Правовой статус судей в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:17, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы - определение и раскрытие правового статуса судей, а также выявление нарушений и проблем в данной сфере, и путей пресечения нарушений законодательства и решения проблем.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. рассмотрены понятие и основы правового статуса судей в РФ;
2. изучен порядок назначения судей на должность и прекращения его полномочий;
3. исследованы гарантии независимости судей;
4. особое внимание в работе обращено на проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы РФ.

Файлы: 1 файл

Правоохранительные органы (К.Р.).doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Введение

 

Конституция РФ провозгласила судебную власть одной из трех основополагающих и самостоятельных ветвей государственной  власти. Понимая, что суд - гарант защиты прав и свобод граждан, государственного строя и режима, цивилизованные государства  мира стремятся создать стабильную и мощную, независимую и хорошо оснащенную судебную систему. При этом, все действия такого государства, в первую очередь, направлены на создание в обществе атмосферы уважения к суду. Чем цивилизованнее общество, тем больше почтения к судебной власти. Иначе и быть не может, уважение закона - основа государственности.

Закон о статусе судей  устанавливает, что судебная власть в Российской Федерации принадлежит  только судам в лице судей и  привлекаемых в установленном законом  случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Судьи, когда речь идет об их статусе - это граждане, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Независимо от того, в суде какого звена судебной системы Российской Федерации осуществляет свою деятельность судья, выполняемые им функции одинаково важны для осуществления судебной власти на всей территории России. Поэтому в Законе о судебной системе специально подчеркивается, что единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается и единством правового статуса судей, независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют.

В этом законе определены требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи. Порядок отбора и наделения полномочиями, гарантии независимости и неприкосновенности судей, приостановление и прекращение полномочий судьи.

Единый правовой статус судей Российской Федерации не исключает и некоторых различий правового положения некоторых категорий судей. Закон «О статусе судей Российской Федерации» указывает, что особенности правового положения судей определяются Федеральными законами, а в случаях, предусмотренных Федеральными законами - также законами субъектов Российской Федерации. Особенности правового положения судьи Конституционного Суда Российской Федерации определяются Федеральным конституционным законом, специально посвященным этому суду.

Выбранная тема данной работы является по-своему актуальной в современных условиях, когда в Российской Федерации быстрыми темпами осуществляется правовая реформа, и закладываются основы правового государства. Отправление правосудия имеет приоритетное, а для конкретных гражданских, уголовных и иных дел, рассматриваемых судьями, - решающее значение. Оно состоит в том, что судьи при осуществлении правосудия являются единственными в государстве, кто после соответствующих процедур принимает окончательное решение. Судьи должны быть независимы, обеспеченны в материальном и организационном смыслах, должны чувствовать возможность наступления ответственности за свои неправомерные действия.

Проблема состоит в том, что  судебная система построена по принципу: судья отвечает не только за свои правосудные решения, но и одновременно организует и обеспечивает судебный процесс, несет ответственность за организацию работы суда в целом. «Система организации работы судов привела к смешению и размыванию судебных и исполнительных функций, нарушению принципа независимости судей». Это отвлекает судей от выполнения своей непосредственной задачи по отправлению правосудия, а также дает возможность косвенно или прямо вмешиваться в процесс принятия судьей правосудных решений, несмотря на то, что ст. 10 Федерального закона «О статусе судей в РФ» запрещает какое-либо вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия.

Текущее состояние института дисциплинарной ответственности судей на монографическом  уровне мало изучено, существующие исследования в данной области рассматривали его лишь применительно к анализу отдельных норм и в совокупности с другими институтами.

Целью работы - определение и раскрытие правового статуса судей, а также выявление нарушений и проблем в данной сфере, и путей пресечения нарушений законодательства и решения проблем.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. рассмотрены понятие и основы  правового статуса судей в  РФ;

2. изучен порядок назначения  судей на должность и прекращения  его полномочий;

3. исследованы гарантии независимости судей;

4. особое внимание в работе  обращено на проблемы правового  статуса судей и перспективы  развития судебной системы РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие  и основы правового статуса  судей в Российской Федерации

 

Правовой статус судей – это  особый судоустройственный институт, обуславливающий правовое положение судьи как государственного деятеля. Правовой статус судьи устанавливается статьями 119 по 122 Конституции РФ, а также Федеральным законом «О статусе судей РФ», являющимся основополагающим документом, регламентирующим все стороны осуществления судьями своих полномочий, а также гарантии их независимости [12, с. 145].

Статус  судей слагается из многих элементов, предусмотренных законом:

1. Судьями являются лица, исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

2. В зависимости от стажа работы, занимаемой должности и других обстоятельств им присваиваются квалификационные классы (с 5-го по 1-ый и высший).

3. К судьям предъявляются определенные требования и ограничения:

- соблюдать  Конституцию РФ и законы;

- избегать  всего, что могло бы умалить  авторитет судебной власти, причинить  ущерб репутации судьи и поставить  под сомнение его объективность  при осуществлении правосудия (например, личных связей, которые могут  причинить ущерб репутации);

- не  может быть депутатом (одновременно  с судейской работой), третейским  судьей или арбитром;

- не  вправе принадлежать к политическим  партиям и движениям, поддерживать  их материально, публично выражать  свои политические взгляды, участвовать  в политических акциях;

- не  вправе заниматься предпринимательской  деятельностью или другой оплачиваемой  деятельностью, кроме научной,  преподавательской и иной творческой  деятельности.

4. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам. Они никому не подотчетны, а вмешательство в деятельность судей влечет уголовную ответственность.

5. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для исполнения.

6. Судьи несменяемы, т.е. они не могут быть назначены на другую должность или переведены в другой суд без их согласия. Согласно ст. ст. 121, 122 Конституции Российской Федерации «… судьи в Российской Федерации несменяемы и неприкосновенны», поэтому представляются принципиально неприемлемыми предложения, направленные на резкое снижение этих важнейших гарантий независимости судьи [1, с.39]. Принятие в полном объеме предлагаемых норм может привести к утрате судами самостоятельности и к их зависимости от органов исполнительной власти всех уровней: от районного звена до федеральных округов [2, с. 54].

7. Полномочия судей не ограничены определенным сроком, кроме случаев, предусмотренных законом, но они могут быть приостановлены или прекращены по основаниям, указанным в законе. Предельный возраст пребывания в должности – 70 лет.

8. Судьи неприкосновенны. Это в основном связанно с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности.

Следует иметь в виду, что судейская  неприкосновенность является не личной привилегией судьи, а средством  защиты публичных интересов, прежде всего правосудия.

9. Имеют право на отставку, т.е. на почетный уход или почетное удаление с должности.

10. За совершение дисциплинарных проступков привлекаются к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий.

11. Федеральными законами предусмотрены меры материального обеспечения и социальной защиты судей, а в целях защиты жизни, здоровья, имущества могут применяться меры безопасности (личная охрана, охрана жилища, выдача оружия, изменение внешности и т.д.).

12. Все судьи обладают единым статусом и различаются только своими полномочиями (компетенцией). Единство статуса означает равенство судей внутри судейского сообщества, равную защиту принадлежащих им прав, возложение одинаковых обязанностей и ограничений. Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, а в случаях ими предусмотренных, также и законами субъектов РФ.

Определив, что же такое статус судей и рассмотрев его элементы, можно сделать вывод, что в соответствии с Законом «О статусе судей в РФ», судьи - носители судебной власти в государстве. Только судам в лице судей, принадлежит вся судебная власть в Российской Федерации. Это налагает огромную ответственность на лиц, на которых законом возложено полномочие по осуществлению правосудия, возможность решать вопросы связанные не только с решением судьбы отдельных членов общества, но и самой жизни. Согласно ст. 2 Закона «О статусе судей в РФ» «Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации.»[3, с.2].

Помимо Закона «О статусе судей  в РФ» существуют ряд документов, как законов, так и иных нормативных  актов, также касающихся специфики  осуществления судьями своих  профессиональных обязанностей, регламентирующих специфические условия отправления судебной деятельности.

 

 

 

2. Порядок  назначения судей на должность

 

В соответствии со ст. 11 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» судьями  являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе[4, с.9].

Действующее законодательство устанавливает, что все судьи в России обладают единым статусом и различаются между  собой только полномочиями и компетенцией. Высокий статус судей определяет и наличие установленных высоких требований к кандидатам на должность судьи.

Судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое  образование и стаж работы по юридической  профессии не менее 5 лет. Данное требование является общим для всех судей, независимо от суда, где они осуществляют свою деятельность. Закон «О статусе судей Российской Федерации» дополнил эти требования следующим: кандидат на должность судьи ранее не совершал порочащих его поступков, сдал квалификационный экзамен и получил рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Эти требования закона достаточны для кандидатов на должность судей  районных судов, военных судов гарнизонов, соединений, армий и флотилий, арбитражных  судов субъектов Российской Федерации [12, с.117].

Вышеуказанные требования являются не только минимальными, но и  в определенной мере общими. В Конституции  четко оговорено, что Федеральным  законом могут быть установлены  дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Минимальные и общие  требования к кандидатам в судьи  являются достаточными для низового звена Федеральной судебной системы, а также мировых судей. Но эти  требования недостаточны или не вполне достаточны для кандидатов в судьи  вышестоящих судов. Судьи этих, как и низовых, судов должны быть гражданами России, иметь высшее юридическое образование. В этой части к судьям различных звеньев общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей предъявляются одинаковые требования.

Некоторые другие требования к кандидатам в судьи различных звеньев - неодинаковые. Для кандидатов на должность вышестоящих судов установлены повышенные требования, что связано с большей сложностью осуществляемой ими работы.

Повышен возрастной ценз. Судьей среднего звена системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов может быть лицо, достигшее 30 лет, а судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - 35 лет. Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть лицо, достигшее 40 лет.

Более высокие требования предъявляются и к профессиональной подготовке. Судьей вышестоящих судов  может стать лицо, имеющее стаж работы по юридической профессии  не менее 10 лет. Для кандидатов на должность  судьи Конституционного Суда Российской Федерации установлен стаж работы по юридической профессии 15 лет. Кроме того, он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это связано с тем, что Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает такие дела, которые требуют применения разносторонних и глубочайших знаний, для овладения которыми недостаточно обычного высшего юридического образования.

Следует отметить, что под «юридической профессией» понимается работа в  судебных органах, прокуратуре, адвокатуре, в юридических подразделениях государственных органов, общественных объединений и коммерческих структур, а также научная и преподавательская деятельность в области права [17, с. 123].

Нормы Конституции РФ определяют возможность  установления федеральным законом  дополнительных требований к судьям. Прежде всего, они обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы [1].

Информация о работе Правовой статус судей в РФ