Производство по уголовным делам, подсудным мировому судье

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Начало возрождению мировой юстиции в Российской Федерации положил Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», в котором было предусмотрено создание мировых судей. В соответствии со ст. 4 этого закона мировые судьи вошли в судебную систему Российской Федерации в качестве судов субъектов Федерации и были наделены полномочиями судей общей юрисдикции по рассмотрению, в частности, уголовных дел в качестве суда первой инстанции (ч. 1 ст. 28 Закона о судебной системе).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА МИРОВОГО СУДЕЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4
1.1. История становления и развития института мирового судейства
в России 4
1.2. Цели и задачи института мирового судьи 9
2. ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ,
ПОДСУДНЫМ МИРОВОМУ СУДЬЕ 18
2.1. Подсудность дел мировому судье 18
2.2. Производство мирового судьи по делам частного обвинения 20
2.3. Назначение судебного заседания мировым судьей 25
2.4. Рассмотрение уголовного дела мировым судьей 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Курсовая уголовный проц произв-во по уголовным делам, подсудным мировому судье.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

     В настоящее время не все до конца  понимают смысл термина «мировой судья», особенно те граждане, которые  не имеют отношения к юриспруденции. Они воспринимают термин «мировой» как синоним слову «всемирный», полагая, что речь идет о каком-то международном органе. Это происходит потому, что на протяжении десятилетий институт мирового судейства был обделен вниманием российских ученых. К тому же для обозначения одного явления используется несколько терминов: justice, magistrate (мировой судья); Justice of the Peace, Lay justice (мировая юстиция); magistrates court (мировой суд). Чаще всего эти термины употребляются как синонимы, хотя и имеют свои индивидуальные смысловые оттенки.

       В действующем законодательстве  сформулировано определение термина  «мировой судья»: мировые судьи  в Российской Федерации являются  судьями общей юрисдикции субъектов  РФ и входят в единую отечественную  судебную систему, осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, при осуществлении правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также и законами субъектов РФ. Вступившие в законную силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 1 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации»).

     Правовое  положение мирового судьи в России в настоящий момент имеет двойственный характер. С одной стороны, он является судьей общей юрисдикции субъекта Федерации, его введение зависит от содержания регионального законодательства, а с другой – законодатель признает его полноценным носителем судебной власти, элементом (звеном) единой судебной системы Российской Федерации, принимающим судебные постановления от имени Российской Федерации.

     В юридической литературе под мировым судьей принято понимать физическое (должностное) лицо, принадлежащее к корпусу мировых учреждений, осуществляющее правосудие и иную деятельность, которое избирается или назначается центральными или местными органами государственной власти, единолично рассматривает дела в мировом суде и способствует установлению мирных отношений между спорящими сторонами.

     Таким образом, при определении учеными  сущности института мирового судьи  отмечаются характеризующие его  организационные и процессуальные признаки. Результаты исследования российского законодательства позволяют обозначить следующие основные признаки мирового судьи.

  1. Мировой судья является носителем судебной власти. Он наделяется полномочиями осуществлять правосудие, исполняя свои обязанности на профессиональной основе, выступать от имени судебной власти. Способом осуществления правосудия закон признает разбирательство и разрешение дел в судебных заседаниях, где наиболее полно реализуются все демократические принципы судебной деятельности.

     Мировой судья независим и подчиняется только Конституции РФ и закону. Этими же нормативными актами устанавливаются гарантии его независимости. Мировой судья вправе принимать судебные решения, обязательные для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других  физических и юридических лиц. Неисполнение постановления мирового судьи, а также любое другое проявление неуважения к нему влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Все судьи в Российской Федерации, в том числе мировой судья, обладают единым статусом и отличаются только полномочиями и компетенцией.

     Правосудие  выступает наиболее надежным и цивилизованным способом разрешения возникающих в  обществе конфликтов, защиты прав и  свобод граждан, интересов гражданского общества и государства благодаря независимости судей и особой процессуальной процедуре.

     Мировой судья – это судья общей  юрисдикции, то есть относится к  судьям, которые рассматривают и  разрешают дела в порядке гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Так как он является частью судебной системы, его решения также могут быть обжалованы в апелляционном, кассационном, надзорном порядке.

     Мировой судья, согласно положениям ст. 3 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации», не наделяется правом вынесения судебных решений, касающихся ущемления прав и свобод гражданина, предусмотренных ст. 22, 23, 25 Конституции РФ. Согласно отраслевому законодательству он не вправе осуществлять иные виды деятельности, которыми наделены суды общей юрисдикции, в том числе пересматривать свои постановления по уголовным делам в порядке новых или вновь открывшихся обстоятельств.

     Ограниченность  правового положения и компетенции  мирового судьи как представителя  судебной власти во многом объясняется не только спецификой рассматриваемых им дел, особенностями государственного устройства России, но и двойственным положением мирового судьи, а также тем, что мировой судья не является федеральным судьей.

       Мировые судьи одновременно признаются судьями субъектов Федерации и судами субъектов Федерации. В юридической литературе отмечается, что в одном случае законодатель под мировым судьей подразумевает физическое лицо, обладающее определенным статусом (ч. 1 ст. 1 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации»), а в другом – звеном судебной системы (ч.4 ст. 4 Закона «О судебной системе РФ). Таким образом, необходимо различать эти два понятия и называть судом субъекта Федерации – мировой суд, а судьей субъекта Федерации – мирового судью.

     Законодательные и исполнительные органы власти субъектов Федерации оказывают существенное влияние на институт мирового судейства, хотя судьи независимы при осуществлении правосудия. Это объясняется тем, что особенности полномочий и компетенции мирового судьи могут определяться не только федеральными законами, но и законами субъектов Федерации в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами. Так, например, создание и упразднение должностей мировых судей, порядок их назначения на должность, деятельность мировых судей, срок полномочий устанавливается законами субъектов Федерации. Несмотря на то, что мировые судьи должны рассматривать уголовные и гражданские дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами, перечень материалов об административных правонарушениях может быть расширен для мирового судьи за счет местных законов, устанавливающих административную ответственность за различные правонарушения.

       Мировые судьи провозглашаются  элементом (звеном) единой судебной  системы Российской Федерации. Содержание понятия «звено судебной системы» определяется кругом полномочий и обязанностей, предоставленных тем или иным судебным органом и характером выполняемых ими функций. Система судов общей юрисдикции в Российской Федерации включает три элемента (звена). Первое, основное звено – мировые судьи и районные суды. Второе, среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Третье, высшее звено – Верховный Суд РФ.

     Мировым судьям свойственны общие для  всех судов российской судебной системы  сходные черты:  это единство процессуальной формы рассмотрения дел (подсудность  и т.д.); наличие общих принципов (независимость судей, гласность  процесса, равноправие и состязательность сторон и др.); единство судебных функций (они созданы для выполнения единой функции – осуществление правосудия, имеют право пересматривать свои решения в порядке вновь открывшихся обстоятельств; финансирование из федерального бюджета. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков у мирового судьи существенно затрудняло бы отнесение его к единой судебной системе.

     Как звено судебной системы мировые  судьи тесно связаны с другими  ее элементами. Например, судебная практика мировых судей во многом зависит от разъяснений Пленума Верховного Суда РФ.

     Мировой судья является должностным лицом, наделенным полномочиями осуществлять правосудие, исполняющим свои обязанности  на профессиональной основе, обладающим специальным статусом.

     Таким образом, сущность института мировых судей выражается в том, что они являются должностными лицами, носителями судебной власти, судьями общей юрисдикции, судьями и судом субъекта Федерации, низшим звеном единой судебной системы, наделяемым полномочиями в особом более демократичном порядке, имеющим специальную ограниченную юрисдикцию.

     Многие  из этих признаков организации и  деятельности мирового судьи отражены не только в законах «О судебной системе Российской Федерации» и  «О мировых судьях в Российской Федерации», но и в процессуальном законодательстве (УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ).

     Можно составить следующий перечень признаков, характерных для института российского  мирового судью3:

  • выполнение только судебных функций суда низшей судебной инстанции;
  • профессионализм (наличие высшего юридического образования и пятилетнего стажа работы);
  • статус местного (локального) суда субъекта Федерации;
  • особый порядок наделения властными полномочиями путем выборов населением участка или законодательным органом субъекта Федерации;
  • небольшие сроки осуществления своих полномочий (сменяемость);
  • специальная ограниченная юрисдикция (т.е. рассмотрение гражданских и уголовных дел о малозначительных спорах, правонарушениях, административных проступках;
  • осуществление судопроизводства только единолично;
  • склонение сторон к примирению, ликвидации конфликта как важная цель любого вида судопроизводства;
  • использование отдельных упрощений юридических процедур в гражданском и уголовном судопроизводстве;
  • наличие апелляционного порядка пересмотра судебных решений.

     Данный  перечень отличительных признаков  мирового судьи может быть сужен  или расширен законодателем в  зависимости от конкретной исторической ситуации и тех задач, которые  будут поставлены перед мировой  юстицией.

     Включение мировых судей в единую судебную систему РФ определяется не только правилами, характеризующими единство судебной системы, но и тем, что решения мировых судей обжалуются  в соответствующие федеральные суды, которые проверяют законность, обоснованность и справедливость решения мирового судьи в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. Организация деятельности мировых судей определяется не только федеральными законами, но и в случаях, ими определенных, - также и законами субъектов Федерации.

     Институт  мирового судьи, как и любой правовой институт, создавался для решения конкретных задач. Однако в юридической литературе существует мнение, что настоящее федеральное законодательство не отразило тех целей и задач, которые поставлены перед мировыми судьями. Это негативно отражается не только на авторитете судебной власти, но и затрудняет дальнейшее совершенствование судоустройства и судопроизводства в России.

     Постановка  конкретной задачи перед мировыми судьями  как составной части российского  правосудия должна рассматриваться в качестве элемента общей задачи правосудия, имеющего свои индивидуальные особенности. При отсутствии четко определенных целей и задач, своеобразных средств и способов их достижения пропадает необходимость и целесообразность создания любого нового правого института. Именно конкретные задачи должны служить базой для установления наиболее оптимального порядка деятельности мировых судей, отличного от выполнения этой функции федеральными судьями. Такие задачи сформулированы в ст. 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием.

     Таким образом, основными задачами мировых  судей при рассмотрении ими единолично по первой инстанции дел в порядке  гражданского, административного и уголовного судопроизводства являются обеспечение, охрана и судебная защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений. Судебная власть в правовом государстве призвана обеспечить защиту и охрану не только прав граждан, но и прав в целом от любых правонарушений и тем самым обеспечить господство права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ, ПОДСУДНЫМ МИРОВОМУ СУДЬЕ

Информация о работе Производство по уголовным делам, подсудным мировому судье