Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:53, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления проблем реализации норм уголовно-процессуального права в связи с участием иностранных граждан на стадии предварительного расследования в России.
При увеличении притока иностранных граждан на территорию РФ и, как следствие этого, увеличении количества преступлений с участием иностранных граждан, до сих пор слабо осуществляется взаимодействие между государственными структурами, призванными обеспечивать безопасность иностранных граждан и предупреждать, пресекать и расследовать преступления, совершенные как иностранными гражданами, так и в отношении них.
Введение
Глава 1. Особенности производства предварительного расследования с участием иностранных граждан в Российской Федерации
§1 Особенности производства следственных действий
§2 Особенности применения мер уголовно-процессуального принуждения
Глава 2. §1Особенности привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан
§2 Порядок прекращения уголовного дела
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГКОУ ВПО«УФИМСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра предварительного расследования
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Предъявление для опознания, как один из способов получения доказательств. Ошибки практики.»
Выполнила: Петряева Анжелика Викторовна
4 курс, 401 учебный взвод
______________________________
______________________________
______________________________
Допущена к защите:__________________
______________________________
Дата защиты:__________________
Оценка:_______________________
Уфа – 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Особенности производства предварительного расследования с участием иностранных граждан в Российской Федерации
§1 Особенности производства следственных действий
§2 Особенности применения
мер уголовно-процессуального
Глава 2. §1Особенности привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан
§2 Порядок прекращения уголовного дела
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования
обусловлена необходимостью теоретического
осмысления проблем реализации норм
уголовно-процессуального
При увеличении притока иностранных граждан на территорию РФ и, как следствие этого, увеличении количества преступлений с участием иностранных граждан, до сих пор слабо осуществляется взаимодействие между государственными структурами, призванными обеспечивать безопасность иностранных граждан и предупреждать, пресекать и расследовать преступления, совершенные как иностранными гражданами, так и в отношении них. Отсутствует единая система информационного обеспечения деятельности этих органов. Нет глубоких научных разработок, крайне редко публикуются монографии и статьи по указанной проблематике.
Таким образом, и с точки зрения практики, и с позиции теории вопрос о производстве по уголовным делам с участием иностранных граждан в стадии предварительного расследования в российском уголовном судопроизводстве приобретает достаточно острый характер.
Целью исследования является формулирование и обоснование положений, которые сформировали бы основу правоприменения, связанную с особенностями предварительного расследования с участием иностранных граждан в России; а также разработка на данной основе рекомендаций по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства РФ и иных норм.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в ходе участия иностранных граждан на стадии предварительного расследования.
Предметом исследования являются
нормы уголовно-
Изучением участия иностранных
граждан в уголовном
Методологическую базу исследования составляют диалектический метод научного познания, а также исторический, логический, сравнительно-правовой и другие частные методы научно-исследовательской работы.
Эмпирическую базу исследования составляют обзоры следственной практики, опубликованной в печати и ведомственных документах,статистические данные о преступности, количественные показатели по отдельным видам преступлений.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- определить понятие правового статуса иностранных граждан,
- исследовать нормы
- выявить особенности
применения норм уголовно-
- определить проблемы, возникающие
при применении норм уголовно-
- определить проблемы, возникающие
при применении норм уголовно-
- сформулировать практические
предложения по
Для решения данных задач используется комплекс теоретических и практических методов: изучение и анализ литературы, практический опыт сотрудников ОВД, прокуратуры, анкетирование, методы обработки данных - количественный и качественный анализ.
Глава 1. Особенности производства предварительного расследования с участием иностранных граждан в Российской Федерации
Расследование уголовных
дел с участием иностранных граждан
имеет ряд особенностей, обусловленных,
главным образом, наличием или отсутствием
у иностранных граждан
Исследование показало, что при расследовании уголовных дел с участием иностранных граждан возникает множество вопросов и затруднений, так как действующим УПК РФ, к сожалению, многие из них до сих пор нормативно не урегулированы.
На практике нередко возникает вопрос о разграничении компетенции между следователями различных правоохранительных ведомств. Статья 151 УПК РФ определяет вопросы подследственности, но, вместе с тем, законодатель умалчивает о том, какими признаками должен руководствоваться орган предварительного расследования при передаче по подследственности материалов о преступлении. Между тем, это имеет важное значение.
Вопрос о подследственности должен решаться в зависимости от того, к какой категории относится лицо, совершившее это преступление. Думается, что в отношении иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом и привилегиями, по любым видам преступлений, расследование должно осуществляться только в форме предварительного следствия, а не дознания (исходя из персонального признака подследственности). 1Это обусловлено рядом причин. Во-первых, срок предварительного следствия позволяет делать запросы по поводу согласия на производство процессуальных действий. Во-вторых, перевод процессуальных документов на родной язык иностранных граждан, с участием которых ведется производство по уголовному делу, также отнимает достаточно много времени, в связи с чем более обоснованной формой производства предварительного расследования будет являться предварительное следствие и др. В обоснование этой позиции также отметим, что в отношении указанных категорий иностранных граждан УПК РФ устанавливает особый порядок привлечения их к участию в процессуальных действиях.2
§1 Особенности производства следственных действий
Одной из особенностей расследования
с участием иностранных граждан,
обладающих дипломатическим иммунитетом
(дипломатической
В уголовно-процессуальном законе не установлена форма обращения лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом, с просьбой допустить их к участию в следственных и иных процессуальных действиях, производимых по уголовному делу, возбужденному в связи с обнаружением признаков преступления, совершенного лицом, обладающим дипломатическим иммунитетом либо в отношении данного лица. В связи с этим, можно предположить, что при получении согласия иностранного гражданина, обладающего иммунитетом, на производство следственного действия необходимо разъяснить ему последствия такого согласия. А именно, в этом случае данное лицо приобретает такой же правовой статус, как и иностранный гражданин, не обладающий иммунитетом, т.е. наделяется правами и обязанностями, предусмотренными уголовно-процессуальным законом, для данного участника процесса, но с некоторыми исключениями, определенными в международно-правовых актах (например, отсутствие обязанности являться на допрос к месту производства предварительного расследования, отсутствие уголовной ответственности за дачу ложных показаний4).
Так, например, если процессуальные
действия производились с участием
свидетеля - иностранного гражданина,
обладающего иммунитетом, и с
его согласия, а затем данное лицо
приобретает новый статус подозреваемого,
то перед производством
Очевидно, что невозможность
принудительного привлечения
Содержание ст.22 Венской конвенции о дипломатических сношениях5 находит своё отражение в ст.3 УПК РФ, где установлены следующие правила: "Процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации" (ч.2).
В законодательстве РФ не устанавливается особый порядок производства других следственных действий в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, а, следовательно, они производятся в общем порядке, предусмотренном УПК РФ, однако с применением условий ст.3 УПК РФ.
Предварительное расследование имеет некоторые особенности и тогда, когда в нём принимают участие иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим или иным иммунитетом. При этом особенности могут быть обусловлены как процессуальным положением иностранных граждан, так и местом их пребывания во время предварительного расследования.6
Иностранные граждане, находящиеся во время производства по уголовному делу на территории РФ, вызываются в органы предварительного расследования РФ по правилам, установленным в УПК РФ.
Процессуальной формой вызова
иностранных граждан в органы
уголовной юстиции РФ является просьба
о взаимной помощи или поручение
об оказании правовой помощи, направляемые
органам уголовной юстиции
Согласно ст.14 Европейской конвенции от 20 апреля 1959 года просьба о взаимной помощи должна содержать следующие данные:
а) наименование органа, направляющего просьбу;
б) предмет и причину просьбы;
в) по возможности, сведения о личности и гражданстве соответствующего лица и, если необходимо, фамилию и местопребывание адресата7.
В соответствии со ст.7 Минской конвенции8 помимо названных реквизитов в поручении об оказании правовой помощи по уголовным делам должно быть указано также: дата и место рождения вызываемого лица (свидетеля, подозреваемого, подсудимого, осуждённого и потерпевшего) и, по возможности, данные о размере ущерба, если он был причинён в результате деяния.