Прокурор в уголовном процессе, его компетенция

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Прокурор — единственное должностное лицо, которое в той или иной форме участвует в уголовном процессе на протяжении всего производства по делу. Он рассматривает уголовные дела судами, опротестовывает противоречащие закону приговоры, определения и постановления судов.
Прокурор обладает широкими полномочиями в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

Оглавление

Введение
1. Прокурор в уголовном процессе, его компетенция.
2. Надзорная функция прокурора
3. Полномочия прокурора
4. Обязательность указаний прокурора
Список литературы

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 46.44 Кб (Скачать)

                           Содержание 
                                        
Введение 
1. Прокурор в уголовном процессе, его компетенция. 
2. Надзорная функция прокурора 
3. Полномочия прокурора 
4. Обязательность указаний прокурора 
Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
                                                             
Введение 
  Прокурор — единственное должностное лицо, которое в той или иной форме участвует в уголовном процессе на протяжении всего производства по делу. Он рассматривает уголовные дела судами, опротестовывает противоречащие закону приговоры, определения и постановления судов. 
  Прокурор обладает широкими полномочиями в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Прокурор вправе принять дело к своему производству либо поручить расследование подчиненным ему лицам, передать дело от одного следователя другому.   Исполняя возложенные на него Законом полномочия, он обязан не только защищать интересы общества и государства, но и обеспечивать законность в деятельности других должностных лиц, также наделенных полномочиями на уголовное преследование.      
   Процессуальное положение прокурора в суде существенно меняется — он утрачивает властно-распорядительные полномочия по разрешению дела.   Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор поддерживает перед судом государственное обвинение. Государственный обвинитель принимает участие в представлении и исследовании доказательств как равноправная сторона процесса, высказывает суду свое мнение о квалификации содеянного и мере наказания в отношении подсудимого. От всех остальных участников процесса прокурор отличается тем, что он не только вправе, но и обязан реагировать на каждый факт нарушения законности в судебном заседании. 
   В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" № 2202-1 от 17 января 1992г.1, органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание  и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера,   администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; осуществляют уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с   преступностью. 
   Объектом исследования данной работы являются нормы федерального закона о прокуратуре и уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующие деятельность прокурора по обеспечению законности и защиты интересов общества в уголовном судопроизводстве.

  Предметом  исследования являются - полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве; понятие, сущность, значение уголовного преследования и прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         1. Прокурор в уголовном процессе, его компетенция. 
  Прокурор — единственное должностное лицо, которое в той или иной форме участвует в уголовном процессе на протяжении всего производства по делу. Прокурор обладает широкими полномочиями в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Здесь он может принимать следующие решения: о возбуждении дела или отказе в этом; его расследовании и перспективах передачи в суд либо прекращении уголовного дела. Он осуществляет надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; имеет право истребовать уголовное дело, давать указания о его расследовании, отменять или изменять постановления органов предварительного расследования. Прокурор вправе принять дело к своему производству либо поручить расследование подчиненным ему лицам, передать дело от одного следователя другому.

  Прокурор  обязан немедленно освободить  своим постановлением каждого, кто содержится без законных оснований в местах лишения свободы либо в нарушение закона задержан, подвергнут предварительному заключению или помещен в судебно-психиатрическое учреждение.

  Процессуальное  положение прокурора в суде  существенно меняется — он утрачивает властно-распорядительные полномочия по разрешению дела.

  Участвуя  в судебном разбирательстве, прокурор  поддерживает перед судом государственное обвинение.

  Государственный  обвинитель принимает участие  в представлении и исследовании доказательств как равноправная сторона процесса, высказывает суду свое мнение о квалификации содеянного и мере наказания в отношении подсудимого.

  От всех  остальных участников процесса  прокурор отличается тем, что он не только вправе, но и обязан реагировать на каждый факт нарушения законности в судебном заседании.

  В случае  несогласия с вынесенными в  суде решениями, в том числе  и с приговором, не вступившим  в законную силу, прокурор вправе  в пределах своей компетенции  принести на них протест в  вышестоящий суд. Кроме того, полномочный  прокурор может опротестовать судебное решение, вступившее в законную силу, в надзорном порядке. Прокурор, участвующий в стадиях кассационного и надзорного производства, поддерживает протест и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности пересматриваемого решения.

   Аналогичными полномочиями обладает прокурор и при возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам
 
 
 
 
                                  2. Надзорная функция прокурора 

  Прокурор - должностное лицо, уполномоченное  в пределах своей компетенции  осуществлять от имени государства  уголовное преследование в ходе  уголовного судопроизводства, а  также надзор за процессуальной  деятельностью органов дознания  и органов предварительного следствия2.    Таким образом, прокурор в российском уголовном процессе совмещает процессуальную деятельность по уголовному преследованию и государственно-правовую по своему происхождению функцию надзора за соблюдением законов. Надзор прокурора, по буквальному смыслу ст.37 УПК, распространяется исключительно на деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, относящихся в России к исполнительным органам власти в уголовном процессе, и не затрагивает суд, а равно деятельность защитника.

  Надзорная  функция прокурора на предварительном  расследовании проявляется там,  где он руководствуется исключительно  интересами строгого и точного  исполнения закона, жертвуя ради  этого, если потребуется, даже  эффективностью уголовного преследования.  Уголовное преследование реализуется  в тех прокурорских полномочиях,  которые нацелены на максимально  эффективное и целесообразное  обеспечение неотвратимости уголовной  ответственности лиц, совершивших  преступления. Если говорить о  критерии разделения этих видов  деятельности еще проще, то  функция надзора следует лишь  началу законности, в то время  как уголовное преследование,  кроме того, - и началу целесообразности.

  Прокурор в российском уголовном процессе в настоящее время полностью освобожден от ответственности за руководство предварительным следствием. Полномочия по руководству расследованием остались у прокурора только в отношении упрощенной и ускоренной формы предварительного расследования - дознания. Теперь функция уголовного преследования осуществляется прокурором на предварительном следствии в основном лишь постольку, поскольку он участвует в подготовке и формировании будущего государственного обвинения в суде. Эта функция проявляет себя здесь главным образом на завершающем этапе расследования - в полномочиях прокурора при рассмотрении уголовного дела, поступившего к нему от следователя с обвинительным заключением (гл.31 УПК). Важно подчеркнуть - только с этого момента прокурор становится ответственным за качество обвинения, которое прокуратуре придется в дальнейшем поддерживать в суде. Таким образом, теоретически, прокурор свободен для осуществления более объективного надзора в стадии возбуждения уголовного дела и на ранних этапах предварительного следствия.

   В результате этих нововведений строй российского уголовного процесса изменился. Теперь, вплоть до момента утверждения им обвинительного заключения, прокурор еще не является в полном смысле слова уголовным преследователем и потому до некоторой степени призван исполнять роль арбитра между сторонами обвинения и защиты, принимая меры по устранению допущенных следователями нарушений закона. Тем самым объективно создаются предпосылки для некоторого усиления состязательности на предварительном следствии3.

  Однако следует заметить, что названное разделение функций в российском уголовном процессе имеет пока не вполне последовательный характер.   Прокуратуре, которая исторически сложилась именно как орган государственного уголовного преследования, всегда будут значительно ближе интересы обвинения, нежели роль беспристрастного арбитра в споре сторон. Процессуальная судебная функция, характерная для состязательного процесса, подменяется здесь, по сути, государственно-правовой функцией прокурорского надзора, которая остается для уголовного процесса внешним заимствованием. Вместо воображаемого равностороннего состязательного "треугольника", естественным образом образуемого функциями обвинения, защиты (в его основании) и правосудия (в вершине), имеет место, так сказать, "прямоугольный треугольник". В нем функции обвинения и прокурорского надзора связаны между собой по кратчайшему расстоянию (вертикальному катету), а функция защиты гораздо более удалена от вершины (прокурорского надзора) - на расстояние гипотенузы. В истинно состязательном духе вопрос может быть решен лишь тогда, когда между уголовным преследователем и стороной защиты на предварительном следствии будет поставлен независимый и беспристрастный судебный орган - следственный судья. В этом смысле прокурору и следственному органу в перспективе следовало бы поменяться местами. Прокурору, по нашему убеждению, необходимо вернуться к естественной для него роли руководителя уголовного преследования, имея в своем полном процессуальном подчинении органы дознания. В то же время судебно-следственный орган должен проводить - в основном по требованию сторон обвинения и защиты - следственные действия по легализации в качестве судебных доказательств собранных сторонами материалов (например, подвергая перекрестному допросу с участием сторон представленных ими свидетелей и т.д.) 4. Он, кроме того, должен осуществлять судебный контроль над процессом предъявления обвинения, а также за применением мер процессуального принуждения и соблюдением органами уголовного преследования прав граждан. Именно по такой либо близкой модели организовано предварительное расследование в процессуальных системах Англии, США, Испании, Италии и до некоторой степени Германии, Франции и др. Надзорная функция прокурора конкретизируется в его полномочиях.

 

                                               3. Полномочия прокурора 

Полномочия  прокурора по надзору  за законностью и  обоснованностью  возбуждения уголовных  дел:

1. Проверять  исполнение требований федерального  закона при приеме, регистрации  и разрешении сообщений о преступлениях  (п.1 ч.2 ст.37).

2. Получать  от органов предварительного  расследования уведомления о  возбуждении уголовного дела (ч.4 ст.146) и об отказе в возбуждении  уголовного дела (ч.4 ст.148).

3. Отменять  постановление о возбуждении  уголовного дела, если он признает  постановление о возбуждении  уголовного дела незаконным или  необоснованным (ч.4ст.146). Прокурор при  осуществлении этого полномочия  вправе истребовать от органа  предварительного расследования  материалы доследственной проверки.

4. Продлевать  срок проверки дознавателем сообщения  о преступлении до 30 суток при  необходимости проведения документальных  проверок или ревизий (ч.3 ст.144).

5. Давать  дознавателю (но не следователю)  согласие на возбуждение уголовного  дела, которое в иных случаях  относилось бы к категории  частного обвинения, т.е. если  преступление совершено в отношении  лица, которое в силу зависимого  или беспомощного состояния либо  по иным причинам не может  защищать свои права и законные  интересы (ч.4 ст. 20, ч.4 ст.147, ч.3 ст.318).

Полномочия  прокурора по обеспечению  надлежащего субъекта предварительного расследования:

1. Определять  подследственность уголовных дел в случае возникновения вопроса или спора о подследственности между органами предварительного расследования (ч.3 ст.146, ч.8 ст.151).

2. Передавать  уголовное дело от одного органа  предварительного расследования  другому в соответствии с правилами  подследственности, установленными  ст.151 (п.12 ч.2 ст.37).

3. Разрешать  отводы, заявленные участниками  процесса дознавателю, а также  его самоотводы (п.9 ч.2 ст.37).

4. Отстранять  дознавателя от дальнейшего производства  расследования, если им допущено  нарушение требований УПК (п.10 ч.2 ст.37).

5. Давать  письменные указания о передаче  уголовных дел, обычно подследственных  органам дознания (п.1 ч.3 ст.150), для  производства предварительного  следствия (ч.4 ст.150).

Информация о работе Прокурор в уголовном процессе, его компетенция