Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 00:54, реферат
На суд как орган правосудия кроме защиты субъективных прав посредством рассмотрения дел об уголовных преступлениях возлагается конституционная обязанность контролировать деятельность публичной власти в сфере признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Соответственно, в судебном порядке могут быть обжалованы нормативные и ненормативные акты, действия или бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Введение ………………………………………………………………………………..3
Гарантии …………………………………………………………………………….8
Право на обжалование процессуальных действий и решений ………………...10
Частное определение по поводу допущенных при расследовании нарушений уголовно-процессуального закона ……………………………………………….19
Заключение ……………………………………………………………………………21
Список использованных источников ………………………………………………..24
Согласно ч. 5 ст. 125 УПК РФ по результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений11:
Вместе с тем в правоприменительной практике встречаются случаи, когда после вступления в законную силу судебного постановления о признании постановления следователя (прокурора) незаконным данное постановление не отменяется.
В связи с этим, признав постановление, решение незаконным и необоснованным, суд должен отменять его, указывая орган, на который возлагается контроль за исполнением судебного решения, а также необходимые действия, которые должны быть выполнены для восстановления нарушенных прав заявителя и иных лиц, чьи интересы были ущемлены, и срок для исправления ошибок. Все это должно найти отражение в уголовно-процессуальном законе.
Институт
обжалования процессуальных действий
и решений дожжен выступать как
надлежащая гарантия законных интересов
лиц, вовлекаемых в сферу производства
по уголовным делам12.
§ 3. Частное определение по поводу допущенных при расследовании нарушений уголовно-процессуального закона
(Извлечения)
Рассмотрим примет из практики:
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР рассмотрела в судебном заседании 23 марта 1978 г. Дело в отношении Сулейманова и Кафланова, осужденных 13 февраля 1978 г. Верховным судом Дагестанской АССР по ч. 3 ст. 117 УК РСФСР, и вынесла частное определение, в котором указала следующее13.
При
производстве предварительного следствия
по настоящему делу были допущены нарушения
уголовно-процессуального
В соответствии со ст. 218 УПК [ст. 124 УПК РФ] жалобы на действия органа дознания или следователя подаются прокурору, который согласно ст. 219 УПК [ст. 124 УПК РФ] обязан в течение 3 суток рассмотреть их и уведомить заявителя о результатах рассмотрения.
Эти требования закона не были соблюдены. До утверждения обвинительного заключения и направления дела с обвинительным заключением в суд на имя прокурора Дагестанской АССР поступили жалобы граждан И. и Л. И адвоката М., однако эти жалобы не рассматривались и в нарушение требований ст. 217 УПК РСФСР [аналогичной статьи в УПК РФ нет] были направлены в суд.
Согласно ст. 398 УПК при объявлении несовершеннолетнему об окончании предварительного следствия и предъявлении ему для ознакомления материалов дела [в соответствии со ст. 426 УПК РФ с момента первого допроса несовершеннолетнего] должен быть допущен законный представитель обвиняемого, если он ходатайствует об этом.
По настоящему делу мать обвиняемого Кафланова, как законный представитель, не была допущена для ознакомления с материалами дела, хотя она была заинтересована в исходе дела, просила ознакомиться с ним, считая сына невиновным, требовала всесторонне, полно и объективно разобраться в деле. Об этом она просила и в своих показаниях и в жалобе на имя прокурора Дагестанской АССР.
При
таких обстоятельствах
Принимая
во внимание, что указанные нарушения
не являются существенными, влекущими
отмену приговора, Судебная коллегия по
уголовным делам Верховного Суда
РСФСР приговор оставила без изменения,
но признала необходимым обратить на них
внимание прокурора Дагестанской АССР.
Заключение
Составной частью содержания конституционного принципа права на судебную защиту, устанавливающего право каждого на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц в суд, является гарантия свободы обжалования действий государственных органов и решений должностных лиц, ведущих производство по уголовному делу.
По сравнению с иными процедурами судебный порядок рассмотрения жалоб обеспечивает большую объективность (суды, не осуществляя иных функций, кроме отправления правосудия, непосредственно не заинтересованы в том или ином решении), более широкие возможности заинтересованных лиц в отстаивании своих интересов, большую авторитетность и обязательность принятого по результатам рассмотрения жалобы решения14.
Уголовно-процессуальный закон устанавливает, что действия и решения органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда могут быть обжалованы в любой стадии уголовного процесса участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые решения затрагивают их интересы. Таким образом, перечень субъектов права обжалования в уголовном процессе не ограничивается участниками уголовного судопроизводства. Но особое внимание закон уделяет обеспечению права на жалобу именно тех лиц, права которых подвергаются ограничениям в ходе расследования и судебного разбирательства. Обязанностью должностных лиц правоохранительных органов является разъяснение права на жалобу участникам уголовного процесса и обеспечение возможности его реализации.
Закон
предусматривает две основные формы
обжалования решений и действий
государственных органов и
Одним из основных направлений прокурорского надзора является деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (гл. 2 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации")15. В уголовном судопроизводстве рассмотрение жалоб прокурором регулируется ст. 124 УПК РФ16.
Действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя могут быть обжалованы как соответствующему прокурору, так и - в случаях, когда они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затрудняют доступ граждан к правосудию, - в суд. При этом, как отметил КС РФ в Постановлении от 23.03.1999 N 5-П по делу о проверке конституционности положений ст. 133, ч. 1 ст. 218 и ст. 220 УПК РСФСР (ВКС РФ. 1999. N 4), суд при проверке в период предварительного расследования тех или иных процессуальных актов не должен предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по уголовному делу.
Уголовно-процессуальный закон устанавливает краткие сроки рассмотрения жалобы (трое суток со дня получения и 10 суток при необходимости ее проверки в исключительных обстоятельствах).
По результатам проверки прокурор принимает постановление о полном либо частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении и незамедлительно уведомляет заявителя о своем решении.
Уголовно-процессуальный
кодекс РФ, восприняв практику Конституционного
Суда РФ, касающуюся содержания и порядка
осуществления судебного
Конституция
гарантирует каждому
Список использованных источников