Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 00:54, реферат
На суд как орган правосудия кроме защиты субъективных прав посредством рассмотрения дел об уголовных преступлениях возлагается конституционная обязанность контролировать деятельность публичной власти в сфере признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Соответственно, в судебном порядке могут быть обжалованы нормативные и ненормативные акты, действия или бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Введение ………………………………………………………………………………..3
Гарантии …………………………………………………………………………….8
Право на обжалование процессуальных действий и решений ………………...10
Частное определение по поводу допущенных при расследовании нарушений уголовно-процессуального закона ……………………………………………….19
Заключение ……………………………………………………………………………21
Список использованных источников ………………………………………………..24
Особенно это сказывается при реализации конституционного права на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ). Несмотря на то что Конституция России была принята в 1993 году, вплоть до вступления в силу нового УПК РФ в 2002 году право на обжалование процессуальных действий и решений государственных органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам, было весьма и весьма ограничено.
Институт судебного обжалования действий и решений должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, является одним из несомненных достижений в области соблюдения прав и законных интересов личности в сфере уголовного судопроизводства, он нашел свое первоначальное развитие в рамках решений Конституционного Суда РФ и, наконец, был закреплен в главе 16 нового УПК РФ. Однако новый уголовно-процессуальный закон не решил всех вопросов правоприменительной практики при реализации названного права участниками уголовного судопроизводства. Остаются вопросы о форме обжалования процессуальных действий (бездействия) и решений должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам; о субъектах и сроках обжалования и рассмотрения жалоб; об активной роли суда при рассмотрении жалоб и устранении допущенных нарушений закона; о предмете обжалования, о чем, в частности, свидетельствует постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2003 года № 18-П, разъясняющее допустимость обжалования в кассационном порядке вынесенного по итогам предварительного слушания решения суда о приостановлении производства по делу8. При этом судебная практика показывает, что даже неразрешенность названных вопросов не препятствует обращению в суд граждан за защитой своих прав и законных интересов, а суд выступает реальной гарантией этой защиты, хотя работать приходится в сложных условиях, восполняя пробелы закона опытом практической работы и применяя закон по аналогии. Так, в районные суды г. Санкт-Петербурга после вступления в силу нового уголовно-процессуального закона в 2002 г. Поступило 359 жалоб, из которых было удовлетворено 102 жалобы (28,4 %); в 2003 г. Эта цифра составила уже 1222 и 316 (25,9 %) соответственно. За первое полугодие 2004 г. В суды поступило уже 652 жалобы, 168 (25,8 %) из которых удовлетворено.
Получается,
что один из важнейших уголовно-
Для
устранения разногласий в толковании
положений уголовно-
Так, уголовно-процессуальный закон четко не определяет форму подачи жалобы в суд. Остается неясным – подача жалобы должна осуществляться письменно или устно. Необходима строго установленная в законе письменная форма подачи жалобы с указанием нужных реквизитов и мотивирующая незаконность и необоснованность обжалуемого процессуального действия и решения. Письменная форма подачи жалобы, во-первых, обязует судью рассмотреть жалобу (в ходе судебного разбирательства незамедлительно) и принять по ней решение; во-вторых, обеспечит оперативное, полное и всестороннее рассмотрение судьей жалобы с оценкой всех доводов. Таким образом, жалоба должна быть подана только в письменном виде и отвечать требованиям, аналогичным тем, которые предъявляются к кассационным жалобам и представлениям в ст. 375 УПК РФ.
Исходя
из того, что поданная жалоба может
не соответствовать требованиям (например,
могут быть не представлены необходимые
документы), следует дополнить уголовно-
В ходе досудебного производства предметом обжалования в судебном порядке являются два вида действий и решений органов предварительного расследования. Первая группа – это решения, обжалование которых прямо предусмотрено в УПК РФ: постановления дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 125, ч. 5 ст. 148 УПК РФ) и о прекращении уголовного дела (ч. 1 ст. 125 УПК РФ). В суд может быть подана жалоба и на отказ в приеме сообщения о преступлении (ч. 5 ст. 144 УПК РФ)9.
Вторую
группу составляют иные действия (бездействие)
и решения должностных лиц, осуществляющих
производство по уголовным делам, которые
способны причинить ущерб
Основываясь на позиции Конституционного Суда и ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, следует заключить, что участники уголовного процесса вправе обжаловать в суд любые действия и решения органов предварительного расследования, затрагивающие из права и свободы и требующие незамедлительного реагирования.
Но на действия и решения органов предварительного расследования могут подавать жалобы в суд не только любые участники уголовного процесса, но и иные лица, как физические, так и юридические, непосредственно в расследовании не участвующие, если досудебным производством затрагиваются их права и свободы.
Правоприменительная
практика показывает, что под иными
лицами, чьи интересы непосредственно
затрагиваются обжалуемыми
Подобное разъяснение должно найти отражение в отдельных методических рекомендациях, специально разработанных для судей, рассматривающих жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ, либо в руководящих разъяснениях Верховного Суда РФ.
Уголовно-процессуальный закон никак не ограничивает конечный срок обжалования, что создает серьезные трудности для ее надлежащего рассмотрения и разрешения, поскольку по прошествии времени утрачиваются доказательства (например, для проверки отказа в возбуждении уголовного дела), возникают сложности с поиском лица, чьи действия обжалуются, истекают сроки привлечения к ответственности и т. д. В связи с этим в УПК РФ должно быть внесено положение, регламентирующее срок обращения с жалобой на процессуальные действия и решения органов предварительного расследования одним годом, по аналогии с нормами ГПК РФ по искам к организациям. Это будет корреспондироваться со сроком исковой давности по искам о возмещении ущерба, причиненного действиями правоохранительных органов.
Правоприменительная практика показывает, что при определенных обстоятельствах суды отказывают в приеме жалоб, несмотря на то, что ст. 125 УПК РФ не предусматривает принятие судом такого решения. Приводит судей к подобному разрешению жалоб наличие в уголовно-процессуальном законе, хоть и в неконкретизированном виде, определенных условий, соблюдение которых обязательно при подаче жалобы.
Представляется, что не следует принимать жалобу к производству суда, предусмотрев это право суда в законе, если:
По смыслу ст. 46-52, 118, 120 и 123 Конституции РФ и корреспондирующих им ст. 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод суд как орган правосудия призван обеспечивать в судебном разбирательстве соблюдение требований, необходимых для вынесения правосудного, то есть законного, обоснованного и справедливого решения по делу, и принимать меры к устранению препятствующих этому обстоятельств, а значит, он должен быть наделен уголовно-процессуальным законом соответствующими полномочиями10. В противном случае обеспечение в должном объеме права на судебную защиту было бы невозможным.
Однако не все положения уголовно-процессуального закона позволяют эффективно выполнять возложенные на судей обязанности по рассмотрению жалоб. Так, нуждаются в пересмотре сроки рассмотрения жалобы в суде; необходимо урегулирование вопроса о предоставлении органами предварительного расследования и прокурором необходимых документов для надлежащего рассмотрения жалобы и принятия правосудного решения по ней, а также участия в судебном заседании отдельных лиц; следует более подробно регламентировать саму процедуру проведения судебного заседания в порядке ст. 125 УПК РФ и возможные варианты судебных решений по результатам рассмотрения жалобы.
Так,
установленный законодателем
Не следует загонять суд и другие государственные органы, осуществляющие производство по уголовным делам, в такие временные рамки, в которые уложится не реально. Срок рассмотрения жалобы в суде должен быть увеличен до 14 дней, а также должно быть предусмотрено право суда оставлять жалобу без движения для устранения недостатков и конкретизировано право откладывать судебное заседание для вызова и допроса заинтересованных лиц и запроса дополнительных материалов или документов.
Кроме того, ст. 125 УПК РФ не обязывает органы предварительного расследования и прокурора предоставлять судье необходимые материалы, в отличие от ст. 124 УПК РФ, которая хотя бы опосредованно предполагает возможность прокурора истребовать дополнительные материалы, необходимые для проверки жалобы. Непродуманность данного вопроса законодателем и недостаточно четкая его регламентация в уголовно-процессуальном законе приводит к негативным последствиям как в отношении работы суда, так и необеспеченности надлежащей охраны прав и законных интересов лиц, вовлекаемых в сферу уголовного судопроизводства.
В уголовно-процессуальном
Нуждаются в уточнении вопросы активности суда при рассмотрении жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ. Следуя принципу состязательности, обязанность доказывания обоснованности и законности принимаемых решений и проводимых действий, и в противовес – их незаконности и необоснованности, лежит на прокуроре и заявителе (защитнике, представители). Заявитель должен изложить свои доводы и предоставить необходимые документы, а прокурор свою позицию, предоставив материалы уголовного дела. Судья же, выслушав стороны, на основании своего внутреннего убеждения, на основе имеющихся материалов принимает решение, в том числе отказывает в удовлетворении жалобы, если заявитель не доказал своей правоты.