Правовой статус судей в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:17, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы - определение и раскрытие правового статуса судей, а также выявление нарушений и проблем в данной сфере, и путей пресечения нарушений законодательства и решения проблем.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. рассмотрены понятие и основы правового статуса судей в РФ;
2. изучен порядок назначения судей на должность и прекращения его полномочий;
3. исследованы гарантии независимости судей;
4. особое внимание в работе обращено на проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы РФ.

Файлы: 1 файл

Правоохранительные органы (К.Р.).doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Гарантии процессуальной независимости  судьи – это установленная  законом процедура осуществления  правосудия, предусматривающая полную свободу и самостоятельность  судьи в рамках судебного процесса; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; неподотчетность судьи непосредственно при осуществлении им правосудия и др. К таковым относятся права участвующих в деле лиц: отвести судью в случаях, предусмотренных законом (ст. 21 АПК РФ; ст. 19 ГПК РФ, ст. 64 УПК РФ), обжаловать судебный акт в вышестоящих инстанциях (ст. ст. 257, 273, 292 АПК РФ; ст. ст. 320, 376 ГПК РФ; ст. ст. 354, 402 УПК РФ).

Организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти - это установленные законом порядок отбора кандидатов в судьи, продвижения по службе, присвоения квалификационных классов, привлечения к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, применения оперативно-розыскных мер, ограничения гражданских прав и свобод, приостановления и прекращения полномочий судьи и т.д. Основным в реализации организационно-правовых гарантий независимости судей является участие системы органов судейского сообщества.

Социально-правовые гарантии независимости  судьи - это установленный законом  особый порядок обеспечения жизнедеятельности  гражданина, облеченного судейскими полномочиями, и членов его семьи  как в период осуществления им судейских полномочий, так и при уходе в отставку: неприкосновенность судьи, особая защита государством жизни и здоровья судей и членов их семей, предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, право судьи на отставку и соответствующее материальное и социальное обеспечение в этот период и др. [4, с.19].

Исходя из того, что речь идет о  мерах обеспечения независимости  судьи, приведенная выше трактовка  гарантий его независимости кажется  явно смещенной в процессуальную сторону жизнедеятельности судьи, в то время как речь должна идти о непосредственной защите независимости личности судьи-гражданина как носителя судебной власти. Такая защита хотя и имеет конечной целью обеспечение осуществления правосудия, судебной защиты прав и свобод граждан и субъектов экономической деятельности, но лишь опосредованно, через защиту личности судьи-гражданина от внешнего влияния и давления в ходе всей его жизнедеятельности, а не только при осуществлении судейских полномочий.

Таким образом, говоря о гарантиях  независимости судей, существует вопрос о том, есть ли в реальности комплекс мер, обеспечивающих судье как гражданину возможность осуществлять свои функции  носителя государственной власти независимо от любых попыток воздействия на него со стороны, и, во-вторых, есть ли механизм противодействия в случае такого реального воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, изучив данную тему, можно  сделать вывод, что в современных  условиях в процессе становления  правового статуса судей, судебная власть все более отчетливо занимает собственное, независимое, равноправное положение в системе разделения властей государственной власти.

Рассмотрев проблемы правового  статуса с различных сторон, для  начала определили, что же такое правой статус судей и из каких элементов он состоит. Определили, что в соответствии с Законом «О статусе судей в РФ» судьи являются носителями судебной власти в государстве. Только судам в лице судей, принадлежит вся судебная власть в Российской Федерации. Так же установили, что согласно ст. 2 Закона «О статусе судей в РФ» «все судьи в Российской федерации обладают единым статусом и правовым положением, пользуются едиными, для всей территории России, правовыми гарантиями осуществления судебной деятельности, гарантиями социальной и правовой защиты, едиными нормами материального обеспечения».

В данной работе были рассмотрены требования, предъявляемые для назначения на должность судьи. Это необходимо для того, чтобы уяснить, насколько трудно вступить на должность судьи, по каким критерия оценивают кандидатов, справедливо ли оценивают. Выяснили, что высокий статус судьи не только обязывает быть профессионально подготовленным, обладать необходимым набором деловых качеств, уметь организовать свою работу, но и требует наличия определенных качеств, без которых работа судьи невозможна.

Определили, каким способом наделяют судей полномочиями в Российской Федерации, узнали, что назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Но все-таки наиглавнейшая - для ближайшего будущего - задача состоит в том, чтобы судьями у нас становились лица, прошедшие специальное дополнительное обучение.

Еще одна задача, возникающая при  изучении правового статуса судей, это гарантии независимости судьи. Для ее решения определили, что собой представляют правовые гарантии и какими они бывают (организационно-правовые гарантии независимости судьи, социально-правовые и процессуальной независимости). Вывод заключается в том, что многие гарантии смещены в процессуальную сторону жизнедеятельности судьи, в то время как речь должна идти о непосредственной защите независимости личности судьи-гражданина как носителя судебной власти. В первую очередь требуется защитить судей от увольнения до истечения срока их полномочий, а также чтобы состав суда не получал инструкций со стороны исполнительной власти.

Дисциплинарная ответственность  судей также относится к проблемам  правового статуса. Как свидетельствует  практика работы квалификационных коллегий судей России, большинство судей и председателей судов, как это ни странно, лишились своих должностей не за свою процессуальную деятельность по осуществлению правосудия, а именно за недостатки в организации работы судов и судебных процессов. Поэтому существует решение освободить судью от несвойственных ему организационно-распорядительных функций, и он будет иметь реальную возможность «переварить» все возрастающее количество судебных дел. Дисциплинарная ответственность должна стать полноценной компенсацией тех серьезных исключений из общего конституционного принципа равенства всех перед законом, связанных с представлением судьям гарантий независимости и неприкосновенности, в том числе иммунитета от административной ответственности.

Ну и наконец, рассмотрели общие  проблемы правового статуса судей  и перспективы развития судебной реформы в российской Федерации. Конечно, в судебной реформе и  правовом статусе судей есть пробелы  и недочеты, и чтобы получить правовую систему, соответствующую провозглашенному Конституцией принципу построения правового государства, требуются силы и время. Суд как ветвь государственной власти не может стоять в стороне от общих вопросов, решаемых государством, утверждения законности и правопорядка, совершенствования законодательства, формирования правовой культуры в обществе путем воздействия на общественное и индивидуальное правосознание, внедрения в общественные отношения принципов здоровой морали. Судебная власть располагает наиболее сильными рычагами воздействия на отношение граждан к закону, на их «установки» в выборе правового либо противоправного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

Нормативные правовые акты

 

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ.

2. «Европейская хартия о законе «О статусе судей» (принята в г. Лиссабон 10.07.1998);

3. Федеральный конституционный закон от 09.11.2009 N 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии»

4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) «О судебной системе Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996)

5. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 02.06.2009) «О Конституционном Суде Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994)

6. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 07.05.2009) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995)

7. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 08.12.2010) «О статусе судей в Российской Федерации»

8. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 22.07.2008) «О мировых судьях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 11.11.1998)

9. Кодекс судейской этики (утв. VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.)

10. Постановление Верховного Совета РСФСР «О Концепции судебной реформы в РСФСР» от 24 октября 1991 г. N 1801-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1991. N 44.

 

Научная литература

 

11.  Власов А.А. Почему не эффективна судебная власть, или Почему пробуксовывает судебная реформа в России? // «Российский судья», 2003, N 2;

12. Ермошин Г.Т. Социально-правовые аспекты государственной власти//Российский судья, 2005, №5;

13. Жеребцов А. Отбор кандидатов в судьи – актуальная задача// Российская Юстиция, № 6, 1999

14. Колоколов Н.А. Дисциплинарная ответственность судей: результаты научного осмысления // Российский судья, 2005;

15. Кузнецов В.В. Высшая квалификационная коллегия судей. О проектах федеральных законов // Российская юстиция, № 8, 2003;

16. Лебедев В.М. В кн.: Комментарий к законодательству о судебной системе Российской Федерации / Под ред. Т.Г. Морщаковой. М.: Юристъ, 2003;

17.  Радченко В.И. Судебная реформа. Современный этап // Право и безопасность, № 3 (12);

18.  Руднев В.И. Некомпетентность судьи как основание как основание для его отвода и прекращения полномочий // Журнал российского права, N 7, 2003;

19. Савицкий В.М. Организация судебной власти в Российской Федерации. М., 1996;

20.Сидоренко Ю.И. Совет судей о проектах федеральных законов//Российская юстиция, № 8, 2001;

21. Скакулин Е. Судья лишен полномочий за обман // Российская юстиция, N 5, 1998;

22. Топильская Л. Как нам обустроить судебную власть. Российская юстиция, 2000, №11.

 

 



 


Информация о работе Правовой статус судей в РФ