Производство по уголовным делам, подсудным мировому судье

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Начало возрождению мировой юстиции в Российской Федерации положил Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», в котором было предусмотрено создание мировых судей. В соответствии со ст. 4 этого закона мировые судьи вошли в судебную систему Российской Федерации в качестве судов субъектов Федерации и были наделены полномочиями судей общей юрисдикции по рассмотрению, в частности, уголовных дел в качестве суда первой инстанции (ч. 1 ст. 28 Закона о судебной системе).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА МИРОВОГО СУДЕЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4
1.1. История становления и развития института мирового судейства
в России 4
1.2. Цели и задачи института мирового судьи 9
2. ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ,
ПОДСУДНЫМ МИРОВОМУ СУДЬЕ 18
2.1. Подсудность дел мировому судье 18
2.2. Производство мирового судьи по делам частного обвинения 20
2.3. Назначение судебного заседания мировым судьей 25
2.4. Рассмотрение уголовного дела мировым судьей 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Курсовая уголовный проц произв-во по уголовным делам, подсудным мировому судье.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3

1. Сущность и становление  института мирового  судейства в Российской  Федерации                                                 4

1.1. История  становления и развития института  мирового судейства

 в  России                                                                                                                   4

1.2. Цели  и задачи института мирового  судьи         9

2. ПРОИЗВОДСТВО  ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ,

ПОДСУДНЫМ МИРОВОМУ СУДЬЕ 18

2.1.  Подсудность дел мировому судье 18

2.2. Производство мирового судьи по делам частного обвинения 20

2.3.  Назначение судебного заседания  мировым судьей 25

2.4. Рассмотрение  уголовного дела мировым судьей 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Рассматривая  особенности производства у мирового судьи с точки зрения современного уголовно-процессуального законодательства, надо отметить, что мировая юстиция в России впервые появилась в результате судебной реформы 1864 г. Ее возникновение объяснялось как необходимостью устранения судебной волокиты, так и повышением эффективности уголовного судопроизводства в целом. Еще при обсуждении; судебной реформы указывалось на то, чтобы разрешение дел по преступлениям и проступкам меньшей важности производить особым сокращенным порядком, возложив его на единоличных мировых судей.

     Начало  возрождению мировой юстиции  в Российской Федерации положил  Федеральный конституционный закон  «О судебной системе Российской Федерации», в котором было предусмотрено создание мировых судей. В соответствии со ст. 4 этого закона мировые судьи вошли в судебную систему Российской Федерации в качестве судов субъектов Федерации и были наделены полномочиями судей общей юрисдикции по рассмотрению, в частности, уголовных дел в качестве суда первой инстанции (ч. 1 ст. 28 Закона о судебной системе).

     Цель настоящей работы - анализ особенностей уголовного судопроизводства у мировых судей. 

     Задачи работы: 

     - исследовать основания отнесения уголовного дела к компетенции мирового судьи; 

     - провести анализ полномочий мирового судьи; 

     - исследовать порядок производства у мирового судьи.  
 

     1. Сущность и становление  института мирового  судейства в Российской Федерации

     1.1. История становления и развития института мирового судейства в России 

     Для того чтобы более полно понять смысл и назначение института мирового судьи, определить его особенности и направление развития необходимо рассмотреть историю возникновения этого правового института. Без выяснения причин его зарождения, закономерностей и этапов развития сложно определить истинное место мирового судьи в российской судебной системе.

     Впервые должность мирового судьи в ее современном понимании появилась  в Англии в эпоху Средневековья (1344г.). Первоначально мировые судьи  были призваны поддерживать правопорядок, существующий в обществе, требовать от граждан соблюдения законности, выполнения при этом не только чисто судебные, но и административные полномочия.

     На  протяжении последующих столетий мировые  судьи появляются и в других государствах Европы. На определение статуса и  направлений развития мирового суда оказывали свое влияние многочисленные факторы: особенности государственного строя, политико-правовые традиции, социально-экономическая обстановка.

     Зарождение  института мировых судей во многих странах вызвано одними и теми же объективными причинами. Необходимость усиления централизации власти в связи с формированием централизованных государств, обострение борьбы с оппозицией и необходимость наведения общественного порядка. Профессиональные юристы в то время отсутствовали. Рост количества споров и конфликтов, с которыми не справлялись находившиеся у власти лица, требовал создания местной юстиции, пользующейся большим доверием у населения, но находящейся под постоянным контролем со стороны господствующего класса.

     В России первоначально поддержание мира и порядка являлось основной обязанностью общинных органов власти (IX- X вв.), которые были призваны улаживать конфликты между сторонами без участия государственных структур в виде суда. Местный судья, рассматривающий дела о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, склоняющих стороны к примирению, действующего в упрощенной процедуре, существовал в нашем государстве и ранее. Так, понятие «малых исков» было известно на Руси еще во времена Русской Правды.1

     Позднее местные суды княжеских людей и представителей общества (докладчиков, погородских посадников и старост) существовали в Новгороде и Пскове. Постепенно они были заменены назначаемыми центральной властью единоличными правителями и судьями – воеводами. Первое упоминание о «мирных судьях» относится к 1826 г.

       До 1797 г. в России существовала  судебная система, которая строилась  в большей степени по сословному  принципу, а в 1797г. были ликвидированы  все суды второго звена –  верхний земский суд, губернский  магистрат, верхняя расправа и верхний надворный суд. Дальнейшие изменения судебной реформы произошли в 1801г., когда были ликвидированы нижние земские суды, управы благочиния и нижние расправы, а палаты суда и расправы были переименованы в палаты уголовного и гражданского суда.

       К середине ХIХ вв. судебная система Российской империи состояла из почти двух десятков судебных и судебно-административных органов только на территории центральных губерний. Процедура рассмотрения дел была громоздкой, формальной, усложнена. Дела иногда годами оставались в различных инстанциях, так и не находя своего решения. 

     Были  необходимы реформы системы правосудия. Почти все авторы, разрабатываемых  в ХIХ в. законопроектов предлагали учреждать мировой суд в составе одного судьи по уездам и городам для разрешения гражданских и уголовных дел «меньшей важности». Мировой судья противопоставлялся общим судебным местам. Он призван был реализовать идеи приближения суда к населению за счет сокращения сроков рассмотрения дел, простоты производства, обязанности мировых судей осуществлять примирительные функции и выносить решения по совести и с использованием местных обычаев. Мировой судья провозглашался судом первой инстанции при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, не представляющих повышенной общественной опасности (санкция до одного года лишения свободы).

     В 1858 г. предложение о создании мирового суда получило одобрение. Через несколько  лет в России произошло важное событие - уничтожение крепостного  права и освобождение крестьян. Это  был достаточно сложный процесс и не только в техническом и организационном плане, но и с юридической точки зрения. В связи с отменой крепостного права возникло большое количество имущественных проблем, споров помещиков с крестьянами о распределении усадеб на наделы, вопросов по составлению и исполнению уставных грамот и т. д.

     Таким образом, после уничтожения крепостного  права для решения споров по поводу прав собственности и конфликтных  ситуаций требовалось наличие доступного и скорого суда. Решить эти задачи предлагалось путем введения мировых установлений. В их основу была положена теория о мировом судье как примирителе, судье совести, основное назначение которого - сохранение мира.

       Похожая ситуация с резким  увеличением количества конфликтов  и споров по поводу собственности сложилась в России после 1991 г., когда распался СССР и появились тенденции перехода государственной и общественной собственности в частную собственность отдельных лиц. Путем приватизации, передела сфер экономического влияния жилье и иные объекты постепенно переходили в собственность частных лиц. Благодаря большому количеству собственников в стране увеличивалось число конфликтов по поводу владения, пользования и распоряжения различным имуществом.

     Возрождение института мировых судей в  Росси связано с принятием Закона «О судебной системе Российской Федерации». Основные тенденции развития судопроизводства обусловили не только пересмотр устройства судебной системы государства и возвращение к уже забытому российскими юристами институту мировой юстиции, но и привели к упрощению процедур рассмотрения различных дел у мирового судьи.

     Введение  института мировых судей в  России в конце ХХ в. было принято  неоднозначно. Противники, отстаивая  свою позицию, говорили, что введение института мировых судей не соответствует действующей судебной системе, а его создание является бессмысленным и нецелесообразным. По их мнению, проблему перегруженности судов можно решить путем увеличения численности судей районных судов. И возрождение давно умершего института, созданного в других экономических условиях, в ином правовом поле и основанного на других правовых принципах невозможно.

     С другой стороны существовало мнение о необходимости возрождения  института мирового судейства, так  как относительно несложные малозначительные дела должны быть сосредоточены у судей, которые специализируются на рассмотрении подобных дел. В результате правосудие территориально приблизится к населению, позволит судьям оперативно рассматривать дела, облегчит для граждан доступ к правосудию. Увеличение объема и усложнение гражданских дел, растущие требования к качеству правосудия диктуют необходимость углубления специализации судей и разделения компетенции между судами различных звеньев.

     Вторая  точка зрения представляется наиболее правильной. Ситуация, сложившаяся в России после принятия Конституции РФ 1993 г., в том числе в области судоустройства и судопроизводства, свидетельствовала о необходимости изменений. Введение мировой юстиции обусловлено целым рядом объективных и субъективных факторов. В соответствии с Конституцией Российская Федерация провозглашена правовым государством, в котором особая роль отводится судебной системе. Мировые судьи хорошо вписываются с судебную систему, призванную решать новые задачи в условиях нового экономического и политического строя в России, когда появилось множество собственников, возросла вероятность конфликтов в обществе.

       Появление специализированных судов  во многом объясняется еще  и тем, что сложнее становятся  общественные отношения, большего  профессионализма и знаний законодательства требуется от судьи.

     В настоящее время, там, где становление  института мировых судей осуществляется последовательно и целенаправленно, мировые судьи назначены и  в пределах своей компетенции  активно включаются в процесс  осуществления правосудия, они значительно разгружают суды общей юрисдикции. С каждым месяцем увеличивается доля дел, рассматриваемых мировыми судьями, повышается оперативность в их рассмотрении, федеральные суды освобождаются от значительного количества судебных дел небольшой сложности.

     Статистические  данные свидетельствуют о том, что  к 2002г. число ежегодно рассматриваемых  судами гражданских дел достигло 5 млн. Мировыми судьями рассмотрено 45% объема всех гражданских дел в  судах общей юрисдикции (2,3 млн.). Кроме того, мировые судьи рассмотрели в 2002 г. 245 тыс. уголовных дел и 1 004 843 материала об административном правонарушении.2

     Таким образом, причины возрождения института  мировых судей в России носят  закономерный, объективный характер и вызваны развитием общих  тенденций совершенствования судопроизводства, необходимостью реорганизации судебной системы. Такими причинами являются не только приближение правосудия к населению, но и  соответствие статуса мирового судьи тенденциям углубления специализации судей и разделение компетенции между судами различных звеньев. Это также необходимость освобождения федеральных судей от рассмотрения незначительных дел в связи с увеличением количества обращений в суды, а также желание ликвидировать конфликты посредством использования примирительных процедур. 

     1.2. Цели и задачи института мирового судьи 

     Институт  мирового судейства – это сложное, многогранное судоустройственное и  процессуальное явление. Прежде чем  приступать к исследованию того или  иного правового института, определению его места и роли, поставленных перед ним задач, необходимо правильно установить причины его возникновения, проследить исторические этапы его развития, выявить его отличительные черты.  В данной работе рассматриваются различные аспекты правового института мирового судейства.

     Официальное возрождение института мировых  судей в России связано с принятием  Закона «О судебной системе Российской Федерации». Этот Закон заложил правовые основы для их деятельности. Так, в  Законе было закреплено положение о  том, что мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции, а полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Федерации. Он предопределил принятие целого ряда соответствующих законов, в том числе Закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и других.

Информация о работе Производство по уголовным делам, подсудным мировому судье