Предъявление для опознания, как один из способов получения доказательств. Ошибки практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления проблем реализации норм уголовно-процессуального права в связи с участием иностранных граждан на стадии предварительного расследования в России.
При увеличении притока иностранных граждан на территорию РФ и, как следствие этого, увеличении количества преступлений с участием иностранных граждан, до сих пор слабо осуществляется взаимодействие между государственными структурами, призванными обеспечивать безопасность иностранных граждан и предупреждать, пресекать и расследовать преступления, совершенные как иностранными гражданами, так и в отношении них.

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности производства предварительного расследования с участием иностранных граждан в Российской Федерации
§1 Особенности производства следственных действий
§2 Особенности применения мер уголовно-процессуального принуждения
Глава 2. §1Особенности привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан
§2 Порядок прекращения уголовного дела
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 56.37 Кб (Скачать)

Кроме этого, п.16.7. Правил  внутреннего распорядка устанавливает, что "свидания подозреваемого или  обвиняемого с защитником осуществляются наедине без разделительной перегородки  и без ограничения их количества и продолжительности. Свидания проводятся в условиях, позволяющих сотруднику следственного изолятора видеть подозреваемого или обвиняемого  и защитника, но не слышать". Беседа защитника наедине с гражданином представляемого государства не предусмотрена. Согласно п.10 вышеназванной Инструкции беседа должна происходить в присутствии представителя органа, произведшего задержание или арест иностранного гражданина, и переводчика, либо в присутствии представителя администрации места предварительного заключения и переводчика. Во время беседы может присутствовать прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных и арестованных. Налицо несоответствие указанного нами положения с положениями вышеуказанной межведомственной инструкции 1987 г., что позволяет говорить об ущемлении прав и законных интересов иностранных граждан во время их нахождения в следственных изоляторах.

В консульских конвенциях между РФ и другими государствами  установлена обязанность органов  уголовной юстиции уведомлять консульское  должностное лицо о намерении  органов расследования принять  принудительные меры и провести расследование  на борту иностранного судна, находящегося во внутренних водах, территориальных  водах или на внутренних водных путях  РФ с тем, чтобы консульское должностное  лицо или его представитель могли  присутствовать при осуществлении  расследования. Если консульское должностное лицо не присутствует при этом, органы предварительного расследования РФ по его просьбе информируют о расследовании в письменной форме. Если срочный характер мер, которые необходимо принять, не позволяет направить заблаговременное уведомление консульскому должностному лицу, органы предварительного расследования информируют консульское должностное лицо в письменной форме об этом факте и принятых мерах даже при отсутствии соответствующей просьбы консульского должностного лица.26

 

Глава 2. §1 Особенности привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан

Привлечение к уголовной  ответственности иностранных граждан, не пользующихся иммунитетом от юрисдикции РФ, осуществляется в соответствии со ст. ст.171-175 УПК РФ.

При этом органы предварительного расследования запрашивают юридические  органы соответствующего государства  о наличии судимостей у иностранного гражданина, привлекаемого в качестве обвиняемого. Такие сведения представляются в соответствии со ст.79 Минской конвенции  и договорами о правовой помощи. Однако следует иметь в виду, что  судимости в других государствах не имеют значения для квалификации преступления, совершённого иностранным  гражданином. В то же время, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, судимости в других странах СНГ после прекращения существования СССР могут учитываться при назначении наказания как отягчающее обстоятельство в соответствии со ст.76 Минской конвенции от 22 января 1993 года (п.11 постановления №5 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности" от 25 апреля 1995 года) 27.

Если иностранный гражданин  после совершения преступления покинул  территорию РФ, то для российских органов  предварительного расследования он, как правило, оказывается недосягаемым. О выдаче гражданина вопрос и не ставится, так как все государства, как правило, не выдают своих граждан, совершивших преступления в других государствах.

В то же время на этот случай в Минской конвенции и договорах  РФ (СССР) с другими государствами  о правовой помощи предусмотрена  взаимная обязанность осуществления  уголовного преследования по поручению (просьбе) запрашивающей Стороны.

В соответствии с нормами, закреплёнными в Минской конвенции  идоговорах о правовой помощи, в данной ситуации органы предварительного расследования РФ направляют компетентным (юридическим) органам соответствующего государства поручение (просьбу) об осуществлении уголовного преследования. Поручение (просьба) об осуществлении уголовного преследования должна содержать:

наименование запрашивающего учреждения;

описание деяния, в связи  с которым направлено поручение  об осуществлении уголовного преследования;

по возможности, более  точное указание времени и места  совершения деяния;

текст положения закона запрашивающей  Стороны, на основании которого деяние признаётся преступлением, а также  тексты других законодательных норм, имеющих существенное значение для  производства по делу;

фамилия и имя подозреваемого лица, его гражданство, а также  другие сведения о его личности;

заявление потерпевших по уголовным делам, возбуждаемым по заявлению  потерпевшего, и заявление о возмещении вреда;

указание размера ущерба, причинённого преступлением.

К поручению прилагаются  имеющиеся в распоряжении органов  предварительного расследования материалы  уголовного преследования, а также  доказательства. Каждый из находящихся  в деле документов должен быть удостоверен  гербовой печатью органа предварительного расследования.

При направлении органами предварительного расследования возбуждённого  уголовного дела, расследование по этому делу продолжается юридическими (компетентными) органами запрашиваемого государства в соответствии со своим  законодательством.

Следует иметь в виду, что согласно ст.80 Минской конвенции  сношения по вопросам уголовного преследования  осуществляются Генеральными прокурорами (прокурорами) государств участников Конвенции.

§2 Порядок прекращения  уголовного дела

В действующем УПК РФ не выделены уголовно-процессуальные основания  для вынесения постановления  о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в отношении иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом  от уголовной юрисдикции российского  законодательства.

Как указано в предыдущем параграфе, материально-правовым основанием освобождения от уголовной ответственности  в таких случаях является наличие  иммунитета от уголовной юрисдикции, а процессуальным основанием - отсутствие согласия аккредитующего государства  на привлечение лица, обладающего  иммунитетом от уголовной юрисдикции, к уголовной ответственности. Хотя оно в ст. ст.24 и 27 УПК РФ не предусмотрено.

Конкретизация материально-правового  и процессуального оснований  принятия указанного решения применительно  к определенным категориям иностранных  граждан содержится в Положении  о дипломатических и консульских  представительствах иностранных государств на территории РФ (СССР). Например, согласно ст.13 этого Положения глава и  члены дипломатического представительства  могут подлежать юрисдикции РФ в  случае ясно выраженного согласия на это аккредитующего государства28. Отсутствие указанного согласия необходимо рассматривать как обстоятельство, исключающее производство по делу в отношении указанных лиц.

Таким образом, в постановлении  о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в качестве правового  основания такого решения следует  ссылаться на соответствующую норму  УК РФ (ст.11), определенную норму Положения  о дипломатических и консульских  представительствах и ст.148 УПК РФ. В случае лишения аккредитующим  государством иммунитета от уголовной юрисдикции иностранный гражданин подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.

В связи с этим необходимо дополнить ч.1 ст.24 и ст.27 УПК РФ еще одним основанием прекращения  уголовного дела, уголовного преследования: "отсутствие согласия аккредитующего государства или международной  организации на возбуждение уголовного преследования лица, пользующегося  иммунитетом, либо согласия самого лица, обладающего полным (абсолютным) иммунитетом".

Процессуальные действия в отношении лиц, обладающих дипломатической  неприкосновенностью, производятся лишь по просьбе указанных лиц или  с их согласия, которое испрашивается  через Министерство иностранных  дел Российской Федерации (ч.2 ст.3 УПК  РФ). Данным правом может воспользоваться  любой участник уголовного процесса - иностранный гражданин, обладающий дипломатическим иммунитетом. Более  того, аккредитующее государство, наделившее данное лицо иммунитетом, может обязать  его воспользоваться этим правом так же, как и лишить его дипломатической  неприкосновенности. Именно поэтому  в ч.2 ст.3 УПК РФ и указывается  необходимость испрашивать согласие на реализацию этого права через  МИД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основании выше изложенного, можно сделать следующий вывод, связанный с основными особенностями предварительного расследования по уголовным делам с участием иностранных граждан.

 Иностранные граждане, совершившие преступления на  территории РФ и покинувшие  её пределы, по поручению юридических  органов РФ могут быть подвергнуты  уголовному преследованию в том  государстве, где они находятся,  при условии, что между РФ  и этим государством заключен  договор о правовой помощи  и в нём предусмотрена возможность  осуществления такого преследования.  Следует иметь в виду, что согласно  ст.80 Минской конвенции сношения  по вопросам уголовного преследования  осуществляются Генеральными прокурорами  (прокурорами) государств участников  Конвенции.

До обращения иностранных  граждан, обладающих дипломатическим  иммунитетом с просьбой об участии  в производстве процессуальных действий либо до получения через МИД РФ согласия на их участие в производстве процессуальных действий, следует выполнять  неотложные следственные и иные процессуальные действия, не затрагивающие дипломатического иммунитета.

Необходимо заручаться согласием  лица, обладающего иммунитетом, на производство с его участием ряда процессуальных действий. Так, например, если процессуальные действия производились с участием свидетеля - иностранного гражданина, обладающего иммунитетом, и с  его согласия, а затем данное лицо приобретает новый статус подозреваемого, то перед производством процессуальных действий с участием подозреваемого необходимо снова заручиться согласием  на дальнейшее производство. А что  касается подозреваемого и обвиняемого, то на производство каждого процессуального  действия с их участием необходимо каждый раз заручаться согласием  на его проведение. В случае наличия  у иностранного гражданина абсолютного  иммунитета от уголовной юрисдикции Российской Федерации, оно не может быть наделено каким-либо процессуальным статусом без его согласия и соответственно без согласия аккредитующего государства.

При получении согласия иностранного гражданина, обладающего иммунитетом, на производство следственного действия необходимо разъяснить ему последствия  такого согласия.

В соответствии с нормами  международного права помещения  дипломатических представительств неприкосновенны. Доступ в них возможен лишь с согласия главы дипломатического представительства. Поэтому мы рекомендуем  производить следственные действия в помещениях дипломатических и  консульских представительств с  участием представителя МИДа РФ и  должностных лиц (глав) дипломатических  и консульских представительств.

На официальную корреспонденцию  и архивы дипломатических и консульских  представительств, а также представительств международных организаций на территории РФ не может быть наложен арест, она  не может быть изъята, а в архивах  не могут производиться обыск  и выемка.

Граждане, находящиеся на территории иных государств могут быть вызваны в органы предварительного расследования РФ в том случае, если между РФ и соответствующим государством заключен договор об оказании правовой помощи, в том числе и по уголовным делам. Процессуальной формой вызова иностранных граждан в органы уголовной юстиции РФ является просьба о взаимной помощи или поручение об оказании правовой помощи, направляемые органам уголовной юстиции соответствующих государств.

Руководитель органа предварительного расследования обязан немедленно сообщить о задержании иностранного гражданина в Генеральную прокуратуру России, а копии протокола о задержании передать в МВД и ФСБ России. Кроме того, о задержании уведомляется прокурор, осуществляющий надзор за исполнением  законов при производстве расследования. Извещения о задержании иностранного гражданина, с указанием его полного имени, фамилии, гражданства, даты и основания задержания, направляются прокуратурой в МИД РФ для доведения информации до сведения соответствующего дипломатического или консульского представительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

1.Нормативные и иные  правовые акты:

  1. Положения о дипломатических и консульских представительствах на территории СССР // СЗ РФ.1995. №18.
  2. Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. // Ведомости Верховного Совета СССР, 1964. № 18
  3. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи от 20 апреля 1959 г. Вступила в силу для России 2 марта 2000 г. // Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве. Сборник документов. Выпуск 2. - М., 2000.
  4. Договор между Российской Федерацией и Эстонской республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Вступил в силу 20 марта 1995 г. // СЗ РФ, 1998. №2.
  5. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Подписана в Минске 22 января 1993 г. Вступила в силу для РФ 10 декабря 1994 г. // СЗ РФ, 1995. №17.
  6. Договор между Российской Федерацией и Эстонской республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Вступил в силу 20 марта 1995 г. // СЗ РФ, 1998. №2.
  7. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам   // Международное публичное право.
  8. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 23 сентября 1988 г. // Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве. Сборник документов. Выпуск 2. - М., 2000.
  9. Инструкция о порядке извещения иностранных дипломатических и консульских представительств на территории СССР о задержании и арестах граждан представляемого ими государства, а также о порядке посещения консульскими должностными лицами и сотрудниками посольств задержанных, арестованных и осужденных к лишению свободы граждан (утв. Прокуратурой СССР, Верховным Судом СССР, МВД СССР, МИД СССР и КГБ СССР 5 июня 1987 г. № 39/17/144/35/107/35)
  10. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (введен в действие с 25 декабря 1993 г.) (ред. Закона РФ от 25.12.92 г. № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 г. № 2288)
  11. Конвенция о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР …

Информация о работе Предъявление для опознания, как один из способов получения доказательств. Ошибки практики