Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:17, контрольная работа
Целью работы - определение и раскрытие правового статуса судей, а также выявление нарушений и проблем в данной сфере, и путей пресечения нарушений законодательства и решения проблем.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. рассмотрены понятие и основы правового статуса судей в РФ;
2. изучен порядок назначения судей на должность и прекращения его полномочий;
3. исследованы гарантии независимости судей;
4. особое внимание в работе обращено на проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы РФ.
Высокий статус судьи не только обязывает
быть профессионально
Кодекс судейской этики
Кроме того, для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения. Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
2.1 Особый порядок отбора
С самого момента вступления в должность судьи гражданин пересекает границы обычного гражданского состояния, вступая в иное измерение своей жизни. Так, гражданин, впервые назначенный Указом Президента Российской Федерации или Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на должность судьи, может приступить к исполнению судейских полномочий только после публичного принятия присяги. Принятие присяги судьи – не только акт торжественной клятвы честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят долг судьи и совесть. Принятие присяги судьи является одновременно и актом, свидетельствующим о признании обществом, государством и самим гражданином независимости судьи даже от тех инстанций, которые его назначили на эту должность [2, с.22].
«Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей» [7, с.18].
- Судьи Конституционного Суда
назначаются на должность
- Судьи Верховного и Высшего
Арбитражного Суда назначаются
на должность Советом
- Судьи других Федеральных
- Мировые судьи либо избираются
населением судебного участка,
либо назначаются на должность
органами законодательной
- Судьи Конституционных
2.3 Дисциплинарная ответственность и прекращение полномочий судей
Судья может быть привлечен к
дисциплинарной ответственности, в
установленном
1) предупреждение;
2) досрочное прекращение
Решение о применении к судьям данных
видов ответственности
Судьи Конституционного Суда РФ привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», который в ст.15 устанавливает, что «За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм настоящего Федерального конституционного закона, федерального закона о статусе судей, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью Конституционного Суда Российской Федерации по решению Конституционного Суда Российской Федерации может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: предупреждения; прекращения полномочий судьи» [5, с.12].
Прекращение или приостановление полномочий судей производится по решению соответствующей квалификационной коллегии судей. Исключение составляют случаи истечения срока полномочий судьи и достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи.
Общеизвестно, что судья должен быть терпимым, сдержанным и вежливым по отношению к сторонам, присяжным, свидетелям, адвокатам, представителям сторон и другим лицам, с которыми он сталкивается в ходе ведения дела. «Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности» [7, с.18].
Несмотря на то, что приведенные выше положения давно отнесены к разряду простых и непререкаемых, поток жалоб на недопустимое поведение судей в процессах, впрочем, как и на игнорирование ими этических (и не только) норм и правил вне работы, не прекращается. Подобные конфликтные ситуации - явление не единичное, в своей совокупности они представляют реальную опасность для авторитета правосудия, являющегося, как известно, самостоятельным видом государственной деятельности. Одной из наиболее распространенных форм разрешения конфликтных ситуаций является дисциплинарная ответственность судей.
Дисциплинарная
Главные соображения по упорядочению правового регулирования дисциплинарной ответственности судей.
Эта ответственность должна стать полноценной компенсацией тех серьезных исключений из общего конституционного принципа равенства всех перед законом, связанных с представлением судьям гарантий независимости и неприкосновенности. Регулирование дисциплинарной ответственности судей должно учитывать баланс публичных интересов, предполагающих как их строгую и неотвратимую ответственность по широкому перечню оснований, так и обеспечение гарантий самостоятельности, независимости и неприкосновенности. Чтобы дисциплинарная ответственность эффективно выполняла функции превенции проступков и очищения судейского корпуса от лиц, недостойных в нем состоять, она должна быть урегулирована полно и детально. Существующие и не устраненные законопроектом пробелы по правилам наложения взысканий, процедурам дополнительной проверки и многим иным вопросам непростительны с точки зрения требований законного и обоснованного привлечения к любой юридической ответственности.
Кроме того, несмотря на наличие представителей общественности и представителей Президента РФ квалификационных коллегиях, на практике до сих пор существует ситуация, что судьи отвечают не перед всем обществом, а фактически только перед представителями своей же «судейской касты».
Нельзя не отметить и положительных продвижений в вопросах дисциплинарной ответственности судей, каким является создание и закрепление на законодательном уровне деятельности Дисциплинарного судебного присутствия, которое: «является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей …и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей …» [3, с.11].
3. Гарантии независимости судьи
В соответствии с Европейской хартией
о статусе судей «целью статуса
судьи является обеспечение компетентности,
независимости и
независимости и беспристрастности» [2, с.23].
Гарантии независимости судей являются объемным правовым институтом, и требуют изучения в отдельной научной работе, в связи с чем подчеркнем лишь основы данного вопроса и выделим некоторые проблемы существующие в данной области.
Гарантии независимости судьи устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. «Они представляют собой систему правовых средств, необходимых для осуществления правосудия, судебной защиты прав и свобод граждан, общественных объединений и организаций, юридических лиц и государства, а также решения других задач судопроизводства, закрепляемых, в частности, Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом и другими правовыми актами» [3, с.17].
В связи с этим представляется обоснованным
всю совокупность гарантий независимости
судьи разделить как минимум
на три группы - гарантии процессуальной
независимости судьи, организационно-правовые
гарантии независимости судьи как
субъекта самостоятельной государственно