Предварительное расследование. Понятие и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Предварительное расследование - это одна из центральных тем курса “Уголовно-процессуальное право”.
Предварительное расследование - самая большая по срокам и количеству составляемых документов часть уголовно-процессуальной деятельности. Именно на этой стадии до суда решаются задачи уголовного процесса.
Основанная на законе, принц

Оглавление

Введение 3
Основная часть 4
1. Понятие предварительного расследования 4
1.1. Формы предварительного расследования 8
Заключение 20
Список используемой литературы: 21
Сноски 22

Файлы: 1 файл

урсовая.docx

— 33.28 Кб (Скачать)

Создание следственных групп для производства предварительного следствия по сложным или имеющим  большой объем уголовным делам  является эффективной формой научной  организации труда, основанной на объединении  процессуальной деятельности нескольких участников. Закон говорит о создании следственной группы, хотя в практике ведомственными актами органов прокуратуры  и МВД предусматривается создание следственно-оперативных групп. Принятая законодателем терминология означает, что группа должна состоять именно из следователей. Оперативные работники не входят в состав таких групп, хотя и могут привлекаться для оказания помощи следователям оперативно-розыскными средствами. Более того, следственной группе может быть придана группа оперативных работников, возглавляемая одним из них и призванная осуществлять оперативное сопровождение деятельности следственной группы по поручению ее руководителя. Однако такая организация взаимодействия не означает создания единой группы, ибо следователи и оперативные работники выполняют различные функции: первые - процессуальные, а вторые - оперативно-розыскные6.

Следственная группа - это не коллегиальный орган, решающий вопросы расследования большинством голосов, как это имеет место  в суде.

Рассмотрим общие  правила производства следственных действий (ст.164 УПК РФ):

следственные действия, предусмотренные статьями 178 частью третьей, 179,182 и 183 УПК РФ, производятся на основании постановления следователя. В случаях, предусмотренных пунктами 4 - 9 и 11 части второй статьи 29 УПК  РФ, следственные действия производятся на основании судебного решения;

производство следственного  действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства;

при производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а  равно создание опасности для  жизни и здоровья участвующих  в них лиц;

следователь, привлекая  к участию в следственных действиях  участников уголовного судопроизводства, указанных в главах 6 - 8 УПК РФ, удостоверяется в их личности, разъясняет им права, ответственность, а также  порядок производства соответствующего следственного действия. Если в производстве следственного действия участвует  потерпевший, свидетель, специалист, эксперт  или переводчик, то он также предупреждается  об ответственности, предусмотренной  статьями 307 и 308 Уголовного кодекса  Российской Федерации;

при производстве следственных действий могут применяться технические  средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств;

следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную  деятельность, о чем делается соответствующая  отметка в протоколе.

В ходе производства следственного действия ведется  протокол.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми  учреждениями, должностными лицами и  гражданами. Следователь обладает процессуальной независимостью.

В случае несогласия с указаниями прокурора о привлечении  в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о  направлении дела для предания обвиняемого  суду или о прекращении дела следователь  вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений, не исполняя данного  указания. В этом случае прокурор или  отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия  по этому делу другому следователю.

По делам, по которым  предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий и истечения десятидневного срока, в течение которого закон  предоставил им право вести расследование  таких дел. По находящимся в его  производстве делам следователь  вправе давать органам дознания поручения  и указания о производстве розыскных  и следственных действий и требовать  содействия при производстве отдельных  следственных действий. Такие поручения  и указания даются в письменной форме  и обязательны для органов  дознания.

В случае необходимости  производства следственных или розыскных  действий в другом районе следователь  вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение  в срок не свыше десяти суток.

Данные предварительного следствия могут быть преданы  гласности лишь с разрешения следователя  или прокурора и в том объеме, в каком они признают это возможным. В необходимых случаях следователь  предупреждает свидетелей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, защитника, эксперта, специалиста, переводчика, понятых и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий, о недопустимости разглашения без его разрешения данных предварительного следствия.

Дознание является одной из форм предварительного расследования, на которую законодателем возложена  самостоятельная задача - досудебное производство по значительному числу  составов преступлений7. Их перечень приведен в п.1 ч.3 ст.150 УПК РФ.

Следует учитывать, что этот перечень не в полной мере охватывает компетенцию дознания, поскольку  в п.2 этой же части названной статьи указывается, что дознание также  может осуществляться “по уголовным  делам об иных преступлениях небольшой  и средней тяжести - по письменному  указанию прокурора”. Если прокурором по уголовному делу о преступлении небольшой и средней тяжести  по каким-либо соображениям будет признана необходимость дознания, то расследование  таких уголовных дел должно осуществляться не в соответствии с порядком, установленным  для предварительного следствия, а  по правилам, установленным настоящей  главой для производства дознания.

Хотя дознание представляет собой “ускоренную” форму расследования, его нельзя считать “упрощенной” формой, поскольку на дознание в  полной мере распространяется порядок  расследования, установленный гл.21 УПК РФ “Общие условия предварительного расследования”, гл.22 “Предварительное следствие”, гл.24 “Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент” и т.д.

Тем самым законодатель установил, что порядок производства дознания не отличается от порядка  предварительного следствия, за исключением  того, что в отношении лица по окончании дознания составляется обвинительный  акт.д.о этого момента он имеет  статус подозреваемого.

Дознание производится в течение 20 суток со дня возбуждения  уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более  чем на 10 суток (ст.223 УПК РФ).

В отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель вправе возбудить перед  судом с согласия прокурора ходатайство  об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Решение должно быть принято в результате оценки собранных доказательств.

После истечения  срока содержания лица под стражей  уголовное дело подлежит направлению  для дальнейшего расследования  в форме предварительного следствия.

По окончании  дознания дознаватель составляет обвинительный  акт.

Обвинительный акт  является итоговым процессуальным документом, присущим только дознанию, и составляется до ознакомления обвиняемого с материалами  уголовного дела. Составление обвинительного акта свидетельствует о том, что  собраны доказательства, устанавливающие  виновность конкретного лица в совершении преступления. Обвиняемый знакомится с его содержанием и материалами  уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела.

Прокурор рассматривает  уголовное дело, поступившее с  обвинительным актом, и в течение 2 суток принимает по нему одно из следующих решений:

об утверждении  обвинительного акта и о направлении  уголовного дела в суд;

о возвращении уголовного дела для производства дополнительного  дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям статьи 225 УПК РФ со своими письменными указаниями. При этом прокурор может продлить срок дознания, но не более чем на 10 суток для  производства дополнительного дознания и не более чем на 3 суток для  пересоставления обвинительного акта;

о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным  статьями 24 - 28 УПК РФ;

о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия (ст.226 УПК РФ).

Рассмотрение уголовного дела прокурором - это один из ответственнейших этапов оценки качества проведенного дознания, поскольку оно впервые  подвергается всесторонней оценке в  полном объеме вне органа, проводившего предварительное расследование8

Следует помнить, что  “дознанием при существующей его  законодательной регламентации  охватываются две разнородные процедуры, объединение которых в одном  правовом институте является искусственным”. Совершенно верно в этой связи утверждение Мачковского Г.И., что “дознание - это лишь производство неотложных следственных действий (и соответствующие решения)”9.

Дознание всегда лишь первый этап (часть) расследования; а так называемое дознание в полном объеме - это проведение органом  дознания предварительного следствия, с ограничением при этом прав граждан10.

Иными словами, если два, совершенно разной природы, задач, сроков и т.п., вида деятельности могут  именоваться одинаково, и если такое  положение считать оправданным, последовательно все виды уголовно-процессуальной практики органов дознания именовать  дознанием.

Дознание от предварительного следствия отличают:

субъект, его осуществляющий (лицо, производящее дознание, а не следователь);

правовой статус данного субъекта (лицо, производящее дознание, не обладают процессуальной самостоятельностью);

отсутствие у  потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей права  по окончанию расследования знакомиться  с материалами дела;

первоначальный  срок дознания (до 1 месяца в обычном  порядке и до 20 дней при возбуждении  уголовного дела о преступлении, по которому может быть осуществлена досудебная подготовка материалов в протокольной форме).

Стоит выделить деятельность органов дознания по делам, по которым  предварительное следствие обязательно.

Именно эта разновидность  уголовно-процессуальной деятельности в большей степени, чем какая-либо другая заслуживает наименования “дознание”. Она существенно отличается от предварительного следствия.

Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания должен немедленно уведомлять прокурора. По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания  десятидневного срока, обязан передать дело следователю.

Данный вид дознания не завершает стадию предварительного расследования и поэтому не может  в отрыве от продолжающегося после  него предварительного следствия называться формой предварительного расследования.

Предварительное расследование  в этом случае будет состоять из двух элементов:

дознания по делам, по которым предварительное следствие  обязательно;

предварительного  следствия, начавшегося после передачи органом дознания дела следователю. Предлагается именовать эту форму  предварительного расследования смешанным  предварительным расследованием.

Дознание - вид деятельности, которая осуществляется во временном  промежутке между возбуждением уголовного дела и направлением его по подследственности. Однако его специфика обусловлена  не моментом начала и окончания. Между  возбуждением и направлением дела по подследственности наряду с процессуальной может производиться оперативно-розыскная, иная деятельность.

Существенным для  рассматриваемого понятия в первую очередь является то, что это - регулируемая уголовно процессуальным законом, преследующая свои цели, деятельность, осуществляемая специальным субъектом - лицом, производящим дознание, (органом дознания); в строго определенной процессуальной форме (следственные действия и процессуальные решения).

Другие же признаки являются лишь отражением требований, предъявляемых к дознанию уголовно-процессуальным законом. К ним относятся:

ограниченный круг действий и решений, образующих содержание дознания (некоторые неотложные следственные действия: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и др., а равно связанные  с ними процессуальные решения);

сроки производства;

правовой статус субъектов, его осуществляющих.

К настоящему времени  институт дознания глубоко исследован и регламентирован уголовно-процессуальным законом. Поэтому при определении  понятия дознания следует стремиться к формулированию не своего субъективного  мнения, а содержания того понятия, которое использовано законодателем.

Для того чтобы отличать одно понятие от другого, представляется целесообразным именовать их таким  образом:

промежуток времени  между возбуждением уголовного дела и направлением его по подследственности - этапом дознания;

осуществляемую  в этот период органами дознания деятельность - деятельностью органов дознания на этапе дознания;

производство органом  дознания неотложных следственных действий и принятие соответствующих им процессуальных решений - дознанием11.

Задачи дознания, описываемые процессуалистами, разнообразны.

Среди них можно  назвать следующие:

1. обнаружение преступлений;

2. обнаружение (установление) следов преступления;

3. обнаружение (установление) лиц, совершивших преступление; раскрытие  преступлений и розыск виновных;

4. предупреждение  преступлений и ликвидация причин, их порождающих;

5. пресечение преступлений, как правило, приводится наравне  с предупреждением, но иногда  и как самостоятельная задача.

Некоторыми процессуалистами эта задача понимается более узко, лишь как задержание лиц, подозреваемых  в совершении преступления.

Реже в литературе встречаются упоминания о таких  задачах, как:

Информация о работе Предварительное расследование. Понятие и формы