Поддержание прокурором государственного обвинения в суде

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:10, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в комплексном исследовании порядка участия прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел.
Для достижения поставленной цели используются следующие задачи:
- дать правовую характеристику участия прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел;
- охарактеризовать участие прокурора в рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции;
- назвать основания и особенности участия прокурора при рассмотрении уголовных дел в кассационной инстанции;
- определить основания и особенности участия прокурора в рассмотрении уголовных дел в надзорной инстанции;
- выявить особенности участия прокурора в рассмотрении дел с участием присяжных заседателей.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………….3

1. Правовая основа участия прокурора в уголовном судопроизводстве, поддержание обвинения …………………………………..………………………4
2. Основания и особенности участия прокурора при рассмотрении уголовных дел в кассационной, надзорной инстанциях, суде присяжных…7

Заключение…………………………………………...……………………………..15
Список используемых источников и литературы …………………..……….….16

Файлы: 1 файл

поддержание прокурором гос. обвинения в суде.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

в) неправильное применение уголовного закона в случаях, предусмотренных  ст. 382 УПК РФ;

г) несправедливость назначенного наказания  в случаях, предусмотренных ст. 383 УПК РФ.

В заключении представления прокурор излагает свои предложения об отмене или изменении приговора.

По истечении установленного законом  кассационного срока суд, в который  был принесен протест, направляет его  вместе с делом в кассационную инстанцию.

Определения и постановления суда по уголовному делу обжалуется прокурором при наличии оснований и в порядке, предусмотренном ст. 355 УПК РФ. Участие прокурора в рассмотрении кассационной инстанцией принесеного протеста регламентировано уголовно-процессуальным законодательством.

В соответствии со ст. 377 УПК РФ после  открытия судебного заседания и доклада дела одним из членов суда прокурор обосновывает принесенное представление и излагает свое мнение относительно приговора. Если дело в кассационной инстанции рассматривается в связи с подачей кассационной жалобы, то прокурор, после выступления представителя осужденного, потерпевшего, иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, высказывает свое мнение об обоснованности жалобы и решения суда кассационной инстанции относительно приговора или иного обжалованного решения суда.

В процессе участия в кассационном рассмотрении дела прокурор имеет право знакомиться с дополнительными материалами, представленными суду, заявлять ходатайства.

Определение кассационной инстанции  по рассмотренному делу окончательно и обжалованию не подлежит. В случае несогласия прокурора оно может быть опротестовано лишь в порядке надзора.

 Основания и особенности участия прокурора в рассмотрении уголовных дел в надзорной инстанции. Правовой основой деятельности прокурора по обжалованию вступивших в силу приговоров, определений и постановлений суда по уголовному делу является ч. 2 ст. 36 Закона о прокуратуре и ст. 402 УПК РФ. Прокурор, независимо от участия в судебном разбирательстве, вправе в пределах своей компетенции обжаловать вступившие в законную силу приговор, определение или постановление, если сочтет что они незаконны или необоснованны. Однако в соответствии с требованиями ст. 405 УПК РФ обжалование и последующий пересмотр приговора, определения или постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, ухудшающим положение осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела не допускается.

Статья 403 УПК РФ определяет в какие  суды надзорной инстанции должны вноситься надзорные представления прокурора на вступившие в законную силу судебные решения. В соответствии с ее требованиями, надзорное представление на вступившие в законную силу приговор и постановление мирового судьи; приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение суда субъекта федерации РФ вносятся в президиум суда субъекта РФ6.

На не обжалованные в порядке  надзора выше перечисленные судебные решения; приговоры, определения и  постановления суда субъекта РФ, если они не рассматривались Верховным Судом РФ в кассационном порядке; постановление президиума суда субъекта РФ надзорное представление вносится в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ.

На приговор, определение или  постановление гарнизонного военного суда; кассационное определение окружного (флотского) военного суда надзорное представление вносится в президиум окружного (флотского) суда.

На не обжалованные в порядке  надзора решения гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда; приговор, определение или постановление окружного (флотского) военного суда, если они не рассматривались Верховным Судом РФ в кассационном порядке; постановление президиума окружного (флотского) военного суда надзорное представление вносится в Военную коллегию Верховного Суда РФ.

На определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, приговор и определение  Судебной коллегии по уголовным делам  Верховного Суда РФ, постановление  судьи Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания надзорное представление вносится в Президиум Верховного Суда РФ.

Требованиями ст. 403 УПК РФ определяется и компетенция прокурора на принесение надзорного представления. В президиум  суда субъекта РФ надзорное представление  вносит прокурор субъекта РФ. В президиум окружного (флотского) военного суда надзорное представление вносит военный прокурор округа (флота).

В Судебную коллегию по уголовным  делам Верховного Суда РФ надзорное  представление вносит Генеральный  прокурор РФ или его заместитель. В Военную коллегию Верховного Суда РФ надзорное представление вносит Главный военный прокурор или его заместитель. В Президиум Верховного Суда РФ надзорное представление вносит Генеральный прокурор РФ.

Таким образом, районный или городской  прокурор, гарнизонный прокурор лишены права на обжалование в порядке надзора судебных решений. Они имеют право истребовать рассмотренное судом уголовное дело, решения по которому вступили в законную силу, для выяснения вопроса о их законности и при наличии к тому оснований обратиться к вышестоящему прокурору с просьбой о внесении надзорного представления в соответствующий суд надзорной инстанции7.

Для решения вопроса об опротестовании вступившего в законную силу приговора, определения или постановления  суда прокурор, имеющий право на принесение надзорного представления, может в пределах своей компетенции сам истребовать из суда любое дело. Если прокурор, изучив истребованное дело, не находит оснований для принесения надзорного представления, он возвращает дело в суд и сообщает об этом заинтересованным лицам.

При рассмотрении дела в  надзорной инстанции прокурор поддерживает представление. В президиуме суда субъекта РФ это делает прокурор субъекта РФ, в Судебной коллегии по уголовным  делам Верховного Суда Российской Федерации — прокурор Генеральной прокуратуры РФ, в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации — Генеральный прокурор РФ или его заместитель. В результате рассмотрения дела представление прокурора может быть удовлетворено или отклонено. На постановления президиумов судов субъектов РФ или определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской федерации могут быть принесены надзорные представления в рассмотренном выше порядке. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации окончательно и опротестованию не подлежит.

Участие прокурора в  рассмотрении уголовных дел в суде надзорной инстанции обязательно. Если дело рассматривается на основании надзорной жалобы, участвующий в рассмотрении дела прокурор дает заключение по надзорной жалобе, в котором указывается подлежит жалоба частичному или полному удовлетворению или отклонению.

 Особенности участия прокурора в рассмотрении дел с участием присяжных заседателей. Концептуальное и конституционное (ст.ст. 47, 123 Конституции РФ) закрепление суда присяжных в судебной системе Российской Федерации повлекло соответствующие изменения уголовно-процессуального законодательства, регулирующего, в частности, деятельность прокурора в суде. Создание и функционирование суда присяжных в ряде регионов РФ обусловили необходимость отдельного освещения некоторых особенностей участия прокурора в рассмотрении дел судом этого вида.

Прежде всего,  следует  отметить, что в соответствии с  определенной п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ подсудностью, суды присяжных могут рассматривать  дела только о преступлениях, перечисленных  в этой статье, причем только при наличии об этом ходатайства обвиняемого. Последнее заявляется обвиняемым при объявлении ему об окончании предварительного следствия и предъявлении для ознакомления всех материалов дела. Так как в последующем ходатайство обвиняемого о рассмотрении его дела в суде присяжных, как и отказ от ранее заявленного ходатайства, не принимаются, то прокурор уже на этом этапе знает, что данное дело будет рассматриваться в суде присяжных и может тщательно готовиться к участию в его рассмотрении.

Определенные сложности в подготовке прокурора к участию в рассмотрении уголовного дела в суде присяжных возникают уже с момента заявления соответствующего ходатайства. Такая сложность возникает, когда по делу проходит несколько обвиняемых. В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 217 УПК РФ, если один или несколько обвиняемых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, то следователь решает вопрос о выделении дел в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. При невозможности выделения дела в отдельное производство, дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей. В этих случаях прокурор должен следить за тем, чтобы обвиняемые, не заявившие ходатайства о рассмотрении дела в суде с участием присяжных заседателей, были уведомлены, что такое ходатайство о рассмотрении дела в суде с участием присяжных заседателей было заявлено другим обвиняемым и чтобы следователь разъяснил им, что при невозможности выделения отдельного производства дело будет рассмотрено в суде с участием присяжных заседателей. Прокурору также следует иметь в виду, что обвиняемый, отказавшийся от рассмотрения дела в суде с участием присяжных заседателей, тем не менее пользуется всеми правами, предусмотренными порядком рассмотрения дел в суде с участием присяжных заседателей.

Прокурор должен проследить и принять меры к обязательному участию защитника в судебном процессе, если защитник не был приглашен самим обвиняемым или другими лицами по его поручению. В соответствии с требованиями ст. 246 УПК РФ участие государственного обвинителя в рассмотрении любого дела, а тем более судом с участием присяжных заседателей обязательно. Причем не только в непосредственном рассмотрении, но и на предварительном слушании дела судьей8.

Необходимость участия  прокурора в предварительном  слушании дела объясняется тем, что в этой стадии окончательно решается вопрос о форме судопроизводства по делу. Судья, проводящий судебное заседание с обязательным участием прокурора, обвиняемого, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в суде присяжных, его защитника, выясняет, подтверждает ли обвиняемый свое ходатайство. Если ходатайство подтверждается, а по делу проходят другие обвиняемые, не заявившие ходатайства о рассмотрении дела в суде присяжных, то дело рассматривается с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 325 УПК РФ)

В случаях не подтверждения  или отказа обвиняемого от ранее  заявленного ходатайства дело подлежит рассмотрению судом в составе  трех 'профессиональных судей (п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК РФ). Выяснив мнение каждого  из обвиняемых, судья выносит постановление о назначении дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей. Вынесенное постановление является окончательным. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения дела судом с участием присяжных заседателей не принимается.

Прокурор на стадии предварительного слушания дела должен проследить, имеются ли в суде указанные выше ходатайства, есть ли ходатайство обвиняемого о рассмотрении дела на предварительном слушании в его отсутствие, если он сам отказывается от участия в заседании. Без указанных документов дело в предварительном слушании рассмотрено быть не может. Прокурор на предварительном слушании высказывает свое мнение относительно ходатайств, заявленных другой стороной, сам заявляет в необходимых случаях ходатайство. Важное значение при этом имеет оценка прокурором допустимости доказательств, если этот вопрос возникает на предварительном слушании. Прокурор, участвующий в предварительном слушании дела, вправе отказаться от обвинения полностью или частично. В этом случае судья прекращает дело полностью или в соответствующей части. Так как на предварительном слушании ведется протокол заседания, то прокурор в случаях несогласия с его содержанием может дать замечания в порядке, предусмотренном ст. 260 УПК РФ.

Существенной особенностью участия прокурора в разбирательстве дела судом с участие присяжных заседателей является его активное участие в отборе присяжных заседателей. Учитывая принципиальную важность роли присяжных заседателей в судебном процессе, прокурор должен с максимальным вниманием выяснить все вопросы, касающиеся личности присяжных заседателей, могущие повлиять на объективность их решения по делу. С этой целью он может задавать вопросы присяжным заседателям, подготовить и передать председательствующему в письменном виде мотивированное ходатайство об отводе присяжного заседателя.

Прокурор в процессе отбора присяжных заседателей, согласно ст. 328 УПК РФ, имеет право на не мотивированный отвод их, но числом не более двух. С этой целью он из списка с фамилиями присяжных  заседателей вычеркивает фамилию не вызывающего доверия присяжного заседателя. После формирования председательствующим суда коллегии присяжных заседателей, но до принятия ими присяги, прокурор, согласно ст. 330 УПК РФ, имеет право, если придет к такому выводу, заявить, что вследствие особенностей рассматриваемого дела этот состав коллегии присяжных заседателей в целом может оказаться неспособным вынести объективный вердикт. В случае, если такое заявление председательствующим будет признано обоснованным, он может распустить коллегию присяжных заседателей. Активное использование рассмотренного выше права в отборе присяжных заседателей является существенной гарантией законности их последующего решения по делу.

Центральное место в  деятельности прокурора в суде присяжных  имеет его участие в судебном следствии. Особенностью этой деятельности государственного обвинителя является уже то, что в соответствии с требованием закона (ст. 335 УПК РФ) прокурор во вступительном заявлении излагает сущность предъявленного обвинения и порядок исследования предъявленных им доказательств.

Информация о работе Поддержание прокурором государственного обвинения в суде