Предъявление для опознания, как один из способов получения доказательств. Ошибки практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления проблем реализации норм уголовно-процессуального права в связи с участием иностранных граждан на стадии предварительного расследования в России.
При увеличении притока иностранных граждан на территорию РФ и, как следствие этого, увеличении количества преступлений с участием иностранных граждан, до сих пор слабо осуществляется взаимодействие между государственными структурами, призванными обеспечивать безопасность иностранных граждан и предупреждать, пресекать и расследовать преступления, совершенные как иностранными гражданами, так и в отношении них.

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности производства предварительного расследования с участием иностранных граждан в Российской Федерации
§1 Особенности производства следственных действий
§2 Особенности применения мер уголовно-процессуального принуждения
Глава 2. §1Особенности привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан
§2 Порядок прекращения уголовного дела
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 56.37 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГКОУ ВПО«УФИМСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

Кафедра предварительного расследования

 

КУРСОВАЯ     РАБОТА

На тему: «Предъявление для опознания, как один из способов получения доказательств. Ошибки практики.»

 

 

Выполнила: Петряева Анжелика Викторовна

4  курс, 401 учебный взвод

 

                                                         Научный руководитель:

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Допущена к защите:__________________

_____________________________________

                                                                                 (подпись научного руководителя)

Дата защиты:________________________

Оценка:______________________________

                                                                   (подпись преподавателя)

 

 

 

 

 

 

Уфа – 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 

Глава 1. Особенности производства предварительного расследования с  участием иностранных граждан в  Российской Федерации

§1 Особенности производства следственных действий

§2 Особенности применения мер уголовно-процессуального принуждения

Глава 2. §1Особенности привлечения  к уголовной ответственности  иностранных граждан

§2 Порядок прекращения  уголовного дела

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления проблем реализации норм уголовно-процессуального права  в связи с участием иностранных  граждан на стадии предварительного расследования в России.

При увеличении притока иностранных  граждан на территорию РФ и, как следствие  этого, увеличении количества преступлений с участием иностранных граждан, до сих пор слабо осуществляется взаимодействие между государственными структурами, призванными обеспечивать безопасность иностранных граждан  и предупреждать, пресекать и  расследовать преступления, совершенные  как иностранными гражданами, так  и в отношении них. Отсутствует  единая система информационного  обеспечения деятельности этих органов. Нет глубоких научных разработок, крайне редко публикуются монографии и статьи по указанной проблематике.

Таким образом, и с точки  зрения практики, и с позиции теории вопрос о производстве по уголовным  делам с участием иностранных  граждан в стадии предварительного расследования в российском уголовном  судопроизводстве приобретает достаточно острый характер.

Целью исследования является формулирование и обоснование положений, которые сформировали бы основу правоприменения, связанную с особенностями предварительного расследования с участием иностранных граждан в России; а также разработка на данной основе рекомендаций по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства РФ и иных норм.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в ходе участия иностранных граждан  на стадии предварительного расследования.

Предметом исследования являются нормы уголовно-процессуального  законодательства РФ и международно-правовых актов, регулирующие уголовно-процессуальную деятельность органов и должностных  лиц, осуществляющих предварительное расследование с участием иностранных граждан, а также сам механизм правоприменения, связанный с особенностями производства по уголовным делам с участием иностранных граждан на стадии предварительного расследования в России.

Изучением участия иностранных  граждан в уголовном судопроизводстве России занимаются ученые разных отраслей права: в области уголовно-процессуального  права - Ф.А. Агаев, В.Н. Галузо , Ю.Н. Белозеров, Е.А. Нагаев, П.Н. Бирюков, А.Г. Волеводз, В.М. Волженкина; в области международного права - Ю.Г. Демина, Н.А. Ушакова; в области теории государства и права - К.А. Корсика; в области гражданского процесса - Н.А. Васильчикова; в области криминологии - П.Н. Кобец и т.д. Их труды составляют теоретическую базу исследования.

Методологическую базу исследования составляют диалектический метод научного познания, а также исторический, логический, сравнительно-правовой и  другие частные методы научно-исследовательской  работы.

Эмпирическую базу исследования составляют обзоры следственной практики, опубликованной в печати и ведомственных  документах,статистические данные о преступности, количественные показатели по отдельным видам преступлений.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

- определить понятие правового  статуса иностранных граждан,

- исследовать нормы международного  и уголовно-процессуального права,  влияющие на правовой статус  иностранных граждан,

- выявить особенности  применения норм уголовно-процессуального  права к иностранным гражданам,  участвующим в уголовном судопроизводстве,

- определить проблемы, возникающие  при применении норм уголовно-процессуального  права на стадии возбуждения  уголовного дела с участием  иностранных граждан, и пути  их разрешения,

- определить проблемы, возникающие  при применении норм уголовно-процессуального  права на стадии предварительного  расследования с участием иностранных  граждан, и пути их разрешения,

- сформулировать практические  предложения по совершенствованию  уголовно-процессуального закона  в связи с производством по  уголовным делам с участием  иностранных граждан.

Для решения данных задач  используется комплекс теоретических  и практических методов: изучение и  анализ литературы, практический опыт сотрудников ОВД, прокуратуры, анкетирование, методы обработки данных - количественный и качественный анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности производства предварительного расследования  с участием иностранных  граждан в Российской Федерации

Расследование уголовных  дел с участием иностранных граждан  имеет ряд особенностей, обусловленных, главным образом, наличием или отсутствием  у иностранных граждан дипломатического или иного иммунитета.

Исследование показало, что  при расследовании уголовных  дел с участием иностранных граждан  возникает множество вопросов и  затруднений, так как действующим  УПК РФ, к сожалению, многие из них  до сих пор нормативно не урегулированы.

На практике нередко возникает  вопрос о разграничении компетенции  между следователями различных  правоохранительных ведомств. Статья 151 УПК РФ определяет вопросы подследственности, но, вместе с тем, законодатель умалчивает о том, какими признаками должен руководствоваться орган предварительного расследования при передаче по подследственности материалов о преступлении. Между тем, это имеет важное значение.

Вопрос о подследственности должен решаться в зависимости от того, к какой категории относится лицо, совершившее это преступление. Думается, что в отношении иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом и привилегиями, по любым видам преступлений, расследование должно осуществляться только в форме предварительного следствия, а не дознания (исходя из персонального признака подследственности). 1Это обусловлено рядом причин. Во-первых, срок предварительного следствия позволяет делать запросы по поводу согласия на производство процессуальных действий. Во-вторых, перевод процессуальных документов на родной язык иностранных граждан, с участием которых ведется производство по уголовному делу, также отнимает достаточно много времени, в связи с чем более обоснованной формой производства предварительного расследования будет являться предварительное следствие и др. В обоснование этой позиции также отметим, что в отношении указанных категорий иностранных граждан УПК РФ устанавливает особый порядок привлечения их к участию в процессуальных действиях.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1 Особенности производства следственных действий

Одной из особенностей расследования  с участием иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом (дипломатической неприкосновенностью), является то, что в соответствии с ч.2 ст.3 УПК РФ все процессуальные действия с участием таких лиц  производятся лишь по их просьбе или  с их согласия. Согласие на производство процессуальных действий испрашивается  через МИД РФ. Согласно Положению  о дипломатических и консульских  представительствах такие лица не обязаны  давать показания в качестве свидетелей, а в случае их согласия дать показания - не обязаны для этого являться в     судебные или следственные органы3. Этим правом, как показало изучение дел, заинтересованные лица достаточно широко пользуются. Из лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, в 1999-2003 годах лишь около 50% пожелали принять участие в процессуальных действиях.

В уголовно-процессуальном законе не установлена форма обращения  лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом, с просьбой допустить их к участию  в следственных и иных процессуальных действиях, производимых по уголовному делу, возбужденному в связи с  обнаружением признаков преступления, совершенного лицом, обладающим дипломатическим  иммунитетом либо в отношении  данного лица. В связи с этим, можно предположить, что при получении  согласия иностранного гражданина, обладающего  иммунитетом, на производство следственного  действия необходимо разъяснить ему  последствия такого согласия. А именно, в этом случае данное лицо приобретает такой же правовой статус, как и иностранный гражданин, не обладающий иммунитетом, т.е. наделяется правами и обязанностями, предусмотренными уголовно-процессуальным законом, для данного участника процесса, но с некоторыми исключениями, определенными в международно-правовых актах (например, отсутствие обязанности являться на допрос к месту производства предварительного расследования, отсутствие уголовной ответственности за дачу ложных показаний4).

Так, например, если процессуальные действия производились с участием свидетеля - иностранного гражданина, обладающего иммунитетом, и с  его согласия, а затем данное лицо приобретает новый статус подозреваемого, то перед производством процессуальных действий с участием подозреваемого необходимо снова заручиться согласием  на дальнейшее производство. А что  касается подозреваемого и обвиняемого, то на производство каждого процессуального  действия с их участием необходимо каждый раз заручаться согласием  на его проведение. В случае наличия  у иностранного гражданина абсолютного  иммунитета от уголовной юрисдикции Российской Федерации, оно не может  быть наделено каким-либо процессуальным статусом без его согласия и соответственно без согласия аккредитующего государства.

Очевидно, что невозможность  принудительного привлечения данной категории лиц для производства необходимых следственных действий значительно затрудняет производство по уголовному делу, отрицательно влияет на сроки возбуждения уголовных  дел и их расследования. А, следовательно, результатом того, что потрачено  время на переговоры и уведомления  центральных органов, является возможная  утрата следов и вещественных доказательств.

Содержание ст.22 Венской  конвенции о дипломатических  сношениях5 находит своё отражение в ст.3 УПК РФ, где установлены следующие правила: "Процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации" (ч.2).

В законодательстве РФ не устанавливается  особый порядок производства других следственных действий в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, а, следовательно, они производятся в общем порядке, предусмотренном  УПК РФ, однако с применением условий  ст.3 УПК РФ.

Предварительное расследование  имеет некоторые особенности  и тогда, когда в нём принимают  участие иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим или  иным иммунитетом. При этом особенности  могут быть обусловлены как процессуальным положением иностранных граждан, так  и местом их пребывания во время  предварительного расследования.6

Иностранные граждане, находящиеся  во время производства по уголовному делу на территории РФ, вызываются в  органы предварительного расследования  РФ по правилам, установленным в  УПК РФ.

Процессуальной формой вызова иностранных граждан в органы уголовной юстиции РФ является просьба  о взаимной помощи или поручение  об оказании правовой помощи, направляемые органам уголовной юстиции соответствующих  государств.

Согласно ст.14 Европейской  конвенции от 20 апреля 1959 года просьба  о взаимной помощи должна содержать  следующие данные:

а) наименование органа, направляющего  просьбу;

б) предмет и причину  просьбы;

в) по возможности, сведения о личности и гражданстве соответствующего лица и, если необходимо, фамилию и  местопребывание адресата7.

В соответствии со ст.7 Минской  конвенции8 помимо названных реквизитов в поручении об оказании правовой помощи по уголовным делам должно быть указано также: дата и место рождения вызываемого лица (свидетеля, подозреваемого, подсудимого, осуждённого и потерпевшего) и, по возможности, данные о размере ущерба, если он был причинён в результате деяния.

Информация о работе Предъявление для опознания, как один из способов получения доказательств. Ошибки практики