Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:17, контрольная работа
Целью работы - определение и раскрытие правового статуса судей, а также выявление нарушений и проблем в данной сфере, и путей пресечения нарушений законодательства и решения проблем.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. рассмотрены понятие и основы правового статуса судей в РФ;
2. изучен порядок назначения судей на должность и прекращения его полномочий;
3. исследованы гарантии независимости судей;
4. особое внимание в работе обращено на проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы РФ.
Гарантии процессуальной независимости
судьи – это установленная
законом процедура
Организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти - это установленные законом порядок отбора кандидатов в судьи, продвижения по службе, присвоения квалификационных классов, привлечения к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, применения оперативно-розыскных мер, ограничения гражданских прав и свобод, приостановления и прекращения полномочий судьи и т.д. Основным в реализации организационно-правовых гарантий независимости судей является участие системы органов судейского сообщества.
Социально-правовые гарантии независимости
судьи - это установленный законом
особый порядок обеспечения
Исходя из того, что речь идет о
мерах обеспечения
Таким образом, говоря о гарантиях независимости судей, существует вопрос о том, есть ли в реальности комплекс мер, обеспечивающих судье как гражданину возможность осуществлять свои функции носителя государственной власти независимо от любых попыток воздействия на него со стороны, и, во-вторых, есть ли механизм противодействия в случае такого реального воздействия.
Заключение
Таким образом, изучив данную тему, можно сделать вывод, что в современных условиях в процессе становления правового статуса судей, судебная власть все более отчетливо занимает собственное, независимое, равноправное положение в системе разделения властей государственной власти.
Рассмотрев проблемы правового статуса с различных сторон, для начала определили, что же такое правой статус судей и из каких элементов он состоит. Определили, что в соответствии с Законом «О статусе судей в РФ» судьи являются носителями судебной власти в государстве. Только судам в лице судей, принадлежит вся судебная власть в Российской Федерации. Так же установили, что согласно ст. 2 Закона «О статусе судей в РФ» «все судьи в Российской федерации обладают единым статусом и правовым положением, пользуются едиными, для всей территории России, правовыми гарантиями осуществления судебной деятельности, гарантиями социальной и правовой защиты, едиными нормами материального обеспечения».
В данной работе были рассмотрены требования, предъявляемые для назначения на должность судьи. Это необходимо для того, чтобы уяснить, насколько трудно вступить на должность судьи, по каким критерия оценивают кандидатов, справедливо ли оценивают. Выяснили, что высокий статус судьи не только обязывает быть профессионально подготовленным, обладать необходимым набором деловых качеств, уметь организовать свою работу, но и требует наличия определенных качеств, без которых работа судьи невозможна.
Определили, каким способом наделяют судей полномочиями в Российской Федерации, узнали, что назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Но все-таки наиглавнейшая - для ближайшего будущего - задача состоит в том, чтобы судьями у нас становились лица, прошедшие специальное дополнительное обучение.
Еще одна задача, возникающая при изучении правового статуса судей, это гарантии независимости судьи. Для ее решения определили, что собой представляют правовые гарантии и какими они бывают (организационно-правовые гарантии независимости судьи, социально-правовые и процессуальной независимости). Вывод заключается в том, что многие гарантии смещены в процессуальную сторону жизнедеятельности судьи, в то время как речь должна идти о непосредственной защите независимости личности судьи-гражданина как носителя судебной власти. В первую очередь требуется защитить судей от увольнения до истечения срока их полномочий, а также чтобы состав суда не получал инструкций со стороны исполнительной власти.
Дисциплинарная
Ну и наконец, рассмотрели общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной реформы в российской Федерации. Конечно, в судебной реформе и правовом статусе судей есть пробелы и недочеты, и чтобы получить правовую систему, соответствующую провозглашенному Конституцией принципу построения правового государства, требуются силы и время. Суд как ветвь государственной власти не может стоять в стороне от общих вопросов, решаемых государством, утверждения законности и правопорядка, совершенствования законодательства, формирования правовой культуры в обществе путем воздействия на общественное и индивидуальное правосознание, внедрения в общественные отношения принципов здоровой морали. Судебная власть располагает наиболее сильными рычагами воздействия на отношение граждан к закону, на их «установки» в выборе правового либо противоправного поведения.
Список литературы
Нормативные правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ.
2. «Европейская хартия о законе «О статусе судей» (принята в г. Лиссабон 10.07.1998);
3. Федеральный конституционный закон от 09.11.2009 N 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии»
4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) «О судебной системе Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996)
5. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 02.06.2009) «О Конституционном Суде Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994)
6. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 07.05.2009) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995)
7. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 08.12.2010) «О статусе судей в Российской Федерации»
8. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 22.07.2008) «О мировых судьях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 11.11.1998)
9. Кодекс судейской этики (утв. VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.)
10. Постановление Верховного Совета РСФСР «О Концепции судебной реформы в РСФСР» от 24 октября 1991 г. N 1801-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1991. N 44.
Научная литература
11. Власов А.А. Почему не эффективна судебная власть, или Почему пробуксовывает судебная реформа в России? // «Российский судья», 2003, N 2;
12. Ермошин Г.Т. Социально-правовые аспекты государственной власти//Российский судья, 2005, №5;
13. Жеребцов А. Отбор кандидатов в судьи – актуальная задача// Российская Юстиция, № 6, 1999
14. Колоколов Н.А. Дисциплинарная ответственность судей: результаты научного осмысления // Российский судья, 2005;
15. Кузнецов В.В. Высшая квалификационная коллегия судей. О проектах федеральных законов // Российская юстиция, № 8, 2003;
16. Лебедев В.М. В кн.: Комментарий к законодательству о судебной системе Российской Федерации / Под ред. Т.Г. Морщаковой. М.: Юристъ, 2003;
17. Радченко В.И. Судебная реформа. Современный этап // Право и безопасность, № 3 (12);
18. Руднев В.И. Некомпетентность судьи как основание как основание для его отвода и прекращения полномочий // Журнал российского права, N 7, 2003;
19. Савицкий В.М. Организация судебной власти в Российской Федерации. М., 1996;
20.Сидоренко Ю.И. Совет судей о проектах федеральных законов//Российская юстиция, № 8, 2001;
21. Скакулин Е. Судья лишен полномочий за обман // Российская юстиция, N 5, 1998;
22. Топильская Л. Как нам обустроить судебную власть. Российская юстиция, 2000, №11.