).
2. Передавать
уголовное дело от одного
3. Разрешать отводы, заявленные участниками процесса дознавателю, а также его самоотводы (п.9 ч.2 ст.37).
4. Отстранять
дознавателя от дальнейшего
5. Давать
письменные указания о
Информация о работе Прокурор в уголовном процессе, его компетенция